Структура авиационной безапасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Авиационная безапасность

Оглавление

Раздел 1 – авиационная транспортная система и факторы, определяющие ее безопасность.
структура авиационной безопасности
биотехнические системы
общие понятия безопасности и надежности
понятие и виды отказов
функциональная структура биотехнической системы
Раздел 2 – авиационная техника и безопасность полетов.
основные показатели безопасности полетов
количественные показатели надежности авиационной техники
методы обеспечения надежности авиационной техники
факторы влияющие на надежности авиационной техники
роль инженерно-авиационной техники в обеспечении БП
контроль экипажа за техническим состоянием ВС
раздел 3 причинно-следственные связи при возникновении отрицательных явлений на авиационном транспорте.
классификация авиационных происшествий
формирование особой ситуации
примеры авиа происшествий

4. список литературы

Файлы: 1 файл

Хозяин - Структура авиационной безопасности (4347291).doc

— 163.50 Кб (Скачать)

   Факторы  влияющие на функциональную надёжность  системы, принято разделять на  системные и несистемные.

Системные – это факторы, которые определяются внутренними свойствами системы. Эти факторы непосредственно связаны с функционированием системы. По отношению к биотехнической системе «Э-ВС» они определяются ее внутренними свойствами. К внутренним свойствам относится: уровень профессиональной подготовки экипажа, уровень дисциплины, уровень психофизического состояния экипажа, эксплуатационное состояние ВС.

Внесистемные – это факторы, независящие от внутренних свойств системы (состояние атмосферы, погоды).

Неудовлетворительное  психофизическое состояние экипажа, неудовлетворительный психофизический отбор кандидатов для летного образования, неудовлетворительный медицинский контроль, нарушение режима труда и отдыха экипажа, употребление алкоголя, наркотиков, курение, опасное воздействие на психику и т.д.       

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

Раздел 2

(Авиационная  техника и безопасность  полетов) 

Основные  показатели безопасности полетов.

   Статические  данные по авиа происшествиям  позволяют произвести расчет  уровня безопасности полетов.  В качестве критериев оценки  используются статические и вероятные показатели.

К статическим  показателям относится средний  налет на одно авиа происшествие из-за отказов авиа транспорта

 

Средний налет  на одну предпосылку авиа происшествия из-за отказов авиа транспорта.

Средний налет  на один отказ АТ

 

В качестве вероятных  показателей используют следующие: вероятность отсутствия авиа происшествия в одном полете из-за отказов, вероятность  отсутствия одной предпосылки авиа происшествия из-за отказов, вероятность отсутствия авиа происшествия на данном ВС в течении одного полета в результате отказов.

Статические оценки вероятностей определяются из следующих  выражений:

;    ; 

; 

; 

Количественные  показатели надежности авиа техники.

   Время  появления отказов и повреждений  следует рассматривать как случайную  величину, которая в зависимости  от условий эксплуатации может  принимать различные значения. Поэтому при определении надежности используется теория вероятности и математическая статистика, позволяющие определить некоторые количественные характеристики надежности некоторых конкретных объектов АТ. Они будут разными для восстановимых и невосстановимых объектов.

Невосстановимые – это объекты, работоспособность которых в случае отказа не восстанавливается. При определении характеристик надежности такого объекта учитывается работоспособное и неработоспособное состояние. К невосстанавливаемым объектам можно отнести камеры покрышки, клапаны, предохранители и др. 

Восстанавливаемые – это объекты, работоспособность которых после отказа подлежит восстановлению. К ним относятся двигатели, системы ВС и большинство агрегатов ВС.

   Основным  показателем характеризующим безопасность невосстанавливаемых изделий являются: вероятность безотказной работы Р(t); интенсивность отказов ; время средней наработки до отказа Тср

   Для определения  закона распределения наработки  до отказа объекта, используется плотность вероятности распределения наработки.

 

Вероятность безотказной  работы

Интенсивность отказов

Средняя наработка  до отказа

Для  восстанавливаемых объектов основным показателем являются: вероятность безотказной работы Р(t); параметр потока отказов ; и время наработки на отказ То.

   При статической  оценке показателей безотказности  используются следующие:

Параметр потока отказов

наработка на отказ

вероятность безотказной  работы за время t

на предприятии  гражданской авиации используется так же наработка на 1000 часов налета.

   Получение  по приведенным формулам с  использованием статических данных  об отказах значения показателей  безотказности применяются на  практике для решения таких задач, как назначение ресурсов и периодичность проведения регламентных работ, прогнозирование отказов, определение норм запасных частей. Рассмотренные показатели надежности определяются методом статической отработки данных об отказах и неисправностях. Сбор, обработка и анализ этих данных осуществляется в масштабе всей гражданской авиации с использованием современных технических средств, в частности АСУ «безотказность», что способствует качественной разработке и оперативному проведению мероприятий с целью повышения безопасности и регулярности полетов.

Методы  обеспечения надежности авиационной техники.

   Развитие  и совершенствование самолетно-вертолетного  парка (СВП), наземных автоматизированных  устройств и бортовых систем, обусловленное повышением регулярности  и уменьшением метеоминимумов  для полетов ВС, усложняет условия их эксплуатации, что может привести к снижению надежности, а значит и безопасности полетов.

 Ускорение  темпов развития технической  оснащенности авиационной транспортной  системы требует разработки и  внедрения особых мероприятий  по обеспечению безопасности  полетов. Надежность авиационной техники – важный фактор безопасности. К основным методам обеспечения надежности относятся: установление ресурса; установление срока службы; использование высоконадежных узлов и агрегатов; резервирование.

Ресурс – это наработка изделия в часах или циклах до наступления предельного состояния. Различают гарантийный, назначенный и межремонтный ресурсы.

   Гарантийным ресурсом определяется максимально допустимая наработка изделия, в течении которой изготовитель гарантирует работоспособность изделия при соблюдении установленных правил эксплуатации.

   Назначенный ресурс – суммарная наработка объекта, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его состояния.

   Межремонтный ресурс – наработка объекта между двумя последовательными ремонтами. Так назначенный ресурс Л-410 УВП составляет 20 000 часов, а ремонтный, до первого ремонта – 4000 часов

   Установление  сроков службы изделия предусматривает  сохранения эксплуатационных свойств  и изделия  при наличии запаса ресурса.

   Резервирование – это метод повышения надежности изделий путем введения резервных частей, являющиеся избыточными по отношению к минимальной функциональной структуре.

   Оно подразделяется  на структурное, информационное, функциональное и нагрузочное.

   Структурное резервирование – это метод повышения надежности изделия, предусматривающий использование избыточных структурных элементов. К нему относится резервирование каналов управления ВС, источников электропитания агрегатов и систем ВС.

   Информационное резервирование – метод повышения надежности системы или изделия, предусматривающий использование способности изделий выполнять дополнительные функции. Примерами такого резервирования могут служить элементы основных пилотажных и дублирующих приборов.

Например параметры горизонтального полета можно контролировать по значениям углов тангажа, считываемых с авиагоризонта.

   Нагрузочное резервирование – метод повышения надежности изделия, предусматривающий использование избыточности по его способности к восприятию нагрузок.

   Резервирование  систем приводит к подразделению  элементов на основные  и резервные.  Основной элемент изделия –  минимально необходимый для обеспечения  его работоспособности. Резервный  элемент предназначен для обеспечения  работоспособности изделия при отказе основного. Резервирование может быть однократным или многократным. Под кратностью резервирования понимают отношение числа резервных элементов к числу резервируемых.

   По способу  резервирования различают: общее  резервирование, при котором резерв  предусматривается на случай  отказа системы или агрегата  в целом; раздельное резервирование, на случай отказа отдельных  элементов системы; смешанное  резервирование, при котором сочетают различные виды резервирования в одном изделии.

   В зависимости  от времени работы резервных  элементов различают: постоянное  резервирование, при котором резервные  элементы работают наравне с  основными; резервирование замещением, при котором элементы резерва вступают в работу только при отказе основных; скользящее резервирование, при котором группа основных элементов изделия резервируется одним или несколькими резервными элементами, каждый из которых может заменить любой основной элемент в данной группе.  

Факторы, влияющие на надежность авиационной техники.

  

   Высокая  надежность авиационной техники  обеспечивается созданием соответствующей  структуры изделия на этапе  его проектирования, высокой культурой  производства и правильной эксплуатации  в авиаподразделениях ГА. В соответствии с этим факторы, влияющие на надежность авиационной техники, можно разделить на конструктивные, производственно-технологические и эксплуатационные. Конструктивные факторы связаны с условиями проектирования ВС, включают в себя: рациональность схемы изделия, конструктивное решение, выбор материала, возможность контроля надежности в процессе эксплуатации. Производственно-технологические факторы связаны с условиями производства на предприятиях, организация производства, технологией изготовления, квалификацией персонала, применяемым оборудованием, системой и организацией контроля изготовления, числом и качеством испытаний, упаковкой, хранением и транспортировкой изделия.

   Эксплуатационные  факторы связаны с условиями  эксплуатации авиационной техники в подразделениях ГА и включает: организацию эксплуатации и технического обслуживания; соблюдение установленных режимов работы; квалификацию летного и технического состава; климатические условия эксплуатации; своевременное и качественное выполнение регламентных работ; хранение авиационной техники; объективность и оперативность информации на предприятии изготовителе об отказах и неисправностях авиационной техники.

   Критерием  развития авиационной техники  является уровень обязательных  требований к ней, особенно в вопросах надежности и обеспечения безопасности полетов. Для ВС используемых для перевозки пассажиров и народнохозяйственных грузов, обязательны государственные требования для проектирования и их производства изложены в нормах летной годности гражданских самолетов, которые полностью отвечают стандартам и требованиям ИКАО. В них приведена таблица государственных и эксплуатационных испытаний, по которой определяют степень пригодности самолета, агрегатов и систем. На ее основе дается сравнительная оценка каждого пункта  и заключение о годности ВС. 

Роль  инженерно-авиационной  службы в обеспечении  БП. 

   В обеспечении  безопасности и регулярности  полетов важное место принадлежит  инженерно-авиационной службе гражданской  авиации. Она имеет централизованную структуру. Общее руководство осуществляет главное управление эксплуатации и ремонта авиационной техники (ГУЭРАТ МГА), которое возглавляет начальник управления, подчиненный заместителю министра гражданской авиации. ИАС в территориальных управлениях и производственных объединениях гражданской авиации возглавляется главными инженерами заместителями начальников управления. Главный инженер осуществляет руководство ИАС эксплуатационных предприятий, входящих в состав территориального управления, с помощью аппарата состоящего из заместителей главного инженера, инженеров по специальностям и технического отдела. На эксплуатационных авиа предприятиях за основу организационной структуры ИАС приняты авиационные технические базы (АТБ). АТБ – составная часть эксплуатационного авиапредприятия. Основными производственными структурными подразделениями АТБ являются: цех периодического технического обслуживания; цех текущего ремонта;  цех лабораторных проверок и ремонта спецоборудования; цех обслуживания бытового оборудования; цех подготовки производства. Кроме того сюда входят: отдел технического контроля, технолого-конструкторское бюро, лаборатория диагностирования, производственно-диспетчерский отдел, отдел главного механика, нормативно-исследовательская группа, группа обслуживания тормозных парашютов, группа расшифровки записи режимов полета. Роль ИАС заключается в обеспечении высокого уровня надежности авиационной техники посредством проведения различных форм технического обслуживания и мероприятий по профилактике отказов. Она решает комплекс задач по обеспечению надежности авиационной техники в процессе ее эксплуатации в производственных подразделениях, а именно: планирование использования ВС для воздушных перевозок и спецприменения в народном хозяйстве; планирование, организацию и выполнение работ по техническому обслуживанию и подготовке ВС к полету; Разработку и проведение мероприятий по предотвращению авиационных происшествий, связанных с отказом авиационной техники и совершенствование методов технического обслуживания ВС.

Информация о работе Структура авиационной безапасности