Регулирование договора франчайзинга

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 17:52, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, права и обязанности лицензиара и лицензиата, ответственность сторон, порядок заключения и прекращения договора франчайзинга, особенности отношений лицензиара и лицензиата.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. Понятие франчайзинга
1.1 Основная терминология
1.2 Понятие договора комплексной предпринимательской лицензии
1.3 Элементы договора комплексной предпринимательской лицензии
2. Содержание договора комплексной предпринимательской лицензии
2.1 Заключение договора комплексной предпринимательской лицензии
2.2. Ответственность лицензиата
2.3. Ответственность лицензиара
3. Франчайзинг в Казахстане
3.1 История развития франчайзинга в Казахстане
3.2 Статистика казахстанского франчайзинга, особенности рынка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

Правовое регулирование договора франчайзинга.doc

— 144.50 Кб (Скачать)


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. Понятие франчайзинга

1.1 Основная терминология

1.2 Понятие договора комплексной предпринимательской лицензии

1.3 Элементы договора комплексной предпринимательской лицензии

2. Содержание договора комплексной предпринимательской лицензии

2.1 Заключение договора комплексной предпринимательской лицензии

2.2. Ответственность лицензиата

2.3. Ответственность лицензиара

3. Франчайзинг в Казахстане

3.1 История развития франчайзинга в Казахстане

3.2 Статистика казахстанского франчайзинга, особенности рынка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 


Введение

 

В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов казахстанской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования бизнеса в форме франчайзинга и создания наилучших условий для успешного развития франчайзинговой системы.

Целью моей работы является: охарактеризовать механизм франчайзинга, выявить плюсы и минусы ведения бизнеса таким способом, права и обязанности лицензиара и лицензиата, ответственность сторон, порядок заключения и прекращения договора франчайзинга, особенности отношений лицензиара и лицензиата.

Сегодня в Казахстане уже никого не удивить товарами и услугами, обозначенными известнейшими мировыми брендами, такими как "Coca-Cola", "Adidas", "Nike", "Reebock», "World Class" и многих других. Эти товарные знаки однозначно ассоциируются у нас с определенным производителем, имеющим высокую репутацию, и косвенно указывают на высокое качество товаров и услуг. Одним из эффективных каналов дистрибуции, по которому эти товары распространяются внутри стран и по всему миру, является франчайзинг.

Поэтому основная цель моей курсовой работы состоит в изучении данного вида организации ведения бизнеса с правовой стороны данного явления. Изучив и проанализировав информацию, предоставленную Гражданским Кодексом Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан от 24.06.2002 N 330-2 "О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)", профессиональной литературой, различными финансовыми журналами, газетами и другими средствами СМИ, я постараюсь раскрыть понятие франчайзинга, выявить преимущества и недостатки данных договорных отношений, определить место и роль франчайзинга на нашем рынке, сделать соответствующие выводы и заключения.

Франчайзинг в Казахстане — бизнес сравнительно новый. И хотя мониторинг не ведется, точных данных относительно количества и общего товарооборота франчайзи и субфранчайзи нет, можно смело говорить о росте интереса казахстанских бизнесменов к данному методу организации бизнеса. Свидетельство тому — увеличение количества предприятий, работающих по франшизе зарубежных, в том числе российских компаний.

Структура данной курсовой работы будет включать в себя пять глав, которые в свою очередь поделены на подразделы.

Первый блок работы будет включать в себя общие понятие франчайзинга, сторон договора комплексной предпринимательской лицензии, виды франчайзинга. В нем конкретно будут рассматриваться основная терминология. Далее во второй главе я постараюсь охарактеризовать действующую законодательную базу по франчайзингу. Рассмотрению будут подлежать положения Гражданского Кодекса и Законом Республики Казахстан "О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)".

В третьей главе курсовой путем анализа будут выявлены преимущества и недостатки франчайзинга. В четвертой главе работы постараюсь уделить внимание юридической стороне франчайзинга, путем изучения договора комплексной предпринимательской лицензии, а именно предмет и объект договора, права, обязанности и ответственность сторон, изменение, прекращение и регистрация договора. В итоге изучения всей теоретической информации с помощью пятой главы будет рассмотрена практическое применение франчайзинга в Казахстане.


1. Понятие франчайзинга

 

1.1 Основная терминология

 

Нельзя не отметить, что для нашей экономики франчайзинг сегодня является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребностей общества в различных товарах и услугах.

Франчайзинг - как правило, регулируется главой 45 ГК РК.

1. По договору комплексной предпринимательской лицензии одна сторона (комплексный лицензиар) обязуется предоставить другой стороне (комплексному лицензиату) за вознаграждение комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий, в частности, право использования фирменного наименования лицензиара и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных прав (товарного знака, знака обслуживания, патента и т.п.), предусмотренных договором, для использования в предпринимательской деятельности лицензиата.

Договор комплексной предпринимательской лицензии предусматривает использование лицензионного комплекса, деловой репутации и коммерческого опыта лицензиара в определенном объеме (в частности, с установлением минимального и (или) максимального объема использования), с указанием или без указания территории использования, применительно к определенной сфере деятельности (продаже товаров, полученных от лицензиара или произведенных пользователем, осуществлению иной коммерческой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг).

3. Ограничения по применению договора комплексной предпринимательской лицензии в отдельных сферах предпринимательской деятельности устанавливаются законодательными актами. (Статья 45 ГК РК)

Согласно Закона о комплексной предпринимательской лицензии, комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг) - предпринимательская деятельность, при которой правообладатель комплекса исключительных прав предоставляет его в пользование на возмездной основе другому лицу;

Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть физические и юридические лица. Основные понятия франчайзинга:

1) комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс) - права на ряд объектов интеллектуальной собственности (товарный знак, фирменное наименование, знак обслуживания, патент, нераскрытую информацию, в том числе секреты производства (ноу-хау);

2) комплексная предпринимательская лицензия (франчайзинг) - предпринимательская деятельность, при которой правообладатель комплекса исключительных прав предоставляет его в пользование на возмездной основе другому лицу;

3) комплексный лицензиар (франчайзер) - сторона по договору комплексной предпринимательской лицензии, правообладатель комплекса исключительных прав (лицензионного комплекса), предоставляющий комплексному лицензиату в пользование на возмездной основе комплекс исключительных прав;

4) комплексный лицензиат (франчайзи) - сторона по договору комплексной предпринимательской лицензии, правопользователь комплекса исключительных прав лицензиара, использующий этот комплекс для предпринимательской деятельности;

5) лицензионный брокер - физическое или юридическое лицо, осуществляющее посредническую деятельность при заключении и исполнении договора комплексной предпринимательской лицензии;

6) потенциальный комплексный лицензиат - лицо, ведущее переговоры с правообладателем комплекса исключительных прав с целью заключения договора комплексной предпринимательской лицензии;

7) франчайзинговая деятельность - предпринимательская деятельность, связанная с осуществлением договора комплексной предпринимательской лицензии;

8) франчайзинговые отношения - урегулированные нормами права общественные отношения между участниками обязательства, связанными между собой правами и обязанностями по исполнению договора комплексной предпринимательской лицензии[1].

Изучив общие понятия франчайзинга, приступим к рассмотрению самого договора комплексной предпринимательской лицензии.

 

1.2 Понятие договора комплексной предпринимательской лицензии

 

Договор комплексной предпринимательской лицензии наряду с договорами ренты, лизинга, доверительного управления имуществом, относится к новым договорным институтам. В отличие от договора доверительного управления имуществом, это не конструкция, разработанная учеными и другими специалистами гражданского права стран СНГ, а апробированный вид договорных отношений, получивший устойчивое становление в англосаксонской и континентальных системах права. Причем он имеет трехвековую историю и уже доказал свою жизнеспособность.[2]

Франшизное соглашение представляет собой договор, по которому лицензиар выдает лицензию на ведение определенных деловых операций (бизнеса) под названием, принадлежащим лицензиару, и на использование метода его предпринимательской деятельности. Обычно франшизное соглашение предоставляет лицензиару возможность жесткого контроля за разрешенной деловой активностью в течение срока действия лицензии[3].

Договор франчайзинга имеет различные сферы применения. Часто владельцы патентов, товарных знаков и других форм интеллектуальной собственности используют их за рубежом выдавая на них лицензию другим лицам. То есть франчайзинг является одним из распространенных международно-частно-правовых институтов.

В условиях современного Казахстана достаточно сложно говорить о реальном состоянии фраичайзинговых отношений. Причины этого неоднозначны.

В Казахстане достаточно трудно развивается производственный сектор. Вследствие этого франчайзинг, скорее всего, найдет активное применение в первую очередь в сфере обслуживания. Потенциально не исключен рост производства и соответственное перераспределение франчайзинга. Одним из приоритетных направлений может стать сельскохозяйственное производство, не исключается применение лицензионных соглашений и для других отраслей.

Естественными ограничителями импорта интеллектуальной собственности могут стать объем и уровень интеллектуальных разработок в самой республике.

Конечно, противостоять наработанным технологиям западных фирм будет сложно. Поэтому для нашей экономики необходима выработка определенной политики, направленной на защиту внутреннего рынка интеллектуальной собственности. Но противостояние не должно стать самоцелью. По тем направлениям, где не целесообразно использовать собственные разработки ввиду их высокой затратности, долговременное, низкой эффективности, надо активно использовать возможности заимствования готовых интеллектуальных разработок.

Безусловно, и то, что в каждом секторе экономики было бы целесообразным сосуществование и конкуренция различных технологий, методов ведения бизнеса и т.д. Надо учитывать, что за исключением определенных стратегических отраслей экономики прямое государственное вмешательство в лицензионные отношения недопустимо. То есть речь идет об опосредованных методах регулирования франчайзинга. А частный бизнес может активно использовать возможности, предоставляемые этим прогрессивным договорным институтом. И думается, в недалеком будущем франчайзинг станет широко применяться и в отношениях предпринимателей Республики Казахстан.

В нашем законодательстве применен термин «комплексная предпринимательская лицензия», он использован законодателем условно для различения данной группы правоотношений. Но поскольку в большинстве стран мира используется термин франчайзинг, казахстанский законодатель, упомянув данный термин в скобках в названии комментируемой статьи, показал, что комплексной предпринимательской лицензией в Республике Казахстан называется франчайзинг. Тем самым проведена некоторая унификация с мировым законодательством. В то же время в тексте статей используется терминология, известная нашему законодательству. Таким образом, законодатель сохранил традиции отечественной правовой терминологии.[4] В законодательстве Российской Федерации эта тенденция является еще более выраженной и в ГК РФ, аналогичный правовой институт носит название договора коммерческой концессии.

С точки зрения правовой классификации в казахстанском законодательстве договор франчайзинга и договор комплексной предпринимательской лицензии, будучи синонимами, являются разновидностью лицензионного договора в смысле статьи 966 ГК.[5]

В Гражданском кодексе договор комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) регламентирован нормами главы 45, носящей практически то же название, статьями 896-909.

 

1.3 Элементы договора комплексной предпринимательской лицензии

 

По договору комплексной предпринимательской лицензии одна сторона (комплексный лицензиар) обязуется предоставить другой стороне (комплексному лицензиату) за вознаграждение комплекс исключительных прав (лицензионный комплекс), включающий, в частности, право использования фирменного наименования лицензиара и охраняемой коммерческой информации, а также других объектов исключительных нрав (товарного знака, знака обслуживания, патента и т.д.), предусмотренных договором для использования в предпринимательской деятельности лицензиата.

Отличиями франчайзинга от других видов лицензионных соглашений является то, что договор комплексной предпринимательской лицензии опосредует выдачу исключительной лицензии. Еще одна его особенность заключается в том, что он не заключается по поводу передачи прав на отдельный объект интеллектуальной собственности, а подразумевает передачу прав на лицензионный комплекс. Договор франчайзинга может быть отягощен элементами оказания услуг. Он носит выраженный предпринимательский характер.

Целью данного договора является распространение конкурентоспособных, высокотехнологичных способов производства товаров народного потребления (собственно товаров, услуг, работ), средств производства (промышленных) товаров.

Информация о работе Регулирование договора франчайзинга