Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:15, курсовая работа
Цель настоящей курсовой работы заключается в том, чтобы доказать необходимость и значимость разработки бизнес-плана, показать его достоинства для успешного ведения производственных процессов. Выявление достоинств бизнес-планирования заключается в том, что правильно составленный бизнес-план показывает перспективу развития фирмы, т.е. в конечном счете отвечает на самый нужный для предпринимателя вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно доходы которые окупят все затраты сил и средств.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….. 3
1 ПРОБЛЕМЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ:
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСОБЕННОСТИ
СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА……………………………………. 5
1.1 Бизнес-план: понятие и сущность………………………………… 5
1.2 Содержание бизнес-плана и особенности его разработки……... 11
2 БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ ПРЕДРИЯТИЯ «СЕВЕР» ……... 19
2.1 Общая характеристика предприятия и
краткий анализ финансовой деятельности…………………….. 19
2.2 Проблемы внедрения новых технологий и расчет прибыли… 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 25
ГЛОССАРИЙ……………………………………………………………………. 27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………….. 29
В-третьих, основное назначение бизнес-плана состоит в открытии предпринимателями нового дела и получении на выполнение проекта необходимых производственных ресурсов и в первую очередь денежных средств. Поиск надежных инвесторов требует наиболее тщательного обоснования многих финансовых показателей с учетом существующей степени риска не только во внутренней производственно-хозяйственной деятельности, но и во внешних кредитно-финансовых и банковских структурах. Внутрифирменные планы необходимы в большей степени для собственного использования, тогда как бизнес-планы нужны для внешних инвесторов и кредиторов.
В-четвертых, бизнес-планы разрабатываются непосредственно под руководством и при личном участии предпринимателя – учредителя фирмы. Внутрифирменным планированием, как правило, занимаются профессиональные экономисты-менеджеры и плановики линейных и функциональных подразделений предприятия. Личное участие каждого бизнесмена-предпринимателя в разработке делового плана своего нового предприятия способствует не только выработке реальной стратегической и оперативной цели, но и обеспечивает в будущем наиболее совершенную организацию выполнения бизнес-проекта на основе соизмерения затрат и результатов.
В-пятых, отечественные специалисты пока не имеют научно обоснованных методик разработки бизнес-планов применительно к нашим условиям новых рыночных отношений, поскольку в большинстве методических и учебных рекомендаций раскрывается преимущественно опыт планирования на сложившемся зарубежном рынке. В то же время на российских предприятиях в условиях спада производства недостаточно широко используется имеющийся опыт внутрихозяйственного планирования. Поэтому требуется комплексный подход к развитию теории и практики не только бизнес-планирования, но и всей системы внутрихозяйственного планирования на отечественных предприятиях и фирмах с разными формами собственности и организационными особенностями1.
В условиях рынка основные плановые задачи каждого предприятия сводятся к решению следующих вопросов2:
- какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;
- каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги, и как он будет изменяться;
- какие ресурсы, и в каких количествах потребуются для бизнес-проекта;
- сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти поставщиков;
- каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;
- какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на нее повлияют конкуренты;
- какими могут быть общие доходы, и как их следует распределять между всеми участниками бизнес-проекта;
- каковы будут показатели эффективности производства и как их повысить.
Следовательно, бизнес-план – это экономически обоснованный аналитический документ, показывающий реальность планируемого дела. При этом масштабы планирования могут быть различны: развитие предприятия, направления деятельности, нового вида продукции, новой системы оплаты труда и т.д.
Бизнес-план является и многоплановым управленческим инструментом. Он предусматривает решение стратегических и тактических задач, стоящих перед предприятием, независимо от его функциональной ориентации, в том числе: организационно-управленческая и финансово-экономическая оценка состояния предприятия; выявление потенциальных возможностей бизнеса, анализ сильных и слабых его сторон; формирование инвестиционных целей на планируемый период1.
Таким
образом, бизнес-планирование занимает
все более существенную долю в ведении
предпринимательства на современном уровне.
В постоянно преобразующемся деловом
мире для бизнеса открывается сейчас множество
новых возможностей. Бизнес-планирование
помогает не упустить их и использовать
для преобразования и повышения эффективности
деятельности на рынке.
1.2 Содержание бизнес-плана и особенности его разработки
Понятие
«бизнес-план» может
Например, бизнес-планом может быть назван инвестиционный проект, направленный на предоставление информации о проекте потенциальным инвесторам. В некоторых случаях подготовка бизнес-плана является промежуточной стадией разработки проекта, а сам бизнес-план выступает основой для ведения переговоров между держателем проекта и его потенциальными участниками. В последнем случае в нем может быть опущена или приведена только в самом общем виде оценка форм и условий финансирования.
При разработке плана необходимо придерживаться принципа «разумной достаточности»2. Бизнес-план включает следующие разделы:
1. Резюме.
Раздел должен показать привлекательность проекта. Резюме - это «концентрированное» описание проекта: его идеи, шагов, осуществляемых для реализации идеи, требуемых затрат, итоговых показателей. Содержание резюме должно очень четко отражать идею проекта, требуемые ресурсы, возможные риски и результаты реализации проекта в «оцифренном» виде.
В данном разделе отражается:
- Основная идея проекта
- Планируемые результаты от его реализации
-
Показатели эффективности
2. Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие. В разделе необходимо четко и структурировано отразить информацию о предприятии (если проект осуществляется на действующем предприятии)1.
Первую часть раздела необходимо отвести для описания истории создания, области деятельности, динамики развития предприятия.
Вторая часть должна содержать анализ деятельности предприятия за предшествующий период: отражаются финансово-хозяйственные показатели работы предприятия за последний отчетный год. По сути, эта часть представляет собой краткую аналитическую записку, в которой производится анализ финансового состояния предприятия2.
Если
предприятие имеет ранее
Желательно представлять информацию о финансовом состоянии предприятия не в целом за год, но в разбивке по кварталам или месяцам. Это позволит более четко представить динамику изменения финансового положения предприятия в течение года. Графики и диаграммы сделают представление информации более наглядным. По возможности, следует провести сравнительный анализ показателей деятельности предприятия со среднеотраслевыми значениями (если есть доступ к информационным базам). Также можно использовать открытую информацию, например, годовые отчеты, для расчета финансовых коэффициентов компаний – конкурентов.
3. Информация об отрасли.
В этом разделе приводятся результаты анализа характера отрасли (развивающаяся, стабильная, стагнирующая). Отражается информация о положении дел в отрасли: общая характеристика объемов и динамики производства и потребления продукции (в целом по стране, а также по регионам, в которых предполагается реализация продукции проекта), динамика импорта.
Можно
привести прогноз развития отрасли.
Такие документы часто «
Информацию можно получить в различных источниках: отраслевых изданиях, интернете, ГТК (импорт, экспорт), Госкомстате, и т.д. Можно купить готовые отчеты, заказать исследование в консультационной компании. Но надо помнить, что некорректно сформулированный запрос может дать ответ, который не будет содержать информации, необходимой для принятия решения1.
4. Продукция.
В разделе приводятся характеристики продукции (услуг) проекта, приводится описание продуктов-аналогов и проводится сравнительный анализ продукции проекта с продуктами-аналогами, заменителями. Акцент следует сделать на преимуществах продукции по отношению к конкурентам: лучшие технические характеристики, лучший дизайн, надежность, простота в эксплуатации, что-то еще. Для этого можно определить и проанализировать ключевые факторы принятия решения о покупке, путем проведения опросов потребителей, экспертов, целевых фокус групп1.
Полезно привести фотографии образцов продукции, отзывы потенциальных покупателей, результаты опроса потребителей.
5. Производственный план.
Определение и аргументация выбора производственного процесса и оборудования – основная задача этого раздела бизнес-плана.
Здесь приводится краткое описание производственного процесса и технологии производства, которое будет понятно неспециалисту, приводится перечень, стоимость, условия поставки и условия оплаты необходимого оборудования, перечень работ. Если предполагается аренда оборудования, то определяются условия аренды.
В разделе также дается описание потребности в сырье и материалах для производства продукции (предоставления услуг).
Часто
к составлению раздела
6.
Потребители. Сбытовая
Доказать, что реализация продукции (предоставление услуг) не вызовет серьезных проблем – основная цель этого раздела.
В разделе должен быть приведен прогноз спроса на продукцию, география его распределения, структура, прогноз динамики развития различных сегментов, определены спросообразующие факторы и построен прогноз их динамики. Приводится характеристика основных потребителей продукции.
Определяется характер спроса: есть ли сезонность, ее причины.
В разделе необходимо отразить ситуацию с патентной защитой товара. Особенно это важно при выводе на рынок нового бренда. Использование наименования продукции, которое юридически не защищено, может привести к печальным последствиям: кто-то раньше выпустил продукцию с таким же или похожим именем. Рекламный бюджет проекта может «ухнуть в трубу»1.
Дается характеристика планируемым методам продвижения и каналы сбыта продукции. Например, создается собственная торговая сеть, или предполагается реализация через существующие торговые сети.
Большим плюсом бизнес-плана будут протоколы о намерениях, предварительно заключенные договоры на поставку продукции.
7. Ценообразование.
В этом разделе дается характеристика ценообразования – метода установления цены на продукцию, рассматриваемую в проекте.
Определяется себестоимость продукции, основные ее составляющие, конечная цена на продукцию и возможные скидки. Анализируется конкурентоспособность товара по цене. Приводится прогноз продаж продукции.
На практике используют два метода ценообразования – затратный и рыночный. В первом случае цена определяется на основании себестоимости продукции, затрат на аналогичную продукцию, выбранной нормой прибыльности. Во втором случае принимается во внимание цена на аналогичную продукцию, позиция конкурентов на рынке, анализируются возможные действия конкурентов: какова вероятность демпинга, планы по продвижению продукции и т.д.
Информация о работе Бизнес-планирование на предприятии "Север"