Конкурентоспособность строительной организации как фактор ее коммерческого успеха

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:24, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность проблем повышения конкурентоспособности строительных организаций определяется несколькими причинами. Во-первых, усилением конкурентной борьбы на данных рынках. Во-вторых, изменением государственной политики, направленной на повышение доступности жилья для большего количества граждан. И, в-третьих, ростом потребностей и платежеспособности потенциальных покупателей жилья, которые все в большей степени не приемлют прежний уровень его качества.

Файлы: 1 файл

конкурентоспособность в жилищном строительстве.docx

— 228.18 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 
 
 
В настоящее время проблема повышения конкурентоспособности строительных организаций, работающих в сфере жилищного строительства, становится все более злободневной и требует совершенствования и адаптации к принципиально меняющейся ситуации на рынке жилья.  
 
Актуальность проблем повышения конкурентоспособности строительных организаций определяется несколькими причинами. Во-первых, усилением конкурентной борьбы на данных рынках. Во-вторых, изменением государственной политики, направленной на повышение доступности жилья для большего количества граждан. И, в-третьих, ростом потребностей и платежеспособности потенциальных покупателей жилья, которые все в большей степени не приемлют прежний уровень его качества.  
На повышение конкурентоспособности могут повлиять многие факторы, часть из которых относятся к управляемым и могут быть изменены организациями. К их числу относится и управление качеством строительной продукции. Практический опыт повышения качества, имеющийся в зарубежных странах, показал его высокую эффективность для повышения конкурентоспособности строительных организаций. Однако стремление отечественных строительных организаций повысить качество жилья в большинстве случаев не дает ощутимого эффекта. Одной из основных причин этого является то, что они имеют слабую ориентацию на соблюдение одного из важнейших принципов TQM и MC ИСО 9000 - ориентация на потребности потребителей жилья. Слабая способность учитывать в своей деятельности потребности рынка обуславливается отсутствием практического инструментария для достижения данной цели. Поэтому, использование эффективной методики Развертывания Функции Качества, позволяющей учесть потребности покупателей в процессе проектирования и строительства жилья, представляет собой актуальную для науки и практики задачу. 
 
В условиях формирования и развития конкурентной среды на рынке капитального строительства стратегия организаций должна быть направлена, прежде всего, на достижение и развитие конкурентных преимуществ, создающих превосходство над конкурентами. На рынке капитального строительства конкуренция оказывает влияние и на стратегию организаций, а их стратегия, в свою очередь, влияет на рынок и уровень конкуренции. 
 
Среди главных причин обострения конкуренции чаще отмечаются глобализация рынков, уменьшение информационных преимуществ, ускорение НТП, нехватка стратегически важных ресурсов. В качестве конкурентных стратегий, как правило, выделяют превалирование по издержкам производства, специализацию, повышение качества продукции и ее соответствие мировым стандартам, дифференциацию. 
 
Целью дипломного проектирования является разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности строительно-монтажной организации.  
 
Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:  

  •  
    изучить теоретические основы конкуренции в целом; 
  •  
    проанализировать и оценить существующие предложения по методам оценки конкурентоспособности строительно-монтажных организаций; 
  •  
    обосновать критерии, методы оценки конкурентоспособности строительно-монтажной организации и ее конкурентного положения на рынке строительных подрядов, рынке строительной продукции; 
  •  
    выявить основные факторы и резервы, обеспечивающие повышение конкурентоспособности строительно-монтажной организации; 
  •  
    определить экономический эффект предложенных рекомендаций.

 
Объектом исследования является строительно-монтажная  фирма ООО «Монолит».  
 
Предметом исследования является конкурентоспособность строительной организации ООО «Монолит». 
 
Дипломный проект состоит из введения, трех глав и заключения. 
 
Во введении обосновывается выбор темы выпускной квалифицированной работы, характеризуется степень изученности рассматриваемых вопросов, определяются цели, задачи, методологические основы исследования. 
 
В первой главе – рассмотрено развитие и определено понятие конкурентоспособности, как категории экономики для хозяйствующего субъекта с рассмотрением основных методов ее оценки в целом; 
 
Во второй главе - дана общая характеристика организационно-правовой деятельности фирмы, сделан технико-экономический анализ деятельности предприятия и проанализированы рыночные позиции конкурентоспособности строительно-монтажной организации ООО «Монолит» на рынке строительного подряда, услуг и строительной продукции города Санкт-Петербурга; 
 
В третьей главе – представлены прикладные аспекты оценки конкурентоспособности СМО ООО «Монолит». Они предполагают выделение основных путей повышения конкурентоспособности фирмы, также произведена оценка финансовой экономической эффективности предложенных рекомендаций. 
 
В заключении подведены итоги исследования и сделаны выводы. 
 
 
ГЛАВА 1. Конкурентоспособность строительной организации как фактор ее коммерческого успеха 
 
Определение конкурентоспособности строительной организации как фактора ее коммерческого успеха предполагает рассмотрение самого понятия конкурентоспособности, выявление основных факторов, влияющих на нее, а также выделение методик, по которым определяется конкурентный потенциал организации. 
 
1.1 Понятие конкурентоспособности 
 
Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующее степень реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. 
 
Конкурентоспособность предприятия - это возможность эффективной хозяйственной деятельности и её практической прибыльной реализации в условиях рынка. 
 
Иными словами, конкурентоспособность фирмы можно определить, как её готовность осуществлять прибыльную хозяйственную деятельность в условиях конкурентного рынка. Обеспечивается она умелым использованием организационно - управленческих, научно - технических, экономических, маркетинговых и иных средств ведения предпринимательства.  
 
Решающей предпосылкой конкурентоспособности предприятия является, конечно, производство конкурентоспособных товаров или услуг. Но для её успешной реализации необходима умелая организация работы на рынке, поскольку между собой конкурируют не только товары, но и стратегии рыночной деятельности предприятий, их руководители и исполнители, совместно закладывающие основы рыночного успеха своей фирмы посредством, прежде всего: анализа продукции и технологий рынков, форм и методов сбыта, рыночных цен, деятельности конкурентов, а также прогнозирования рыночных перспектив и соответствующего стратегического планирования. 
 
В зависимости от поведения предприятия на рынке различают четыре основных уровня повышения конкурентоспособности предприятия: 
 

  1.  
    Руководство предприятий первого уровня рассматривает функцию управления как нечто внутренне нейтральное. Свою роль такие руководители видят только в том, чтобы только производить и продавать продукцию, не заботясь ни о каких сюрпризах для конкурентов и потребителей. Они уверены в непревзойдённом уровне конкурентоспособности своей продукции и безупречности работы своих сбытовых подразделений и службы маркетинга.

 
 
 

  1.  
    Предприятия второго уровня конкурентоспособности стремятся сделать свои производственные системы внешне нейтральными, то есть полностью соответствующими стандартам, установленными их основными конкурентами. Такие предприятия стремятся максимально заимствовать все те технические приёмы, технологии, методы организации производства и труда, что и ведущие предприятия аналогичной отрасли.

 
 
3. На предприятиях третьего уровня  конкурентоспособности система  управления активно воздействует  на производственные системы,  то есть производство как бы  поддерживается изнутри всеми  другими подразделениями предприятия.  Успех в конкурентной борьбе  в данном случае становится  не только функцией производства, сколько функцией управления. Это  может найти проявление и более  высокой оперативности в принятии  решений, в лучшей мотивации  работников. 
 
 
4. Предприятия, которым удалось достичь четвёртой степени конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Их производственная система как бы поддерживается извне. Эффективность её определяется не столько влиянием внутренних факторов, включая управленческие. Такими, как производственное клонирование или управление качеством, сколько внешними управленческими факторами, а, именно: высоким качеством организации и эффективности функционирования системы управления. Это обеспечивает перспективный успех предприятию и долговременное превосходство его над конкурентами на рынке. 
 
Приведенные определения раскрывают внутреннюю сущность явления конкуренции, описывают его как категории экономической теории.  
 
Понятие “конкуренция” может рассматриваться как с позиций микроэкономики (т.е. деятельности конкретной фирмы), так и с макроэкономической точки зрения (т.е. рынка в целом): “Конкуренция - борьба между товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли; состязательность хозяйственных субъектов на рынке, где ни один из них не в состоянии оказать решающего влияния на общие условия реализации однородного товара на рынке”. Именно благодаря наличию конкуренции происходит постоянное обновление и усовершенствование продукции предприятий, формируются новые более эффективные формы хозяйствования, развивается НТП. 
 
Конкурентоспособность продукции определяется основными потребительскими товарными свойствами (в основном качеством); ценность их может быть определена как экспертным, так и объективно. В стоимостном выражении определяется объем реализации за конкретный промежуток времени. Хотя конкуренция предприятий на рынке принимает характер конкуренции самой продукции, рассмотрение последней в отрыве от процессов ее обеспечения не является верным. Сущность принципиальных отличий понятий конкурентоспособности предприятия и продукции сводится к тому, что: 
 
а) первое применимо к длительному периоду; 
 
б) субъектами оценки здесь выступают как потребитель, так и производитель. 
 
Конкурентоспособность предприятия является величиной, определяемой экспертными и расчетными методами и поддается количественной оценке. 
 
Конкурентоспособность продукции определяется основными потребительскими товарными свойствами (в основном качеством). В стоимостном выражении определяется объем реализации за конкретный промежуток времени. 
 
Конкурентоспособность предприятия зависит от эффективности управления им. Применительно к строительной отрасли можно сказать, что устоявшегося определения конкурентоспособности строительного предприятия как экономической категории еще нет. Существующие принципиальные отличия в экономической природе строительной продукции и продукции других отраслей не позволяют механически переносить теорию и методы оценки конкурентоспособности из одной сферы в другую. 
 
Для определения конкурентоспособности строительного предприятия необходимо учитывать специфику производимой продукции. Поскольку строительная продукция, как правило, имеет длительный жизненный цикл, обусловленный долгим сроком службы, а обеспечение ее конкурентоспособности целесообразно в стратегическом плане, то первое вышеизложенное отличие, по отношению к строительной отрасли, становится несущественным. Что касается второго отличия, то производитель также может оценивать конкурентоспособность продукции в зависимости от номенклатуры включаемых параметров. Т.е. основное отличие конкурентоспособности предприятия и продукции заключается, прежде всего, в более полном наборе характеристик, детерминирующих конкурентоспособность предприятия. При этом ключевой целью ее оценки становится выявление слабых сторон в производственно-хозяйственной деятельности и разработка системы мероприятий по их улучшению. 
 
Таким образом, понятие «конкурентоспособность строительных (инвестиционно-строительных) предприятий» следует рассматривать в тесной взаимосвязи с основной целью их деятельности - реализацией инвестиционных проектов. По экономическому содержанию конкурентоспособность обеспечивается комплексом маркетинговых, информационно-рекламных, финансово-инвестиционных, научно-производственных и кадровых целенаправленных мероприятий управляющей компании (предприятия), позволяющих получить наилучшие результаты в процессе достижения конечной цели инвестиционных проектов. 
 
Возможна оценка конкурентоспособности через сравнение собственного предприятия с конкурентом по ряду обобщающих показателей функционирования. Сложность этого процесса связана с труднодоступностью информации, с затратами по сбору и обработке информации, а также с недостаточно корректным применением ряда методов такой оценки. 
 
Рассмотрение конкурентоспособности как степени реализации экономической стратегии фирмы дает возможность выявить рост или падение конкурентоспособности на основании анализа технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности, и их динамики. Причем это должна быть система оценочных методов анализа складывающейся конкретной экономической ситуации, выработка необходимых рекомендаций и прогнозирование деятельности и развития предприятия. 
 
К середине XX века сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в четырех классических моделях: совершенной (чистой) конкуренции, монополистической, олигополистической конкуренции и чистой монополии.  
 
В частности, оценивая состояние строительных рынков, можно выделить следующие факторы, ограничивающие развитие на них конкуренции.  
1. Различные товаропроизводители этой отрасли (подрядные организации) производят и продают не абсолютно идентичную продукцию. Она отличается различной продолжительностью создания (сооружения), разным уровнем качества, составом применяемых материалов даже в том случае, если речь идет о реализации одного и того же проекта. 
 
2. Особенностью строительной продукции является ее территориальная закрепленность. Она создается не там и не в тех условиях, которые выгодны строительным подрядчикам, а там, где это нужно инвесторам (заказчикам этой продукции). 
 
3. Большая часть строительных подрядчиков может создавать свою продукцию не везде, где это необходимо заказчикам, а только в местах постоянной работы и дислокации. 
 
Наличие этих факторов обусловлено самой спецификой строительного производства. Подчас нахождение строительной организации вблизи намечаемого объекта строительства создает ей объективные преимущества по сравнению с потенциальными конкурентами. Все это приводит к формированию на строительных рынках различных форм несовершенной конкуренции.  
По некоторым оценкам около 75 % всех предприятий в экономически развитых странах конкурируют на рынках, где сбытовая система функционирует в условиях монополистической конкуренции. Среда конкуренции заполнена большим количеством мелких и средних предприятий, ни одно из которых не имеет значительной доли в общем объеме продаж. Ключевая конкурентная особенность такого рынка — отсутствие широко известных лидеров, оказывающих существенное влияние на развитие условий и тенденций в отрасли.  
 
Подобное состояние можно объяснить экономическими и историческими причинами:  

  •  
    низкие «входные» и «выходные» барьеры в отрасли; 
  •  
    отсутствие экономической целесообразности крупного масштаба производства из-за высокой степени дифференциации продукции, потребности покупателей в индивидуально изготовленных товарах, существенных отличий рынков, расположенных на различных территориях и других причин, не позволяющих организовывать крупное массовое производство и добиться эффекта экономии на удельных издержках; 
  •  
    государственное регулирование бизнеса с целью поддержания высокого уровня конкуренции в отрасли; 
  •  
    «молодость» отрасли, когда ни одно из предприятий еще не накопило опыта и средств для занятия большой доли рынка. 

 
Чтобы понять, является ли «входной»  барьер высоким или низким, необходимо определить, насколько высоки необратимые  затраты при входе в отрасль. Например, производство строительной продукции является трудоемким процессом. Поэтому главным фактором для предпринимателя, который собирается организовать новое предприятие, будет подбор квалифицированных специалистов с соответствующим образованием. Капитальные вложения в специальные строительные механизмы на начальном этапе создания строительной фирмы будут небольшими, так как многие механизмы можно арендовать у других организаций.  
 
«Выход» из любой отрасли главным образом характеризуется тем, что необходимо продать имеющееся оборудование. В отличие от других отраслей, в строительстве пока сравнительно мало высоко специализированного оборудования. Большую часть автомобильного транспорта, сварочных агрегатов, подъемников и т.п. можно применять и в других сферах производства. Поэтому больших убытков при выходе из отрасли и реализации оборудования фирма терпеть не будет.  
 
Таким образом, «входные» и «выходные» рыночные барьеры в строительной отрасли можно признать относительно низкими. Это, наряду с отсутствием в большинстве случаев экономической целесообразности в формировании крупных строительных компаний, способствует распространению в ней монополистической конкуренции.  
 
Некоторые рынки, на которых преобладает монополистическая конкуренция, консолидируются по мере развития. Жесткая конкуренция уничтожает слабые, неэффективные предприятия и приводит к большей концентрации производства в крупных, мощных компаниях. Однако это происходит не всегда. Часто по экономическим причинам предприятия не в состоянии дестабилизировать сложившуюся ситуацию из-за того, что ни одно из них не может кардинально изменить перечисленные выше характеристики среды конкуренции. 
 
Являясь достаточно распространенной формой рынка, олигополия имеет существенные отличия от рассмотренных выше моделей:  

  •  
    небольшое количество конкурентов при значительных «входных» барьерах в отрасль; 
  •  
    эффективность работы требует, чтобы производственная мощность каждого предприятия занимала большую долю совокупного рынка (в связи с этим достаточно высока степень концентрации производства, при которой суммарная доля четырех-восьми наиболее крупных предприятий не ниже 60 % от общего объема реализации данной продукции); 
  •  
    выгодно расширение предприятий до больших размеров за счет конкурентов;
  •  
    большая взаимозависимость конкурентов; 
  •  
    преимущественно неценовая конкуренция. 

 
Каждое крупное предприятие в  условиях олигополии старается вести  себя как монополия, деятельность которой, правда, ограничена мощью конкурентов. Из-за того, что успех олигополиста возможен за счет ослабления позиции предприятий-конкурентов, конфликты на таком рынке иногда приводят к ожесточенной конкурентной борьбе. 
 
Однако на практике чаще происходит обратное: предприятия стремятся прийти к соглашению (сговору) по поводу цен, раздела рынка, совместного использования каналов реализации продукции и т.п. В результате совокупность предприятий-олигополистов фактически действует как чистая монополия, но при этом формально на них не распространяются антимонопольные санкции государства. 
 
Общая прибыль всей группы фирм в отрасли максимизируется, когда они действуют совместно, как один монополист. Сговор может принимать различные формы, самой распространенной из которых является прямое слияние. Однако часто объединение оказывается неприемлемым из-за отрицательного экономического эффекта, связанного с увеличением масштаба, а иногда оно может быть запрещено законом. Чуть менее распространен картель с агентством по общей продаже, который также имеет экономические недостатки — он плохо приспособлен для работы по отдельным заказам и связан с большими административными расходами при обеспечении стандартов качества, снижении цен, внедрении новых изделий и т. п. 
 
Таким образом, даже относительно небольшие предприятия могут пользоваться преимуществами чистой монополии. Принято считать, что если в условиях олигополии предприятия получают прибыль, превышающую альтернативную стоимость, они ведут себя как чистая монополия, в противном случае, как предприятия, работающие на рынке монополистической конкуренции. 
 
Крайним проявлением несовершенной конкуренции является чистая монополия, при которой на рынке существует одно предприятие, реализующее уникальную продукцию, не имеющую эффективных заменителей, вследствие чего это предприятие может оказывать давление на потребителей при установлении цены. 
 
Поскольку монополист действует на рынке один, кривая спроса для него совпадает с кривой совокупного спроса для всего рынка. Поэтому монополия пытается выбрать для себя наиболее удачное соотношение «цена-количество», максимизирующее прибыль. 
 
Однако, существуют и некоторые позитивные результаты деятельности монополии: опасаясь появления на рынке конкурентов и товаров-заменителей, монополист вынужден стимулировать развитие базовых технологий, как с целью минимизации издержек, так и для разработки новых, более совершенных товаров. Кроме того, экономия на масштабах производства может перевесить (с точки зрения экономической эффективности) целесообразность создания условий для конкуренции. 
 
Если отсутствует угроза появления конкурентов, монополия добивается использования всей возможной экономии от масштабов производства. Однако, потребители не получают всех преимуществ от низких издержек монополиста, так как монопольная цена, как правило, значительно превышает уровень средних совокупных и предельных издержек. 
 
Кроме того, начиная с точки долгосрочного равновесия, монополия может увеличивать прибыль за счет «движения» по кривой спроса вверх, увеличивая цену и уменьшая выпуск. Но, как известно, при высоких ценах спрос более эластичен по цене. Поэтому последний вскоре упадет до цены долгосрочного равновесия. 
 
Проведенный анализ представленных моделей в целом позволяет утверждать о негативном влиянии монополизации рынков на развитие экономики: 

Информация о работе Конкурентоспособность строительной организации как фактор ее коммерческого успеха