Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 13:43, курсовая работа
В данной курсовой работе были разработаны средства наглядного обучения по теме производственного обучения для профессии штукатур, облицовщик-плиточник: «Оштукатуривание оконных откосов» путем дидактического анализа темы и изучения места средств наглядного обучения в комплексе учебно-производственных средств для подготовки штукатуров, облицовщиков-плиточников. Для связи средств наглядного обучения с теорией были разработаны планы и планы-конспекты уроков изучаемой темы. Предложенные в курсовой работе средства наглядного обучения были разработаны на основе учебника А. М. Шепелев «Штукатурные работы», В. И. Горячев «Справочник молодого штукатура» которые предложены непосредственно как основные учебные пособия при изучении темы.
Введение 5
1. Дидактический анализ темы программы. 7
2. Подготовка мастера производственного обучения к изучению темы учебной программы 8
3. Разработка уроков производственного обучения по теме программы 11
4. Методика проведения занятий 22
5. Графическая часть 30
Литература 31
Заключение 32
Приложения 33
Чтобы выбрать наиболее эффективный метод обучения, мастеру необходимо видеть зависимость метода от целей урока, его учебного содержания, задач, решаемых на каждом этапе урока, от уровня подготовленности учащихся, собственных сильных и слабых сторон. В приведенной ниже таблице указаны только некоторые, наиболее часто избираемые мастерами, методы обучения. Взаимозависимость методов обучения и задач учебного занятия
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Методика проведения занятий |
Лист | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
24 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм. |
Колич. |
Лист |
№ док. |
Подпись |
Дата | ||||||||||||||||||||||||||||||
Немаловажным в выборе методов обучения является знание их классификации по степени активности (самостоятельности) учащихся. Эта классификация направлена на реализацию идеи субъект-субъектного педагогического взаимодействия, при котором мастер производственного обучения организует учебно-производственную деятельность учащихся поэтапно, постепенно предоставляя учащимся все большую степень самостоятельности, нацеливая их на поиск решений различных профессиональных проблем. В этом случае традиционное объяснение будет начинаться с формулирования проблемной ситуации, беседа приобретет эвристический характер, упражнения будут не только направлены на отработку умений и навыков (репродуктивные), но и носить поисковый, исследовательский (творческий) характер. Обогащают палитру используемых методов обучения различные способы активизации учебно-производственной деятельности: деловые и ролевые игры; работа в учебных бригадах, звеньях; конкурсы мастерства; презентации изделий и др При выборе методов обучения для каждого этапа урока производственного обучения следует руководствоваться рядом требований к ним. Выбранные методы должны:
Таким образом, выбор методов обучения полностью зависит от готовности мастера к пед. поиску, цель которого - повышение эффективности урока. Структура урока производственного обучения
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Методика проведения занятий |
Лист | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
25 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм. |
Колич. |
Лист |
№ док. |
Подпись |
Дата |
Как правило, в плане урока предусматривается следующее: подготовка к работе учебных мест учащихся; расстановка учащихся по рабочим местам; проведение вводного инструктажа учащихся группы; проведение текущего фронтального или индивидуального инструктажа при самостоятельных работах учащихся (планируется каждый обход); проведение заключительного инструктажа со всей группой; материальная подготовка к предстоящим занятиям. Чем менее опытен мастер, тем более подробно он должен разрабатывать план, указывать пособия, технологические карты, формулировать порядок показа приемов работы. Формы записи уроков могут быть различными, но в них следует четко определять дату проведения урока, тему и цель, последовательность отдельных частей урока с указанием содержания каждой части, методы проведения. По окончании занятий мастер делает отметки о выполнении плана, указывает отступления от намеченного плана и причины изменений. Такие записи окажут помощь мастеру при анализе урока и составлении плана следующего урока. Мастер учитывает необходимость проведения дополнительного инструктажа отдельных учащихся, при этом он обращает внимание на результаты освоения изучаемых приемов и способов работы учащимися на предыдущем уроке. Вводный инструктаж Вводный инструктаж мастер проводит перед всей группой или частью ее в начале каждого занятия. Он имеет целью ввести учащихся в курс предстоящей на учебный день работы, тем самым подготовить их к сознательному усвоению учебного материала, подлежащего изучению на сегодняшнем уроке. Мастер знакомит учащихся с темой, разделом или предстоящей учебной работой. Используя полученные ими знания по специальной технологии, он указывает практическое применение их при выполнении учебного задания, организации своего рабочего места и труда. Мастер разбирает технические требования к работе и учебно-справочную документацию, которой учащиеся будут пользоваться при ее выполнении, обращает их внимание на соблюдение техники безопасности. Характер вводного инструктажа по своей конкретности различен. Он зависит от того, проводится ли инструктаж перед темой программой, ее разделом или конкретной учебной работой. Он должен быть более конкретным перед разделом, чем перед темой и совершенно конкретным по содержанию перед выполнением учебной работы. Продолжительность вводного инструктажа зависит от объема и содержания учебного материала, опытности мастера, подготовленности группы и т.д. Метод проведения вводного инструктажа зависит от того, как выполняется тематический план программы специальной технологии и производственного обучения. Обычно тема в спецтехнологии изучается по времени раньше, чем в производственном обучении, и вводный инструктаж мастер проводит методом беседы. Если же изучаемый материал еще не пройден, то вводный инструктаж мастер проводит методом рассказа. При изучении операционных тем программы вводный инструктаж мастера имеет целью показать трудовые приемы и производственные операции, разъяснить возможные ошибки при их выполнении и пути их избегания. Порядок проведения вводного инструктажа может быть следующим:
| |||||||
4. Методика проведения занятий |
Лист | ||||||
26 | |||||||
Изм. |
Колич. |
Лист |
№ док. |
Подпись |
Дата | ||
Текущий инструктаж В формировании профессиональных умений и навыков главную роль играют упражнения и самостоятельная работа учащихся. Текущий инструктаж является решающим в обучении. По характеру он – индивидуальный, а по продолжительности занимает 80 – 95% учебного времени всего урока. Главная задача текущего инструктажа состоит в том, чтобы не допустить применения учащимися неправильных приемов работы, систематически контролировать, насколько правильно учащиеся выполняют производственные приемы и операции, и оказать своевременную помощь им в процессе выполнения учебно-производственного задания. Мастер не должен ждать, пока у учащегося возникнут затруднения. Он должен своевременно заметить ошибки учащегося и принять меры к их устранению. С этой целью мастер планирует и проводит целевые обходы учащихся, внимательно наблюдает за из работой. Рекомендуются целевые обходы для проверки:
Мастер заранее намечает учащихся, которых он будет инструктировать на предстоящем уроке по определенным вопросам. Особое внимание он уделяет неуспевающим. Обнаружив недостатки, ошибки и нарушения в работе, мастер своим советом и показом помогает учащимся в их устранении. Мастер обходит учащихся и наблюдает за их работой, подходит к тому, кто допускает ошибки или недостатки в работе. Однако не следует сразу объяснять и показывать правильные приемы. Сначала необходимо попытаться с помощью наводящих вопросов помочь учащемуся самому понять и осознать свои ошибки, их | |||||||
4. Методика проведения занятий |
Лист | ||||||
27 | |||||||
Изм. |
Колич. |
Лист |
№ док. |
Подпись |
Дата | ||
причины и пути исправления. Если это мастеру не удается, он дает учащемуся необходимые пояснения и показывает правильные приемы работы. После этого учащийся повторяет показанное. В течение некоторого времени мастер наблюдает за работой, проверяет, не допускает ли он повторных ошибок и не надо ли что-либо исправлять. Если учащийся правильно выполняет приемы, мастер приступает к инструктажу следующего. С кого начать текущий инструктаж мастер решает в зависимости от конкретных условий. Если в группе имеются такие учащиеся, которые вследствие затруднений не могут приступить к выполнению задания, он с них и начинает. Если же все приступили к работе, то мастер инструктирует тех, кого наметил. В процессе текущего индивидуального инструктирования и контроля за ходом выполнения самостоятельных работ мастер может согласовывать теоретические знания с выполнением учебно-производственных работ также путем кратких бесед на рабочих местах. Эти беседы не должны быть шаблонными. Мастеру следует учитывать индивидуальные, психологические особенности учащихся, уделять больше внимания тем вопросам, которые учащийся усвоил недостаточно твердо. Заключительный инструктаж Каждый урок в производственном обучении заканчивается заключительным инструктажем с целью подвести итоги учебно-производственной работы учащихся за учебный день. В нем мастер сообщает, что сделано и не выполнено группой и отдельными учащимися, отмечает лучшие и недостаточно хорошо выполненные работы. Разбирает характерные ошибки, имевшие место на занятиях, их причины и способы предупреждения в дальнейшем. При необходимости он дает дополнительные разъяснения по выполненным трудовым приемам или работам, сообщает оценки, выставленные учащимся за выполненные задания в течение учебного дня. На заключительном этапе мастер производственного обучения также может по отдельным вопросам привлечь теоретические знания учащихся. Ежедневный заключительный инструктаж приучает учащихся к самоконтролю. Каждый сопоставляет свою работу с результатами товарищей по группе. В конце занятий мастер сообщает тему следующего урока и дает учащимся задание на дом в зависимости от содержания предстоящего учебного материала программы и периода обучения. Следовательно, ежедневная работа мастера при обучении учащихся состоит как бы из трех этапов. До начала занятий мастер готовит и обеспечивает рабочие места всем необходимым. Во время учебного дня он проводит вводный, текущий и заключительный инструктаж, после окончания занятий оформляет учетную документацию и подготавливается к следующему уроку. Высокая организация производственного обучения предполагает:
| |||||||
4. Методика проведения занятий |
Лист | ||||||
28 | |||||||
Изм. |
Колич. |
Лист |
№ док. |
Подпись |
Дата | ||
| |||||||
4. Методика проведения занятий |
Лист | ||||||
29 | |||||||
Изм. |
Колич. |
Лист |
№ док. |
Подпись |
Дата |
Литература
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Литература |
Лист | ||||||||||||||||||||||||||||||||
31 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм. |
Колич. |
Лист |
№ док. |
Подпись |
Дата | ||||||||||||||||||||||||||||
Заключение
Эффективность урока во многом зависит от уровня сформированности необходимых мастеру производственного обучения педагогических умений. Весь комплекс их рекомендуется условно разделить на три группы: -умение проектировать -умение организовать взаимодействие с учащимися на уроке -умение анализировать
результаты учебной Стремясь к развитию учащихся, необходимо помнить о том, что урок – это система, включающая множество компонентов, главные из которых:
Совершенствование любого из компонентов системы требует изменения как повышение требований к уроку, так и совершенствование всей системы обучения. Например, переход на уроке от педагогики авторитарной к педагогике сотрудничества требует не только обновления личности самого педагога, но и изменения технологии урока. В таком случае урок перестает быть «театром одного актера», а становится действием коллективным. Значит, менять необходимо не только методы урока, но и формы организации деятельности на уроке. В данной курсовой работе были разработаны средства наглядного обучения по теме производственного обучения для профессии штукатур, облицовщик-плиточник: «Оштукатуривание оконных откосов» путем дидактического анализа темы и изучения места средств наглядного обучения в комплексе учебно-производственных средств для подготовки штукатуров, облицовщиков-плиточников. Для связи средств наглядного обучения с теорией были разработаны планы и планы-конспекты уроков изучаемой темы. Предложенные в курсовой работе средства наглядного обучения были разработаны на основе учебника А. М. Шепелев «Штукатурные работы», В. И. Горячев «Справочник молодого штукатура» которые предложены непосредственно как основные учебные пособия при изучении темы. Разработанные средства наглядного обучения соответствуют решению дидактической задачи по повышению эффективности преподавания заданной темы «Производственного обучения» и облегчению работы преподавателя с группой. Они позволяют наиболее полно дать представление учащимся об изучаемых предметах и операциях темы, что способствует наиболее эффективному формированию у учащихся умений навыков по нанесению растворов на поверхности с затиркой и разравниванием на уроках производственного обучения. В целом это повышает качество знаний, умений и навыков учащихся при обучении в ПТУЗ. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Заключение |
Лист | ||||||||||||||||||||||||||||||||
32 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм. |
Колич. |
Лист |
№ док. |
Подпись |
Дата | ||||||||||||||||||||||||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карточки-задания
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ №1
1.Линейная форма, состоящая из нескольких вопросов и такого же числа ответов, расположенных в случайном порядке.
КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ №3 3.Вариантный, когда одному варианту соответствует один или несколько правильных ответов.
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Приложения |
Лист | ||||||||||||||||||||||||||||||||
33 | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Изм. |
Колич. |
Лист |
№ док. |
Подпись |
Дата |
Информация о работе Оштукатуривание оконных проемов, подтемы. Оштукатуривание оконных проемов