Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:51, реферат
Целью данной работы является оценить эффективность и качество управленческих решений в органах местной власти. Задачи исследования:
проанализировать теоретический материал по данной теме;
изучить разновидности управленческих решений, их функции, регулируемые ими вопросы и субъектов, принимающих данные решения;
выявить сущность муниципального управления;
показать роль и место управленческих решений для муниципального управления, рассмотреть стадии их подготовки и принятия.
1.3 Принятие УР в органах местной власти
Говоря об управленческой деятельности в системе муниципального управления, невозможно обойти вниманием такую важную проблему, как принятие управленческих решений. Считая организацию инструментом управления, специалисты по теории управления, начиная с М. Вебера, прямо связывают ее деятельность в первую очередь с подготовкой и реализацией управленческих решений. Эффективность управления во многом обусловлена качеством таких решений. Внимание специалистов к этой проблеме объясняется тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией. Через них преломляются цели, интересы, связи и нормы. Именно поэтому решения - центральный элемент управления и организации. Управленческие решения всегда связаны с изменениями в организации, их инициатором обычно выступает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия контролируемых или реализуемых решений.
Принятие
решений в системе
Таблица 2
Процесс принятия решения
Стадия | Этапы |
Разработка решения | Признание
и оценка проблемной ситуации. Определение выбора наилучшего варианта воздействия на проблему |
Принятие решения | Разработка,
оценка и выбор альтернатив. Прогнозирование ожидаемых выгод и рисков |
Реализация решения | Организация,
анализ, контроль реализации решения. Результат принятого решения |
Следует
отметить, что процесс и формы
принятия решений в системе
1) политический, на котором определяются
цели, задачи и стратегия городской политики;
2) управленческий, связанный с распределением
ресурсов и выполнением задач в определенной
сфере;
3) технический, где реализуются чисто
исполнительские функции через административный
процесс.
Эффективность процесса принятия решений
зависит от следующих факторов:
а) какой информацией пользуются разработчики
решения или лицо, индивидуально принимающее
решение;
б) какие политические интересы и социальные
ценности являются для них наиболее важными;
в) каково их отношение к изменениям и
понимание своей ответственности за принятие
данного решения.
Кроме того, не меньшее значение приобрела
в теории организаций проблема рациональности
принимаемых решений. Все чаще при подготовке
решений отмечается роль интуиции руководителя.
Так называемый тип интуитивного решения,
сделанного лишь на основе ощущения того,
что оно правильно. В данном случае не
происходит сознательного взвешивания
"за" и "против" по каждой альтернативе,
более того, руководитель даже не нуждается
в понимании ситуации, а просто делает
выбор. Это своего рода "шестое чувство",
природу чего мы до сих пор не понимаем,
однако, вероятнее всего, здесь имеется
связь с опытом руководителя, хотя решение
и принимается на подсознательном уровне.
Существует ряд руководителей, которые
соглашаются с таким заявлением: "Почти
все мои решения интуитивны, а те крупные
решения, о принятии которых мне пришлось
сожалеть, не были основаны на интуиции".
Также еще одним условием эффективного
решения является наличие развитой обеспечивающей
системы, основанной на информационно-аналитических
сетях. В настоящее время в России острым
считается вопрос о низком качестве принимаемых
муниципальных решений на уровне руководителей
органов местного самоуправления. А ведь
от руководителей во многом зависит продуктивность
работы сотрудников, что, в свою очередь,
влияет на качество принимаемых муниципальных
решений.
Глава 2 Основные методы оценки качества и эффективности УР в органах местной власти
Управляемость
персонала - это исполнительность, помноженная
на его самостоятельность и
К числу наиболее
распространенных методов установления
качества относится сравнение
Метод статистических сопоставлений основан на сравнении параметров (критериев) качества оцениваемой работы и ее результатов с аналогичными по содержанию показателями, характеризующими предшествующие работы с этой целью на основе накопленной информации о предыдущих работах строятся статистически упорядоченные совокупности (в виде, например, динамических, временных рядов) реальных значений параметров качества, достигнутых в предыдущие периоды Выявляются устойчивые тенденции изменения этих параметров, посредством качественного анализа устанавливается благоприятность или неблагоприятность этих тенденций, желаемые направления и зоны их дальнейшего изменения. Суждение о качестве оцениваемой работы формируется путем рассмотрения места, которое занимают характеризующие ее показатели в статистическом поле их предыдущих значений. Попадание показателя в зону благоприятных тенденций свидетельствует о качественности управленческой работы поданному критерию, и наоборот. Качество определяется степенью соответствия оцениваемого параметра устойчивым благоприятным тенденциям, имевшим место в прошлом, или степенью изменения неблагоприятных тенденций в лучшую сторону благодаря принятию оцениваемого управленческого решения Метод статистических сопоставлений используется в планировании при выработке суждений о надежности, напряженности, прогрессивности разрабатываемых планов, проектов, программ путем их сравнения с предыдущими аналогами Такой метод предпочтительнее применять для оценивания качества управленческих решений на достаточно близкую перспективу.
Метод сопоставления запланированных и реальных результатов основан на сравнении плановых показателей с практически достигнутыми в результате реализации намеченных решений. В этом случае базу сравнения образует информационный массив отчетных показателей о реальных итогах осуществления управленческих решений. Уровень качества работы определяется мерой соответствия реально полученных результатов тем, которые были намечены в ходе разработки и принятия планов, проектов, программ, прогнозов, других документов, решений. Сравнение намеченных и реальных результатов дает объективную оценку качества управленческой деятельности. Однако база такого сравнения может быть сформулирована только после практической реализации решений, что значительно отодвигает сроки потенциально возможного оценивания качества работ от периода их выполнения.
Метод анализа экспериментальных результатов применим в тех случаях, когда прогрессивность и действенность управленческого решения до его повсеместного распространения и внедрения проверяются выборочно в экспериментальных условиях на группе регионов, отраслей объединений, предприятий Качество выработанных решений устанавливается путем сравнения показателей функционирования экономических объектов в экспериментальных условиях с аналогичными показателями имевшими место до перехода на эксперимент, или с показателями работы объектов, не переведенных на условия эксперимента. Такой подход обладает общностью исходного замысла с методом сопоставления плановых и реальных результатов, но существенно отличается от него тем что реальные результаты сравниваются с прошлыми то есть по существу используется статистическая база сравнения.
Метод сравнения с результатами экономико-математического моделирования деятельности объекта управления исходит из сопоставления параметров и показателей, закладываемых в проекты, планы программы и другие хозяйственные решения со значениями аналогичных показателей получаемыми посредством математического (имитационного) моделирования процессов функционирования и развития объекта Базовые показатели при использовании указанного метода формируются на основе модельного прогнозирования то есть с помощью научно обоснованного прогноза Опираясь на результаты нескольких расчетов по разным моделям или проводимых разными научно-исследовательскими организациями можно установить прогнозные значения показателей достигаемые при реализации стратегии плана программы и других хозяйственных решений Сравнение намечаемых результатов с показателями, определенными путем моделирования (прогнозирования), дает возможность судить о качестве проектов планов и программ.
Особого внимания заслуживает вариант указанного метода, при ко тором база сравнения формируется на основе оптимизационных моделей. В этом случае расчеты позволяют определить оптимальные показатели развития объекта, которые можно рассматривать как идеальные и судить о качестве планов проектов программ развития объекта по степени приближения их показателей к оптимальным Однако этот подход, несмотря на всю его привлекательность обладает тем очевидным недостатком что используемые в оптимизационных моделях критерии оптимальности (целевые функции) всегда условны, а сами модели не описывают адекватно реальное развитие моделируемого объекта. Если бы с помощью моделей можно было с уверенностью установить оптимальные реальные показатели тогда именно их следовало бы закладывать в принимаемые управленческие решения и направлять объект посредством управления строго в модельное русло.
Метод нормативных сопоставлений основывается на сравнении показателей и параметров предлагаемых проектов планов, программ постановлений и других управленческих решений с нормативными значениями соответствующих показателей то есть с нормами расхода ресурсов, технологическими нормами нормативами эффективности, рациональными нормами потребления нормативами налогообложения нормами банковского процента. Если нормативная база сравнения прогрессивна научно обоснована отражает передовые достижения технического и технологического прогресса, то о качестве управленческой деятельности можно судить по тому насколько она направляет экономическое и социальное развитие в нормативное русло. Трудность применения нормативного метода оценивания качества управленческой деятельности обусловлена несовершенством или отсутствием ряда нормативов, сложностью их обновления. Базой нормативных сопоставлений являются также стандарты в том числе стандарты управленческой деятельности
Своеобразной самостоятельно выделяемой формой нормативной базы являются задание на выполнение работы или выработанная заказчиком целевая установка, определяющая желаемый уровень или предельные границы изменения критериев качества характеризующих данную работу Оценка качества работы формируется как мера соответствия поставленным требованиям и условиям. Однако чаще всего задание нельзя использовать как единственную базу сравнения поскольку применительно к управленческим работам оно носит обычно общий установочный характер, не охватывает все параметры работы и может не обладать достаточной обоснованностью так как заказчик склонен ожидать от работы несколько большего, чем она реально может дать.
Информация о работе Оценка качества и эффективности управленческих решений