Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 16:47, курсовая работа
систематизация, накопление и закрепление знаний о процессе формирования организационной структуры управления, анализ организационной структуры системы управления предприятия – ОАО «Златмаш»
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты организационного проектирования 5
1.1. Понятие и сущность организации 5
1.2. Понятие и типы организационных структур управления 11
1.3. Принципы проектирования структуры управления 20
1.4. Понятия и организация найма и отбора персонала 23
1.5. Сущность и содержание организационного проектирования 29
– сотрудники организации — своим трудом непосредственно обеспечивают деятельность организации, создание и реализацию продукта, продвижение ресурсов извне, получают от организации за свой труд компенсацию и решают с помощью этой компенсации свои жизненные проблемы;
– покупатели продукта организации — отдают ей свои ресурсы (чаще всего деньги) в обмен на продукт, предлагаемый им организацией, и удовлетворят с помощью этого продукта свои потребности;
– деловые партнеры организации — находятся с ней в формальных и неформальных деловых отношениях, оказывают организации коммерческие и некоммерческие услуги и получают за это компенсацию или аналогичные услуги со стороны организации;
– местное сообщество — находится с организацией в имеющем многогранное содержание взаимодействии, связанном в первую очередь с формированием социальной и экологической среды обитания организации;
– общество в целом (в первую очередь в лице государственных институтов) — взаимодействует с организацией в политической, правовой, экономической и других сферах макроокружения, получает от организации часть создаваемого ею богатства для обеспечения общественного благополучия и развития, плодами которого наряду с другими членами общества также пользуется и организация.
5. Применяемые управленческие
технологии и функции, то есть
способ удовлетворения нужд
6. Основами конкурентоспособности
являются: своя технология, определенные
достижения в своей сфере
7. Философия бизнеса включает
важнейшие ценности, устремления
и этические принципы
Миссия предприятия ОАО «Златмаш» может быть сформулирована следующим образом: производить лучшие образцы военной и гражданской продукции для обеспечения безопасности страны, способствующие прогрессу во благо человека.
Миссию предприятия ОАО «Златмаш» можно конкретизировать следующими целями:
2.3 Оценка действующей организационной структуры управления.
2.3.1
Показатели оценки фактических
организационных структур
Количественные показатели.
Первичные количественные показатели
1. Общая численность работников организации - 4523, в том числе:
– число управленцев - 603;
– доля управленцев в общей численности работников – 14%;
– число не руководящих кадров - 3920.
2. Число уволившихся работников (за 2010 г) - 362.
3. Количество уровней управления - 3.
4. Количество подразделений - 56.
5. Объем реализованной продукции в денежном выражении 4 528 824
Вторичные количественные показатели
1. Среднее число подчиненных у одного руководителя:
Ч подч = Чн / Чу,
где Чн — число не руководящих кадров;
Чу — число управленцев.
Ч подч =3920/603= 6,5= 7чел.
Чем меньше величина Ч подч, тем легче происходит процесс управления.
Величина в пределах нормы.
2. Коэффициент структурной
Ксн = N / d,
где N — общее число подразделений;
d — удельный вес работников аппарата управления, % от общей численности работников.
Кен = 56/(603/3920)/100=3,6
Структурная напряженность значительна. Требуется принимать определенные меры для ее снижения.
d = Чу / Чн · 100,
где Чн — число не руководящих кадров;
Чу — число управленцев.
d=603/3920*100=15,3
Нормативная величина коэффициента структурной напряженности может быть рассчитана по специальной таблице.
3. Текучесть кадров — движение
рабочей силы, обусловленное
Кт = Рв / Р · 100,
где Кт — коэффициент текучести;
Рв — численность работников, уволенных по причинам текучести;
P — общая численность
Кт=362/4523*100=8%
Нормой считается текучесть кадров до 5–8 %. Излишняя текучесть вызывает значительные экономические потери, а также создает организационные, кадровые, технологические и психологические трудности.
4. Эффективность труда аппарата управления:
Пауп = В / Чу,
где В — объем реализованной
продукции в стоимостном
Чу — число управленцев.
Пауп=4528824/603=7510
Данный показатель оценивается в динамике за несколько лет.
Качественные показатели
Задачу совершенствования организационной структуры ставят при выявлении недостатков существующей структуры. Информацию о недостатках существующей организационной структуры предлагается получить путем проведения экспертного опроса или анкетирования.
В рамках качественного анализа организационной структуры предприятия менеджерам предлагается анкета для оценки наличия или отсутствия нижеприведенных признаков, что может говорить о несовершенстве организационной структуры и необходимости ее изменения.
Признак |
Наличие или отсутствие («+» или «–») |
Львиная доля решений принимается в ходе длительных и многолюдных совещаний |
|
Сотрудники разных отделов вступают в контакты друг с другом только через своих начальников |
|
Сотрудники бухгалтерии и экономического отдела непрерывно звонят друг другу по телефону |
|
При подготовке решения менеджером в продолжение 10минут обсуждается выбор лица, ответственного за его исполнение (сотрудник с нужными обязанностями просто отсутствует) |
|
Наличие конфликтов между отделами |
|
Проблемы с качеством продукции |
|
Неинформированность сотрудников о целях и задачах организации |
Было опрошено 35 управленцев.
Анализ полученных данных осуществляется путем нахождения доли управляющих, считающих признак актуальным.
Из 35 управляющих 17 считают, что львиная доля решений в организации принимается в ходе длительных и многолюдных совещаний. Т.е. фактор присутствует в 17/35*100%=48% случаев.
Из 35 управляющих 10 считают, что сотрудники разных отделов вступают в контакты друг с другом только через своих начальников. Т.е фактор присутствует в 10/35*100%=28% случаев.
21 управляющий считают, что
12 управляющих считают, что при подготовке решения менеджером в продолжение 10 минут обсуждается выбор лица, ответственного за его исполнение (сотрудник с нужными обязанностями просто отсутствует). Т.е фактор присутствует в 12/35*100%=34% случаев.
15 управляющих считают, что
9 управляющих считают, что
8 управляющих считают, что сотрудники неинформированны о целях и задачах организации. Т.е фактор присутствует в 8/35*100%=22% случаев.
Опрос показал, что большая часть управленцев считают, что существенных недостатков существующей организационной структуры нет.
2.4 Анализ организационной культуры.
2.4.1 Основные признаки и свойства организационной культуры
Организационная культура — система ценностей, установок, норм и правил поведения, сформированных в рамках конкретной организации, принимаемых и поддерживаемых членами организации и отражающих характер ее внутреннего и внешнего взаимодействия.
Для выполнения анализа организационной культуры необхо-димо знать ее основные, наиболее типичные элементы (рис. 7).
Рис. 7. Элементы организационной культуры
Основные признаки организационной культуры:
успешному
росту быстрорастущего
обладать повышенным динамизмом, гибкостью и высокой способностью к изменениям. Медленно растущие организации ориентируются, как правило, на бюрократические нормы и ценности, прежде всего на власть и статус, самоутверждение, иерархию, единоначалие.
объединяющую отдельные элементы в единое целое, руководствуясь определенной миссией в обществе и своими приоритетами.
3. Структурированность. Элементы, составляющие организационную культуру, строго структурированы, иерархически соподчинены и обладают своей собственной степенью насущности и приоритетности
4. Относительность. Культура не является «вещью в себе», а постоянно соотносит свои элементы как со своими собственными целями, так и с окружающей действительностью, другими организационными культурами, отмечая при этом свои слабые и сильные стороны, пересматривая и совершенствуя те или иные параметры
5. Неоднородность. Внутри организационной культуры может быть много локальных культур, отражающих дифференциацию культуры по уровням, отделам, подразделениям, возрастным группам, национальным группам и другим признакам и называющихся субкультурами.
6.
Разделяемость. Любая культура
существует и эффективно
7. Адаптивность. Способность оставаться устойчивой и противостоять негативным воздействиям, с одной стороны, и становиться частью положительных изменений, не теряя своей эффективности, — с другой. Это свойство напрямую зависит от такой
характеристики, как сила организационной культуры.
Свойства культуры организации выражаются в том, что:
− она социальна, так как на ее становление оказывают влияние многие сотрудники предприятия;
− регулирует поведение членов коллектива, оказывая тем самым влияние на отношения между сослуживцами;
− создается людьми, то есть является результатом человеческих действий, мыслей, желаний;
−
осознанно или неосознанно
− полна традиций, так как проходит определенный исторический процесс развития;
− познаваема;
− способна изменяться;
− осознаваема и неосознаваема;
Информация о работе Организационное проектирование в организации ОАО «Златмаш»