Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 22:38, реферат
Руководимая Тони Блэром с 1994 г. Лейбористская партия Великобритании три раза подряд приходила к власти по результатам парламентских выборов в 1997, 2001 и 2005 гг. Это исторический рекорд, возможно, будет вновь повторен лейбористами в ближайшем будущем. По состоянию на 1 марта 2010 г. лидером партии и премьер-министром правительства Соединенного Королевства является Гордон Браун. Как пишет газета Sunday Times «правящая Лейбористская партия Великобритании может назначить новые парламентские выборы уже на 25 марта 2010 года».
Введение
Глава 1. Эволюция лейбористской партии Великобритании в период с 1979 по 1994 годы
§1. Лейбористы в оппозиции. Попытки реорганизации партии в 80-е – начале 90-х годов
§2. Тони Блэр: ступени к власти
Глава 2. Тони Блэр – лидер Лейбористкой партии Великобритании
§1. «Перестройка» в партии
§2. Избирательная кампания 1997 г. Победа «новых лейбористов»
Глава 3. Политика первого лейбористского правительства Тони Блэра (1997-2001)
§1. Социально-экономические мероприятия и конституционные реформы лейбористов
§2. Внешнеполитический курс лейбористского правительства
Заключение
Список использованных источников и литературы
Английский фунт в течение 4 лет правления лейбористов неизменно рос так же как и внутренний валовой продукт, страна избежала экономического кризиса, был зафиксирован самый низкий уровень инфляции за 30 лет, но по уровню часовой производительности труда Британия все же уступает США, Франции, Германии и даже Италии. Лейбористское правительство Тони Блэра отказалось от идеи вхождения в Еврозону и замены национальной валюты фунта стерлинга валютой Евросоюза евро, это идея была поддержана всеми партиями и общественным мнением. В производственном секторе британской экономике был упразднен один миллион рабочих мест, а внешнеторговый дефицит достиг максимума. Такие известные в автомобилестроении торговые марки как «Ягуар», «Роллс-Ройс», «Бентли» в результате приватизации оказались в руках иностранцев, а каждый третий британец работает на иностранного инвестора. Ряд авторитетных публикаций, в том числе британского Института исследований общественной политики и Фонда Джозефа Роунтри, показывают, что социальное неравенство Великобритании в 90-е гг. увеличилось, конфликтность продолжала сохраняться в обществе. Рост зарплат чаще наблюдался на хорошо оплачиваемых должностях, средние зарплаты росли достаточно медленно. Таким образом, улучшение благосостояния коснулось, прежде всего, верхних и отчасти средних слоев общества, в то время как низшие слои, которые в принципе должны служить главным объектом заботы лейбористов, серьезных изменений не почувствовали.
В соответствии с предвыборными обещаниями, образование должно было стать одним из приоритетных направлений социальной политики, превратить британцев в нацию с лучшим образованием в Европе. Причем в соответствии с новыми подходами лейбористов доступное образование вписывалось в концепцию равных возможностей, а значит востребованность на рынке труда, именно поэтому «Дэвид Бланкетт обладал на должности секретаря по вопросам образования и профессиональной подготовки»129 взаимосвязанными полномочиями. В 1997-1998 гг. расходы на образование составили 13,3 % бюджета страны. В июле 1998 г. была принята программа развития образования стоимостью 19 миллиардов фунтов стерлингов. Расширялась сеть бесплатных школ и были отменены ваучеры в системе образования, количество начальных классов для детей от 5 до 7 лет, в которых учиться более 30 человек, снизилось в два раза. Территория страны была поделена на 25 региональных зон образовательной активности, где школы осуществляли совместное партнерство с бизнесом и общественными организациями по внедрению инновационных стратегий: совершенствование школьных стандартов с упором на индивидуальные способности детей и приближение к будущей профессии, переподготовка учителей и директоров школ для овладения навыками использования ресурсов интернета и применение в учебном процессе новейших компьютерных, телекоммуникационных технологий. В июне 1999 г. был создан Совет по обучению и развитию, в функции которого входила помощь подросткам старше 16 лет и намеревающиеся продолжить образование. В 2000 г. более 35 % британских школьников продолжили обучение в высших учебных заведениях, тем не менее ¾ студентов принадлежало к высшим слоям общества, поэтому правительство решило отказаться от принципа бесплатного наставничества и ввело плату в размере 1 тысячу фунтов стерлингов для всех абитуриентов. Политика правительства Тони Блэра в сфере образования во многом отводила значительную роль гражданской активности, повысился уровень образованности молодежи.
Лейбористы
осуществили реформу
В 1997 г. Британия занимало последнее пятнадцатое место среди стран Евросоюза по показателям детской бедности, в связи с чем было принято решение увеличить отчисления по программам поддержки семьи и детства до 10,6 % бюджета. Первоначально министерство социального обеспечения во главе с Харриет Харман132 придерживалось плана прежней администрации, в соответствии с которым планировалось сокращение выплат одиноким родителям, но в декабре 1997 г. левое крыло Лейбористкой партии в Палате Общин в количестве 47 депутатов решительно выступили против таких планов. Правительство пошло на уступки и разработало программу «Уверенный старт» для бедных семей с детьми, которых должны посещать врачи и педагоги, создание мест в детских садах, консультация родителей по вопросам детского воспитания, были увеличены еженедельные детские пособия: 15 фунтов стерлингов выплачивалось для первого ребенка, 10 фунтов стерлингов – для второго. Понимая, что этих средств недостаточно, правительство разработало специальные программы трудоустройства одиноких родителей, особенно женщин. Также будущие мамы получили право на шестимесячный оплачиваемый отпуск по беременности, а отцы – две недели для ухода за новорожденными. Пенсионеры получили «льготы при оплате счетов за зимнее отопление»133, но возрастной порог выхода на пенсию был разным для мужчин и женщин, что противоречило европейским нормам социального права и рассматривал как признак дискриминации, ведь мужчинам приходилось ждать на пять лет дольше, чем женщинам, прежде чем они смогу воспользоваться своими льготами. В итоге было принято решение, что «все получат право на такой вид льготы при достижении возраста 60 лет»134. Под давлением обстоятельств Харриет Харман уступила пост в июле 1998 г. Алистеру Дарлингу.
«К 2000 г. рождаемость в стране упала до рекордно низкого уровня – 1,66 ребенка на одну женщину, а рост населения поддерживается в основном благодаря иммиграции»135. Демографы и социологи отмечают, что с одновременным улучшением жизни населения, массовым вовлечением женщин в трудовые отношения, новыми возможностями для карьерного роста связано решение о рождение ребенка на более поздний срок и желанием чаще воспитывать одного или двух детей. Большое количество одиноких родителей, чаще всего женщин, более одного миллиона, воспитывающих детей на пособие и вынужденные искать дополнительные заработки свидетельствует об ослабление роли семьи, что влечет образование проблемы появления бездомных детей, детской бедности, подростковой беременности и другие асоциальные явления подталкивают к уличной преступности.
Лейбористы
предприняли ряд мер по уменьшению
конфликтности в обществе как
основной причины появления
Джон Прескотт139, занимая пост заместителя премьер-министра и обладая полномочиями государственного секретаря по вопросам окружающей среды, транспорта и регионов, в «1997 г. возглавил делегацию в Японию»140 и провел успешные переговоры о судьбе планеты в условиях глобального потепления, грозившее таянием ледников и повышением уровня мирового океана, которое чревато последствиями для островного государства. В рамках Киотского протокола Британия взяла на себя обязательства снизить за период с 1990 по 2010 гг. выбросы двуокиси углерода на 20 %, в связи с чем граждан призывали ограничить использование автомобилей в путешествиях и уменьшить число регулярных поездок, пользуясь общественным транспортом. Тем не менее сам Прескотт был уличен в 1999 г. журналистами в комичном случае, когда, для «преодоления расстояния всего в 230 метров от отеля до места партийной конференции»141 по вопросу популяризации общественного вида транспорта, он воспользовался автомобилем с личным водителем, а кроме того его останавливала полиция за превышение скорости и создание опасной ситуации на дорогах 4 раза за период с 1988 по 1997 гг.
Джек Каннингэм142 на посту министра сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия приступил к реализации программы модернизации, которая заключалась в отстаивании интересов производителя и защите прав потребителей. Ему удалось договориться с Евросоюзом о снятии некоторых ограничений на поставку говядины, вызванной скандалами в связи с «коровьем бешенством», также предложил спорную идею по созданию независимого Агентства пищевых стандартов. В июле 1998 г. Каннингэм получает новые посты в Кабинете министров, а его пост занимает Ник Браун143. Тони Блэр обещал как до прихода власти, так и в июле 1999 г. запретить псовую охоту на лис, однако с тех пор был куда менее настойчив, понимая, что это не пользуется поддержкой как среди охотников – представителей крупной земельной аристократии, так и среди обслуживающего персонала, получающего, возможно, единственный источник дохода в сельской местности. Такими же скромными результатами закончилась попытка реформ земельных отношений в Шотландии. Дело в том, что «98 % территории Шотландии – это сельская местность, где 80 % принадлежат 1500 крупным собственникам, которые устанавливают размеры арендных платежей для арендаторов, оговаривают способы пользования землей и строениями»144. Правительство намеревалось создать условия, при которых арендаторы могли бы стать частными собственниками, однако в итоге лишь менее 7 % шотландских земель стали подлежать продаже, которое обставлено столь многочисленными условиями, что не всякий захочет связываться. Нику Брауну также пришлось столкнуться с новой напастью, постигшей сельское хозяйство – 19 февраля 2001 г. был выявлен случай ящура145 у свиней в графстве Эссекс в Восточной Англии, который стал стремительно распространяться по сельскохозяйственным районам, обнаружив более 2 000 очагов инфекции. Экономический ущерб составил более 16 миллиардов долларов США, нанеся ущерб сельскому хозяйству и туризму. Более 10 миллионов голов скота составил падеж, а мясо свиней, овец и коров было запрещено к экспорту.
В конце 90-х гг. Великобритания стала получать более 17 миллиардов долларов США доходов от туризма, людей привлекали спортивные события, культурные достопримечательности, произведения искусства и музеи. Количество граждан государств, не входящих в Евросоюз, которые посещают Британию увеличилось в 90-е гг. на 60 %. Крис Смит146 выполнял в правительстве обязанности государственного секретаря по вопросам культуры, средств массовой информации и спорта. В 2000 г. например ему удалось добиться налоговых льгот для музеев, в результате чего заведения могли позволить организовать бесплатный доступ посетителям, а уже в августе торжественно был отмечен 100-летний юбилей королевы-матери. Нужно отметить, что британская монархия полностью перешла на принцип окупаемости, лейбористское правительство сократило содержание королевской семьи на 10 миллионов фунтов стерлингов, королевский двор перешел на режим жесткой экономии, сократив количество придворных и служащих, зато отныне туристы получили право на посещение Букингемского дворца.
В британском обществе формируется двоякое отношение к иностранцам: доброжелательное к туристам, и негативное, подчас перерастающее в националистические и шовинистические настроения к иммигрантам, особенно цветным. Иммигранты, составляющие 5,5 % от общего числа населения в 59,5 миллионов человек к 2000 г., также не остаются в долгу, например в местах их компактного проживания в барах весят таблички с надписью: «Белым свиньям вход запрещен!»
В течение двадцатого столетия в период нахождения лейбористских правительств во власти многие законы не прошли процедуру утверждения в традиционно консервативной Палате Лордов. Подобное случилось и в первый год функционирования правительства Тони Блэра – 38 раз были отвергнуты законопроекты Палаты Общин, беспрецедентно 5 раз отклонялся закон о «Европейских парламентских выборах». Блэр обвинил консерваторов в подстрекательстве к злоупотреблению властью наследственными пэрами Палаты Лордов перед демократически выбранными депутатами Палаты Общин, использую это как повод для осуществления конституционной реформы147, обещанной во время избирательной кампании.
Во время открытия второй сессии Парламента 24 ноября 1998 с речью, подготовленной партией власти, перед депутатами выступила Королева, она пожелала своему правительству продолжить реформу Палаты Лордов. Традиционно, речь Королевы выслушивается членами Парламента молча, но в этот раз лейбористы восклицали: «Слушайте! Слушайте!», а консервативные пэры твердили: «Позор! Позор!»148, после этого никто не сомневался с какими трудностями будет проходить закон о «Палате Лордов». Некоторые лорды угрожали сорвать многие законопроекты правительства, если оно не откажется от планов реформ, так один из наследственных пэров Майкл Онслоу заявил: «Я буду счастлив организовать постатейное голосование по шотландскому законопроекту. Каждое голосование занимает 20 минут, а в законе более 270 статей»149. Блэр согласился в качестве временной меры оставить в Палате Лордов некоторое количество наследственных пэров.
Информация о работе Лейбористская партия в политической жизни Великобритании