Система 
безопасности аэропорта             
 Система 
безопасности аэропорта должна 
включать меры безопасности для 
предотвращения актов незаконного 
вмешательства или для быстрого 
реагирования в случае таких актов. Цель 
состоит в том, чтобы меры безопасности 
осуществлялись, по возможности, таким 
образом, чтобы сохранить регулярность 
выполнения авиаперевозок. Дополнительные 
меры должны быть адекватны существующей 
угрозе, а также сводить к минимуму неудобства, 
причиняемые мерами безопасности пассажирам 
и посетителям аэропорта.     
 
 
 
Действия 
персонала аэропорта при угрозе
террористического 
акта  
Проверка 
зданий и эвакуация людей из зданий 
аэропорта осуществляется под руководством 
сменного начальника аэропорта.            
 Проверка 
помещений с целью обнаружения 
упаковки, конверта или предмета, 
не принадлежащего определенному 
лицу, проводится  сотрудниками, хорошо 
знакомыми с данной зоной аэропорта. Сотрудники 
ЛОВД и САБ осуществляют оцепление, оказывают 
помощь в осмотре здания.           
 При 
обнаружении подозрительного предмета 
или вещества к ним не следует 
 прикасаться или перемещать.           
 При 
отсутствии возможности установления 
владельца обнаруженного предмета, 
сотрудники ЛОВД и САБ производят 
эвакуацию людей из зоны, где найден предмет, 
из этажей здания, которые непосредственно 
находятся над данным уровнем и под ним, 
а 
также с окружающей территории.           
 Осмотр 
зданий начинается с первого 
этажа, аварийных выходов, лестничных 
 клеток и т.д., а также общедоступных зон, 
включая комнаты отдыха, лифты, коридоры. 
Зоны контролируемого доступа могут обследоваться 
в последнюю очередь.           
 При 
принятии решения об эвакуации 
людей из здания определяются 
подлежащие освобождению этажи 
и зоны с соблюдением установленного порядка 
эвакуации при пожаре. В зданиях, имеющих 
более 3-х этажей, эвакуацию пассажиров 
и персонала аэропорта можно ограничить 
зоной, непосредственно прилегающей к 
месту обнаружения подозрительного предмета 
или зоной, которая была конкретно указана 
в сообщении об угрозе, а также аналогичным 
пространством на этажах, которые находятся 
непосредственно над и под этой зоной. 
           
 Во 
избежание дублирования процедуры 
осмотра по мере проведения 
досмотра и установления безопасности 
каждого помещения или части здания необходимо 
четко маркировать проверенные участки 
и доложить в штаб о результатах досмотра.
           
 По 
возможности, для обеспечения 
проверки здания и сведения 
к минимуму повреждений в случае 
взрыва газовые и водяные магистрали 
(за исключением случаев, когда водяная 
магистраль связана с противопожарной 
системой) должны быть отключены.           
 Непосредственную 
работу по обработке обнаруженных 
при осмотре здания подозрительных 
предметов осуществляют специалисты 
по взрывным устройствам.  
Действия 
при эвакуации персонала из помещений 
центра управления воздушным движением
             
 В 
случае поступления информации 
о возможной закладке ВУ в 
помещениях центра УВД и возникновении 
необходимости эвакуировать сотрудников 
службы, порядок действий аналогичен ситуациям, 
связанным с пожаром, стихийным бедствием 
или полным выходом из строя основных 
средств УВД. При этом учитывается расположение 
и численность персонала, объем и характер 
процедур УВД, наличие и готовность запасного 
пункта УВД.           
 Решение 
на эвакуацию сотрудников службы 
из помещений УВД принимает 
 руководитель полетов, который при этом 
обязан определить:           
 1) порядок 
организации процедур УВД дублирующими 
средствами;           
 2) порядок 
оповещения ВС и авиакомпаний о создавшейся 
ситуации;           
 3) порядок 
возобновления нормальной работы 
после устранения угрозы взрыва.
             
 Учитывая 
важность и сложность деятельности 
службы движения в аэропорту, 
связанной с обеспечением безопасности 
полетов следует предусмотреть дублирование 
ее работы.
Действия 
персонала аэропорта при получении информации 
о наличии взрывного устройства на борту 
воздушного судна, находящегося на земле
             
 При 
получении информации о наличии 
ВУ на борту ВС,  находящегося на земле, 
сменный начальник аэропорта (в первую 
очередь) организует эвакуацию из ВС членов 
экипажа, пассажиров и их ручной клади, 
направляя пассажиров в здание аэровокзала 
или  гостиницу. Затем ВС буксируется на 
изолированную стоянку, удаленную от других 
ВС и зданий аэропорта на расстояние не 
менее 400 м.           
 Сотрудники 
САБ сопровождают ВС во время 
его буксировки на безопасном 
расстоянии.           
 На 
изолированной стоянке ВС выдерживается 
в течение времени, равного 
полетному времени в пункт назначения. 
Багаж с борта ВС выгружается сотрудниками 
САБ по транспортеру на тележки и отвозится 
на безопасное расстояние.           
 Досмотр 
ВС производят специалисты по 
ВУ (сотрудники оперативной группы 
САБ), поддерживая для консультации 
связь с техническим составом, знакомым 
с данным типом ВС.           
 После 
окончания досмотра самолета 
оперативная группа САБ производит 
досмотр багажа пассажиров с 
применением технических средств 
досмотра. После досмотра и опознания 
пассажирами багаж загружается на 
борт ВС, пассажиры проходят повторный 
досмотр.
Действия 
сотрудников аэропорта при получении 
информации о минировании аэровокзала 
или попытке его минирования                       
 Информация 
о полученной угрозе минирования 
здания аэровокзала передается по 
установленной схеме передачи сообщения. 
При получении информации о минировании 
здания аэровокзала проводится эвакуация 
пассажиров и обслуживающего персонала 
аэропорта из здания аэровокзала.                       
 В 
ночное время, выходные и праздничные 
дни, до прибытия членов оперативного 
штаба - лицо, уполномоченное руководством 
аэропорта (авиапредприятия, эксплуатанта).
           
 Мероприятия 
по эвакуации пассажиров и 
обслуживающего персонала аэропорта 
(авиапредприятия, эксплуатанта) из 
здания аэровокзала осуществляются сотрудниками 
САБ аэропорта во взаимодействии с ЛОВД. 
В служебных помещениях аэровокзала для 
взаимодействия остаются старшие смен.
           
 При 
получении информации командир 
подразделения охраны (заместитель 
начальника, начальник караула) усиливает 
наряды охраны и выполняет запланированные 
мероприятия.           
 Руководитель 
службы (смены) досмотра проводит 
мероприятия по досмотру.           
 Начальник 
САБ выделяет необходимое количество 
сотрудников для совместного 
с персоналом ЛОВД осмотра здания аэровокзала, 
осматривая в первую очередь ближайшие 
территории к центральным несущим стенам 
(в том числе, аварийные выходы, лестничные 
пролеты, туалеты, вестибюли). Далее осмотр 
распространяется на периферийные участки. 
           
 В 
первую очередь производится 
осмотр наиболее доступных зон, 
затем менее доступных. Осмотру 
подлежат потолочные перекрытия, 
вентиляционные и кабельные каналы, 
лазы для технического обслуживания. 
Контролируемые помещения могут 
осматриваться в последнюю очередь.
           
 О 
каждом досмотренном объекте 
руководитель группы осмотра 
передает сообщение руководителю 
Оперативного штаба (начальнику 
САБ, сменному начальнику ПДСП).
           
 При 
обнаружении пакетов, вещей без 
присмотра - к ним не прикасаются. 
 Устанавливается владелец пакета, вещей. 
Если установить владельца вещей не представляется 
возможным, оценивается реальность угрозы 
оставленного предмета, проводится эвакуация 
людей из прилегающей зоны (в том числе 
с этажей, расположенных непосредственно 
над данным уровнем и под ним).