Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:35, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение факторов конкурентоспособности регионов.
Задачи, поставленные для достижения цели:
• изучение понятия и факторов конкурентоспособности регионов.
• анализ факторов и перспективы развития конкурентоспособности Республики Бурятия.
Введение
Глава 1. Понятия и факторы конкурентоспособности регионов 1
1.1 Понятие конкурентоспособности региона 2
1.2 Факторы конкурентоспособности регионов 3
1.3 Теоретико-методологические основы управления конкурентоспособностью региона 3
Глава 2. Факторы и перспективы развития конкурентоспособности Республики Бурятия 4
2.1 Факторы конкурентоспособности Республики Бурятия 5
2.2 Оценка конкурентоспособности Республики Бурятия в сравнении с сибирскими и дальневосточными регионами 5
2.3 Перспективы развития конкурентоспособности Республики Бурятия 6
Заключение
Список используемой литературы
В качестве показателя развития региональных рыночных институтов может быть использован показатель числа малых предприятий на 100 тыс. населения, его мы и используем в расчетах. Другой характеристикой силы позиций региональной власти в межрегиональной конкуренции является, на мой взгляд, уровень доходов консолидированного бюджета региона на душу населения. Этот показатель характеризует влиятельность правительства в своем регионе (уровень налоговых доходов отражает доверие к региональному правительству), кроме того, он отражает позиции регионального руководства в межрегиональной конкуренции за бюджетные средства.
Частные индексы по показателям суммированы, итоговый индекс КСП получен как среднеарифметическое из 12 частных индексов, соответственно величине индекса регионы ранжированы по КСП.
2.3 Перспективы развития конкурентоспособности Республики Бурятия
Проведенный анализ конкурентоспособности Республики Бурятии наряду с анализом других регионов востока свидетельствует о значительном потенциале территории, который необходимо использовать опережающе в сравнении с другими регионами.
И поступательное движение восточных регионов в т.ч. и Республики Бурятия по экономическим показателям в целом подтверждает это.
Однако в целом приходится констатировать, что несмотря на значительное перемещение вверх по сравнительной шкале конкурентоспособности, большинство показателей отстают от среднероссийских за исключением темпов роста ВРП, показателя сравнительного преимущества "зарплатаемкости" (см. данные табл. 2.12.-2.13.).
Становится также очевидным, что при планировании регионального развития, необходимо учитывать конкуренцию со стороны других регионов в борьбе за привлечение стратегических и институциональных инвесторов, конкуренцию за финансирование из федерального бюджета и привлечение молодого трудоспособного поколения к реализации проектов и др.
Основными целями стратегии развития являются повышение экономического роста региона и конечное повышение благосостояния населения.
Достижение целей предусматривается по трем направлениям:
усиление существующих и создание новых связей между компаниями региона (использование кластерного подхода, см. следующий параграф 3.2);
реализация экономических мер воздействия - построение модели динамично развивающейся экономики на основе эффективного использования производственного, ресурсного, природного, научного потенциала и конкурентных преимуществ республики, обеспечение социальных стандартов, финансовой стабильности;
- осуществление
административных мер - создание благоприятного
инвестиционного и предпринимательского
климата, сокращение
административных барьеров для развития
бизнеса в республике,
формирование соответствующей
совершенствование нормативной правовой базы социально-экономического развития Республики Бурятия.
Для достижения основной цели стратегии потребуется решение следующих задач:
1.Снижение
уровня бедности и сокращение дифференциации
покупательной способности населения
за счет усиления адресности
социальной поддержки, стимулирования
роста оплаты труда, обеспечения
эффективного уровня занятости трудоспособного
населения.
Решение ключевых социальных проблем республики требует дальнейшего развития сферы социальных услуг, нацеленной на повышение уровня жизни населения, снижения социального неравенства, обеспечения всеобщей доступности основных социальных благ, прежде всего качественного медицинского и социального обслуживания и образования, развития культуры, физкультуры и спорта.
2. Создание
условий для развития реального сектора
экономики
республики, благоприятного инвестиционного
и предпринимательского
климата, развитие инновационного потенциала.
Привлечение инвестиций должно осуществляться на основе совершенствования республиканской нормативной правовой базы, преодоления административных барьеров, эффективной реализации инструментов государственной поддержки, проведения PR-кампаний, активной имиджевой политики, позиционирования республики на международных и российских мероприятиях.
Необходимо расширение использования внутренних финансовых источников инвестиций, прежде всего, за счет роста доходов и накоплений реального сектора и привлечения сбережений населения.
3. Обеспечение роста валового регионального продукта, налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и заработной платы не менее чем в 2,5 раза на основе формирования производственных кластеров, государственной поддержки «точек роста» - проектов и программ, реализация которых обеспечивает мультипликативный эффект.
Для решения этой задачи необходимо обеспечить:
а) комплексное
развитие транспортной инфраструктуры
для
обеспечения внутренних и внешнеэкономических
связей России, в том числе
последовательное участие в развитии
интеграционных процессов,
обусловленных вхождением транспортного
комплекса России в мировую
транспортную систему, формированием
на территории республики
международных транспортных коридоров
с максимальным использованием
выгод географического положения.
б) наращивание
ресурсного потенциала в сельском хозяйстве,
сокращение ввоза продовольствия из других
регионов страны за счет
развития собственной перерабатывающей
промышленности,
воспроизводство рыбных запасов.
Важным в развитии агропромышленного комплекса остается создание интегрированных структур производителей сельхозпродукции, перерабатывающих предприятий, торговых организаций, баз хранения и транспорта, предприятий техагросервиса.
в) повышение
привлекательности и эффективности работы
туристско-
рекреационного комплекса, доведение
уровня его развития до
международных стандартов.
Повышение привлекательности курортов и туристических комплексов для инвесторов должно достигаться путем развития транспортной, энергетической и инженерной инфраструктуры, создания «зеленых площадок». Необходимо активное привлечение частного капитала для развития курортного бизнеса, туризма, индустрии развлечений. Это повлечет за собой развитие смежных отраслей - торговли, пищевой промышленности, транспорта, связи, бытовых услуг.
г) реструктуризация
промышленности - развитие малой энергетики,
модернизация технологических процессов.
На этой основе предполагается
повышение конкурентоспособности продукции
и экспортного потенциала
отрасли, адаптация отрасли к нуждам региона,
максимальное использование
региональных сырьевых ресурсов, развитие
региональной и
межрегиональной кооперации и интеграции;
д) развитие
сферы платных услуг, повышение рентабельности
и
привлекательности сервисных услуг, что
предусматривает:
повышение качества жилищно-коммунальных услуг в рамках проведения реформы жилищно-коммунального хозяйства, реструктуризацию и ликвидацию задолженности предприятий отрасли, создание условий для устойчивого бездотационного функционирования жилищно-коммунального комплекса, переход на адресную поддержку малообеспеченных семей, повышение привлекательности жилищно-коммунального комплекса для инвесторов и привлечение внебюджетных инвестиций для решения проблем утилизации отходов, строительство очистных сооружений;
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в республике, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, развитие системы ипотечного жилищного кредитования;
улучшение работы пассажирского транспорта, обновление парка автобусов и трамваев, развитие частного и малого предпринимательства;
развитие платных услуг связи, образования, медицины, физкультуры и спорта;
дальнейшее развитие услуг в области аудита, маркетинга, рекламы, страховых и риэлторских услуг, информационно-компьютерного обслуживания;
е) повышение эффективности работы строительного комплекса республики, что включает в себя переход на новую сметно-нормативную базу, совершенствование ценообразования, обновление основных фондов строительных организаций, внедрение новых технологий, организацию системы контроля качества выполнения строительно-монтажных работ, создание государственного градостроительного кадастра Республики Бурятия, разработку генеральных планов территорий, отвечающих современным требованиям;
Увеличение доходной базы бюджета как основы социальной защищенности населения области, превращение бюджета в активный инструмент региональной экономической политики. В первую очередь это касается совершенствования бюджетной политики в области расходов (на основе реализации программно-целевого подхода, формирования системы критериев, отражающих эффективность бюджетных средств и определенных исходя из приоритетов социально-экономической политики).
Активизация социально-экономической политики на уровне муниципальных образований через совершенствование механизма межбюджетных отношений. Необходимо повышать ответственность местных властей за результаты проводимой ими налоговой и бюджетной политики; обеспечить прозрачность и подотчетность в распределении финансовых ресурсов между муниципальными образованиями.
6. Проведение
административной реформы, предполагающая
оптимизацию структуры органов исполнительной
власти, снижение
бюджетных затрат на нужды государственного
управления, сокращение
избыточных и дублирующих функций, определение
целей и задач каждого
министерства и ведомства.
7. Совершенствование
нормативной правовой базы Республики
Бурятия,
направленное на решение задач стратегии.
Заключение
Список литературы
http://www.cfin.ru/press/
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абишев А.А. Социально-экономическая
эволюция технологического способа производства
/ А.А. Абишев. – СПб.: Питер, 2007. – 262 с.
2. Важенин С.Т. Конъюнктура конкурентоспособности
региона / С.Т. Важенин, А.Р. Злоченко, А.И.
Татаркин // Регион: экономика и социология.
– 2004. – №3. – С. 23-38.
3. Гурков И. Тенденция изменения конкурентоспособности
отечественной продукции / И. Гурков, Н.
Титова // Маркетинг. - 2007. - №1. – С. 15.
4. Данилов И.П. Конкурентность как критерий
оценки состояния государственных или
региональных экономических систем в
условиях рыночных отношений / И.П. Данилов
// Вестник Чувашского университета. - 2008.
- №1. – С. 12.
5. Двас Г.В. Конкурентные преимущества
региона - основа развития региональной
экономики / Г.В. Двас // Экономика Северо-Запада:
проблемы и перспективы развития. - 2009.
- №2. – С. 14.
6. Дмитриева М.В. Роль конкуренции в микроэкономических
процессах переходного периода / М.В. Дмитриева.
– СПб.: Питер, 2009. – 184 с.
7. Дмитриева О.Г. Региональная экономическая
диагностика / О.Г. Дмитриева. -СПб.: Питер,
2002. – 320 с.
8. Дьяченко А.В. Эволюционная трансформация
экономики в конкурентоспособную форму
/ А.В. Дьяченко. – М.: Дашков и К0,
2009. – 374 с.
9. Евсеенко А.В. Управление конкуренцией
при формировании рыночной экономики
/ А.В. Евсеенко, А.В. Некрасовский // Эко:
экономика и организация промышленности,
производства. - 2007. - №5. – С. 14.
10. Казанцев С.В. Потенциал экономики регионов
России как основа их внутренней конкурентоспособности
/ С.В. Казанцев // Регион. – 2004. – №1. – С.
191–199.
11. Кондратов В. Анализ проблем конкурентности
/ В. Кондратов // Экономист. – 2009. - №12. –
С. 12.
12. Муратова М.И. Сравнительный анализ
уровня социально-экономического развития
регионов / М.И. Муратова. - Ростов-на-Дону:
Феникс, 2008. – 358 с.
13. Портер М. Международная конкуренция
/ М. Портер. – М.: Международные отношения,
2003. – 420 с.
14. Румянцев Б.Г. Конкурентная стратегия
в условиях рыночной экономики / Б.Г. Румянцев
// Социология власти. - 2007. - №2. – С. 21.
15. Рыбаков Ф.Ф. Региональные особенности
формирования конкурентной среды / Ф.Ф.
Рыбаков, В.М. Нелюбов // Экономика Северо-Запада:
проблемы и перспективы развития. - 2009.
- №1. – С. 25.
16. Селезнев А.З. Конкурентные позиции
и инфраструктура рынка России / А.З. Селезнев.
– М.: Юристъ, 2009. – 292 с.
17. Сепик Д. Индикаторы конкурентоспособности
регионов: европейский подход / Д. Сепик
// Регион: экономика и социология. – 2005.
– №2. – С. 197–205.
18. Шеховцева Л.С. Конкурентоспособность
региона: факторы и метод создания / Л.С.
Шеховцева // Маркетинг в России и за рубежом.
– 2001. – №4. – С. 11–16.
19. Шеховцева Л.С. Управляемое развитие
региона: стратегическое целеполагание
/ Л.С. Шеховцева. – Калининград: Изд-во
РГУ им. И. Канта, 2005. – 184 с.
20. Шнипер Р.И. Конкурентные позиции региона
и их оценки / Р.И. Шнипер // Регион: экономика
и социология. - 2005. - №1. – С. 22.
[1] Дмитриева О.Г. Региональная
экономическая диагностика / О.Г.
Дмитриева. -СПб.: Питер, 2002. – С. 216.
[2] Селезнев А.З. Конкурентные
позиции и инфраструктура
[3] Абишев А.А. Социально-экономическая
эволюция технологического способа производства
/ А.А. Абишев. – СПб.: Питер, 2007. – С. 116.
[4] Селезнев А.З. Конкурентные
позиции и инфраструктура
[5] Портер М. Международная
[6] Там же. – С. 38.
[7] Сепик Д. Индикаторы конкурентоспособности
регионов: европейский подход / Д. Сепик
// Регион: экономика и социология. – 2005.
– №2. – С. 199.
[8] Шеховцева Л.С. Управляемое развитие
региона: стратегическое целеполагание
/ Л.С. Шеховцева. – Калининград: Изд-во
РГУ им. И. Канта, 2005. – С. 62.
[9] Селезнев А.З. Конкурентные
позиции и инфраструктура
[10] Важенин С.Т. Конъюнктура
[11] Казанцев С.В. Потенциал
[12] Дмитриева О.Г. Региональная
экономическая диагностика / О.Г.
Дмитриева. -СПб.: Питер, 2002. – C. 76.
[13] Там же. – С. 77.
[14] Селезнев А.З. Конкурентные
позиции и инфраструктура
[15] Евсеенко А.В. Управление конкуренцией
при формировании рыночной экономики
/ А.В. Евсеенко, А.В. Некрасовский // Эко:
экономика и организация промышленности,
производства. - 2007. - №5. – С. 14.
[16] Рыбаков Ф.Ф. Региональные
[17] Портер М. Международная
[18] Данилов И.П. Конкурентность как
критерий оценки состояния государственных
или региональных экономических систем
в условиях рыночных отношений / И.П. Данилов
// Вестник Чувашского университета. - 2008.
- №1. – С. 12.
[19] Шеховцева Л.С. Конкурентоспособность
региона: факторы и метод создания / Л.С.
Шеховцева // Маркетинг в России и за рубежом.
– 2001. – №4. – С. 11.
[20] Шеховцева Л.С. Конкурентоспособность
региона: факторы и метод создания / Л.С.
Шеховцева // Маркетинг в России и за рубежом.
– 2001. – №4. – С. 12.