Конкурентоспособность строительной организации как фактор ее коммерческого успеха

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблем повышения конкурентоспособности строительных организаций определяется несколькими причинами. Во-первых, усилением конкурентной борьбы на данных рынках. Во-вторых, изменением государственной политики, направленной на повышение доступности жилья для большего количества граждан. И, в-третьих, ростом потребностей и платежеспособности потенциальных покупателей жилья, которые все в большей степени не приемлют прежний уровень его качества.

Файлы: 1 файл

конкурентоспособность в жилищном строительстве.docx

— 228.18 Кб (Скачать)

 
 
Материал таблицы 3.3 показывает, что  уровень рентабельности капитала за период 2010-2011 гг. возрос на 53,82% . 
 
Уровень рентабельности капитала может быть выражен следующей формулой, характеризующей его структуру: 
 
 
 
Где: Р - уровень рентабельности капитала, %; 
 
П - балансовая прибыль, руб.; 
 
Т - выручка, руб.; 
 
Ко - коэффициент оборачиваемости оборотных средств, обороты; 
 
Ф - фондоотдача основных фондов, руб.; 
 
Фн - фондоотдача нематериальных активов, руб. 
 
 
Данная формула показывает, что уровень рентабельности капитала находится в прямой зависимости от уровня балансовой прибыли на 1 руб. выручки, коэффициента оборачиваемости оборотных средств, фондоотдачи основных фондов, фондоотдачи нематериальных активов. Анализ влияния указанных факторов на уровень рентабельности капитала определяем с помощью приема цепных постановок. 
 
   
 
   
 
 
 
Расчеты, произведенные по данной формуле, показывают, что уровень рентабельности капитала возрос на 53,82%.  
 
Концепция системы управления качеством и ее влияние на конкурентоспособность строительно-монтажной организации представлены в виде структурно-логической схемы на рис. 3.3 
 
 
 
Рис. 3.3 Схема концепции управления качеством 
 
Занимающая в приведенной схеме центральное место система TQM (Total Quality Management) является комплексной системой, ориентированной на постоянное улучшение качества, минимизацию производственных затрат и поставки точно в срок. В TQM включается обеспечение качества, которое трактуется как система мер, обеспечивающая уверенность у потребителя в качестве продукции.  
 
Основная философия TQM базируется на принципе - улучшению нет предела. Применительно к качеству действует целевая установка - стремление к 0 дефектов, к затратам - 0 непроизводительных затрат, к поставкам - точно в срок. При этом осознается, что достичь этих пределов невозможно, но к этому надо постоянно стремиться и не останавливаться на достигнутых результатах. Эта философия иногда обозначается специальным термином - «постоянное улучшение качества».  
 
Повышение экономической надежности строительного производства может достигаться двумя принципиально различными путями: 

  •  
    снижением величины факторов, нарушающих надежность функционирования строительных систем;
  •  
    разработка систем, надежно функционирующих в условиях воздействия этих факторов.

 
Оба пути не исключают друг друга  и могут быть использованы комплексно или самостоятельно. 
 
В качестве традиционных инструментов, регламентирующих деятельность СМО на стагнирующем рынке, используется комплекс мероприятий по повышению рентабельности, который ориентирован на минимизацию затрат связанных как с производством, так и с поддержанием строительных объектов в процессе эксплуатации у потребителя. Наиболее популярными средствами такой стратегии являются сокращение затрат за счет применения низкокачественных материалов и комплектующих, отказ от гарантий, изменение условий оплаты и т.п. 
 
Таким образом, в условиях сокращающегося рынка возникает ситуация, когда ориентация на выживание бизнеса, достигаемого любыми средствами, является преобладающей детерминантой конкурентного соперничества. Причем определяющим фактором, который обуславливает временные границы конкурентного соперничества строительно-монтажных организаций, выступает предельный уровень экономической целесообразности деятельности организации на сокращающемся строительном рынке. 
 
Подводя итог изложенному в третьей главе, можно сформулировать следующие выводы: 
 
1. Оценка конкурентоспособности строительно-монтажной организации может проводиться, как заказчиком, так и самим подрядчиком. Изучение собственной конкурентоспособности строительной организации необходимо для того, чтобы определить, в чем ее преимущества и недостатки перед конкурентами и сделать выводы для выработки фирмой собственной успешной конкурентной стратегии. 
 
2. Для эффективного управления конкурентоспособностью строительно-монтажной организации необходимо проводить постоянное и всестороннее исследование внутренней и внешней среды, в которой компания осуществляет свою деятельность. 
 
3. Для оценки внутренних факторов конкурентоспособности может быть использована система, состоящая из комплексного, основных и дифференциальных показателей. Степень их отличия от эталона позволяет определить внутренние резервы улучшения конкурентной позиции СМО. 
 
4. Оценка критериев конкурентоспособности фирмы (цена, качество и продолжительность выполнения подрядов, экономическая надежность) позволяет выявить «узкие места» в конкурсных предложениях, с которыми строительная организация выходит на подрядные торги. На основе их анализа может быть разработан план повышения конкурентоспособности СМО, включающий комплекс конкретных мероприятий по повышению производственно-технологического и социально-экономического уровня строительно-монтажной организации, совершенствованию ее системы управления и улучшению финансового состояния. 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 
Залог выживаемости любого предприятия - его конкурентоспособность, а значит, стабильность на рынке. Чтобы предприятие могло эффективно функционировать, развиваться и иметь стабильный доход, ему прежде всего нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти, государством.  
 
Обеспечение конкурентоспособности предприятия носит комплексный характер. Поэтому недооценка какого-либо фактора может привести к неудаче фирмы на рынке. Нередки случаи, когда товары высокого качества не находят достаточного сбыта. 
 
Конечная цель управленческой деятельности - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Состоится она или не состоится, - зависит от конкурентоспособности товаров, обеспечение которой является главной целью управленческого звена предприятия. 
 
Российский строительный рынок функционирует в настоящее время в условиях возрастающей конкуренции его участников между собой. Конкуренция здесь выступает в качестве мощного инструмента, регламентирующего условия функционирования предприятий, а также обуславливающего характер и способы их приспособления к конкретной рыночной ситуации. Поэтому управление конкурентоспособностью становится важнейшим элементом в системе менеджмента современных строительно-монтажных организаций. 
 
Любое управление начинается с оценки достигнутого состояния и динамики развития того или иного процесса. Проведение оценки конкурентоспособности строительно-монтажной организации преследует цель определить положение экономического субъекта на отраслевом рынке.  
 
Основным комплексным критерием конкурентоспособности строительно-монтажной организации является конкурентоспособность ее строительной продукции. Объективно оценить конкурентоспособность производимой строительной продукции, должна использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель, т.е. заказчик (инвестор). 
 
Исходя из этого, в качестве основных критериев конкурентоспособности подрядных строительных организаций предлагается использовать следующие: 

  •  
    цена конечной строительной продукции;
  •  
    продолжительность и сроки выполнения подряда;
  •  
    качество строительной продукции;
  •  
    экономическая надежность строительно-монтажной организации. 

 
Оценка конкурентоспособности строительно-монтажной  организации может проводиться, как заказчиком, так и самим  подрядчиком. Изучение собственной  конкурентоспособности строительной организации необходимо для того, чтобы определить, в чем ее преимущества и недостатки перед конкурентами и сделать выводы для выработки  фирмой собственной успешной конкурентной стратегии. 
 
Предпосылки достижения фирмой того или иного уровня конкурентоспособности характеризует ее конкурентная позиция, которая определяется, с одной стороны, внутренним состоянием компании, с другой - совокупным воздействием на нее факторов внешней среды. 
 
В дополнение к существующим методам оценки конкурентной позиции (анализ PEST, SWOT-анализ, бенчмаркинг) предлагается проводить комплексный анализ внутренней и внешней среды строительно-монтажных организаций, результаты которого могут быть использованы для определения резервов повышения конкурентоспособности СМО и разработки решений по управлению их конкурентоспособностью. 

Конкуренция - борьба независимых экономических субъектов  за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

Наличие конкурирующих  фирм порождает такое явление  в экономике как конкуренция. С экономической точки зрения, конкуренция - экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи борьбы продуцентов и поставщиков при реализации продукции, соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара или услуги за наиболее выгодные условия производства. Таким образом, конкуренция в общем смысле может быть определена, как соперничество между отдельными лицами и хозяйствующими единицами, заинтересованными в достижении одной и той же цели. Ценовая конкуренция восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам.

Неценовая конкуренция  выдвигает на первый план более высокую, чем у конкурентов, потребительную стоимость товара ( фирмы выпускают товар более высокого качества, надежный, обеспечивают меньшую цену потребления, более современный дизайн).

В зависимости  от интенсивности конкуренции в  этой среде фирма прогнозирует цены на те или иные товары, организует свою сбытовую деятельность. Так как конкуренцию в маркетинге принято рассматривать в отношении потребителя, то и различные виды конкуренции соответствуют определенным этапам потребительского выбора.

Несмотря на то, что каждый рынок имеет свой уникальные особенности, всё же есть нечто общее  в том, как осуществляется конкуренция  на разных рынках, и этого вполне достаточно, чтобы сказать, что суть конкуренции может быть выражена единой аналитической концепцией, используемой для выявления природы и оценки интенсивности конкуренции.

Наиболее известной  маркетинговой моделью описания конкуренции на рынке, используемой в отечественной и зарубежной литературе, является модель «пяти  сил конкуренции» Портера.

Предложенная  система мер по повышению конкурентоспособности  показала, что коэффициент платежеспособности увеличился на 0,43. В начале 2010г. он был 1,09; в конце 2011г. он составлял 1,52. Уровень  рентабельности капитала за период 2010-2011гг. возрос на 53,82 %.

Особенности деятельности фирмы, а также стоящие перед  ней цели выдвигают принципиально  новые требования к работникам - руководителям, специалистам, в части  организации и содержания их подготовки и переподготовки.

Для повышения  эффективности работы строительной организации основные мероприятия  должны быть направлены на активизацию  маркетинговой деятельности.

 
 
 
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 
 
 
1. Аккофф Р.Планирование будущего корпорации – М.: Прогресс, 2006г. – 246 с.  
 
2. Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. c англ. - М.: Экономика, 2006г. – 536 с. 
 
3. Астахов А.С., Головко И.К. Технология прорыва и школа В.Эрхарда. – М.: 2007г. – 268 c.  

  1.  
    Большаков А.С. Менеджмент. Спб. Питер, 2006г. – 267с.
  2.  
    Бавыкин В. Новый менеджмент. Управление предприятием на уровне высших стандартов. – М.: Экономика, 2007г. – 319с.
  3.  
    Боумен К. Основы стратегического менеджмента. Пер. c англ. – М.: ЮНИТИ, 2007г. - 486 c.
  4.  
    Друкер П.Ф. «Практика менеджмента». Москва, Санкт-Петербург, Киев: «Вильямс», 2007г.- 169с.
  5.  
    Кирцнер И. Конкуренция и предпринимательство / Пер. с англ. под. ред. проф. А.Н. Романова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г. - 239 с.
  6.  
    Лапин Г.Н. Оценка конкурентоспособности строительных компаний // Эко<span class="Normal__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font

Информация о работе Конкурентоспособность строительной организации как фактор ее коммерческого успеха