Теория власти и властных отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 22:45, контрольная работа

Краткое описание

Политическая власть возникает, формируется в ходе реализации потребностей управления, регулирования общественных отношений. Она действует как принудительная форма снятия порождаемых различием интересов противоречий и конфликтов, структурирования и укрепления человеческих сообществ. В сфере политики происходит постоянная борьба различных интересов, поэтому существует необходимость преодоления сопротивления других людей и сил, и политическая власть реализуется в принудительной форме.

Оглавление

1. Природа политической власти, ее виды

2. Субъекты, объекты и ресурсы власти. Механизм ее осуществления.

3. Политическое господство, эффективность и легитимность власти. Типы легитимности.



Список литературы

Файлы: 1 файл

Раб Матер Полит.docx

— 42.19 Кб (Скачать)

Психологические интерпретации власти пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода - психоанализ. Различные психоаналитики расходятся в объяснении причин психологического подчинения. Одни (С. Московиси, Б. Эдельман) видят их в своего рода гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы, другие же (Ж. Лакан) - в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке. В целом психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование - подчинение.

Системный подход исходит из производности власти не от индивидуальных отношений, а от социальной системы, рассматривает власть как "способность обеспечивать исполнение ее элементами принятых обязательств", направленных на реализацию ее коллективных целей. Некоторые представители системного подхода (К. Дойч, Н. Луман) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Системностью власти обуславливается ее относительность, т.е. распространенность на определенные системы.

Структурно-функционалистские интерпретации власти рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Власть - свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Другими словами, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания.

Реляционистские определения рассматривают власть как отношение между двумя партнерами, агентами, один из которых оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Политическая власть, как и любая другая власть, означает способность и право одних осуществлять свою волю в отношении других, повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Ее отличительными признаками являются:

*верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

*всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая

власть действует на основе права от имени всего общества;

*легальность в использовании  силы и других средств

властвования в пределах страны;

*моноцентричность, т.е. существование общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

*широчайший спектр используемых  средств для завоевания, удержания и реализации власти.

Политическая власть как, одно из важнейших проявлений власти характеризуется реальной способностью данного класса, группы, индивида проводить  свою волю, выраженную в политике. Понятие  политической власти шире понятия власти государственной. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях социально-политической системы: в рамках партий, профсоюзов, международных организаций и  т.д.

Политическая власть возникает  в обществе, где люди разделены  разными интересами, неодинаковым положением. В примитивном обществе власть ограничена родственными племенными связями. Политическая власть определена пространственными, территориальными границами. Ею обеспечивается порядок на основе принадлежности человека, группы к данной территории, социальной категории, приверженности идее. При  неполитической власти нет жестких  различий между управляющими и управляемыми. Политическая власть осуществляется всегда меньшинством, элитой. Такой вид  власти возникает на основе соединения процесса концентрации воли множества и функционирования структур (учреждений, организаций, институтов), взаимосвязи двух компонентов: людей, которые сосредоточивают в себе власть, и организаций, через которые власть концентрируется и реализуется.

Нередко власть и принуждение  противопоставляют свободе. Свобода  есть состояние независимости от внешних условий. Однако такое состояние  не является внешне бездеятельным, когда человек и не подчиняется никому сам и не подчиняет никого, не поддается на чужое влияние и сам его не оказывает. Трудно представить себе общество из людей подобного типа. Такое общество, строго говоря, упраздняется, т.к живя в обществе, человек не может быть свободным от общества.

Виды власти

Любая организация, даже самая  простая, не включающая в свой состав большое количество людей, буквально  пронизана властными отношениями.

Власть - это очень важная часть человеческих отношений. Власть традиционно определяют как способность  и возможность конкретного человека с опорой на различные средства (силу, авторитет, закон, экономические механизмы, традицию) влиять на других людей и принимаемые ими решения.

Влияние - это любое поведение  одного человека, которое вносит изменения  в поведение, отношения, ощущения другого  человека.

Власть необходима для  эффективности организации, потому что руководители зависят от людей, над которыми у них нет прямой власти или есть, но очень слабая.

Власть может существовать, но не использоваться. Если сотрудник  работает по правилам, у руководителя нет необходимости применять  к нему власть. Это функция зависимости, а точнее - взаимозависимости. Чем  больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и  у другого. Обладание властью - это  возможность влиять на удовлетворение потребностей.

Власть - это социальный, по сути, термин. Ее имеет один индивид  в отношении другого, один коллектив  в отношении другого и т.д. Концепция  власти строится на взаимодействии людей  и коллективов в организации. Власть используют и руководители, и подчиненные, для того чтобы  достичь своих целей или укрепить свое положение.

Слово "власть" часто  используют как синоним слова "авторитет". Авторитет - это власть, возникающая  на формальной основе, данная кому-то и  принимаемая подчиненными как-то, с  чем они согласны и что считают  правильным. В первом случае власть дается "сверху", а во втором она  должна быть получена "снизу". Авторитет  как понятие не исчерпывает всех вариантов проявления власти. Власть должности проистекает не из самой  должности, а делегируется ее обладателю теми, кому он подчинен. Объем власти зависит от уровня доверия, которое  обладатель должности может получить у того, кто расположен выше него в иерархии. При этом делегированная власть может быть в любое время  взята обратно, "наверх". Это  позволяет сделать вывод, что  не существует прямой зависимости между  уровнем должности и объемом  власти. Их соотношения зависят от ситуации и индивидуальностей.

Личная власть - это уважительное, хорошее и преданное отношение  к ее обладателю со стороны подчиненных. Она основывается на близости целей. Личная власть может быть отнята подчиненными у руководителя в результате его  неправильных действий. Лучшая ситуация, когда руководитель обладает и должностной, и личной властью. Однако в большинстве  случаев достичь этого очень  сложно.

Власть бывает формальной и реальной.

Формальная власть - это  власть должности. Она обусловлена  официальным местом лица, ее занимающего, в структуре управления организацией и измеряется либо числом подчиненных, которые прямо или косвенно обязаны  подчиняться распоряжениям, либо объемом  материальных ресурсов, которыми данное лицо может без согласования с  другими распоряжаться.

Реальная власть - это  власть, как по должности, так и по авторитету. Она обусловлена местом человека не только в официальной, но и в неофициальной системе отношений и измеряется либо числом людей, которые добровольно готовы подчиняться данному лицу, либо степенью зависимости его от окружающих.

Границы формальной и реальной власти совпадают не всегда. Часто  их обладатели являются разными лицами, даже противостоящими друг другу, что  ослабляет взаимное стремление к  монополизации власти. Это положительный  момент, ибо, чем большая власть сосредоточена  в руках одного человека, тем выше цена ошибок и злоупотреблений.

Специалисты разработали  несколько подходов к классификации  источников власти. Согласно одному из них выделяют пять базовых источников: принуждение, экспертная власть, закон  или право принятия решений, пример или харизма, вознаграждение. Позже был добавлен шестой источник - информация, а потом и седьмой - связь. В нашей классификации - десять источников власти. При этом все источники разделены на две большие группы. К первой группе отнесены имеющие личностную основу, ко второй - организационную, которую называют также структурно-ситуационной.

2. Субъекты, объекты и ресурсы власти. Механизм ее осуществления.

Механизм власти имеет  сложную, иерархическую структуру, в которой формальным первичным  «субъектом» и источником власти выступает народ, передающий властные функции своему официальному представителю, т.е опосредующему их агенту - государству. Государство, в свою очередь, распределяет полномочия среди «носителей» по «горизонтали» (законодательная, исполнительная и судебная отрасли власти) и по «вертикали» (центральные, региональные и местные органы власти) с тем, чтобы управлять населением страны («объект» властвования) от имени всего общества («субъект» властвования). Именно такой формально-юридический механизм заложен и в систему политической власти Российской федерации, определенный статьей 3 ее новой Конституции. Статья эта звучит так: «1) Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. 2) Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления». Конституция Российской Федерации. М., 1993. (С 3). Однако, в действительности реальным носителем власти, как правило, являются элита и бюрократия, т.е. чиновники и функционеры могущественной системы исполнительной власти, на разных ее уровнях и в разных стратах, а также различные группировки правящей элиты, между которыми распределяются «сферы» властных функций и полномочий и «зоны» контроля над ресурсами общества.

Субъекты, объекты и ресурсы  власти. Механизм ее осуществления. Основными элементами власти являются ее субъект, объект, а также средства (ресурсы). Субъект власти воплощает в себе ее активное, направляющее начало. Им может быть личность, орган, организация, социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рядом таких качеств, как желание властвовать и воля к власти. Помимо этого субъект власти должен быть компетентным, должен знать состояние и настроение подчиненных, обладать авторитетом.

Информация о работе Теория власти и властных отношений