Лейбористская партия в политической жизни Великобритании

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2012 в 22:38, реферат

Краткое описание

Руководимая Тони Блэром с 1994 г. Лейбористская партия Великобритании три раза подряд приходила к власти по результатам парламентских выборов в 1997, 2001 и 2005 гг. Это исторический рекорд, возможно, будет вновь повторен лейбористами в ближайшем будущем. По состоянию на 1 марта 2010 г. лидером партии и премьер-министром правительства Соединенного Королевства является Гордон Браун. Как пишет газета Sunday Times «правящая Лейбористская партия Великобритании может назначить новые парламентские выборы уже на 25 марта 2010 года».

Оглавление

Введение
Глава 1. Эволюция лейбористской партии Великобритании в период с 1979 по 1994 годы
§1. Лейбористы в оппозиции. Попытки реорганизации партии в 80-е – начале 90-х годов
§2. Тони Блэр: ступени к власти
Глава 2. Тони Блэр – лидер Лейбористкой партии Великобритании
§1. «Перестройка» в партии
§2. Избирательная кампания 1997 г. Победа «новых лейбористов»
Глава 3. Политика первого лейбористского правительства Тони Блэра (1997-2001)
§1. Социально-экономические мероприятия и конституционные реформы лейбористов
§2. Внешнеполитический курс лейбористского правительства
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

ref_7281_parta_ua.doc

— 708.50 Кб (Скачать)

     §2. Внешнеполитический курс лейбористского правительства 

     После победы Лейбористской партии на выборах 1997 г. эволюция взглядов правительства в области обороны и безопасности ускорилась. В программной речи «Принципы современной британской внешней политики» Тони Блэр подтвердил роль страны в качестве посредника между США и Европой. Реализация глобальных интересов Великобритании будет осуществляться через Совет безопасности ООН, членство в альянсе НАТО, участие в Европейской интеграции и Содружестве наций. Внешнеполитическая доктрина «трех кругов» - США, Европа, Содружество – была впервые предложена Уинстоном Черчиллем и до сих пор является основой внешней политики. Лейбористы намеревались вернуться в Евросоюз и занять там лидирующее положение, однако это обстоятельство неизменно бы вступило в противоречие с ролью «особых отношений» с США.

     Одним из главных направлений внешней  политики продолжает оставаться доктрина «особых отношений»165 c США. Еще в конце 50-х гг. Уинстон Черчилль утверждал, что «судьбы англоговорящих народов, переживших эпоху мировых войн, становятся единой судьбой». Распад британской империи способствовал переориентации Лондона на Вашингтон с целью сохранения господствующего положения в мире. Особые отношения, в первую очередь – это близкие отношения правящих элит, так во время президентства США Билла Клинтона и правления Тони Блэра казалось, что политики настолько близки по обе стороны Атлантики и понимают друг друга с полуслова, как будто не существует между ними океана. Во-вторых, британцы привязаны с США военным сотрудничеством по ядерному оружию, обязательствами по альянсу НАТО, это же касается и в сферы близкого сотрудничества служб безопасности англоязычных стран. В-третьих, общие взгляды на экономическое развитие и приверженность идеалам свободного рынка, одним из самых крупных инвесторов в экономику США выступает Великобритания.

     В связи с крахом коммунистической идеологии в начале 90-х гг. в  мире стали все очевиднее складываться контуры новых угроз. В 1998 г. лейбористами была принята Стратегическая оборонная  программа, в которой как раз нашли отражения вызовы сложившейся системе безопасности: распространение оружия массового уничтожения, наркоторговля, терроризм, сепаратизм и распад слабых государств. Поэтому, вооруженные силы страны должны быть готовы не только к решению гуманитарных и миротворческих задач, но и к участию конфликтов высокой интенсивности, ведь для этого у Соединенного Королевства есть профессиональная армия, которая не разбавлена бесполезными отрядами призывников и в отличие от других европейских стран психологически готова к боевым действиям. Великобритания приняла участие в военной операции США «Пустынный лис»166 против Ирака за отказ выполнения резолюций Совета Безопасности ООН в допуске инспекторов на военные объекты, когда с 16 по 19 декабря 1998 г. были совершены пуски крылатых ракет и боевые вылеты бомбардировщиков.

     Несомненно  также, для того, чтобы закрепить  за собой репутацию лидера общеевропейского масштаба Тони Блэр становиться с подачи Вашингтона главным проводником концепции «гуманитарной интервенции»167, предполагающей разной степени военное вмешательство в конфликт сторон, которые нарушают права человека, особенно геноцид населения, толкают на массовые переселения жителей, обрекая на голод и нищету беженцев. Война в Косово, начавшаяся в начале 1998 г., носила этнический характер, в результате которой стало известно о военно-полицейской операции Белграда «Подкова»168 с целью этнических чисток косовских албанцев. Тони Блэр занял наиболее воинственную позицию, увлекая за собой большинство правящих левоцентристских сил в Европе, например Германии и Франции, с целью наличия достаточных оснований для вмешательства в конфликт сил НАТО. До начало военной операции НАТО более чем 200 000 албанских мирных жителей стали вынужденными переселенцами, почти 70 000 албанцев бежали в соседние страны, косовские албанцы в количестве около 100 000 искали убежище в Западной Европе. Многие дома и деревни были уничтожены огнем или артиллерийским обстрелом. «Операция союзных войск»169 НАТО началась 24 марта 1999 г., ударам авиации и крылатых ракет подверглись мосты, предприятия и заводы, электростанции, водные очистительные сооружения и телекомпании, от наземной операции отказались в виду избежания больших потерь и неэффективности. Североатлантический совет выдвинул 12 апреля Белграду условия прекращения бомбардировок: отказ от насилия и репрессий, вывод войск из Косово и размещение миротворческого контингента взамен, безопасное возвращение беженцев и перемещенных лиц. Тони Блэр по поводу косовского кризиса 22 апреля 1999 г. выступил в Чикаго, где попытался объяснить значение новой международной доктрины: «Глобализация – это не только экономический, но и политический феномен. Если мы хотим жить в безопасности, мы не можем себе позволить закрывать глаза на конфликты и нарушения прав человека в других государствах»170. Он предложил внести поправки в Устав ООН, которые бы сделали легитимной военную оккупацию тех стран и регионов, где систематически нарушаются гуманитарные нормы. При посредничестве Финляндии и России сербский лидер Слободан Милошевич принимает условия мирового сообщества, таким образом 11 июня 1999 г. НАТО завершает военную операцию. Не смотря на политические успехи Блэра, британские военные подготовили доклад, в котором говорилось, что более половины из всех сброшенных бомб упали мимо цели, заметно отставала от американских координация собственных вооруженных сил, не говоря уже о тыловом обеспечении. А самого непримиримого «ястреба» в этой операции министра обороны Джорджа Робертсона171 11 октября 1999 г. назначили Генеральным секретарем НАТО.

     Весной 2000 г. вновь настала необходимость  Тони Блэром использовать военные силы в гуманитарных целях для обеспечения безопасной эвакуации граждан Великобритании, Евросоюза и стран содружества из столицы Сьерра-Леоне. Около 1000 военнослужащих участвовало в спасательной операции «Паллизер»172, когда повстанческие силы Объединенного революционного фронта стали угрожать Фритауну. После эвакуации одной из главных целей стало сохранение контроля над аэропортом для поставок грузов ООН, помощь в патрулировании. Лидер повстанцев 17 мая 2000 г. Фоде Санко был захвачен правительственными войсками и перевезен в безопасное место на вертолете. Военная операция закончилась 15 июня 2000 г., но Великобритания оставила часть контингента для поддержки правительства, и уже 10 сентября 2000 г. около 200 военнослужащих приняли участие в операции «Баррас»173 по спасению 12 заложников из рук мятежников.

     После завершения операции «Пустынный лис» в декабре 1998 г. совместные боевые вылеты самолетов США и Великобритании для бомбардировки территории Ирака становятся обычным делом и продолжались как до окончания первого премьерства Тони Блэра, так и после его переизбрания. Подобные тесные союзнические «особые отношения» безусловно способствовали укреплению роли Великобритании в мире, однако когда намечались совместные проекты с Евросоюзом Лондон всегда упускал шанс основательно закрепиться в лидерах интеграции и выбирал сторону Вашингтона или исходил из собственных прагматичных целей.

     Население Великобритании всегда гордилось своим обособленным островным независимым положением и одновременно чувство былого величия в решении международных проблем откладывало отпечаток на вопросы интеграции. Евроскептицизм однако не всегда распространялся на элиту, которая реалистично подходит к оценке национальных интересов. Верхи понимают, что для дальнейшего выстраивания «особых отношений» с США необходимо стать лидером Европы, а для этого необходимо выстраивать сотрудничество. Блэр уже с первых дней существования нового правительства почувствовал насущную потребность в европейских союзниках. Первая встреча глав государства и заключение Амстердамского договора в июне 1997 г. были доброжелательно встречены общественностью, однако вопрос об участии Британии в Экономическом и Валютном Союзе носил политический характер в виду евроскептицизма населения по поводу отмены одного из символа национальной самоидентификации британцев – фунта стерлинга. Гордон Браун занял весьма осторожную позицию, желая обеспечить партии второй срок пребывания во власти, и разработал в октябре 1997 г. «пять тестов»174 экономического доверия, которым Великобритания должна соответствовать перед вступление в еврозону, а затем вопрос выноситься на референдум. Таким образом лейбористы хотели успокоить партнеров, создавая видимость проделанной работы, но сами в тайне надеялись, что еврозона никогда не будет создана и проблема исчезнет сама собой.

     «Первая возможность повлиять на ход дел представилась новым лейбористам с января по июнь 1998 г., когда Британия председательствовала в Евросоюзе. Робин Кук, государственный секретарь по иностранным делам и делам Содружества заявил, что главной задачей будет «вернуть Европу простым людям», то есть сосредоточение на вопросах безработицы, преступности, наркоторговли и защиты окружающей среды»175. Дальнейшее развитие этих идей было развито в рамках концепции «Третьего Пути», завершение формирования в рамках Евросоюза единого рынка при обеспечении прав трудящихся. Председательство дает возможность объединить в одно целое европейские и внутренние дела, где основная часть времени уходит на решение текущих вопросов, в данном случае проблемы сельского хозяйства, нестабильность балканского региона, ратифицирование конвенции Европола, были предприняты шаги для взаимного признания решений национальных судов по вопросах международных преступлений. Британия, как и новые лейбористы, поддержали идею расширения Евросоюза за счет новых государств. Переговоры сначала проводились с первой группой государств: Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Польша и Словения, а затем присоединились и другие: Болгария, Латвия, Литва, Румыния и Словакия. В июне 1998 г. лейбористы предложили Европейскому совету в Кардиффе «Общие экономические рекомендации», нацеленные на проведение экономических и социальных реформ, включавших повышение занятости, переподготовку специалистов, поддержка интересов малого и среднего бизнеса, как видим ежедневная рутинная работа по улучшению качества жизни в Евросоюзе, которая не всегда выглядит впечатляющей на первый взгляд. Другое дело изменения отношения в британской политике по отношению к сфере военного сотрудничества.

     Блэр  первоначально поддерживал всего  лишь идеи о создании поста высшего  представителя Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности, военных формирований быстрого реагирования и выработки условий, при которых Западноевропейский союз или добровольная коалиция стран может получить право действовать. Однако в течение 1998 г. правительство изменило свою позицию, так как балканский военный кризис показал ограниченность европейских сил и члены Западноевропейского союза не спешили с вопросом вмешательства. В марте 1998 г. Блэр высказался о возможности совместного участия с Францией в военной сфере, так как нарастало беспокойство в благонадежности США, как миротворца НАТО в регионе, в случае прихода к власти изоляционного лидера. «На франко-британском саммите в Сен-Мало»176, состоявшемся в декабре 1998 г., была принята декларация, позволявшая Евросоюзу, в случае самоустранения НАТО, принимать решения и санкционировать военные действия. На европейских советах 1999 и 2000 гг. был принят решений по укреплению общей внешней политики и политики в области безопасности и созданию Общей европейской политики в области безопасности и обороны. Соединенное Королевство, страна, одно время являвшаяся наиболее яростным противником включения военных вопросов в компетенцию Евросоюза, превратилась в одного из самых активных ее защитников. На саммите в Кельне была зафиксирована институциональная база, а на саммите в Хельсинки обозначена цель – к 2003 г. создать силы оперативного реагирования численностью до 60 000 человек и их обеспечении в течении года.

     Безусловно, Лондон, продвигая совместный европейский  оборонный проект, желал оставаться центром интеграции, тем более позиции Великобритании были ослаблены нежеланием присоединиться к еврозоне с 1 января 1999 г., и одновременно сохранить статус «особых отношений» с Вашингтоном для глобального доминирования, поэтому независимости Общей европейской политике в области безопасности и обороны были поставлены ограничения: первое, оборонный проект будет задействован при самоустранении НАТО в решении проблем, но ответственность за коллективную оборону сохраняется за альянсом; второе, соблюдение «Петерсбергских задач» Амстердамского договора 1997 г. – операции по поддержанию мира, гуманитарные миссии и управление кризисными ситуациями; третье, решения о предоставлении ресурсов для военных операций будут приниматься исключительно на национальном уровне.

     Теперь  уже, зная о военных миссиях на ближнем востоке, косовском кризисе и Сьерре-Леоне, политике «особых отношений» с США и оборонном европейском проекте, необходимо уделить внимание вопросам «этичной внешней политике»177, Содружеству и контактам с Россией. Так, сразу после победы лейбористов на выборах, Робин Кук 7 мая 1997 г. объявил о защите прав человека в «этичной» внешней политике, прежде всего это должно выражаться в экспорте вооружений, раз Британия занимает 3-е место в мире, то она должна ответственно подходить к вопросу, кому это оружие поставляется. Колония Гонконг была официально возвращена Китаю 1 июля 1997 г., присутствовавший на церемонии Тони Блэр обещал, что правительство будет следить за соблюдением прав в бывшей колонии. Однако тема «этичной» внешней политики не продержалась и года. На фоне подписания в декабре 1997 г. Оттавской конвенции о запрете производства и эксплуатации противопехотных мин, Британия продолжала поставлять в проблемные страны военную технику. Турция использовала британские вооружения в Курдистане, а Индонезия в Восточном Тиморе и для разгона антиправительственных демонстраций в Джакарте. Более того лейбористов даже не остановило эмбарго ООН, заявив в оправдание, что контракты были заключены еще при консерваторах и оружие не может быть использовано для подавления демократии в Индонезии. Похожий скандал был связан с нарушением запрета ООН на поставку оружия воюющим сторонам в Сьерре-Леоне британской частной военной компанией «Sandline International», лишь восстановление законного правительства в правах оправдало в какой-то степени эту инициативу. Неоднозначную оценку в мире вызвало решение министра внутренних дел Джека Стро, разрешившему слабому здоровьем в марте 2000 г. арестованному по запросу Испании за преступления против человечества диктатору генералу Аугусто Пиночету вернуться в Чили.

Информация о работе Лейбористская партия в политической жизни Великобритании