Конкурентоспособность строительной организации как фактор ее коммерческого успеха

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблем повышения конкурентоспособности строительных организаций определяется несколькими причинами. Во-первых, усилением конкурентной борьбы на данных рынках. Во-вторых, изменением государственной политики, направленной на повышение доступности жилья для большего количества граждан. И, в-третьих, ростом потребностей и платежеспособности потенциальных покупателей жилья, которые все в большей степени не приемлют прежний уровень его качества.

Файлы: 1 файл

конкурентоспособность в жилищном строительстве.docx

— 228.18 Кб (Скачать)
  •  
    социально-экономические;
  •  
    производственно-технологические;
  •  
    организационно-управленческие;
  •  
    финансового состояния.

 
Для выявления путей повышения  конкурентоспособности необходимо на основе разработанной классификации  определить состав показателей характеризующих  те или иные факторы. Если фактор характеризуется  несколькими составляющими, то предпочтение отдается наиболее информативным с точки зрения задачи исследования.  
 
Для оценки социально-экономических факторов, определяющих конкурентную позицию строительной организации, можно предложить использовать систему показателей, включающую: 

  •  
    отношение количества рабочих-строителей 5-6 разряда к общей численности основных рабочих в данной организации;
  •  
    коэффициент соответствия квалификации рабочих сложности выполняемых работ;
  •  
    отношение числа главных инженеров и инженерно-технических специалистов, имеющих высшее образование и опыт работы на данной или аналогичной должности более 5 лет, к общему количеству ИТР данной организации;
  •  
    коэффициент текучести кадров.

 
Наличие в строительной организации  высококвалифицированных рабочих  кадров во многом определяет качество строительно-монтажных работ.  
 
Производственно-технологический уровень следует рассматривать как одну из главных составляющих внутренней среды строительной организации, определяющих ее конкурентную позицию. Высокий технический уровень производства, постоянное его совершенствование предопределяют повышение эффективности хозяйственной деятельности фирмы, достижение максимально возможных конечных результатов, тем самым повышая уровень конкурентоспособности фирмы. 
 
Каждый параметр производственно-технологического уровня определяется рядом факторов, которые количественно выражаются соответствующими статистическими показателями. Использование системы частных показателей объективно обусловлено сложностью самого понятия «производственно-технологический уровень». 
 
Параметры, определяющие производственно-технологический уровень строительно-монтажной организации подразделяются: 

  1.  
    Уровень техники:

 
- состав 
 
- состояние 
 
- степень обновления 

  1.  
    Уровень технологии:

 
- материалы и топливо 
 
- типовые технологические процессы, универсальная технологическая оснастка 

  1.  
    Техническая оснащенность труда

 
- механизация труда 
 
- фондо-, машино- и энерговооруженность труда 
 
В соответствии с приведенными данными следует определить группы показателей, характеризующих уровень техники, технологии и технической оснащенности труда. Показатели этих групп должны отражать потенциальные возможности фирмы в достижении определенных результатов. Кроме того, предпочтение надо отдать тем показателям, которые можно исчислять по данным, содержащимся в отчетах или паспортах организации. 
 
Для оценки производственно-технологического уровня строительно-монтажной организации можно предложить использовать следующие показатели: 

  •  
    коэффициент обновления ОПФ;
  •  
    удельный вес современных технологий;
  •  
    механовооруженность труда.

 
Данные показатели характеризуют  соответственно уровень техники, технологии и технической оснащенности труда. 
 
Технологии, применяемые в настоящее время в строительном производстве, можно условно классифицировать, как: 

  •  
    современные - технологии, которые реализованы хотя бы на одном предприятии и имеют существенные преимущества перед массовыми технологиями;
  •  
    массовые - технологии, используемые на большинстве предприятий и обеспеченные материальными и техническими ресурсами;
  •  
    устаревшие - применяемые технологии, которые по своим параметрам значительно уступают широко используемым технологиям.

 
Строительная организация, использующая современные технологии, обеспечивающие высокое качество работ, имеет преимущество перед другими фирмами. Обладая уникальной технологией, строительная компания имеет большие возможности выиграть подрядные торги на получение заказа. 
 
Оценка организационно-управленческих факторов, оказывающих влияние на уровень конкурентоспособности строительно-монтажной организации, подразумевает производительность труда и деловую активность. 
 
Производительность труда отражает эффективность организации производства и использования рабочей силы. Деловая активность строительной организации проявляется, прежде всего, в скорости оборота ее средств. 
 
Под уровнем финансового состояния понимается наличие у организации свободных оборотных ресурсов (финансовых резервов), позволяющих своевременно погашать задолженность по текущим обязательствам, а также оперативно реагировать на изменение рыночной конъюнктуры и финансировать новые программы. 
 
Анализ уровня самофинансирования. Самофинансирование означает финансирование за счет собственных источников: амортизационных отчислений и прибыли. Термин “самофинансирования” выделяется из общепринятого положения финансирования производственно-торгового процесса, что обусловлено прежде всего повышением роли амортизационных отчислений и прибыли в обеспечении фирм капиталом за счет внутренних источников накопления.  
 
Эффективность самофинансирования и его уровень зависят от удельного веса собственных источников. Уровень самофинансирования можно определить с помощью коэффициента: 
 
 
 
Где: Кс - коэффициент самофинансирования; 
 
П - прибыль, направляемая в фонд накопления, руб.; 
 
А - амортизационные средства руб., (от среднегодовой стоимости ОФ); 
 
К - заемные средства, руб.; 
 
З - кредиторская задолженность и другие привлеченные средства, руб. 
 
Для ООО «Монолит» можно рекомендовать рассмотреть целесообразность использования организационной формы, получившей название «проектирование-строительство». В этом случае фирма, чаще всего проектно-строительная, действуя, как генподрядчик, берет на себя функции проектирования и сооружения объекта и несет полную ответственность перед заказчиком за выполнение проекта в срок, за соблюдение заранее обусловленной стоимости и заданного уровня качества. Это позволяет находить наиболее экономичные проектно-конструктивные решения зданий и сооружений, рациональные варианты прокладки инженерных коммуникаций и т.д. Чем ниже затраты на их возведение и сооружение, тем ниже себестоимость строительной продукции и выше уровень конкурентоспособности строительно-монтажных организаций. 
 
Функция управления качеством традиционно рассматривалась как чисто защитная мера, имеющая целью предотвратить дефекты изготовления и отбраковывать дефектные изделия. Обычно она считалась продолжением функции «производство». Сегодня, по примеру японских фирм, управление качеством все в большей степени становится важным стратегическим оружием в конкурентной борьбе, активно применяемым для увеличения доли рынка. Во всех странах с рыночной экономикой растет количество предприятий, уделяющих дополнительное внимание программам улучшения качества как составной части своей стратегии. 
 
Внедрение подобной системы в ООО «Монолит» (например, выполнение требований стандарта ИСО 9000) предусматривает совершенствование системы контроля выполнения производственных процессов, повышение ответственности руководителей и исполнителей, а также улучшение взаимодействия между подразделениями СМО. Это позволит им сократить потери от брака в процессе производства, снизить издержки на гарантийное обслуживание, уменьшить расходы потребителей при эксплуатации, снизить цену готовой строительной продукции, что в конечном итоге приводит к улучшению конкурентной позиции строительной организации. 
 
Сокращение сроков строительства объектов является одной из наиболее важных экономических задач. Во-первых, в условиях нестабильности и изменения конъюнктуры рынка большая продолжительность строительства, учитывая вывод из оборота на длительный период значительных средств, сопряжена для инвестора со значительным риском. Во-вторых, сокращение сроков строительства влечет за собой сокращение периода окупаемости и улучшение ряда других показателей экономической эффективности проектов, в чем заинтересованы все участники их реализации. Таким образом, способность строительно-монтажной организации организовывать ускоренное строительство объекта является одним из главных показателей ее конкурентоспособности. 
 
Существенным для сокращения сроков строительства является применение в ходе проектирования и строительства схем типа «точно — вовремя». Ресурсы и информация должны быть там, где это необходимо, и в срок, когда это необходимо. В данном случае имеется в виду расширенная трактовка идеи «точно — вовремя», которая уже не относится исключительно к поставке материалов и конструкций на строительную площадку. Речь идет о четкой организации обмена информацией в ходе проектирования. С точки зрения организации всего процесса и использования специалистов применение принципа «точно — вовремя» обеспечивает наличие нужного специалиста в нужном месте в нужное время. 
 
Таким образом, анализ внутренней среды дает представление о сильных и слабых сторонах деятельности предприятия, его внутренних возможностях.  
 
Механизм повышения конкурентоспособности СМО на основе результатов ее комплексной оценки и анализа конкурентной позиции строительной организации представлен в виде схемы на рис. 3.1 
 
 
 
Рис. 3.1 Механизм повышения конкурентоспособности строительной организации на основе результатов ее оценки 
 
 
Как известно, современная строительная организация является открытой системой, стабильность которой во многом зависит от условий, особенностей и тенденций развития внешней среды. Таким образом, всестороннее изучение проблематики конкурентоспособности строительно-монтажных организаций невозможно без комплексной оценки влияния на нее факторов внешнего окружения. 
 
По мнению группы авторитетных зарубежных исследователей, внешняя среда - сфера, в которой организация осуществляет свою жизнедеятельность. Это совокупность «факторов влияния» вне организации, на которые руководство строительной фирмы не может воздействовать непосредственно. 
 
Выделены две группы внешних факторов, влияющих на уровень конкурентоспособности строительных организаций: 

  •  
    рыночные (емкость рынка, его потенциал, доступ к ресурсам, легкость доступа на рынок, доля рынка, активность конкурентов, надежность поставщиков и др.);
  •  
    нормативно-правовые (строительные нормы и стандарты, лицензирование и сертификация, налоговая политика государства, государственная политика в области повышения качества).

 
 
3.2 Оценка финансовой  экономической эффективности предложенных  рекомендаций 
 
 
В ООО «Монолит» себестоимость продукции, работ, услуг определяется сметой затрат, то есть не за единицу выполненной продукции, работы, услуги, а за весь объем работ.  
 
Одним из главных показателей рыночной устойчивости является платежеспособность фирмы. Анализ платежеспособности осуществляется путем соизмерения наличия и поступления средств с платежами первой необходимости. Наиболее четко платежеспособность выявляется при анализе ее за относительно короткий срок (неделю, полмесяца). Платежеспособность выражается через коэффициент платежеспособности, представляющий собой отношение имеющихся в наличии денежных сумм к сумме срочных платежей на определенную дату или на предстоящий период. Если коэффициент платежеспособности равен или больше единицы, то это означает, что фирма платежеспособна. Если коэффициент меньше единицы, то в процессе анализа следует установить причины недостатка платежных средств (снижение роста суммы выручки, доходов, прибыли, неправильное использование оборотных средств, например большие запасы сырья, товаров, готовой продукции. и др.). Возросшие показатели платежеспособности приведены в таблице 3.1 и 3.2 
 
Таблица 3.1 
 
Платежеспособность ООО «Монолит»

 
2010 год

Денежные средства

Предстоящие платежи

 
Виды денежных средств

 
Сумма (руб.)

 
Виды предстоящих платежей

 
Сумма (руб.)

 
На начало года

 
На конец года

 
На начало года

 
На конец года

 
1. Касса

 
4600

 
989969

 
1. Налоги

 
20746

 
143348

 
2.Расчетный счет

 
128590

 
-

 
2. Расчеты по соц. страхованию  и обеспечению

 
3000

 
42745

 
3.Валютный счет

 
-

 
-

 
3. Оплата труда

 
10808

 
112235

 
4. Прочие ден. ср-ва

 
-

 
-

 
4. Расчеты с поставщиками

 
87970

 
468525

 
ИТОГО:

 
133190

 
989969

 
ИТОГО:

 
122524

 
766853


 
 
Таблица 3.2 
 
Платежеспособность ООО «Монолит»

 
2011 год

Денежные средства

Предстоящие платежи

 
Виды денежных средств

 
Сумма (руб.)

 
Виды предстоящих платежей

 
Сумма (руб.)

 
На начало года

 
На конец года

 
На начало года

 
На конец года

 
1. Касса

 
989969

 
2898787

 
1. Налоги

 
126148

 
361088

 
2.Расчетный счет

 
-

 
10

 
2. Расчеты по соц. страх-ю и обеспечению

 
89745

 
297050

 
3.Валютный счет

 
-

 
-

 
3. Оплата труда

 
122435

 
446992

 
4. Прочие ден. ср-ва

 
-

 
-

 
4. Расчеты с поставщиками

 
428525

 
793947

 
ИТОГО:

 
989969

 
2898797

 
ИТОГО:

 
766853

 
1899077


 
 
 
Коэффициент платежеспособности составляет: 
 
 
Начало 2010 г.   Конец 2008 г.   
 
Начало 2011 г.   Конец 2009 г.   
 
 
Такое высокое значение коэффициента и его увеличение говорит о финансовой устойчивости фирмы. Можно сделать вывод, что предприятие способно в любой период времени погасить внешние обязательства.  
 
Анализ использования капитала. Вложение капитала должно быть эффективным. Под эффективностью использования капитала понимается величина прибыли приходящегося на один рубль вложенного капитала. 
 
Речь идет о комплексном понятии, включающем в себя движение оборотных средств, основных фондов, нематериальных активов. Поэтому анализ использования капитала проводиться по отдельным его частям, затем делается сводный анализ. 
 
Для эффективного управления конкурентоспособностью строительно-монтажной организации необходимо проводить постоянное и всестороннее исследование среды, в которой компания осуществляет свою деятельность (рис. 3.2) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 3.2 Схема проведения анализа факторов конкурентоспособности строительной организации 
 
Для оценки состояния внешней среды в работах специалистов по менеджменту предлагается использовать анализ PEST. Он представляет собой определение политических (Political), экономических (Economic), социальных (Social) и технических (Technical) факторов. В то же время руководство строительной организации должно четко знать и о внутреннем состоянии своей фирмы. Для этих целей предлагается использовать анализ - SWOT, заключающийся в оценке сильных (Strong) и слабых (Weak) сторон работы организации, а также возможностей (Opportunity) и угроз (Threat), с которыми она может столкнуться в течение своей деятельности. 
 
Кроме SWOT-анализа для оценки конкурентной позиции фирмы все чаще используется методический инструментарий под названием бенчмаркинг, представляющий собой сравнительный анализ ключевых факторов успеха (параметров бизнеса) организации и основных ее конкурентов. 
 
Бенчмаркинг - результат эволюционного развития концепции конкурентоспособности, предполагающий разработку программ улучшения качества продукции. В основе бенчмаркинга лежит сравнение продукта конкурента, или какой-либо его части, с продуктом компании, проводящей анализ, с целью повышения конкурентоспособности последнего. 
 
В дополнение к описанным выше методам можно предложить проводить общий анализ конкурентной позиции строительно-монтажной организации. Показатели, характеризующие конкурентную позицию СМО, должны удовлетворять следующим условиям: 

  •  
    определять, насколько развиты элементы внутреннего стратегического потенциала, то есть, обеспечены ли в полной мере ресурсами все виды деятельности и готова (способна) ли строительная компания к захвату лидирующих позиций на отраслевом рынке;
  •  
    отражать, в какой мере используются строительной организацией условия внешней среды для создания и поддержания ее конкурентоспособности.

 
ВОЗРОСШИЕ ПОКАЗАТЕЛИ эффективности  использования капитала фирмы в  целом 
 
 
Эффективность использования капитала в целом следующая: капитал в целом представляет собой сумму оборотных средств, основных фондов, нематериальных активов. Эффективность использования капитала лучше всего характеризуется его рентабельностью. Уровень рентабельности капитала измеряется процентным отношением балансовой прибыли к величине капитала. Анализ рентабельности капитала в целом приведен в таблице 3.3 
 
Таблица 3.3 
 
Рентабельность капитала ООО «Монолит»

 
Показатели

 
2010 год

 
2011 год

 
Изменение

 
Балансовая прибыль, руб.

 
36350

 
583905

 
547555

 
Выручка, руб.

 
854692

 
1461349

 
606657

 
Балансовая прибыль в % к выручке

 
4,25

 
39,95

 
35,7

 
Средний остаток оборотных средств, руб.

 
283043,75

 
852874,75

 
569831

 
Среднегодовая стоимость основных фондов, руб.

 
49434

 
65065

 
15631

 
Среднегодовая стоимость нематериальных активов, руб.

 
568,87

 
2132,87

 
1564

 
Общая сумма капитала, руб.

 
350241,62

 
902877,62

 
552636

 
Уровень рентабельности капитала, %

 
10,37

 
64,19

 
53,82

 
Коэффициент оборачиваемости оборотных  средств, обороты

 
1,7

 
3,02

 
1,32

 
Фондоотдача основных фондов, руб.

 
13,14

 
29,56

 
16,42

 
Фондоотдача нематериальных активов, руб.

 
400,7

 
2568,8

 
2168,1

Информация о работе Конкурентоспособность строительной организации как фактор ее коммерческого успеха