Терроризм на Воздушном транспорте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 17:01, реферат

Краткое описание

Террористическая активность за последние 20 лет резко возросла во многих регионах мира и грозит стать глобальной угрозой. Террористические группировки экстремистского толка берут на вооружение методы, свойственные прежде лишь мафиозным структурам. Все чаще террористические акции используются как способ давления на правительство, общество, политических противников.

Файлы: 1 файл

история тероризма воздушный тероризм.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

 Заложник - физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершать какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условия освобождения удерживаемого лица.   

Цели борьбы с терроризмом           

 Борьба  с терроризмом в Российской  Федерации осуществляется  в целях:

  • защиты личности, общества и государства от терроризма;
  • предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации ее последствий;
  • выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности.
 

                       

Идеология терроризма - продемонстрировать устрашение, привлечь внимание к себе, заручиться поддержкой масс.           

 Люди, обычно, предсказуемы (имеют свои  привычки, благоразумны) и этим уязвимы  для террориста. Террористы понимают поведение масс лучше, чем обычные люди. Многие возможности террористов порой недооцениваются правоохранительными органами.            

 Тактика терроризма. Вербуются террористы из малоимущих слоев населения, у которых погибли родственники, нет средств существования, нет цели в жизни. Став членом группировки, они получают деньги, обретают уверенность и силу духа, появляется цель в жизни.           

 Террористы  изучают опыт терактов, повторяя  удачные операции, стараясь застичь  людей врасплох, внезапно. Милосердие у террористов отсутствует.           

 Если  теракт у группировки удался, группировка берет на себя  ответственность за его совершение. Если теракт провалился, группировка  быстро меняет свое название  и берет на себя ответственность под другим названием, чтобы запутать полицию при расследовании теракта.

Руководители  группировок, как правило, талантливые  люди, вынашивающие далеко идущие преступные цели.  

Материально-техническая база и финансирование террористов:           

 Базы и центры подготовки террористов в странах, поддерживающих их политические цели.            

 Наличие  значительных финансовых средств  из различных источников:

  • поддержка  терроризма состоятельными соотечественниками;
  • наркобизнес;
  • продажа оружия;
  • игорный бизнес, рэкет, вымогательство;
  • деятельность легальных и нелегальных (подставных) экономических структур.
 

            Дешевле и  выгоднее осуществлять ведение  скрытых (террористических) действий, чем открытых (военных).   

Причины терроризма:

  • политические;
  • идеологические;
  • националистические;
  • религиозные;
  • криминального (уголовного) характера;
  • экономические;
  • социальные;
  • личностно - патологические;
  • экологического характера.

    Цель террора:

  • изменение политического строя;
  • захват власти в государстве, регионе;
  • отделение от государства, образование самостоятельного государства, требование автономии, независимости и т.д.;
  • удовлетворение экономических требований;
  • изменение законодательства: правового, экономического, социального;
  • месть;
  • уничтожение или ослабление конкурентов.

Цель теракта (не считая политических целей) - в минимальный срок совершить максимальный ущерб. Террористы - не рациональные люди, они действуют оперативно и жестоко.  

Методы действий террористов:

  • взрыв или поджог на объекте, вблизи объекта, в месте скопления людей, транспортного средства;
  • стрельба по объектам, людям (в том числе обстрел с закрытых позиций);
  • захват ВС, объектов, авиационных комплексов, заложников;
  • поломка, порча, разрушение, (ВПП, ВС, навигационного и светотехнического оборудования);
  • организация паники (в залах ожидания пассажиров, в ВС с использованием ложных объявлений, слухов и т.д.);
  • отравление помещений, воды, пищи, одежды;
  • подкуп персонала;
  • ложные сообщения, угрозы (по телефону, по почте) о применении взрывного устройства (ВУ);
  • радиоэлектронное подавление радиосвязи, создание помех в каналах управления; отвлечение внимания, провоцирующие действия.
 

     
 

Терроризм на воздушном транспорте.  

Сегодняшний терроризм крылат. Он облюбовал одно из самых эффективных средств передвижения - воздушный транспорт. Этому служат следующие предпосылки:             

1) Реальность  захвата и угона ВС представляет  минимальную опасность для преступника  и большую угрозу жизни пассажиров  и экипажа.           

2) Захват  и угон ВС расценивается преступником как одно из результативных средств достижения задуманной им цели.           

3) Выполнить  преступные действия террорист  способен при использовании минимальных  сил и средств.           

4) Как  правило, один или ограниченное количество террористов могут осуществить захват любого ВС.           

5) Реальная  возможность использования ВС  в качестве оружия уничтожения.              

 Пассажиры  на борту воздушного судна  представляют значительную ценность  для государства. Действующие группировки преступников считают захват ВС наиболее легким и дешевым способом приобретения популярности, освобождения отбывающих наказание террористов, получения выкупа. В случае катастрофы большинство пассажиров погибает, а террорист остается анонимным лицом.           

 Бомбы,  гранаты, пистолеты стали средствами  принуждения, применяемыми современными  воздушными террористами. Они отдают  себе отчет в собственной силе: ничто не служит демонстрацией  решительности лучше, чем взрывное  устройство в руках террориста. Через аэропорты, пункты контроля, салоны лайнеров и пилотские кабины  проходит фронт борьбы с терроризмом. Идет настоящая война.           

 Как  писал американский профессор  Маккензи Ора, руководивший программой  «Терроризм и авиация» в рамках  Всемирного фонда авиационной безопасности, «это война, которую невозможно выиграть, но нельзя проиграть».           

 Первый  случай захвата и угона самолета  был зарегистрирован в 1931 году  в Южной Америке. В дальнейшем (до 1967 года) этот вид незаконного  вмешательства не пользовался особой I популярностью у преступников. С 1931 по 1967 год было отмечено  всего 65 случаев захватов и угонов.           

 И  только начиная с 1967 года, когда  по Америке, а затем и по  всему миру, прокатилась волна  захватов и угонов ВС, диверсий и шантажа, вопросы борьбы с воздушным терроризмом были выдвинуты на первый план.           

 Наибольшее  количество АНВ отмечено в  период с 1970 по 1979 год. За эти  10 лет в мире зарегистрировано  более 700 случаев захватов и  угонов ВС, погибло более 1.100 человек, ранено более 1.000 человек. За этот же период зарегистрировано более 10.000 угроз о захвате ВС и диверсиях. Высокий процент успешных попыток захватов и угонов самолетов в первые годы активизации преступных действий явился результатом попустительства ряда государств, не принявших практически никаких мер по  отношению к лицам, виновным в угоне ВС на их территорию.                                               

 

Существующие тенденции угрозы авиационной безопасности:            

1) Гражданская авиация может быть уязвима для нападения в любом месте и в любое время, если не принять соответствующие превентивные меры авиационной безопасности, потому что:                       

 а)  сам характер авиационной отрасли  позволяет преступнику осуществить  террористическую акцию не находясь в непосредственной близости от намеченного объекта;                       

 б)  действующие в настоящее время  группы террористов достаточно  организованы и располагают современными  техническими средствами для  нападения на воздушные суда.           

2) Нападения  на объекты инфраструктуры воздушного  транспорта остается на сегодняшний  день одной из самых распространенных   и опасных форм терроризма.           

3) Гражданская  авиация стала подвергаться нападениям  террористов, приводящим к смерти пассажиров, авиаперсонала и других людей. Возникла опасность использования захваченного ВС в качестве средства поражения важных объектов на земле.           

4) Угрозы  в адрес гражданской авиации  носят динамичный характер и  требуют применения соответствующего набора превентивных мер.           

5) Слабая  организация работ по обеспечению  авиационной безопасности, недостаточная  оснащенность техническими средствами (досмотра, охраны) и недостаточная  квалификация персонала служб  авиационной безопасности аэропортов и авиакомпаний.            

6) Современные  ВВ имеет большую разрушительную  силу.           

7) Современные  ВУ требуют много усилий для  обнаружения, особенно если они  спрятаны в электронных устройствах.  В связи с этим, необходимо  осуществлять досмотр всего того, что попадает в контролируемую зону аэропорта и на борт ВС.           

8) Увеличивается  использование ухищренных способов  проноса на борт оружия, боеприпасов,  опасных предметов и веществ,  ВУ и СВУ:           

9) Растет  количество случаев выявления и изъятия боевого оружия  и боеприпасов.           

10) Методы  террористов становятся с каждым  годом все более изощренными,  хорошо продуманными, отработанными,  что свидетельствует об их  целеустремленности и способности  угрожать безопасности гражданской авиации.  

Новые угрозы и вызовы в отношении гражданской авиации             

 После  трагических событий 11 сентября 2001 года проведен всесторонний  анализ состояния авиационной  безопасности ГА и осуществлена  оценка новых и возникающих угроз терроризма на воздушном транспорте. На основе проведённых оценок было установлено наличие новых угроз:           

1) использование  воздушных судов в качестве  оружия (значительное количествао  жертв и разрушений, как это  имело место результате четырех угонов воздушных судов, совершенных 11 сентября 2001 года в Соединенных Штатах Америки);           

2) нападение,  совершаемые террористами в воздухе  (что имело место в ходе известных  событий 11 сентября 2001 года в США  и 24 августа 2004 года в Российской Федерации;           

3) нападение,  совершаемые террористами на  земле (может нанести значительный  ущерб объектам инфраструктуры  аэропорта;           

4) закладки  ВУ на объекты инфраструктуры  аэропорта, транспортные средства;            

5) применение ПЗРК и стрелкового оружия;           

6) нападение  с применением электронных средств,  таких, как радиопередатчики или  другие средства, создание активных  преднамеренных радиопомех или  изменения состояния наземных  или бортовых авиационных систем  управления или наведения, в результате чего ставится под угрозу безопасность людей и воздушного судна;           

7) применение  химического, биологического и  бактериологического оружия с целью срыва воздушных перевозок;           

8) использование  радиоактивных материалов с целью угрозы жизни пассажиров и авиаперсонала, заражения имущества.  

Информация о работе Терроризм на Воздушном транспорте