Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 17:35, курсовая работа
Оценка персонала была и остается одним из важнейших элементов системы управления персоналом: без оценки невозможно обойтись ни при подборе персонала, ни при аттестации, создании кадрового резерва, ротации кадров. Часто от эффективности оценки персонала зависит эффективность работы всей HR-системы. Эффективность же оценки персонала напрямую зависит от адекватности используемых методов и подходов.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ……….……………………………………………..…..…7
1.1 Понятие тестирования. Предпосылки тестирования………….……..…7
1.2 Значение тестирования в управлении персоналом.
Плюсы и минусы тестирования как метода………………..………….……..9
1.3 Тестовые методики, применяемые в кадровой работе………...……….14
ГЛАВА 2. ТЕСТИРОВАНИЯ В КАДРОВОЙ РАБОТЕ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
(НА ПРИМЕРЕ ОАО «ОМСКПРОМСТРОЙБАНК»)………………...........24
2.1 Общая характеристика ОАО «Омскпромстройбанк»……………......…24
2.2 Использование тестирования в управлении кадрами
ОАО «Омскпромстройбанк» ……………………………………...……...…..26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………….…………......…31
БИБЛИОГРАФический список...……………………....………
Однако почти все эти достоинства имеют “обратную сторону медали”. Далее постараемся обобщить некоторые мнения, касающиеся слабых сторон тестирования [6; 7, С. 23-24; 9].
Начнем со стандартизованности. Далеко не все методики, используемые менеджерами по кадрам, являются действительно стандартизованными (проверенными на большой, референтной выборке, подтвердившей, что для людей с одинаково выраженной тестируемой чертой результаты теста будут одинаковыми), очень часто в кадровой работе используются любительские и научно-популярные тесты. Более того, стандартизация сама по себе еще не является гарантией качества: как правило тесты проходят стандартизацию на студентах, а никто не может гарантировать что норма, скажем, тревожности у студентов, бухгалтеров и, например, таможенных брокеров будет одна и та же.
Объективность данных, полученных путем тестирования, также может быть подвергнута сомнению. Большинство тестов, используемых в оценке персонала, являются опросниками, далеко не все из них снабжены шкалой лжи. Основная масса этих опросников была сконструирована в исследовательских целях, тестирование проходило добровольно, либо по инициативе обследуемого, поэтому шкала лжи не предусматривалась, или была слабо защищена: обследуемым незачем было лгать. Поэтому для человека с высшим образованием (а значит достаточно высоким уровнем интеллекта) “обойти” такой тест – не проблема, особенно если от успешности прохождения теста зависит, примут ли его на перспективную работу.
Кроме того, громоздкие опросники требуют много времени на заполнение, обработку и интерпретацию. Естественно, что человек, тратящий много времени и труда на заполнение тестов, начинает испытывать раздражение по отношению к компании и людям, подвергшим его такому “испытанию”. Как следствие – портится имидж фирмы, снижается лояльность сотрудников.
По большому счету, психологическое тестирование в кадровой работе имеет смысл в двух случаях: при оценке профессиональной пригодности специалистов ряда областей, предъявляющих особые требования к познавательным функциям (внимание, память, мышление, эмоциональная сфера и др.) профессионала (бухгалтер, диспетчер, пилот и др.) и при большом потоке (массовый набор или аттестация однотипных специалистов), когда необходима скорость оценки и большое значение приобретает возможность сравнивать результат.
В то же время, многие характеристики, пользующиеся большим спросом на рынке труда (корпоративность, лояльность, конструктивность, ориентация на клиента и пр.) не могут быть достоверно выявлены с помощью тестов. А уж определить, впишется ли кандидат в организационную культуру компании никакими методиками, кроме наблюдения и беседы определить не возможно. К тому же далеко не всегда можно установить прямую связь между наличием у кандидата определенных психологических качеств и его профессиональной успешностью, а отсутствие ряда профессионально важных качеств может быть скомпенсировано опытом и индивидуальным стилем деятельности. Вообще, зацикленность на выявлении предустановленного набора характеристик ограничивает спектр информации, который можно получить в ходе обследования.
В целом, применение тестов-опросников
требует от менеджера по персоналу
меньшей компетентности в области
психологии, чем проективные методики,
наблюдение и интервью, поскольку
результаты тестирования как метода
минимально зависит от мастерства исследователя.
Однако, отсутствие должной компетентности
может привести к тому, что измеряется
не то, что планировалось из-за неадекватного
выбора метода. Часто применяется
тот тест, которым исследователь
хорошо владеет или привык пользоваться,
а не тот, который соответствует
ситуации. Многие, наверное, сталкивались
с тем, что клинический тест MMPI,
созданный для выявления
По разнообразию предоставляемой
информации тестирование как метод
значительно проигрывает и
Тем не менее, существует 3 основные
категории тестов, которые могут
с успехом использоваться кадровой
службой. Это проективные, профессиональные
и когнитивные тесты. Проективные
тесты дают массу разнообразной
информации о человеке, не требуют
много времени для прохождения,
и их весьма сложно “обмануть”, поскольку
эти методики скорее апеллируют к
бессознательному, мало соприкасаясь
с нашими сознательными установками
и убеждениями. Именно поэтому проективные
методики, кроме всего прочего, лучший
метод для определения
В заключении хотелось бы напомнить, что данные тестирования, а также отказ от прохождения тестирования, по действующему законодательству, не могут являться причиной отказа в рабочем месте претенденту или работнику.
1.3 Тестовые методики, применяемые в кадровой работе
Перечень тестовых методик,
применяемых для профотбора и
аттестации персонала, весьма широк. Однако
при всем их разнообразии лишь отдельные
методики могут претендовать на значительную
эффективность безотносительно
к виду профессиональной деятельности,
задачам диагностики или
Одним из наиболее распространенных
и, одновременно, наименее оспариваемых
направлений тестирования является
проверка профессиональных знаний и
умений. «Тесты достижений» (не путать
с тестированием мотивации
Вместе с тем, использование «тестов достижений» самих по себе также не является решением проблемы.
Во-первых, при отборе кандидатов на высокооплачиваемую должность может оказаться большое количество претендентов, продемонстрировавших высокий (достаточный) уровень профессиональных знаний и умений. Особо следует подчеркнуть, что незначительные различия (в баллах или процентах) по результатам тестирования не могут служить абсолютным критерием для принятия кадрового решения.
Во-вторых, для молодых, активно развивающихся компаний, которые пока не способны содержать высокооплачиваемых специалистов, смысл подбора кадров состоит в поиске не «готовых» профессионалов, а, скорее, перспективных новобранцев («был бы человек способный, а профессии научим»).
В-третьих, многие топ-менеджеры не просто заинтересованы в привлечении профессионально компетентных специалистов, но ищут людей, обладающих такими специфическими качествами, как креативность, аналитический склад ума, коммуникабельность и др.
В-четвертых, специфика многих, наиболее востребованных сегодня на рынке труда направлений профессиональной деятельности состоит в выдвижении на первый план личностных и психологических качеств специалиста. Однако их невозможно приобрести в рамках классического академического образования и, соответственно, выявить при помощи «тестов достижений» [6].
К сожалению, не существует
универсальной методики построения
батареи тестов. Противоречиво и
отношение различных
Будем отталкиваться от краеугольного камня — тезиса, согласно которому любая батарея тестов формируется исходя из профессиограммы, соответствующей определенному виду профессиональной деятельности [6]. (Если для грамотной разработки профессиограмм необходимо быть психологом высокой квалификации и иметь большой опыт такой работы, то для формирования батарей тестов достаточно базового уровня психологических знаний и консультационной поддержки организаций, занимающихся разработкой профессиональных тестовых методик для кадрового менеджмента.) Профессиограмма содержит базовые сведения о психологических, интеллектуальных и деловых качествах, формирующих тот личностный базис, который наряду со специальными знаниями и умениями определяет «портрет» успешного специалиста в конкретной сфере профессиональной деятельности. Имея информацию о том, какими именно качествами должен обладать специалист, а также о степени интенсивности и специфике их проявления, психолог подбирает специализированные методики, разработанные и апробированные для диагностики этих качеств.
Дополнительным уточняющим фактором при выборе тактики тестирования является должностная инструкция. Дело в том, что в зависимости от организационной структуры компании, где проводится отборочное или аттестационное тестирование, на одно и тоже должностное лицо могут возлагаться различные задачи, требующие дополнительной компетентности в самых разных сферах деятельности. Соответственно, возникает необходимость отследить и проанализировать эти дополнительные компетенции.
Сложным моментом в использовании батарей тестов является комплексный анализ результатов и составление интегрального заключения. Результаты, полученные по различным тестовым методикам, зачастую не только не дают однозначного ответа на вопрос о степени соответствия тех или иных психологических особенностей претендента достаточно условным требованиям, которые содержатся в профессиограммах, но нуждаются еще и в «состыковке» при интерпретации их взаимодействия и взаимовлияния.
Единственным
Наличие внутренней мотивации к тому или иному виду деятельности является настолько мощным катализатором психофизиологической энергии, что значимость этого фактора для профессиональной самореализации трудно переоценить. Тестирование профессиональной мотивации предполагает изучение не только профессиональных интересов, но и отношения к профессиональным ценностям. В то же время, специализированные тесты позволяют минимизировать влияние фактора социальной желательности и конъюнктурного интереса на общую картину профессиональной мотивации, фиксируемую результатами тестирования.
Коэффициент уровня развития интеллекта (IQ) — это достаточно абстрактный показатель, который сам по себе не может служить критерием для профотбора и аттестации. Тесты на IQ (в огромном количестве созданные в период повального увлечения таким тестированием на Западе) практически не используются из-за низкой практической отдачи.
Значительно более эффективен
анализ структуры интеллекта. В чем
же различия? При кажущейся схожести,
они кардинальны. Прежде всего, различается
стимульный материал. Тесты на IQ содержат,
как правило, группы графических
и цифровых заданий, призванных исследовать
уровень развития невербального
интеллекта. При этом подобные тесты
не содержат субтестов (групп заданий),
направленных на исследование вербального
интеллекта («чувства языка»). Причины
такой дискриминации известны. Во-первых,
разработка вербальных субтестов значительно
более трудоемкая, поскольку требует
совместной работы психологов и филологов.
Во-вторых, тестовые методики, имеющие
вербальные субтесты, могут быть практически
использованы только в среде носителей
языка разработки. Иными словами,
такие тесты не являются интернациональными
и требуют перевода, последующей
адаптации и дополнительной стандартизации
в новой языковой среде. В-третьих,
слияние различных типов
Значительно более объективными,
с точки зрения методологии сбора
данных, и информативными, с точки
зрения полученных результатов, можно
признать тестовые методики, предназначенные
для анализа уровня развития отдельных
способностей в структуре интеллекта.
Во-первых, на порядок объективнее
оказалась оценка уровня развития интеллекта
людей, ориентированных на гуманитарно-коммуникативные
сферы деятельности. Во-вторых, именно
возможность сопоставления