Факторы конкурентоспособности регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 10:35, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение факторов конкурентоспособности регионов.
Задачи, поставленные для достижения цели:
• изучение понятия и факторов конкурентоспособности регионов.
• анализ факторов и перспективы развития конкурентоспособности Республики Бурятия.

Оглавление

Введение
Глава 1. Понятия и факторы конкурентоспособности регионов 1
1.1 Понятие конкурентоспособности региона 2
1.2 Факторы конкурентоспособности регионов 3
1.3 Теоретико-методологические основы управления конкурентоспособностью региона 3
Глава 2. Факторы и перспективы развития конкурентоспособности Республики Бурятия 4
2.1 Факторы конкурентоспособности Республики Бурятия 5
2.2 Оценка конкурентоспособности Республики Бурятия в сравнении с сибирскими и дальневосточными регионами 5
2.3 Перспективы развития конкурентоспособности Республики Бурятия 6
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА конкурентноспособность.docx

— 304.22 Кб (Скачать)

 

Среда или условия определяются как территориальная система, открытая для внешнего мира и интегрирующая  ноу-хау, нормы и связанный капитал. Среда связана с группой факторов и ресурсами - как человеческими, так и материальными [7, с. 70].

Сети являются ключевым элементом  в создании и развитии территориальной  среды, поскольку связывают различных  факторов, участвующих в процессе развития региона. Качество и тип  сетей влияют на способность региональных факторов адекватно реагировать  на внешние стимулы. Сети могут быть разного типа. Они могут быть как  формальными (сетевые структуры  предприятий, институциональные сети), так и неформальными. В их задачи может входить производство, обмен  информацией, или передача ноу-хау, или сочетание всех трех функций. Как бы то ни было, они являются передаточным звеном между фирмами и средой, с которой те контактируют.

Обмен, как информацией, так  и ноу-хау имеет огромное значение, поскольку влияет на способность  факторов: выявлять изменения рыночной среды, адаптировать свое поведение  к выявленным изменениям; совершенствовать коллективный процесс приобретения знаний; формулировать новые проекты и решения; создавать новые ресурсы.

Неформальные сети образуются через неформальные личные взаимоотношения, устанавливаемые предпринимателем в регионе своей деятельности. Они позволяют устанавливать  механизмы солидарности, усиливающие  эффективность формальных сетей. Несмотря на то, что это явление трудно поддается измерению, его необходимо учитывать и развивать.

Комбинация этих различных  типов сетей создает среду, которая  впоследствии начинает определять конкурентное положение региона. В частности, создание сетей имеет большое  значение для инновационной деятельности и распространения инноваций.

Инновации/региональные инновационные  системы.

«Инновации являются средством, позволяющим менее преуспевающим  регионам догонять в своем развитии развитые регионы, не пытаясь имитировать  то, чего уже достигли последние, но, в соответствии со своими особенностями  и потребностями, создавая основу для  адаптации к конкурентным условиям мировой экономики» [5, с. 27]

Сегодня широко признано, что  способность региональных экономик выдерживать конкуренцию и адаптироваться к изменениям технологий связана с их потенциалом для инноваций. В действительности, инновационность и гибкость являются ключевыми для успеха в условиях глобализации. Говоря об инновациях имеются в виду любые улучшения. Инновационный процесс практически происходит в два этапа - концептуализации и реализации. В свою очередь, этот процесс создает новые возможности для дальнейших инновационных проектов. В рамках местных производственных систем инновации редко являются результатом действий одного фактора, и чаще всего - результатом работы многофункциональной инновационной сети. Инновационная сеть состоит из разнородных факторов, таких как государственные лаборатории, технологические исследовательские центры, университеты, предприятия, финансовые институты, органы власти и т.д.

Элементы, характеризующие  регион, развивающий инновации, не являются данностью и должны стимулироваться  властями через разработку надлежащей региональной политики. Вот некоторые  рекомендации по созданию инновационной  системы [5, с. 22]:

а) привлекать местных и развивать/обновлять нематериальные ресурсы региона (ноу-хау, конкретные технологии, нормы, принципы доверия и взаимопомощи и т.д.);

б) стимулировать синергетические эффекты (взаимодействие, сети и т.д.) и процесс взаимного обучения между местными авторами;

в) постоянно поддерживать контакт с технологической и рыночной окружающей средой (внетерриториальные сети).

Технологическая сторона  инноваций и развития наукоемкой деятельности занимают значительное место  в повестке дня регионального  развития. Можно выделить несколько  типологий региональных инновационных  систем (РИС) в соответствии с особенностями  управления и масштабами инноваций  на предприятиях.

Государственный сектор играет жизненно-важную роль в развитии региональных инновационных систем. Фактически, именно он создает системные связи, помогающие передавать знания и инновации  в рамках региональной экономики  и вне их [3, с. 37].

Столь же большое значение для развития региональных инновационных  систем имеют учреждения высшего  образования. Они играют неоценимую роль в рамках региональной научно-образовательной  инфраструктуры, способствуя передаче знаний и человеческого капитала через каналы связи между бизнесом и университетами.

 

 

 

Управление и институциональный  потенциал.

Многочисленные исследования показали, что существует четкая взаимосвязь  между конкурентоспособностью регионов и характером управления экономическим  развитием и региональными потенциалами.

Тенденция в странах ЕС и ОЭСР состоит в переходе от традиционной политики «сверху внизу» к более  эндогенному подходу «снизу вверх» к экономическому развитию и созданию занятости. Следствием этого является то, что ответственность все в  большей степени делится между  различными уровнями управления, а  также факторами, представляющими  частный сектор и гражданское  общество.

Кроме того, региональное экономическое  развитие основывается не на конкретных единичных проектах, а на долгосрочных интегрированных программах развития и использовании синергетических  и комплиментарных эффектов между отдельными мерами. Программы развития составляются на основе стратегического плана. Каждый стратегический план предназначен для конкретного региона и не может быть как таковой скопирован другими. Стратегический план основывается на идентификации потенциалов и анализе ограничений (СВОТ-анализ, стратегический анализ), уникальных для каждого региона. Отсюда можно сделать вывод от задачах развития и следовательно, определить необходимые и имеющиеся средства и инструментарий, т.е. сформулировать региональную стратегию, оптимизирующую распределение ресурсов и создающую синергетические эффекты [7, с. 48].

 

Отраслевая структура.

 

«Неблагоприятная отраслевая структура наряду с недостаточными возможностями для инноваций, видимо, являются одними из важнейших факторов, лежащих в основе недостаточной  конкурентоспособности...» [9, с. 62].

Промышленная инфраструктура региона влияет на конкурентоспособность  с точки зрения производительности в пересчете на душу населения  и производства материальных благ. На конкурентоспособность региона влияет производительность имеющихся отраслей экономики. Сами отрасли зависят от внутриотраслевого уровня производительности [9, с. 62].

 

Тип предприятий.

 

Как теория, так и практика, показывают, что рост компании находится  в обратной зависимости от ее размера  и возраста. Кроме того, рост компании с точки зрения количества рабочих  мест и/или оборота находится  в прямой зависимости от роста  ее ВДС (валовой добавленной стоимости). Следовательно, регионы, где экономическая  активность, в основном, сосредоточена  в крупных сложившихся компаниях  показывают сравнительно более низкие темпы роста ВДС, чем регионы  с большой активностью МСП.

Конкурентный статус региона  определяется уровнем интеграции находящихся  в нем предприятий. Конкурентоспособность  региона зависит от конкурентоспособности  и динамизма его бизнеса, которая  сама по себе напрямую зависит от климата (законодательно-нормативного, институционального и т.д.), благоприятного для инвестиций, инновационной деятельности и предпринимательства.

 

Инфраструктура (в широком  понимании) [10, с. 152].

 

Понятие инфраструктуры на самом деле выходит далеко за пределы  традиционного понимания (транспорт  и коммуникации). Оно включает в  себя такие концепции как территориальная  инфраструктура, социальная инфраструктура, инфраструктура знаний и т.д. Это  понимание строится на европейской  концепции конкурентоспособности, которая включает в себя такие  ценности как: эффективно направленная социальная защита, качество окружающей среды, качество здравоохранения, социальное обслуживание; качество жизни и т.д.

Все они являются определяющими  факторами благосостояния населения - понятия, напрямую связанного с конкурентоспособностью регионов. Поэтому наличие инфраструктуры, учитывающая эти ценности, безусловно, определяет конкурентоспособность  регионов, независимо от того, что их существование, в свою очередь, строится на экономических показателях.

Успех и неудачи регионов все в большей степени определяются неравномерным распределением возможностей ревалоризации регионального общественного  товара. Поэтому развитие различных  упомянутых ниже видов физической инфраструктуры предполагает наличие четкой политики и планирующих структур для регионального  развития, т.е. существование политики территориального/пространственного  развития, основанного на перспективном  подходе.

  • Транспортная инфраструктура. Широко признано важное значение транспортной инфраструктуры для повышения конкурентоспособности и доступности регионов. Задачей регионов является устранение препятствий и «недостающих звеньев», с которыми сталкиваются предприятия и пассажиры и повышение качества транспортных систем и транспортной инфраструктуры в целом. В Европейском Союзе такая необходимость широко принимается во внимание в рамках политики структурных фондов.
  • Инфраструктура телекоммуникаций и ИКТ. Быстрое развитие телекоммуникаций и информационного сообщества открыло широчайшие новые возможности для экономического развития. Оно расширило торговые возможности компаний и может помочь периферийным территориям в сохранении уровня занятости и развития новых видов экономической деятельности (например, электронной торговли «он-лай»), в меньшей степени зависящих от факторов расположения. Эффективная структура телекоммуникация является базовым, если не единственным, условием для оказания такого рода услуг и интеграции в информационное сообщество.
  • Энергетическая инфраструктура. Доступность энергии в регионе, гибкость поставок с точки зрения разнообразия источников и высокой степени самодостаточности имеют большое значение для регионального развития. Они определяют пределы роста экономики и занятости, тип производимой продукции, энергопотребление на единицу продукции, возможности по сокращению загрязнения окружающей среды, и таким образом влияют на кривую экономического роста региона.
  • Инфраструктура водоочистки и удаления отходов. Если рост экономики оказывает вредное влияние на окружающую среду, это, в конечном счете, приведет к ограничению экономического развития. Соответственно, доступность ресурсов и меры защиты окружающей среды являются факторами, определяющими долгосрочную конкурентоспособность региональной экономики. Одним из ключевых природных ресурсов, который необходимо защищать и контролировать, является вода.
  • Социальная инфраструктура и инфраструктура «качества места». Социальная инфраструктура, включая, в частности, школы, колледжи, больницы, является фактором, влияющим на конкурентоспособность, поскольку, наличие высококачественной социальной инфраструктуры может повлиять на решение о размещении капиталовложений и открытии бизнеса.

 

Она важна для сохранения населения в регионе, а также  является ключевым фактором, определяющим качество жизни в любом регионе.

Социальная инфраструктура поддерживает социальное единство в  регионе и позволяет в полной мере использовать имеющийся в нем  человеческий потенциал.

  • Инфраструктура знаний. Знания и доступ к ним стали движущей силой роста прогрессивных экономик. Ноу-хау и интеллектуальный капитал в гораздо большей степени, чем природные ресурсы или способность эксплуатации в большом объеме дешевой рабочей силы, стали основными определителями повышается эффективность производства. Иными словами, качество инфраструктуры знаний является определяющим для инноваций, которые сами по себе определяют конкурентоспособность.

Инфраструктура бизнеса (жесткая инфраструктура).Создание или обновление инфраструктуры бизнеса может положительно повлиять на развитие бизнеса на местном уровне. Это - очень комплексное понятие, которое может включать такие составляющие как промышленные зоны, бизнес-парки, технопарки, инкубаторы, очистные сооружения канализации и водоснабжения и т.д.

 

Институциональная инфраструктура и инфраструктура поддержки бизнеса (мягкая инфраструктура). Говоря об институциональной  инфраструктуре, имеются ввиду любые институты или структуры, способствующие развитию местных предприятий. Они являются частью и факторами того, что называют региональной средой. Они могут проявляться в форме услуг для предприятий, финансовых институтов, профессиональных ассоциаций, торговых палат и т.д. Существование такой институциональной структуры является предпосылкой для регионального развития и конкурентоспособности, но не является гарантией успеха. Действительно, «чудо» происходит благодаря комбинации с другими определяющими среду факторами, включая существование и эффективность сетей.

 

 

 

 

Типология регионов.

 

Типология региона влияет на стратегию/темпы развития и, таким  образом, конкурентоспособность региона. Например, регион может быть: территорией, где доминирует значительная группа, специализирующаяся в определенном технологическом сегменте, где МСП  выступают как субподрядчики, территорией, где доминируют услуги и занятость  в сфере государственной службы, депрессивной сельскохозяйственной территорией; космополитической агломерацией и  т.д.

Более того, регион может  быть классифицирован по варианту развития. Развитие может пойти по следующим  путям: развитие через агломерацию  хозяйственной деятельности, развитие через специализацию, когда в  экономической структуре доминирует один вид промышленности или один продукт, развитие благодаря производству уникального продукта, обычно связанного с данным регионом (например, производство знаменитых марок вин) и т.д.

Интернационализация и характер прямых иностранных инвестиций (ПИИ).

Сегодня уже нет необходимости  доказывать роль многонациональных  компаний в увеличении конкурентоспособности  региона. Действительно, прямые иностранные инвестиции (ПИИ) приносят передачу технологий, инноваций, стандартов качества и ноу-хау (в продуктах, менеджменте, маркетинге и т.д.). В зависимости от того, являются инвестиции горизонтальными или вертикальными, многонациональные компании могут открыть (в той или иной степени) регион для международных рынков. Кроме того, они часто приводят к возникновению кластеров высококонкурентных и динамичных производственных компаний. Уровень распространения технологий на региональном уровне будет существенно зависеть от того, выбрала ли многонациональная компания свое местоположение исключительно на основе стоимости производственных факторов, или благодаря имиджу, созданному регионом [20].

Информация о работе Факторы конкурентоспособности регионов