Мировой бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:28, реферат

Краткое описание

По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна.

Файлы: 1 файл

гасан.docx

— 49.22 Кб (Скачать)

Необходимость выделения ведущей группы отраслей третичного сектора в особый четвертичный сектор

Бурное развитие сферы услуг привело к значительной дифференциации этого сектора. Все  более важную роль в современной  экономике играют фондовые и товарные биржи, банки, страховые компании, а  также другие фирмы, предоставляющие  услуги для бизнеса, все эти услуги занимают особое место в спектре  функций третичного сектора. Общий  объем именно этих услуг растет опережающими темпами и составляет сейчас весьма значительную долю в данном секторе. В развитых странах эти отрасли  входят в состав наиболее быстро растущей группы отраслей. Это относится, например, к США, где за период с 1979 по 1989 год  занятость в подобных отраслях выросла  в 1,5-3 раза: 2,8 раза - услуги, связанные  с компьютерами; 2,4 раза - банковские услуги; 2 раза - юридические услуги; 1,8 раз - услуги для бизнеса. В Канаде в период 1971-1991 годов объем занятости  в сфере услуг для бизнеса  вырос почти в четыре раза, резко  опередив по относительному приросту другие отрасли.

Это заставляет многих исследователей при формировании типологии отраслей хозяйства выделить их в особый четвертичный сектор экономики. Пока нет устоявшегося определения  этого понятия. В первую очередь  к этому сектору относят услуги финансового характера, прочие услуги, связанные с привлечением специалистов высокого уровня, а также услуги по передаче и технической обработке  информации.

После 1975 г. Стремление к компетентности и развитию синергии, приводящее к покупке следующих  типов услуг: а) связанных с модификацией технологий, особенно с информатизацией  производства; б) связанных с активным продвижением продукта на рынки сбыта. Общая тенденция многих фирм к  закупке услуг со стороны все  же весьма по-разному проявляется  в различных отраслях и для  предприятий различного типа. Тем  не менее, этот процесс подчиняется  некоторым базовым закономерностям, среди которых доминирует стремление к минимизации издержек и к  гибкости схем организации производства.

Все это призвано обеспечить фирме возможность в  условиях быстро меняющегося спроса следовать за вкусами потребителей в борьбе за сохранение и расширение своей доли рынка и в то же время  удержаться на приемлемом уровне рентабельности. Специфика фирмы, местных особенностей ее товарного рынка и конкретной фазы делового цикла определяет конкретную тактику предпринимателей на рынке  услуг для бизнеса. Однако в целом  наблюдается стремление к переходу на более гибкие системы найма, все  более широко используются контракты  на временную работу, все чаще привлекаются фирмы-субподрядчики. Многие фирмы предпочитают сохранять финансовую мобильность и поэтому нередко отказываются от приобретения соответствующих основных фондов, что стимулирует развитие системы аренды оборудования и производственных помещений. Это в свою очередь повышает роль банков, которые нередко выступают посредниками в подобной аренде.

Специфика покупки  производственных услуг во многом зависит  от частоты их использования, что  позволяет выделить определенные типы. При этом следует также обратить внимание на регулярность обращения  фирмы за той или иной услугой  и на значимость такого обращения. Взаимоотношения  фирмы с поставщиком услуг  являются долговременными и устойчивыми, если фирма систематически нуждается  в них и поставщик является локальным монополистом. Противоположная  ситуация складывается на таком рынке  услуг, где запросы эпизодичны и  рынок конкурентен, в этом случае отношения покупателя и продавца неустойчивы. Более подробно различные услуги для бизнеса рассмотрены ниже.

Проблемы  развития сферы услуг  в современных  городах

Исследования  сферы услуг отмечают усложнение пространственных схем в размещении предприятий этого сектора. Усиливается  привлекательность для этих предприятий  территории крупнейших городов, что  приводит к значительной концентрации. Эта ситуация не поддается объяснению в рамках классической концепции  центральных мест, сформулированной еще в довоенный период. Возникли принципиально новые факторы, определяющие поведение потребителей и фирм, предоставляющих услуги.

Прежде всего, за последние полвека резко усилилось  проявление тенденции городов к  определенной функциональной специализации, что обусловлено усилением взаимодействий между городами, т.е. формированием  подсистем сетевого типа в рамках общенациональных и даже наднациональных  систем городов. Повышение мобильности  людей, товаров и информации ведет  к эксурбанизации некоторых функций обслуживания в составе производственной деятельности предприятий. Существенную роль начинает играть также активная маркетинговая политика отдельных городов, стремящихся привлечь инвестиции на свою территорию. В совокупности эти факторы, как правило, дают преимущество крупным городам, дополнительно здесь действует также фактор экономии агломерации. Так, например, на 25 важнейших центров Канады приходится 96% доходов сектора услуг.

Интенсивное развитие услуг для частных лиц во многом определяется общей сменой ориентиров в экономической жизни. Все более  существенной становится именно сфера  спроса, что объясняет, в частности, современную роль экономики досуга. Специалисты отмечают это как  универсальную тенденцию, город  меняет ориентацию с удовлетворения насущных нужд потребителя на выполнение его желаний: снижается доля обычных  расходов на питание, одежду, жилье, растут расходы на развлечения и покупку  престижных товаров. На протяжении последних  десятилетий в масштабах всей городской цивилизации развитых стран произошел фундаментальный  социально-экономический сдвиг, свидетельствующий  о торжестве парадигмы «общества  потребления».

При рассмотрении городов того или иного субнационального региона важно иметь в виду его общий экономический уровень, поскольку он определяет развитие сферы обычных услуг в конкретном городе. Это подтверждается исследованиями по регионам стран Европы, где наиболее интенсивно третичный сектор развит на юго-востоке Англии, в районе Иль-де-Франс с центром в Париже, в городах, входящих в систему Ранд-стада в Голландии, в зонах таких городов, как Брюссель, Мадрид, Рим и Афины, а также в прочих ведущих туристических зонах Европы.

При этом отмечается резкая неоднородность сектора услуг  в отношении принципов размещения его предприятий. Поэтому анализ их территориального распределения  требует изучения особенностей отдельных  отраслей третичного сектора. Среди этих особенностей называют несколько решающих факторов: 1) изобилие или редкость услуг; 2) тип отношений клиента и оператора, где существенны особенности поведения экономических агентов, выбираемые ими стратегии, возникающие между ними конфликты; 3) частный или общественный характер предприятия обслуживания; 4) величина «порогового расстояния», что в свою очередь влияет на потенциальный объем спроса; 5) тип клиента. В последнем случае существенно также положение услуг в жизненном цикле производства продукта. В целом отмечается особенно высокая склонность к концентрации в крупнейших городах для: редких услуг; частных предприятий обслуживания; услуг инновационного характера в целях бизнеса.

Дополнительно отмечаются следующие факторы: степень известности фирмы и уровень привлекательности предлагаемого ею обслуживания; потребность отрасли в рабочей силе; уровень предложения жилья в конкретном городе, влияющий на возможности перемещения населения; местные особенности государственного регулирования. Для большинства видов услуг отмечается наличие признанных городов, где концентрируются предприятия-лидеры.

Города, в которых  наиболее интенсивно развивается сфера  услуг, нередко сохраняют некоторые  виды промышленного производства. В  то же время во многих городах, где  промышленность приходит в упадок, подобное падение не сопровождается достаточно заметным ростом услуг. Таким  образом, то, что на уровне сводных  данных по отраслям дает картину замещения  отраслей промышленности услугами, на уровне конкретных городов обнаруживается прежде всего как их нарастающая экономическая сегрегация, идет нарастание экономического и социального неравновесия в рамках систем городов. Однако эти процессы сегрегации развиваются не столь однозначно. В большинстве развитых стран политика общественного благосостояния направлена на поддержание определенной территориальной справедливости в отношении социальных и здравоохранительных функций, предоставляемых общественным сектором.

В последние  десятилетия резко усиливается  разрыв между центрами инноваций  и зонами простой адаптации, где  города лишь пассивно реагируют на масштабные экономические изменения  конца века. Они плохо приспособлены  к современной конкурентной среде, их ведущие функции постепенно угасают, а градообслуживающие отрасли развиваются  лишь по мере роста населения, нередко  даже отставая от него. Эта картина  характерна, в частности, для современной  России, где резко выделяется инновационная  роль Москвы на фоне стагнации большинства  промышленных центров.

Индустрия обслуживания туризма

Переходя к  конкретным видам обслуживания, важно  отметить, что в рамках третичного сектора весьма важную градообразующую  роль играют предприятия туристического обслуживания. Их размещение по городам  весьма специфично и во многом определяется факторами близости и престижности соответствующего города. В последние  десятилетия отмечается весьма значительный рост этой сферы, в частности, бурный рост международного туризма. В эпоху  потребительского общества происходит масштабный сдвиг всего образа жизни  горожан, который стимулирует дальнейшую функциональную переориентацию крупного города.

Такой город  в своей пространственно-архитектурной  конкретности становится неким «зрелищем». Многие его улицы и площади  с их оживленностью, броской рекламной  оформленностью, с мини-спектаклями зарабатывающих на жизнь уличных музыкантов формируют «зону притяжения» для туристов и прохожих-горожан. Такие кварталы современного города резко контрастируют с пейзажами традиционных промышленных центров, с их утилитарной пространственной секторизацией, жесткой схемой функционального зонирования, где однообразные спальные районы сменяются удручающими панорамами промышленных зон. Жесткий функционализм, вдохновлявший проектировщиков новых промышленных городов XX века не предусмотрел в среде города места для праздных прогулок и зрелищ.

Оживленные фокусы современных мегаполисов в целом  реабилитируют важнейшие урбанизированные территории города, возвращая им функции, характерные для подобных фокусов  еще в доиндустриальную эпоху. В эпоху, когда торговая площадь, бывшая сердцем городской жизни, давала место ярмарке и балагану, т.е. была носителем функций торговли и развлечения. Она притягивала не только горожан, но и жителей окрестных деревень, для которых приезд в город был своеобразным шоп-туризмом. В подобных зонах сконцентрированы кафе, рестораны и отели, антикварные магазины, престижные магазинчики одежды и обуви, киоски сувениров. Вся эта пестрая смесь предприятий обслуживания представляет по существу единый комплекс индустрии обслуживания туризма.

В современном  городе экономическая жизнь все  в большей степени раскрывается в сторону развлечения, в рамках общества потребления складывается своеобразная индустрия досуга, шоу-бизнес. Обозначилась тенденция к превращению  самой жизни города в таких  кварталах в некоторое развлечение  и зрелище. Она расширяет спектр городов, вовлеченных в подобные виды обслуживания, однако, в целом, такие фирмы и сейчас сконцентрированы преимущественно в крупных городах. В современном туризме, особенно международном, такие города превосходят  по своей привлекательности традиционные туристические места вдали от больших городов. Мощные туристические  потоки устремляются, прежде всего, в  такие крупные города, как Париж, Лондон, Амстердам и т.д. Даже в  этой специфической отрасли лидируют города развитых стран.

В этом аспекте  они сближаются с традиционными  туристическими центрами небогатых  регионов, для которых индустрия  туризма является единственной градообразующей функцией. Немало таких городов расположено на обширном побережье Средиземного моря. Во многих из них практически отсутствует материальное производство, источником их богатства является «потребление» богатых туристов. Здесь явственно видна роль туризма во внешнеэкономических связях. Для современного Парижа туризм экономически важнее промышленного производства.

Во второй половине XX века рынок туризма не только количественно  растет, но и структурно усложняется. В особый сегмент этого рынка  выделяется научный и образовательный  туризм. К этому виду туризма примыкают  и деловые встречи с широким  кругом участников, приехавших в один из подобных центров для обсуждения проблем развития рынка, совершенствования  технологии производства и т.д.

Не случайно именно в мегаполисах сходятся наиболее мощные потоки туристов. Развитая инфраструктура этих городов может принять миллионы потребителей, готовых оплатить весьма дорогостоящие услуги этого рынка. Весьма наглядным проявлением подобной инфраструктуры является вся система  оформления таких оживленных кварталов.

Многовековая  традиция связывает в сознании человека, находящегося в пространстве города, освещенность улиц, яркость вывесок, чистоту на городских улицах и  площадях с чувством порядка и  безопасности, с ощущением процветания  города. Подобное ощущение в свою очередь  является существенным фактором, направляющим экономическое поведение потребителя  и инвестора. Деятельность по оформлению города, будучи рассмотренной с позиций  экономического анализа, обнаруживает отчетливый оттенок рекламности  в рамках более или менее осознанной маркетинговой политики городских  властей. На мировом рынке урбанизированных территорий подобная реклама обеспечивает городу достижение конкурентных преимуществ  в борьбе за рынки услуг и за привлечение инвестиций, и в первую очередь, инвестиций в четвертичный сектор.

Информация о работе Мировой бизнес