Терроризм на Воздушном транспорте

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 17:01, реферат

Краткое описание

Террористическая активность за последние 20 лет резко возросла во многих регионах мира и грозит стать глобальной угрозой. Террористические группировки экстремистского толка берут на вооружение методы, свойственные прежде лишь мафиозным структурам. Все чаще террористические акции используются как способ давления на правительство, общество, политических противников.

Файлы: 1 файл

история тероризма воздушный тероризм.doc

— 115.50 Кб (Скачать)

Воздушный терроризм в СССР и Российской Федерации              

 В  СССР первая попытка захвата  ВС произошла 25 октября 1958 года (попытка захвата двумя преступниками  самолета Ан-2 в аэропорту Новые  Кресты, Якутия). Жертв нет.           

 За 22 года (с 1958 по 1979 год) произошло  22-е попытки захвата ВС и  шесть случаев захвата и угона ВС за границу. Убито 10 человек и ранено 7 человек.           

 За  этот же период в мире зафиксировано  свыше 800 случаев попыток захвата  и угона ВС, погибло около 1200 и ранено более 900 человек. В  США за данный период зафиксировано свыше 200 попыток захвата и угона ВС.           

 Другие  виды актов незаконного вмешательства  в деятельность гражданской авиации  (угрозы в адрес воздушного  транспорта, несанкционированное проникновение  в ВС, блокирование ВС, нападения  на земле с захватом заложников с целью шантажа и вымогательства и т.д.) отсутствовали или происходили крайне редко.           

 В  последующие 10 лет (с 1980 по 1989 год)  количество актов незаконного  вмешательства увеличивается почти  в 10 раз (283 АНВ). Из них: 15 попыток захвата ВС, 5 случаев угона ВС за границу и 263 случая угроз в адрес гражданской авиации.           

 В  мире за этот период зафиксировано  свыше 250 попыток захватов и  угонов ВС.           

 Преступные  акты воздействия на гражданскую  авиацию приобретают постоянный характер. Начиная с 1984 года, количество угроз в адрес гражданской авиации увеличивается.            

 В  период с 1990 по 1994 год количество  актов незаконного вмешательства  в деятельность воздушного транспорта  по сравнению с прошедшими 32-мя  годами (с 1958 по 1989 год) удваивается. Помимо таких преступлений, как попытки захвата и угона ВС, угрозы в адрес ГА, появляются новые виды преступлений: попытки диверсий, нападения на земле с захватом заложников с целью шантажа и вымогательства, несанкционированное проникновение в ВС, блокирование ВС и объектов воздушного транспорта, а также другие инциденты. Характер преступлений становится более организованным и жестоким.              

 В 1990 году было отмечено небывалое за всю историю Аэрофлота количество попыток захвата и угона ВС. Было осуществлено 33 такие акции (24 попытки захвата ВС и 9 случаев угона ВС за границу).           

 Только  в июне месяце:           

9 июня  угнан самолет из Минска в  Стокгольм;           

18 июня  угнан самолет из Измаила в  Турцию;           

19 июня  угнан самолет из Риги в  Хельсинки;           

24 июня  угнан самолет из Таллинна  в Хельсинки;           

28 июня  попытка угона самолета из  Краснодара в Турцию;           

30 июня  угнан самолет из Львова в  Стокгольм.             

 «Плотность»  угона самолетов в 1990 году беспрецедентна  не только в истории отечественной  гражданской авиации, но и в  мировой практике.           

 В период с 2000 по 2004 год произошло 2 случая захвата ВС и два случая взрыва ВС в воздухе терроистками-смертницами.           

11.11.2000 г.  при выполнении рейса на ВС Ту-154М ОАО «Внуковские авиалинии» по маршруту Махачкала-Москва воздушное судно было захвачено Амирхановым Ахмедом Амирхановичем. Террорист заставил экипаж лететь в Израиль 
(аэропорт  Эйлат).  После  посадки  преступник сдался израильским властям и передан правоохранительным органам России.           

15.03.2001 г.  при выполнении перелета по маршруту Стамбул- Москва ВС Ту-154М ОАО «Внуковские авиалинии» был захвачен тремя террористами. Преступники вынудили экипаж лететь в Саудовскую Аравию (аэропорт Медина) При проведении операции по освобождению заложников один убит, двое задержаны. Погибли бортпроводник Фомина Ю.В. и пассажир Камбал Г. (гражданин Турции).           

24.08.2004 г. вскоре после вылета из аэропорта «Домодедово» г. Москвы террористками-смертницами взорваны в воздухе самолеты рейсов Москва - Сочи и Москва - Волгоград.           

 В 2008 году предприняты две попытки захвата воздушных судов.           

15 октября  2008 года предпринята попытка захвата воздушного судна А-320 «Турецких авиалиний», следовавшего по маршруту Анталия - Санкт-Петербург. Пассажир во время полета запиской, направленной командиру ВС, потребовал лететь в город Штутгарт (Германия), в противном случае он взорвет самолет имеющимся у него взрывным устройством. На борту ВС находилось 163 пассажира и 7 членов экипажа. Нарушитель обезврежен членами экипажа и пассажирами. После посадки ВС в аэропорту назначения нарушитель передан сотрудникам правоохранительных органов. Пострадавших нет.           

24 октября  2008 года предпринята попытка захвата  воздушного судна Боииг-737-500 авиакомпании  «Скай-Экспресс», рейса ЭХ-234, следовавшего по маршруту Сочи - Москва (Внуково).  Пассажир во время полета запиской, направленной командиру ВС, выдвинул требование изменить маршрут полета и совершить посадку в Австрии. Если его требование не будет выполнено, то он взорвет самолет. На борту ВС было 130 пассажира и 6 членов экипажа. Нарушитель силами членов экипажа и пассажиров был обезврежен и, после посадки ВС в аэропорту назначения, передан сотрудникам правоохранительных органов.  

Борьба с терроризмом на воздушном транспорте            

            

 Начиная  с 1967- 1968 годов, когда по Северной  и Южной Америке, а затем  и по всему миру, прокатилась волна захватов и угонов ВС, диверсий и шантажа, возникла острая проблема - необходимость борьбы с воздушным терроризмом.           

 В  эти годы многие авиационные  компании США и других стран,  обеспокоенные разгулом воздушного  терроризма, стали спешно разрабатывать конкретные мероприятия и программы по борьбе с актами незаконного вмешательства (АНВ) в деятельность ГА.           

 К числу таких мероприятий относится:           

 принятие  международных конвенций по борьбе  с воздушным терроризмом;           

 заключение  двусторонних государственных соглашений  о выдаче  и наказании преступников;            

 введение  национальных законов, предусматривающих  строгие меры наказания за  действия, направленные против безопасности  в гражданской авиации;           

 введение  обязательного 100 % досмотра пассажиров  и их ручной клади на всех  международных и внутренних линиях;            

 создание  в авиакомпаниях и аэропортах  специальных служб безопасности, оснащенных современной техникой  для работы в пассажирском и грузовом потоках и предназначенных для охраны аэропортов и других мероприятий.           

 Мировое  сообщество своевременно осознало  надвигающуюся на воздушный транспорт  опасность и адекватно отреагировало  на тенденцию роста случаев  воздушного терроризма.           

 В  результате было создано международное  правовое обеспечение борьбы  с терроризмом на воздушном  транспорте и приняты международные  конвенции по борьбе с преступлениями  на воздушном транспорте:           

1) Токийская  конвенция 1963 г. о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту ВС;           

2) Гаагская  конвенция 1970 г. о борьбе с  незаконным захватом ВС;           

3) Монреальская  конвенция 1971 г. о борьбе с  незаконными актами, направленными  против безопасности гражданской авиации и дополняющий эту конвенцию протокол 1988 г. о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию.           

 В  2001 году ИКАО приняло Декларацию  о ненадлежащем использовании  гражданской авиации в качестве оружия уничтожения.           

 Активное  осуществление превентивной программы  безопасности, на которую только  авиакомпании США ежегодно тратят  более 150 млн. долларов, дало весьма  ощутимые результаты. Если за  период с 1968 по 1972 годы (5 лет) в США было зарегистрировано свыше 130 случаев попыток захвата и угонов ВС, то в последующие 6 лет (с 1973 по 1978 годы) - 37 таких случаев, что составляет примерно 20 % от  предыдущего периода. Таким образом, был сбит накал воздушного терроризма в США.           

 К  середине 80-х годов многие международные  аэропорты и оснащаются новейшими  техническими средствами контроля  и досмотра. Государства выделяют  значительные средства на обеспечение  отечественной авиационной безопасности.            

 В  последнее десятилетие во всем мире, в том числе и в России, резко возросло количество террористических актов с применением взрывчатых веществ. Гражданская авиация столкнулась с новой проблемой, от решения которой во многом зависит ее судьба.           

 Слабая  защищенность воздушных судов от террористических актов с применением ВВ стала очевидна после того, как в декабре 1988 года был взорван над Локкерби самолет Боинг-747 авиакомпании «PAN AM». Самодельное взрывное устройство, содержащее пластичное ВВ, было размещено в кассетном магнитофоне и в багаже доставлено на борт. В результате взрыва погибли все пассажиры и экипаж самолета. Именно это событие послужило толчком для принятия мировым сообществом экстренных мер по разработке и внедрению в гражданскую авиацию более эффективных методов и средств обнаружения взрывных устройств и взрывчатых веществ.           

 В  1989 году Совет Безопасности ООН  и Генеральная ассамблея ООН  призвали все государства сотрудничать  в выработке и осуществлении  мер по предотвращению актов  международного терроризма, направленный против гражданской авиации.           

 Мировой  опыт показывает, что основные меры безопасности должны выполнятся на земле, до посадки пассажиров в воздушное судно.           

 

Обеспечение авиационной безопасности аэропорта            

 Главным  звеном в системе обеспечения  защиты ГА является аэропорт.  Обеспечение его безопасности должно быть в центре внимания всех заинтересованных органов.           

 При  планировании и организации системы  авиационной безопасности аэропорта следует учитывать отсутствие универсальной методологии в этой области, отвечающей всем требованиям. Все зависит от наличия и вида внутренних и внешних угроз, частоты международных и внутренних  рейсов, количества рейсов с высоким риском опасности и т.п.            

 Различные  уровни угрозы для авиационной  безопасности аэропорта (авиапредприятия,  эксплуатанта) зависят от его  доступности для осуществления  актов незаконногонннвмешательства. 
            Аспекты авиационной безопасности должны быть учтены и тесно увязаны между собой уже на первом этапе проектирования объектов аэропорта. Используемые ранее методы подхода к планированию авиационной безопасности и традиционного их решения не являются  аксиомой и могут не совпадать с реалиями современной жизни.           

 Авиационная  безопасность аэропорта обеспечивается  выполнением следующих мероприятий  и процедур:            

1) созданием  контролируемых зон аэропорта  и обеспечение их  безопасности;            

2) организацией  пропускного и внутриобъектового режима;            

3) обеспечением  безопасности пассажирских терминалов  и аэровокзала;           

4) обеспечением  безопасности воздушных судов  и объектов инфраструктуры аэропорта;            

5) организацией  досмотра пассажиров и вещей,  находящихся при них багажа, грузов, почты, воздушных судов и бортовых запасов.   

Информация о работе Терроризм на Воздушном транспорте