Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:28, реферат
По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна.
Особенности размещения торговли
Значительная доля объема обслуживания приходится на оптовую и розничную торговлю. Так, например, в Соединенных Штатах в начале 80-х годов оптовая и розничная торговля обеспечивали 15% продукции этого сектора. В Канаде в конце 80-х годов эти два вида торговли представляли около половины услуг нефинансового характера. В странах ЕС в 1990 году торговля представляла 13% суммарной величины добавленной стоимости.
Отмечается высокая диверсифицированность этого сектора и значительные изменения, которые произошли в нем за последние десятилетия. Основные факторы, определяющие разнообразие форм торговых предприятий, можно разбить на крупные группы социально-политических, экономических, технических и некоторых специфических культурных факторов. Функционирование предприятий торговли зависит и от социальной иерархии, и от форм вмешательства государственной власти в экономическую жизнь, и от хозяйственного уклада, и от уровня развития экономики. Весьма существенны технические аспекты, определяющие разнообразие товаров, способов доставки, конкретных форм продажи и методов ведения домашнего хозяйства. Так, например, широкое распространение холодильников оказало огромное воздействие на торговлю продовольствием. Весьма существенны и территориальные особенности конкретного города.
В последние десятилетия была освзнана важная роль пространственной ориентированности торговой политики на отраслевых рынках. В рамках маркетинговых исследований сложилась особая область, получившая название геомаркетинг, которая занимается изучением пространственных характеристик рынков и прежде всего размещением реальной или потенциальной клиентуры, сетей распределения. Вырабатывается типология мест обитания возможных покупателей, на основе которой создаются обширные банки данных, позволяющие пространственно сегментировать рынок, разбив его на множество различных и внутренне однородных зон, с тем, чтобы дифференцированно подойти к каждому типу таких зон. В основе такого подхода к формированию политики размещения предприятий торговли лежит гипотеза о том, что поведение покупателей в большой степени зависит от характеристик мест их обитания, соответственно пространственно структурированные банки данных обеспечивают информационную поддержку в процессе разработки таких решений о реструктурировании сетей сбыта и локализации новых торговых центров.
Значимость этих проблем осознана и на уровне общественного сектора, представленного городскими властями. В частности, современная методология разработки планов развития города предусматривает проведение исследований и разработку на их основе конкретных решений по адаптации или реструктурированию торговых сетей города с ориентацией на общегородские интересы. Таким образом, здесь идет поиск компромисса, согласование интересов сектора торговли и города.
Одним из важнейших современных изменения в сфере предложения является исключительно быстрый рост, как объемов, так и степени конкурентности торговли на всех рынках. При этом изменились методы продажи, формы торговли, структура торговых предприятий и методы управления. Все чаще лидирующие фирмы выходят на общенациональный уровень и проводят активную рекламную политику, формируя спрос. Среди особенно широко вошедших в обиход методов важно отметить самообслуживание в торговле, породившее такую специфическую для XX века форму, как супермаркет.
В последние
десятилетия она развилась до
уровня гигантских торговых центров. Они
характерны для крупных городов,
где они притягивают мощные потоки
в оживленной центральной зоне города,
и в тех периферийных городах
в составе гигантских конурбаций,
где размещены важнейшие
На уровне организационных
структур, прежде всего, отмечается высокий
уровень концентрации объемов деятельности
под управлением лидирующих фирм,
имеющих свои филиалы во многих городах,
нередко такая сеть имеет международный
масштаб. Создание столь мощных структур
оказывает огромное влияние не только
на пространственное распределение
торговой деятельности в рамках национального
и межнационального каркаса городов,
но и на всю систему отношений
между торговым посредником и
производителем товара. В этих отношениях
доминирующей стороной становятся транснациональные
торговые фирмы. В целом динамика
всех этих изменений в сфере торговли
соответствует общей тенденции
современной экономики к
Общая логика пространственной
организации торговли базируется на
иерархии городов в их функции
торговых центров, где более высоким
уровням иерархии соответствуют
более специализированные и реже
покупаемые товары. Возникает система
вложенных друг в друга зон
влияния центров разного
Размещение предприятий
розничной торговли более или
менее согласовано с
Некоторые тенденции развития услуг общественного сектора в мегаполисах
Весьма своеобразные принципы определяют размещение общественных услуг. Например, для городского пассажирского транспорта характерна крайне высокая степень концентрации в крупнейших городах. В то же время такие услуги, как общественный сектор в образовании и здравоохранении, в своем размещении, в основном, следуют за размещением населения. Административные услуги преимущественно доступны в национальных и региональных центрах, при этом их концентрация не всегда следует за концентрацией населения.
Развитие общественных
услуг в конкретном городе, как
правило, связано с ростом населения
или обострением социальных проблем.
Эти проблемы весьма характерны для
нынешнего кризиса
Одним из важнейших
направлений развития этой сферы
является сооружение объектов культуры
и развлечений в мегаполисах.
Об этом свидетельствует, в частности,
грандиозная программа
В то же время
развитие сферы культуры мегаполисов,
ориентированной на массового зрителя
и слушателя, способно резко повысить
их туристическую
Таким образом,
сфера культуры в условиях современного
потребительского общества приобретает
не только социальное, но и экономическое
значение, являясь своеобразным гигантским
«рекламным щитом», представляющим лицо
города, позволяя ему выйти на формирующийся
мировой рынок городских