Оценка условий труда на рабочем месте слесаря по ремонту подвижного состава в Пассажирском вагонном депо Уфа

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2015 в 17:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - оценка условий труда на рабочем месте слесаря по ремонту подвижного состава в Пассажирском вагонном депо Уфа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
идентифицировать опасные и вредные производственные факторы на рабочем месте слесаря подвижного состава;
составить описание редукторного цеха, рабочего места и выполняемых работ слесаря подвижного состава;
измерить и оценить опасные и вредные производственные факторы и их источники в редукторном цехе;
разработать мероприятия по улучшению условий труда на рабочем месте слесаря подвижного состава;
заполнить карту аттестации рабочего места слесаря подвижного состава.

Файлы: 1 файл

Вахитова БЖД.docx

— 387.29 Кб (Скачать)

 

Интенсивный шум на производстве способствует снижению внимания и увеличению числа ошибок при выполнении работы, исключительно сильное влияние оказывает шум на быстроту реакции, сбор информации и аналитические процессы, из-за шума снижается производительность труда и ухудшается качество работы. Шум затрудняет своевременную реакцию работающих на предупредительные сигналы внутрицехового транспорта (автопогрузчиков, мостовых кранов и т. п.), что способствует возникновению несчастных случаев на производстве [4].

Неспецифическое воздействие шума заключается в том, что через волокна слуховых нервов раздражение шумом передается в центральную и вегетативную нервные системы, а через них воздействует на внутренние органы, приводя к значительным изменениям в функциональном состоянии организма, влияет на психическое состояние человека, вызывая чувство беспокойства и раздражения. Установлено, что человек, подвергающийся воздействию интенсивного шума, затрачивает на 10 - 20% больше физических и нервно-психических усилий, чтобы сохранить выработку, достигнутую при уровне звука ниже 70 дБА. Общая заболеваемость рабочих шумных производств на 10-15% выше [1].

Основными нормативно-техническими документами в области шумового воздействия являются ГОСТ 12.1.050-86 «ССБТ. Методы измерения шума на рабочих местах», ГОСТ 12.1.003 – 83 «ССБТ. Шум. Общие требования безопасности», СН 2.2.4.2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

Дано: В течение рабочего дня ( 8 ч) на слесаря подвижного состава действует непостоянный шум. Согласно результатам измерений в течении 2 часов действует шум с уровнем звука 85дБА, следующий час – 80 дБА, следующие 30 минут – 75 дБА, следующий час 83 дБА и следующие 30 минут – 81 дБА. Рассчитать эквивалентный уровень звука.

Решение:

Непостоянный шум оценивается по эквивалентному уровню звука Lэкв. Фактическое значение Lэкв рассчитывается по формуле :

,

где fi- относительное время воздействия шума класса i, в % от времени измерения

LАi- уровень звука класса i, дБА

LАэкв=10lg [1/100 (25∙100,1∙85 ∙ 12,5∙100,1∙80 ∙   6,25∙100,1∙75∙   12,5∙100,1∙83∙   6,25 ∙100,1∙81 )  ] = 83 дБА.

ΔL= LАэкв- LАэкв норм=83-80= 3 дБА

Наблюдается превышение ПДУ на 3дБ, что соответствует  классу условий труда 3.1– вредный.

 

3.1.2.1 Расчет звукопоглощающей  облицовки на рабочем месте  слесаря по ремонту подвижного  состава

В помещении редукторного отделения максимальное превышение нормативного уровня звукового давления наблюдается на частоте 4000 Гц и составляет 7 дБ. Для снижения этого показателя проведем расчет звукопоглощения.

Порядок расчета мероприятий по акустической обработке помещений следующий:

1. Определяется величина требуемого снижения ΔLзп в октавных полосах частот.

2. Выбирается конструкция звукопоглощающей  облицовки с учетом спектра  уменьшаемого шума и условий  помещения.

3. Определяется площадь звукопоглощающей  облицовки Soбл .

Дано: В редукторном отделении 15х10х4,5 м со средним коэффициентом звукопоглощения α1=0,1 требуется снизить уровень отраженного звука на частоте 4000 Гц на 7 дБ с помощью акустической обработки помещения, применив для этого звукопоглощающий материал с коэффициентом звукопоглощения α0= 0,7.

Решение:

 Эффективность звукопоглощающей облицовки определяется по формуле :

ΔLзп= 10 lg А2/А1,

где А2- суммарное звукопоглощение после облицовки

А1- суммарное звукопоглощение до облицовки

А1= α1∙S1 ,

где α1- коэффициент звукопоглощения необлицованных поверхностей

S1- площадь необлицованных поверхностей

А2= α0∙S0+ α1∙(S1 - S0),

где α0- коэффициент звукопоглощения облицовки

S0- площадь облицовки

1.Площадь необлицованных поверхностей

S1= 2∙А∙В+ 2∙А∙H+ 2∙В∙H = 2∙15∙10+ 2∙15∙4,5+ 2∙10∙4,5= 795 м2

2. Суммарное звукопоглощение до  облицовки

А1= α1∙S1 = 0,1∙795 =79,5

3. Суммарное звукопоглощение после  облицовки

ΔLзп= 10 lg А2/А1

Отсюда,

lg А2/А1= ΔLзп / 10= 7/10=0,7

А2= 100,7∙А1=5,01∙79,5=398,44

4. Площадь облицовки

А2= α0∙S0+ α1∙(S1 - S0)

398,44=0,7 ∙S0 +0,1 ( 795- S0)

Отсюда,

S0= 531,5 м2

Таким образом, для уменьшения уровня шума на 7 дБ необходимо покрыть звукопоглощающими минераловатными плитами с коэффициентом звукопоглощения α = 0,7 площадь, равную 531,5 м2.

3.1.2.2 Расчет звукоизолирующей  облицовки на рабочем месте  слесаря по ремонту подвижного  состава

В помещении редукторного отделения максимальное превышение нормативного уровня звукового давления наблюдается на частоте 4000 Гц и составляет 7 дБ. Для снижения этого показателя проведем расчет звукоизоляции

Порядок расчета мероприятий по звукоизоляции следующий:

1. Определяется величина требуемого снижения ΔLзи в октавных полосах частот.

2. Выбирается конструкция звукоизолирующей перегородки с учетом спектра уменьшаемого шума и условий помещения.

3. Определяется толщина звукоизолирующей перегородки

Дано: Рассчитать толщину звукоизолирующей перегородки из однородного материала ρ= 5∙103 кг/м3 для снижения уровня звукового давления на частоте 4000 Гц на 7 дБ

Решение:

Снижение уровня шума за счет звукоизоляции однородной металлической перегородкой

ΔLзи= 10lg ( G∙f) -47,5,

G- масса 1 м2 звукоизолирующей перегородки, кг/м2

f- частота, Гц

G= ρ∙d,

где ρ- плотность материала перегородки , кг/м3

d- толщина перегородки, м

Отсюда,

1,4 см

Таким образом, для уменьшения уровня шума на 7 дБ необходима звукоизолирующая перегородка ρ= 5∙103 кг/м3 толщиной 1,4 см.

3.2 Организационные  мероприятия по обеспечению безопасных условий труда на рабочем месте слесаря по ремонту подвижного состава

 

К самостоятельной работе по ремонту редукторно-карданных приводов  допускаются слесари по ремонту подвижного состава, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте, первичную проверку знаний по охране труда и электробезопасности.

Вновь принимаемые на работу проходят обучение, по оказании первой помощи пострадавшим не позднее одного месяца после приема на работу.

В процессе работы работники должны проходить в установленном порядке периодические медицинские осмотры, повторные, а при необходимости, внеплановые и целевые инструктажи по охране труда, очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда, а также периодическое, не реже одного раза в год обучение, по оказании первой помощи пострадавшим [15].

Работники, выполняющие работы по ремонту и техническому обслуживанию подвижного состава повторный инструктаж должны проходить не реже одного раза в три месяца.

Работник должен знать:

  • действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы;
  • требования электробезопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии;
  • места хранения аптечек с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами.

Работники должны:

  • выполнять только входящую в их обязанности или порученную мастером (бригадиром) работу;
  • применять безопасные приемы выполнения работ;
  • содержать в исправном состоянии и чистоте инструмент, приборы, приспособления, инвентарь и СИЗ;
  • выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, звуковых и световых сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, кранов, водителями транспортных средств и другими работниками железнодорожного транспорта, а также указаний, передаваемых по громкоговорящей связи;
  • быть предельно внимательным в местах движения транспорта;
  • уметь оказывать первую помощь пострадавшим;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха. При работе на открытом воздухе в зимнее время для предотвращения охлаждения и обморожения работники должны использовать предусмотренные перерывы в работе для обогревания в зависимости от температуры наружного воздуха и скорости движения ветра.

Работникам запрещается:

- приступать к новой (несвойственной) работе без получения  от мастера (бригадира) инструктажа  о безопасных способах ее выполнения;

- находиться под поднятым  и перемещаемым грузом;

- перебегать пути перед  движущимся транспортом;

- находиться на территории  подразделения в местах, отмеченных  знаком «Осторожно! Негабаритное  место», а также около этих  мест при прохождении железнодорожного  подвижного состава (далее - подвижной состав) [15].

Работники должны выполнять следующие требования пожарной безопасности:

  • курить только в отведенных и приспособленных для этого местах;
  • не пользоваться электронагревательными приборами в местах, не оборудованных для этих целей;
  • не подходить с открытым огнем к газосварочному аппарату, газовым баллонам, аккумуляторным ящикам, окрасочным камерам, легковоспламеняющимся жидкостям и материалам;
  • не прикасаться к кислородным баллонам руками, загрязненными маслом;
  • не допускать скопления горючего мусора в производственных помещениях и на рабочих местах;

При возникновении аварий следует:

  • умело и быстро выполнять обязанности, изложенные в плане ликвидации аварий;
  • сообщить в пожарную охрану;
  • прекратить все технологические операции;
  • принять меры к удалению людей из опасной зоны;
  • проинформировать руководителя предприятия;
  • принять участие в ликвидации аварии и устранении ее последствий.
  • знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, имеющимися на участке.

Рабочие места и проходы к ним следует содержать в чистоте, не допуская загромождения их деталями, приспособлениями, инструментами и материалами [15].

Обтирочный материал и другие материалы, непригодные для дальнейшего использования, необходимо складывать в металлические ящики с плотно закрывающимися крышками.

Специальную и личную одежду, обувь необходимо хранить отдельно друг от друга в шкафчиках в гардеробной. Выносить спецодежду и другие СИЗ за пределы подразделения не допускается.

Работники, использующие в работе кислоты, щелочи, масла и нефтепродукты, должны применять соответствующие СИЗ, в том числе защитные пасты и мази в соответствии с инструкцией по их применению.

В случае получения травмы или заболевания работник должен прекратить работу, поставить в известность мастера цеха и обратиться за помощью в медицинский пункт [15].

 

3.3 Подбор  средств индивидуальной защиты  для слесаря по ремонту подвижного состава

 

Работники, занятые ремонтом подвижного состава должны обеспечиваться специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, представленными в таблице 3.1

 

 

 

Таблица 3.1 – Нормы выдачи СИЗ слесарю по ремонту подвижного состава

Наименование профессии

Наименование спецодежды, спецобуви, СИЗ

Срок носки

Необходимость подтверждения соответствия

Форма подтверждения соответствия

 

Слесарь по ремонту подвижного состава

 

Костюм «Механик-Л»

2 на 1.5 года

Да

Декларирование

Ботинки юфтевые на маслобензостойкой подошве

1 пара на 9 месяцев

Да

Декларирование

Плащ для защиты от воды

1 на 2 года

Да

Декларирование

Головной убор сигнальный

1

Да

Декларирование

Перчатки комбинированные или с полимерным покрытием

12 пар

Нет

 

Очки защитные

До износа

Да

Декларирование

Каска защитная

1 на 2 года

Да

Декларирование

Жилет сигнальный 2 класса защиты

4

Да

 

Комплект для защиты от пониженных температур «Осмотрщик»

1 на 4 года

Да

Декларирование

Информация о работе Оценка условий труда на рабочем месте слесаря по ремонту подвижного состава в Пассажирском вагонном депо Уфа