Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:52, курсовая работа
Целью моей работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, права и обязанности лицензиара и лицензиата, ответственность сторон, порядок заключения и прекращения договора франчайзинга, особенности отношений лицензиара и лицензиата.
ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие франчайзинга
1.1 Основная терминология
1.2 Понятие договора комплексной предпринимательской лицензии
1.3 Элементы договора комплексной предпринимательской лицензии
2. Содержание договора комплексной предпринимательской лицензии
2.1 Заключение договора комплексной предпринимательской лицензии
2.2. Ответственность лицензиата
2.3. Ответственность лицензиара
3. Франчайзинг в Казахстане
3.1 История развития франчайзинга в Казахстане
3.2 Статистика казахстанского франчайзинга, особенности рынка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
3.2 Статистика казахстанского франчайзинга, особенности рынка
Статистика франчайзинга явялется очень приблизительной, т.к. нет единого центра регистрации франчайзинга в стране и не все компании анонсируют свою деятельность как франчайзинг. В Минюсте регистрируются франчайзинговые договора, но не все компании следуют этой практике. Только в нескольких странах статистика франчайзинга наиболее точная. К примеру в США, где каждый франчайзинговый случай регистрируется на федеральном или региональном уровне.
По приблизительным данным в стране действуют около 120 франчайзинговых систем и 1000 точек франчайзи. Количество занятых работников в секторе составляет около 14 000 человек на 2007 год. Это достаточно внушительная цифра в масштабе населения страны. В связи с непрозрачностью рынка, очень сложно реально оценить годовой оборот франчайзинга. Но приблизительная цифра ежегодного оборота в секторе франчайзинга колеблется в районе 500 миллионов долларов.
Статистика казахстанского франчайзинга очень динамична. Быстрый рост экономики, увеличение доли МСБ в ВВП страны, увеличение спроса на передовые технологии бизнеса, относительная незаполненность ниши франчайзинга, а также ряд других факторов позволяют прогнозировать многократное увеличение статистических данных сектора в ближайшее время.
Нельзя не обратить внимания на некоторые негативные факторы, тормозящие развитие франчайзинга в стране:
1.Отсутствие государственных льгот и преференций франчайзинговому сектору.
2.Недостаточная защита интеллектуальной собственности.
3.Ограниченность доступа предпринимателей к т.н. «длинным деньгам».
4. Непрозрачность отечественного предпринимательства.
5. Слабая информированность о франчайзинге, как о выгодной форме предпринимательских отношений.
6.Гиперинфляционный рост цен на недвижимость за период 2000-2007 год в результате огромного наплыва денежной массы. Высокие цены на недвижимость делают нерентабельным открытие франчайзинговой точки, что является существенным барьером для развития франчайзинга в целом.
В стране накопилась огромная денежная масса. Но отсутствуют объекты инвестирования. Неразвитость фондового рынка мешает населению использовать этот ресурс как источник инвестирования. В результате, инвестиции в основном направляются в недвижимость, что провоцирует инфляцию.
В то же время предпринимательство и франчайзинг в частности, являются очень распространенными в мире объектами инвестирования. Как показывает опыт Запада, успешным предпринимателям может быть любой человек: от пенсионера до домохозяйки. И франчайзинг, как менее рискованный метод ведения бизнеса, идеален для неофитов бизнеса (согласно данным Торгово-Промышленной Палаты США 97% франчайзинговых предприятий, открытых за последние 5 лет, продолжали успешно работать в дальнейшем, в то время как 62% нефранчайзинговых предприятий закрылись за этот же период).
Но в Казахстане все еще недостаточный уровень предпринимательской информированности, слабая вовлеченность неактивного населения в предпринимательскую активность. Доля занятого населения в предпринимательстве по сравнению с мировой статистикой очень невысока («самозанятое население» не относятся к официальному предпринимательству). Это говорит о необходимости совершенствования инфраструктуры поддержки начального предпринимательства[9].
На рынке Казахстана превалирует доля иностранных франшиз. Но за последнее время сформировались ряд отечественных компаний, которые активно развиваются через систему франчайзинга. Несомненно, большую роль в развитии франчайзинга будет играть соседство с Китаем, с которым очень трудно конкурировать в себестоимости продукции. И только предприятия с оригинальными и неповторимыми товарами и услугами могут быть конкурентноспособными в таких условиях.
Если рассматривать типы франчайзинга в Казахстане, то в стране наиболее представлен дистрибьютивный/торговый франчайзинг, в то время как в западных странах доля делового формата традиционно выше доли торгового.
Еще одна особенность рынка франчайзинга в Казахстане – сублицензионность. Международные франчайзеры не торопятся работать в Казахстане напрямую. Очень мало прямых классических отношений : франчайзер-франчайзи. Международные франчайзеры предпочитают работать в Казахстане через свои российские или турецкие мастер-франчайзи (субфранчайзеры), казахстанские компании в свою очередь выступают в качестве субфранчайзи (сублицензиаты). Причин такого положения в секторе очень много. Возможно единая языковая ментальность местных потребителей с российскими (иностранная франшиза не требует адаптации), недостаточная плотность населения и рынка сбыта, неактивность местных предпринимателей на международном рынке франчайзинга и т.д.
Но Казахстан может стать воротами для выхода на рынки Центральной Азии для иностранных франчайзеров. И большую роль в этом могут сыграть отечественные предприниматели.
Можно отметить еще одну особенность рынка франчайзинка в стране. Очень мало случаев внутристрановой миграции франчайзинга. Нет связки между крупным бизнесом и малым предпринимательством. Крупные компании предпочитают филиальную форму регионального развития, но не франчайзинговую систему.
В мире очень распространен как корпоративный, так и государственный франачйзинг. Крупные государственные или частные компании передают через систему франчайзинга технологии и методы ведения бизнеса малым и средним предпринимателям - франчайзи. Примером потенциального государственного франчайзинга в Казахстане возможно будет служить анонсированная в СМИ программа доступа в Интернет национального оператора «Казахтелеком», в результате которой предприниматели получают возможность аренды широкополосного трафика Интернет у крупнейшего монополиста страны[10].
Сектор франчайзинга только на стадии зарождения, и в ближайшие несколько лет также возможно появление ряда новых интересных концепций франшиз отечественных компаний.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги исследования вышеизложенной информации, указав их научную новизну, практическую значимость и эффективность практического использования свои полученные выводы можно изложить следующим образом:
В данной курсовой работе было проведено исследование элементов договора комплексной предпринимательской деятельности (франчайзинга), изучение прав и обязанностей сторон – лицензиара и лицензиата, истроия развития франчайзинга в Казахстане, основные проблемы франчайзинга и особенности казахстанского рынка.
По итогам курсовой работы отчетливо видно, что франчайзинг в нашей стране существует с 90-х годов, регулярно развивается и совершенствуется. В настоящее время существует классификация видов франчайзинга и структура франчайзинговой системы ведения бизнеса.
Можно сделать выводы о довольно грамотном функционировании бизнеса в форме франчайзинга. Именно данная форма бизнеса позволяет получить возможность использовать уже отработанные и оправдавшие себя технологии, уже известную и популярную марку, возможность обучаться и получать по ходу дела необходимые консультации. Все эти возможности могут предоставить те, кто уже имеет опыт, знания, обладает технологическими секретами предпринимателей, т.е. располагает капиталом не материальным, но весьма цен ым и эффективным, если его правильно использовать.
В данной курсовой работе рассмотрены особенности деятельности франчайзинга в Казахстане.
Особое внимание было уделено законодательной регулировке процесса ведения бизнеса в форме франчайзинга, которая основывается на заключении договора комплексной предпринимательской лицензии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Республики Казахстан от 24.06.2002 N 330-2
"О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)".
2. Договор франчайзинга в инвестиционной сфере. Договор в гражданском праве: проблемы теории и практики. Том 2. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 5-летию образования Научно-исследовательского инеттута частного права КазГ'ЮА (в рамках ежегодных цивилистических чтений), Сихимбаева Е. Д. Алматы, 6-7 апреля 2000г. / Отв.ред, М. К. Сулейменов. - Алматы: КазГЮА, 2000. - С. 133.
3. Экспорт: право и практика международной торговли, Шмитгофф К.М. Пер. с англ. - М: Юрид.лит., 1993. - С. 133. ' Там же, С. 139.
4. Гражданский кодекс Республике Казахстан (Особенная часть). Комментарий. Отв. ред. М. К. Сулейменов, Ю. Г. Басин. - Ал маты: «Жег! жаргы», 2000.-С. 501,502.
5. Основы государства и права РК: Учебное пособие / ответ. ред. Г.С. Сапаргалиев. - 2-е изд., перераб. Алматы: Жеті Жарғы, 1999 - 230 ст.
6. Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 2. – 4 изд., перераб. и доп. / Е.Ю. Валявина, И.В. Елисеев, и др.; Отв. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – ТК Велби / Проспект, 2004 г.
7. Франчайзинг в Казахстане». Бекнур Кисиков. Алматы, BookinEast,ISBN 9965-452-36-9, 2007 г.
8. Журнал Business Life.Статья «Франчайзинг в Казахстане». Февраль, 2008 г.
[1] Закон Республики Казахстан от 24.06.2002 N 330-2 "О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)"
[2] Договор франчайзинга в инвестиционной сфере. Договор в гражданском праве: проблемы теории и практики. Том 2. Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 5-летию образования Научно-исследовательского инеттута частного права КазГ'ЮА (в рамках ежегодных цивилистических чтений), Сихимбаева Е. Д., Алматы, 6-7 апреля 2000г. / Отв.ред, М. К. Сулейменов. - Алматы: КазГЮА, 2000. - С. 133.
[3] Экспорт: право и практика международной торговли: Шмитгофф К.М. Пер. с англ. - М: Юрид.лит., 1993.
[4] Гражданский кодекс Республике Казахстан (Особенная часть). Комментарий. Отв. ред. М. К. Сулейменов, Ю. Г. Басин. - Ал маты: «Жег! жаргы», 2000.-С. 501,502.
[5] Гражданский кодекс Республике Казахстан (Особенная часть). Комментарий. Отв. ред. М. К. Сулейменов, Ю. Г. Басин. - Ал маты: «Жег! жаргы», 2000.-С. 501,502.
[6] Гражданский кодекс Республике Казахстан (Особенная часть). Комментарий. Отв. ред. М. К. Сулейменов, Ю. Г. Басин. - Алматы: «Жел жаргы», 2000.-С. 501.
[7] Основы государства и права РК: Учебное пособие / ответ. ред. Г.С. Сапаргалиев. - 2-е изд., перераб. Алматы: Жеті Жарғы, 1999 - 230 ст.
[8] Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 2. – 4 изд., перераб. и доп. / Е.Ю. Валявина, И.В. Елисеев, и др.; Отв. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – ТК Велби / Проспект, 2004 г.
[9] “Франчайзинг в Казахстане». Бекнур Кисиков. Алматы, BookinEast,ISBN 9965-452-36-9, 2007 г. .
[10] Журнал Business Life.Статья «Франчайзинг в Казахстане». Февраль, 2008 г.