Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:44, реферат
Вождизм — тип властных отношений, основанный на личном господстве и личной преданности носителю верховной власти. Он типичен для традиционных идеологизированных, теократических, жестко централизованных, нединамичных, авторитарных и тоталитарных обществ. Характеризуется развитой системой неюридических регуляторов поведения и устойчивой закрепленностью социальных ролей. Отождествляет общество с государством и рассматривает его как средство реализации некой идеи, символом которой является вождь (
Вожди и лидеры. Вождизм
В последние
годы появились попытки
Вождизм — тип властных отношений, основанный на личном господстве и личной преданности носителю верховной власти. Он типичен для традиционных идеологизированных, теократических, жестко централизованных, нединамичных, авторитарных и тоталитарных обществ. Характеризуется развитой системой неюридических регуляторов поведения и устойчивой закрепленностью социальных ролей. Отождествляет общество с государством и рассматривает его как средство реализации некой идеи, символом которой является вождь (от панисламизма до мирового коммунизма). Законы в таком обществе строятся по разрешающему типу — запрещено все, что не разрешено вождем. Нормативы политического поведения создаются иерархией идеологических авторитетов, среди которых высший — решение вождя. Его власть безгранична и бесконтрольна. Для вождизма типично иррациональное восприятие политики в обыденном сознании. Среди них — харизматизация и атрибутизация вождя, который наделяется необыкновенными способностями (например, знанием будущего). После смерти вождь канонизируется, а наследники в таком обществе действуют его именем. Внешние проявления вождизма — клиентализм, непотизм, трайбализм (земляческие связи) как система власти. Политическая система функционирует как иерархия властных кланов-клик с отношениями «клиент — патрон».
С одной стороны, вождизм — тип властных отношений, основанный на личной преданности персоне, обладающей верховной властью. С другой стороны, это властный институт, свойственный патриархально-родовым обществам, основанный на личном господстве военного или религиозного предводителя. Как тип власти, ныне вождизм особенно характерен для обществ так называемого «исламского типа», в которых право и экономика подчинены идеологии, требующей обязательного участия всего населения в деятельности, направленной на достижение целей, стоящих перед обществом. Вождизму свойственно активное использование иррациональных моментов.
Вождизм существует как бесконтрольное, тотальное господство за счет эксплуатации массового сознания. Его структура заполнена стереотипами, выполняющими регулятивные и идеологические функции. Это обеспечивает устойчивость вождизма как политического строя — хотя преемники вождя могут часто меняться: помогает складывающийся при вожде мощный, сакрализованный и централизованный аппарат власти. Массовое сознание в таких обществах поддерживает вождизм. Опираясь на пиетет перед властью, гражданский конформизм, политическую суперлояльность, отсутствие осознанной дифференциации политических интересов и согласие с жесткой регламентированностью частной жизни, индивидуальное сознание граждан находится в зачаточном состоянии. Все это отличает вождизм от лидерства, опирающегося на осознанные гражданами интересы.
Различия лидера и вождя. При всей многочисленности интерпретаций термина «лидер», обычно выделяют два значения. Во-первых, это индивид, обладающий наиболее выраженными и «полезными» с точки зрения группы качествами, благодаря которым его деятельность по удовлетворению интереса сообщества оказывается наиболее продуктивной. Такой лидер служит эталоном, к которому должны стремиться другие. Его влияние основано на психологическом феномене отраженной субъективности, то есть идеальной представленности в сознании других членов группы. Попросту говоря, он таков, каким группа и мыслит себе лидера.
Во-вторых, лидер — это человек, за которым сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса. Авторитет лидера базируется на умении сплотить, объединить других для достижения общей цели. Такой человек, независимо от стиля лидерства, регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование общих ценностей (целей) и в некоторых случаях символизирует их.
Лидерство и
вождизм психологически различны. Возьмем
процесс восприятия информации. В
принципе, использование тех или
иных механизмов восприятия для создания
удобных политических установок
свойственно каждой власти. Однако
в отношениях «вождь — последователи»
используются прежде всего нерефлексивные
представления о власти и свободе.
Они базируются на традиции и служат
идеальной основой, на которой строится
более или менее упорядоченное
множество политических лозунгов с
центральной идеей неравных прав
на власть (и перед властью) уже
от рождения. Вождь не допускает
самостоятельных размышлений
Вроде бы простые различия в восприятии и порождают более сложные отличия. Еще один пример. Вождь опирается на поддержку населением исключительно его личности. Лидер стремится опираться на поддержку его программы. Вождь стремится к тому, чтобы его любили. Лидеру важнее, чтобы его понимали. Примеров такого рода множество.
Лидерство и
вождизм существуют в разных условиях.
Отношения «вождь — последователи»
обычно опираются на централизованную
и слаборазвитую экономику. Конечно,
они возможны и в развитых государствах,
однако только в ситуациях общенациональных
кризисов, сопровождающихся распадом
системы нормативных
Матрица Ю. Е. Милованова. Этот исследователь предложил матрицу, по которой можно приводить типологизации, классификацию и сравнение вождей как особого типа лидеров. В основу положена схема из четырех элементов. Во-первых, это функции лидерства (вождизма) в конкретной системе власти. Во-вторых, «сверхзадача», то есть общественное назначение института, выраженное в определенных принципах (к примеру, система сдержек и противовесов). В-третьих, место и роль в системе власти. Наконец, в-четвертых, субъективные представления лидера (вождя) и его окружения о целях и задачах деятельности.
Рис. Матрица Ю. Е. Милованова
Между первым и
вторым элементами существуют жесткие
прямые и обратные связи, а также
такое соответствие, при котором
изменение первого элемента ведет
к соответствующему изменению второго,
и наоборот. Между третьим и
четвертым элементами — также
прямые и обратные связи, но иное соответствие:
изменение сущностных характеристик
третьего элемента ведут к изменению
характеристик четвертого. Обратного
соответствия не наблюдается. Между
первым и третьим элементами —
векторная, однонаправленная связь, при
которой изменение первого
Эта схема может
быть использована в качестве классификационной
матрицы в зависимости от того,
какой из элементов кладется в
основание системы отсчета. Так,
например, типологизацию можно
© Д.В. Ольшанский, Политическая психология, М. 2002 г.