Прибыль и рентабельность как основные показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятий торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 21:11, курсовая работа

Краткое описание

Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работников торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также части прибавочного продукта, созданного работниками других отраслей народного хозяйства (промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т.д.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как платы за реализацию товаров (продукции и услуг).

Файлы: 1 файл

pribrent.doc

— 55.00 Кб (Скачать)

Если говорить насчёт основных факторов, влияющих на прибыль, то можно сказать, что на практике валовая (балансовая) прибыль в основном создаётся за счёт прибыли от реализации товаров, но она может быть увеличена (уменьшена) на величину прибыли от неторговой деятельности предприятия, на величину выявленного положительного (отрицательного) сальдо по внереализационным операциям, на величину прибыли, полученной от реализации основных фондов (причём прибыль (убыток) от реализации основных фондов представляет собой разность между продажной (рыночной) и первоначальной их ценой или остаточной стоимостью с учётом переоценок, вызванных инфляцией. Если выявлено превышение первоначальной стоимости и понесённых затрат, связанных с выбытием основных фондов и иного имущества, над суммой выручки от реализации, то соответственно на величину этого превышения уменьшается валовая прибыль предприятия. Если наоборот, сумма выручки превышает первоначальную стоимость и расходы по выбытию основных фондов и иного имущества, валовая прибыль увеличивается на эту разницу).

      Взаимозависимые факторы также как и основные сильно влияют на величину прибыли. Эти факторы не случайно получили такое название. Их особенность состоит в том, что каждый из них в какой-то мере влияет или испытывает влияние других факторов из этой группы. Поэтому, разделив подсистему взаимозависимых факторов на отдельные элементы - показатели, можно выявить степень влияния каждого из них на прибыль на основе применения методов и приёмов экономико-математического анализа. Сначала оценивается влияние каждого из них на величину прибыли, а затем их комплексное влияние. Используя комплексный метод анализа можно выявить следующие  необходимые  условия для нормального функционирования и развития предприятия: 

      Т Т   >  Т  >  Т  >  Т , 

где Т   - темп роста прибыли, Т   - темп роста товарооборота, Т   - темп роста издержек обращения, Т   - темп роста фондовооружённости работников, Т  - темп роста численности работников.

Коэффициенты роста того или иного показателя исчисляются путём их последовательного соотношения. Интенсивное развитие торгового предприятия может характеризоваться не только ростом товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда торговых работников, увеличением капитала и др..

К примеру, издержки обращения в розничной торговле сильно зависят от размеров заработной платы работникам, различных отчислений во внебюджетные фонды. Снижение издержек обращения влечёт соответственно снижение заработной платы и разного рода отчислений. Это в своём роде может увеличить размеры прибыли, но в то же время может подорвать у работников стимул к работе и очень сильно снизить производительность труда, что может  привести к очень большим затратам на восстановление работоспособности персонала. В зарубежной практике на этот счёт используется система стимулирования работников, где наряду с повышением окладов используется так называемое участие работников в хозяйственной деятельности предприятия, в котором подразумевается, что работники имеют право на покупку акций предприятий по льготным ценам, а затем могут получать дивиденды по купленным акциям.

      Предполагается, что отдача от увеличения затрат на оплату труда должна расти быстрее, чем размер его оплаты. Предприятие распределяет ту или иную часть прибыли не в форме наличных выплат, а в форме акций или переводит её на банковские счета работников, образуя кредитный фонд, который предприятие пускает в оборот,  что в какой-то мере снижает потребность в заёмных средствах, при этом сокращаются затраты на выплату процентов по банковским кредитам.

      Величина прибыли в торговле также зависит от объёмов спроса на товары и их предложения. Снижение спроса на товары может привести как к уменьшению валового дохода от реализации,  так и к сокращению валовой прибыли. Регулятором соотношения спроса и предложения на рынке выступают розничные цены товаров. При низких ценах на товары объём спроса на них больше, а при высоких - меньше, поскольку существуют более дешёвые заменители этих товаров. По мере увеличения объёмов продаж норма прибыли растёт, затем рост её замедляется и наконец она стабилизируется или снижается, что зависит от свойств определённых групп товаров.

      Таким образом на прибыль влияют два взаимозависимых фактора: издержки обращения и объёмы продаж товаров. Остальные факторы также непосредственно влияют на прибыль и друг на друга.     
 
 
 

    1. Распределение прибыли в торговле.
 

      Под рапределением прибыли понимается порядок её направления, определяемый законодательством. В условиях рыночной экономики значительная часть прибыли изымается в виде налогов (38-45% валовой прибыли), которые государство использует на пополнение доходов бюджета.

      Законом РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций” предусмотрено право предприятиям направлять часть валовой прибыли на финансирование капитальных вложений производственного и социального назначения, а также на погашение кредитов банков, полученных на эти цели. Это позволяет уменьшить фактическую сумму налога на прибыль, исчисленную без учёта этой льготы, не более чем в 2 раза. Кроме того, законом разрешено за счёт валовой прибыли покрывать расходы, которые связанны с погашением кредитов коммерческих банков, полученных на финансирование  капитальных вложений. Если предприятие эти кредиты использует не по целевому назначению, то полученная от их использования прибыль подлежит налогооблажению в установленном порядке.

      Распределение прибыли базируется на соблюдении трёх основных принципов:

  1. Обеспечение материальной заинтересованности работников в достижении наивысших результатов при наименьших затратах;
  2. Накопление собственного капитала;
  3. Выполнение обязательств перед государственным бюджетом;

      Одно из направлений распределения прибыли - погашение государственного целевого кредита, полученного из целевого внебюджетного фонда для пополнения оборотных средств, в пределах сроков его возраста. Целевой кредит выдаётся на основании соглашения между финансовыми органами и акционерными обществами (с долей государства в уставном капитале более 50%), приватизированными предприятиями независимо от организационно-правовой формы. Погашение просроченного целевого кредита и уплата процентов по нему осуществляется за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

      Вторым направлением распределения прибыли являются отчисления в резервный фонд. В России резервный фонд создается и пополняется за счет прибыли только в акционерных обществах и общетвах с ограниченной ответственностью. В резервный фонд можно направлять не более 50% суммы прибыли, подлежащей налогообложению. Средства  этого фонда имеют целевое назначение - покрытие непредвиденных потерь, компенсация риска, других расходов, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Существование резервного фонда определяет возможности выплаты дивидендов по акциям в случае недостатка суммы чистой прибыли.

      За рубежом широко применяется метод участия работников крупного предприятия в его прибылях. Для этих целей на предприятии создается так называемый фонд накопления, в который перечисляется некоторый процент прибыли до вычета налогов. Эта сумма распределяется между сотрудниками пропорционально их окладам, причем деньги выплачиваются не сразу, а размещаются в различного рода акции. Сотрудник корпорации может их получить только после ухода с предприятия.

      Если суммы уставного капитала и фонда накопления превышают величину полученной прибыли, то можно говорить об устойчивости финансовой направленности средств на развитие предприятия. Уравнивание соотношения этих сумм свдетельствует о предкризисном состоянии.

      На предприятии могут создаваться фонды специального назначения, в которых аккумулируется значительная часть прибыли, зарезервированная или напраленная на образование источников финансирования затрат на создание нового имущества предприятия производственного назначения и социальной инфраструктуры, а также на нужды социального развития ( кроме капиталовложений ), на материальное поощрение работников. Фонды специального назначения четко разграничивают средства, направленные предприятием на производственное развитие и на потребительские нужды. В этой связи образуются две самостоятельные группы фондов: фонды накопления и потребления. Также к фондам специального назначения относится фонд социальной сферы.

      Некоторая часть прибыли может направляться в фонд потребления. Фонд потребления на предприятии формируется для удовлетворения текущих потребностей торгового предприятия. Источником средств фонда накопления является чистая прибыль. Направляя значительную долю чистой прибыли на текущие потребности, предприятие снижает темпы экономического роста и, следовательно, ограничивает возможности будущего потребления. Прибыль, направленная на инвестирование ( капиталовложения ), способствует ускорению экономического роста, тем самым расширяются возможности будущего потребления.

      В общем виде прибыль, остающаяся в распоряжении торгового предприятия, распределяется на фонды накопления и фонды потребления. Эти фонды различаются по принадлежности к собственникам. На акционерном предприятии фонды потребления находятся в собственности трудового коллектива предприятия, а фонды накопления - в собственности акционеров, учредителей. Поэтому фонды потребления не могут быть отнесены к капиталу предприятия, ибо различия капитала и фондов состоит в том, что капитал образуется в результате накопления имущества, а фонды накопления - в результате распределения чистой прибыли.

      Российское законодательство предоставляет предприятиям независимо от организационно-правовой формы собственности право оперативно маневрировать поступающей в их распоряжение прибылью после уплаты налоговых платежей в бюджет. Разность между совокупной величиной прибыли по всем видам деятельности предприятия и её использованной частью за отчетный период представляет собой нераспределенную прибыль.

      Нераспределенная прибыль - показатель, характеризующий экономический рост предприятия на основе собственных средств. В составе нераспределенной прибыли одна часть характеризует величину накопленной прибыли, вторая часть представляет собой свободную прибыль, т.е. прибыль, которая не получила никакого направления.  Следует отметить, что прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия не может быть полностью отнесена к собственному капиталу. На самом деле все фонды потребления , а также такие накопления, как вложения в социальную сферу, к собственному капиталу не относятся. Они представляют собой не капитал предприятия в чистом виде, а по сути то, что предприятие отдало коллективу на улучшение его социальных нужд (стротельство дома отдыха и др.).

      По экономическому содержанию фонды - это чистая прибыль отчетного года либо прошлых лет, распределенная по фондам для её целевого использования:  на приобретение новой техники ( фонд накопления );  на мероприятия социальной направленности ( фонд социальной сферы ) ;   на материальное поощрение ( фонд потребления ) и прочие нужды.

      Совет учредителей имеет право направлять средства фондов на покрытие убытков , перераспределять средства фондов между ними, направлять часть средств на увеличение уставного капитала и финансирование других мероприятий.

      Необходимо добавить, что всё вышесказанное (насчёт создания фондов на предприятии) характерно для более или менее крупных предприятий, где распределение прибыли происходит в соответствии  с учредительными документами по фондам, в которых предусмотрена величина отчислений. Порядок формирования и расходования средств фондов определяется предприятием самостоятельно и закрепляется в уставе и приказе об учётной политике предприятия. Такой метод использования прибыли получил название  фондовый метод. Бесфондовый  метод используется в большинстве случаев малыми предприятиями. На таких предприятиях обычно формируется резервный фонд, отчисленя в который могут повлиять на налогооблагаемую прибыль за счет возможных льгот по налогу на эти отчисления.    В конечном итоге цель анализа распределения прибыли - установить, насколько рационально распределяется и используется прибыль с позиции самовозрастания (самоокупаемости) капитала и самофинансирования торгового предприятия. 
 
 
 

4. Понятие рентабельности торгового предприятия. 

Информация о работе Прибыль и рентабельность как основные показатели эффективности хозяйственной деятельности предприятий торговли