Экономика и организация библиотечного обслуживания населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 09:49, реферат

Краткое описание

Целью написания данной дипломной работы является исследование теоретической базы функционирования библиотеки, экономическое изучение муниципальной библиотеки, а также анализ эффективности деятельности библиотеки.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть организацию библиотечного облуживания;
определить структуру и принципы организации библиотечного обслуживания;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ И ОРГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
1.1 ОРГАНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБЛУЖИВАНИЯ
1.2 СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
1.3 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ СЕТИ БИБЛИОТЕК И ИХ БЮДЖЕТНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЦЕНТРАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ Г. ЧЕЛЯБИНСКА
2.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРАЛЬНОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ СИСТЕМЫ Г. ЧЕЛЯБИНСКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

476gr_YlmyxametovaЭ.A_Еkonomika mynicipalnogo xozaystva_kyrsovaya rabota.doc

— 245.50 Кб (Скачать)

На себестоимости  библиотечной услуги (документовыдачи) оказывает уровень профессиональной подготовки библиотекаря и обновление фондов. Прочие факторы, в том числе количество обслуживаемого населения, на итог деятельности библиотек заметного влияния не оказывают.

Себестоимость библиотечной услуги с населением в  зоне обслуживания до 1000 жителей - самая затратная в расчете на одну услугу. Финансирование превосходит расчетное по "модельному стандарту". В структуре себестоимости услуги затраты на коммунальные расходы и оплату труда непропорциональны объему услуг. Вместе с тем, количество услуг линейно зависит от вложений в фонды; реализация 2500 услуг осуществляется на основании ранее накопленного фонда; вложение каждого дополнительного рубля увеличивает количество оказанных услуг на 0,66.

Библиотеки  для населения до 2000 жителей имеют  себестоимость услуги свыше средней по району, но менее модельного стандарта. Положительный эффект заключается в виде снижения удельных затрат на увеличение количества оказанных услуг.

Библиотеки (от 2 000 человек) характеризуются низкой себестоимостью услуги и низкой читаемостью (количество книговыдач на 1 жителя). К значимым факторам, влияющим на эффективность работы библиотек, можно отнести обслуживаемое население и затраты на обновление фондов. Таким образом, обнаруживается в целом положительный эффект от масштаба при переходе к крупным библиотекам и высокое влияние наличия специального образования библиотечных специалистов.

При обслуживании менее 1 тыс. жителей расходы бюджета  на содержание библиотеки неэффективны:

Причины:

    • нет реальной востребованности в библиотечных услугах, обеспечивающей норматив;
    • ФОТ расходуется неэффективно в связи с заниженным объемом выполняемых специалистом библиотечных услуг;
    • в структуре себестоимости услуги велика доля коммунальных затрат, т.к. площади этих библиотек иногда больше "модельных" требований и не отличаются от более крупных по масштабу деятельности библиотек;
    • обновляемость фондов библиотек минимальная;
    • низкий уровень квалификации специалистов (50% - не имеют специального образования).

Следствия: средняя  себестоимость затрат на библиотечную услугу в 4 раза превышает модельный уровень: анализ показал линейную зависимость между объемом услуг и вложенных в комплектование средств; По анализу эффективности на основе индикаторов качества библиотеки этой группы отнесены к неэффективным или малоэффективным13.

Выводы: подлежат реструктуризации или замещению  нестационарными формами.

При общем росте  затрат на содержание библиотечной сети эффект от увеличения количества оказанных  услуг приведет к снижению себестоимости  одной услуги, а также снижению коммунальных платежей при внедрении форм нестационарного обслуживания.

Одним из условий  эффективной работы библиотеки является предоставление качественных библиотечных и информационных услуг населению  муниципального поселения (района, города). Качество библиотечной услуги - это степень полноты оперативности, точности и удобства предоставления услуг пользователю. Индикатор качества - это количественный показатель, используемый для оценки и сравнения эффективности работы библиотеки в выполнении поставленных задач по исполнению муниципального заказа на услугу. Данные индикаторы позволяют сравнивать деятельность библиотек, показывать степень результативности библиотеки, а, следовательно, и оказывать влияние на эффективное использование бюджетных средств14.

Интегральный  коэффициент (R) вычисляется по формуле:

 

R = K1 × Z1 + K2 × Z2 + K3 × Z3 + K4 × Z4 + K5 × Z5, (1)

 

где

K1 - охват населения библиотечными услугами,

K2 - соответствие режима работы "Модельному стандарту",

K3 - использование фонда,

K4 - оперативность предоставления информации,

K5 - доступность информации,

Z1-5 - вес.

R ≥ 8,5 - эффективная,

8,5 ≥ R ≥ 7,5 - умеренно эффективная,

7,5 ≥ R ≥ 6,0 - адекватная,

6,0 ≥ R ≥ 5,0 - малоэффективная,

5,0 ≥ R - неэффективная.

Единицей учета  трудозатрат является выраженная через книговыдачу библиотечная услуга в объеме 15 минут рабочего времени специалиста. Общие подсчеты объемных показателей деятельности одного библиотекаря в год составляют 10-15 тыс. условных библиотечных единиц15.

Учитывая разделение труда, в библиотеках вводится прогрессивная шкала трудозатрат в зависимости от объема услуг и шкалы сотрудников. Это является основанием для расчета штатного расписания библиотеки, плана работы на предоставление услуг - муниципального заказа и его бюджетного обеспечения. Последнее должно учитывать реальные потребности населения в библиотечном обслуживании и качество предоставляемых услуг.

Учитывая, что  объем предоставленных услуг, зависит  от уровня обновления фонда, норматив деятельности библиотеки и библиотекаря увязаны объемными показателями.

В ходе исследования были предложены методики по расчету  штата библиотек, по разработке должностных  инструкций специалистов муниципальных  библиотек. Это обусловлено тем, что эффективность деятельности библиотек во многом зависит от рациональной организации труда библиотекаря, четкой регламентации должностных обязанностей, контроля за объемными показателями их деятельности, исполнительской дисциплины выполнения технологических процессов.

Основные причины - неоптимальная библиотечная сеть и отсутствие обоснованной методики формирования бюджета.

Библиотечная  сеть включала значительное количество библиотек с малой зоной обслуживания. Существует три причины высокой себестоимости услуг данных учреждений:

    • низкая востребованность услуг населением;
    • недостаточное комплектование;
    • высокая стоимость содержания помещений.

Отсутствие  методики финансирования привело к  формированию несбалансированного  бюджета, в котором фактическая  возможность реализации услуг библиотеками ограничена одной из статей. Исследование показало, что снижение затрат на комплектование фондов является главным фактором, который снижает количество фактически оказанных услуг. Прочие статьи при этом позволяют по отдельным библиотекам добиться более высоких результатов работы и увеличить совокупный результат16.

 

Рисунок 2 - Методика эффективного бюджетирования

 

Следствие:

    • в сети остаются "модельные" библиотеки с набором внестационарных форм обслуживания;
    • обновление информационных ресурсов ведет к росту спроса и объема предоставляемых услуг;
    • снижается себестоимость услуги;
    • объемные показатели труда специалиста равны (или выше) нормы;
    • уменьшается доля коммунальных затрат в структуре себестоимости услуги;
    • администрация библиотеки максимально заинтересована в эффективной работе на итоговый результат (выполнение муниципального заказа);
    • поэтапно повышается эффективность деятельности библиотек на основе индикаторов качества.

Бюджет публичных  библиотек муниципального образования  формируется на основе нормативной  модельной сети библиотечных учреждений и нормативов по обеспечению услуг. Объектом сети является публичная библиотека.

Объем финансирования оформляется в виде муниципального заказа на оказание библиотечных услуг. Объем муниципального заказа определяется как фактическое количество оказанных услуг в предыдущем периоде (средний показатель за три года).

Местный бюджет > Муниципальный заказ на библиотечные услуги > Библиотека > Бюджет библиотеки.

Для учета различий в деятельности библиотек используются поправочные коэффициенты:

    • коэффициент масштаба;
    • коэффициент сети;
    • сельский коэффициент.

В бюджете обязательно  предусматриваются формы внестационарного предоставления библиотечных услуг17.

Бюджет базового учреждения определяется по формуле:

 

Ббаз = 12 × СТср × К1 × К2 × К3 + 200 × СТср, (2)

 

где

12 - количество  месяцев в году,

СТср - средняя месячная ставка библиотекаря (5300 руб. на 2011г.),

К1 - уральский коэффициент - 1,15,К2 - сельский коэффициент - 1,25,К3 - коэффициент дополнительных затрат, включает в себя начисления на ФОТ (0,35), текущие расходы (0,33) и резервные фонды на рост ставки (0,12). Коэффициент равен 1,8.

200 - необходимое  количество новых документов,

СТср - средняя стоимость одного документа.

Коммунальные  платежи и обслуживание зданий, в  том числе ставки технических работников, дополнительно финансируются на основании соответствующих нормативов и тарифов. Предложенная Методика расчета бюджета библиотеки (объединения библиотек) обеспечивает условия для эффективной организации библиотечного труда, роста объема и качества предоставляемых населению услуг, снижения себестоимости услуги. В конечном итоге библиотечная отрасль экономически эффективно расходует каждый бюджетный рубль и выполняет свою социальную миссию.

В первой теоретической  главе были рассмотрены особенности организации библиотечного облуживания, основные принципы организации библиотечного обслуживания населения, обоснование целесообразности передачи данной функции муниципалитетам.

 

2. Экономический анализ  Центральной библиотечной системы  г. Челябинска

2.1 Общая характеристика

 

Централизованная  библиотечная система объединяет 29 муниципальных библиотек, в фондах которых собрано 1,5 млн. экземпляров  книг, 57 наименований газет, 377 названий журналов. Ежегодно фонды ЦБС обновляются  на 40 тыс. книг. Для получения доступа к фонду ЦБС достаточно записаться в одну из муниципальных библиотек.

Также в библиотеках  города регулярно проходят вечера поэзии и романса, экскурсии и литературные вечера, встречи и знакомства с  интересными людьми, действуют 30 библиотечных клубов.

В каждом районе Челябинска открыты залы электронной  информации, которые бесплатно обеспечат  выход в Интернет, доступ к электронным  базам библиотек и правовым системам "Гарант", "Кодекс", "Консультант+".

Доступ к  электронному каталогу, информацию о  работе ЦБС и проходящих в библиотеках мероприятиях и возможность задать свой вопрос библиографу в режиме "Виртуальной справки" можно получить, обратившись к сайту библиотечной системы.

Сегодня библиотеки - это учреждения, которые предоставляют  своим пользователям широкий ассортимент бесплатных библиотечно-информационных услуг:

Предоставление  во временное пользование документов в читальных залах и на абонементах

Доступ к  универсальному справочному аппарату, в том числе к электронному каталогу

Доступ к  справочно-правовым системам

Доступ в  Интернет

Консультационная  помощь в поиске и выборе источников информации

Предоставление  информации о составе библиотечных фондов через систему каталогов  и другие формы библиотечного  информирования

Выполнение  библиографических справок

Организация и  проведение мероприятий с целью  продвижения чтения, повышения информационной культуры, организации досуга и популяризации  различных областей знания.

Экспонирование  книжных и художественных выставок18.

Кроме того, библиотеки системы оказывают дополнительные (платные) услуги:

выдача материалов из читального зала на дом ("ночной абонемент", "абонемент выходного дня")

изготовление  копий с печатной продукции из фондов библиотеки

поиск по тематическому  запросу пользователя по традиционным и электронным ресурсам библиотеки

составление информационного  пакета по теме.

Центральная библиотечная система (ЦБС) расположена по адресу: 454091 г. Челябинск, ул. Коммуны, 69. Директор ЦБС - заслуженный работник культуры РФ С.В. Анищенко. Структура ЦБС представлена на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3 - Библиотеки Централизованной библиотечной

 

 

В итоге наблюдается  достаточно обширная система библиотек, охватывающие все району города и  близ города.

Информация о работе Экономика и организация библиотечного обслуживания населения