Мировой бизнес

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 09:28, реферат

Краткое описание

По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна.

Файлы: 1 файл

гасан.docx

— 49.22 Кб (Скачать)

Роль третичного сектора в формировании структуры  системы городов была осознана уже  в довоенный период, что нашло  свое отражение в теории центральных  мест Кристаллера. В 50-е годы это стало достаточно общепризнанным. Так, например, понимание ведущей роли многих видов обслуживания в организации территории легло в основу политики развития каркаса городов, принятой на вооружение государственными органами Франции.

Выход третичного сектора на доминирующие позиции  в современной экономике заставляет нас уделить ему особое внимание при анализе функционирования городов. Поэтому мы подробно рассмотрим проблемы этого сектора в рамках следующей  главы.

Тенденции развития сферы услуг  в XX веке

Общепризнанным  фактом является бурный рост сферы  услуг в послевоенный период и  их доминирующее положение в экономике  развитых стран в последнее десятилетие. Общий обзор развития сферы услуг  по всей мировой экономике выявляет следующие основные закономерности, характерные для периода 60-70-х  годов. В большинстве стран мира рост занятости в этом секторе  шел параллельно с общим их экономическим развитием, наиболее богатые страны имели более высокую  долю занятых третичного сектора. Наиболее сильный рост доли сферы услуг  отмечался в группе быстро развивавшихся  новых промышленных стран. Отмечается тесная взаимосвязь урбанизации  и третичного сектора: как правило, его доля наиболее высока в странах  с наиболее высоким уровнем городского населения. В развитых странах нарастание роли сферы услуг начинается уже  в первые десятилетия XX века, процесс тертиаризации несколько замедляется с середины 80-х годов, что свидетельствует о приближении к определенной стабилизации структуры экономики. О значимом росте доли сферы услуг в экономике развитых стран в период 70-80-х годов свидетельствуют, в частности, данные табл. 4.1.

Мы видим, что  в целом доля услуг в большинстве  развитых стран превышает 60% ВВП  и 60% общей численности занятых, при  этом за эти два десятилетия численность  занятых в сфере услуг в  большинстве стран выросла более  чем в 1,5 раза. По роли сферы услуг  в активном населении явно доминируют США и Канада, в лидирующую группу входят также Великобритания, Нидерланды, замыкает ее Швеция. В среднюю группу входит Франция, группу развитых стран  с относительно меньшей долей  услуг возглавляет Япония, далее  Швейцария, Италия, Германия, замыкает ее Испания.

При анализе  этих данных необходимо учесть связь  между тертиаризацией и общим экономическим уровнем страны, однако этого объяснения недостаточно для осмысления ситуации столь развитых стран, как Япония, Германия и Швейцария. Специалисты отмечают характерную для этих стран промышленную ориентацию, существенно также, что в состав промышленности включены многие виды деятельности, которые в других странах относят к сфере услуг. По значениям показателей доли услуг в национальном производстве наблюдается меньший разброс. Здесь выделяется лишь лидирующая позиция США, заметно отстает от других Япония. По темпам роста занятости в сфере услуг заметно лидируют Канада, Нидерланды и США.

Весьма интересен  в этом отношении опыт Канады - страны, традиционно ориентированной на добывающие отрасли промышленности, что делает ее типологически похожей  на Россию. Возможно, эволюция структуры  занятости этой страны поможет определить сдвиги в функциональной ориентации российских промышленных городов.

При анализе  этих данных явно бросается в глаза  неуклонное снижение роли первичного сектора, а начиная с середины века, - и вторичного. Эти данные прекрасно  иллюстрируют процесс дезиндустриализации и тертиаризации.

Факторы развития сферы услуг во второй половине XX века

Среди факторов такого роста в первую очередь  отмечают четыре основные группы.

Технологические изменения, особенно связанные с  развитием средств телекоммуникации, пассажирского и грузового транспорта и с компьютеризацией. Существенным также является общий технологический  прогресс в сфере производства, обеспечивающий наиболее высокую скорость роста производительности труда в промышленных отраслях.

Общая глобализация экономики, где ведущую роль играет переход к новым методам организации  производства с экстернализацией многих видов деятельности. В частности, усиливается значение прямых контактов между людьми, в том числе различных видов консалтинга, связанного с передачей высокоспециализированных профессиональных знаний.

Социальные изменения, в первую очередь связанные со сферой потребления. Наряду с ростом дохода и возрастанием роли досуга, отмечается также значимость изменений  образа жизни и системы ценностей. Эти изменения во многом обусловлены  социально-культурными сдвигами в  структуре населения, в частности, усилением роли дипломированных  специалистов, кризисом института семьи, нарастающей феминизацией рабочих  мест и общим старением населения  развитых стран.

Важно учесть также  общие изменения в структуре  спроса на услуги для частных лиц, где нарастает значимость услуг  высшего сегмента этой сферы, в основном предоставляемых учреждениями общественного сектора. Некоторые виды услуг конкурируют с потреблением соответствующих товаров, например, посещение ресторанов соответственно снижает спрос на продукты питания. В то же время другие услуги дополняют соответствующие покупки товаров, так, приобретение автомобиля создает спрос на услуги по его страхованию.

Вмешательство органов государственной власти, как на уровне города, так и в  общенациональном масштабе. Эти органы могут и непосредственно управлять  соответствующими учреждениями обслуживания, и финансировать некоторые социальные программы, и формировать правовую среду функционирования третичного сектора.

Специфика отраслей третичного сектора

Резкий рост сферы услуг и ее доминирующая роль в большинстве крупных городов  требует достаточно подробного изучения относящихся к ней видов деятельности. В связи с этим необходимо конкретизировать само понятие обслуживания и, опираясь на него, уточнить понятие отрасли  услуг. Для этого следует рассмотреть  специфические черты услуг.

Продукция нематериальна, процесс производства предполагает близость или тесное взаимодействие между мастером и клиентом, при  этом возможна даже ситуация совместного  достижения результатов. Конечный продукт  не поддается хранению и транспортировке. Однако эти принципы не всегда применимы  к ситуациям, возникающим в отраслях, относимых обычно к третичному сектору. Некоторые продукты этих отраслей транспортабельны. Некоторые виды обслуживания воздействуют на «осязаемые» объекты, которые  они материально преобразуют  или пространственно перемещают. Близость к клиенту или взаимодействие с ним не всегда обязательны.

Границы этого  сектора с трудом поддаются уточнению. По сравнению с промышленностью  можно отметить множественность  мелких подотраслей, часто менее крупные инвестиции, крайнее разнообразие видов деятельности. Именно этим легко объясняются попытки выделения из него в отдельный сектор специфических видов обслуживания. Предлагают различные принципы разбиения отраслей услуг на группы, перекрестное наложение подобных разбиений обеспечивает весьма детализированную классификацию отраслей. Знание конкретного класса, к которому относится отрасль, дает достаточно подробное ее описание. Часто предлагают следующие дихотомические принципы разбиения:

Производство  услуг общественного или коллективного  нерыночного типа - Производство услуг  рыночного типа.

Производство  традиционных услуг - Современные услуги.

Обычные услуги -- Редкие услуги.

Предоставление  услуг производственного характера - Производство услуг, связанных с  потреблением.

Производство  услуг, играющих роль лидеров экономического развития - Производство «сопутствующих»  услуг, сопровождающих рост населения  или другие виды деятельности.

На наш взгляд, заслуживает внимания подход Гадрея, детализирующий само понятие «отношение обслуживания», которое рассматривается как некоторая взаимосвязь между операторами обслуживания и клиентами, возникшая в связи с необходимостью разрешения некоторых проблем клиента. Соответственно различается объект обслуживания, далее называемый «носитель услуги» Н, деятельность по обслуживанию -операция трансформации состояния некоторого объекта-носителя Н, «используемого» клиентом К, осуществляемая оператором обслуживания О по запросу К и нередко вместе с ним.

При этом для  большинства услуг характерно также, что процесс обслуживания не завершается  производством товаров, поддающихся  транспортировке, отдельно от материального  носителя Н.

Проблемы  определения  понятия  «Отрасль сферы услуг»

Методологические  проблемы отнесения отрасли к  сфере услуг

Методическая  сложность отделения отраслей услуг  от отраслей материального производства приводит к некоторым расхождениям. Так, например, согласно подходу Всемирной  торговой организации, к коммерческим услугам относится и строительство. Согласно системе национальной статистики США, в сферу услуг включают и  отрасли водо-, газо- и электроснабжения. Все это затрудняет сравнение между странами и периодами времени. Однако это ни в коей мере не ставит под сомнение саму необходимость отделения этих отраслей от отраслей обрабатывающей промышленности, относимых ко вторичному сектору.

Совершенствование процедуры идентификации видов деятельности третичного сектора создаст предпосылки для повышения точности количественных показателей, предназначенных для функционального анализа городов. Исходные статистические данные обычно имеют низкую точность, это весьма характерно, например, для показателей, измеряющих занятость. Большие трудности возникают при попытке разделения внешних и внутренних услуг для предприятий, трудно собрать исчерпывающие данные по сфере туризма и т.д.

Проблемы изучения функционирования городов требуют  от нас ориентации на виды деятельности, однако в статистической отчетности более доступны данные, характеризующие  отраслевую принадлежность предприятия. Нередко предприятия, осуществляющие обслуживание, по отчетности не включены в список отраслей третичного сектора. В то же время существует методологическая проблема, связанная с внутренним процессом индустриализации самой  сферы услуг. Производство некоторых  услуг в определенной степени  приобретает промышленный характер. Все в большей степени фирмы  услуг используют труд рабочих, так  что в ближайшие десятилетия  большинство их них будет работать на предприятиях сферы услуг. Так, например, в некоторых странах наблюдается  сокращение числа рабочих в автомобильной  промышленности при одновременном  росте числа рабочих в автосервисе.

Таким образом, исходя из потребностей функционального  анализа городов, решая вопрос о  функциях предприятия в городе, мы должны ориентироваться, прежде всего, на признак участия его в отношениях обслуживания и именно такие предприятия  относить к третичному сектору. Более  того, в системе отчетности фирма  может быть отнесена к обрабатывающей промышленности по признаку производимой продукции, однако полная технологическая  цепочка операций фирмы по производству и сбыту продукции может включать в себя операции, типологически относящиеся  к обслуживанию.

Как показано ниже, в современных условиях существует тенденция к экстернализации таких операций. Так, например, если адвокат входит в штат фирмы, относящейся к обрабатывающей промышленности, то в статистической отчетности он будет представлен в составе рабочей силы обрабатывающего сектора. Если же он выполняет ту же работу для этой же фирмы, но является представителем адвокатской конторы, то в отчетности он будут представлен в составе сектора услуг для производства.

Однако такая экстернализация не является абсолютной, во многих фирмах обрабатывающей промышленности и в настоящее время в состав технологической цепочки по-прежнему входят операции типа «обслуживания». В частности, к этому типу операций относится управленческая деятельность, которую выполняют менеджеры предприятия как на уровне отдельных заводов, так и на уровне общего руководства фирмой. Если деятельность первых весьма тесно связана с производственным процессом завода, то деятельность вторых в современных условиях, как правило, выделена в главный офис компании и нередко территориально обособлена.

Это облегчает  исследователю процедуру фиксации такого выделения с использованием статистической отчетности. Если же пространственное отделение отсутствует, то мы можем  косвенными методами примерно оценить  объем работы такого головного офиса, прибегая к помощи экспертов или  используя данные по аналогичным  предприятиям. Современные методы функционального  анализа городов ориентируют  исследователя на отнесение головных офисов компаний к сфере услуг, при  этом многие специалисты относят  их к особо выделенной группе услуг  четвертичного сектора.

На наш взгляд, для функционального анализа  городов представляется целесообразным использование весьма подробной  типологии отраслей третичного сектора, принятой ЕС. Она основана на отраслях, выделенных по принципу сходства осуществляемой деятельности, т.е. ориентирована на типологию, соотнесенную с природой акта обслуживания.

При описании отраслей услуг можно взять за основу не только вид деятельности. Можно рассмотреть  различные способы группировки  услуг. По видовым особенностям запросов клиентов: высокий/низкий уровень оценки нужд, при высокой/низкой степени  персонализации. Например, высокая оценка нужд, персонализированные услуги: юридические; низкая оценка нужд, неперсонализированные: кинотеатры. По отношениям между учреждением обслуживания и клиентом: непрерывное/дискретное предоставление услуги; примером первого являются услуги полиции, второго - театральные спектакли. По методам распределения услуг: оператор приезжает к клиенту, клиент приезжает к оператору, опосредованная связь клиента и учреждения обслуживания; такси по вызову, парикмахерская, передачи местной радиостанции или телестудии.

Информация о работе Мировой бизнес