Структура авиационной безапасности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Авиационная безапасность

Оглавление

Раздел 1 – авиационная транспортная система и факторы, определяющие ее безопасность.
структура авиационной безопасности
биотехнические системы
общие понятия безопасности и надежности
понятие и виды отказов
функциональная структура биотехнической системы
Раздел 2 – авиационная техника и безопасность полетов.
основные показатели безопасности полетов
количественные показатели надежности авиационной техники
методы обеспечения надежности авиационной техники
факторы влияющие на надежности авиационной техники
роль инженерно-авиационной техники в обеспечении БП
контроль экипажа за техническим состоянием ВС
раздел 3 причинно-следственные связи при возникновении отрицательных явлений на авиационном транспорте.
классификация авиационных происшествий
формирование особой ситуации
примеры авиа происшествий

4. список литературы

Файлы: 1 файл

Хозяин - Структура авиационной безопасности (4347291).doc

— 163.50 Кб (Скачать)

Содержание

  1. Раздел 1 – авиационная транспортная система и факторы, определяющие ее безопасность.
    1. структура авиационной безопасности
    2. биотехнические системы
    3. общие понятия безопасности и надежности
    4. понятие и виды отказов
    5. функциональная структура биотехнической системы
  2. Раздел 2 – авиационная техника и безопасность полетов.
    1. основные показатели безопасности полетов
    2. количественные показатели надежности авиационной техники
    3. методы обеспечения надежности авиационной техники
    4. факторы влияющие на  надежности авиационной техники
    5. роль инженерно-авиационной техники в обеспечении БП
    6. контроль экипажа за техническим состоянием ВС
  3. раздел 3 причинно-следственные связи при возникновении отрицательных явлений на авиационном транспорте.
    1. классификация авиационных происшествий
    2. формирование особой ситуации
    3. примеры авиа происшествий

    4. список литературы

          
Раздел 1

(Авиационная  транспортная система,  факторы определяющие  ее безопасность).

Структура авиационной безопасности.

   Выполнение  полета на современном воздушном  судне связано с участием широкого круга авиаспециалистов. Авиационная транспортная структура выполняет различные функции подготовки, обеспечения и выполнения полета. Она состоит из следующих подсистем: воздушное судно, экипаж, службу управления воздушным движением и службу обеспечения полетов. Все они самостоятельны. В отличии от системы «Э-ВС» и «УВД», которые связаны между собой в течении всего времени полета, служба обеспечения полетов взаимодействует с ними всего лишь на отдельных этапах. В процессе обеспечения безопасности полета на летную эксплуатацию воздействуют два независимых источника. Это управление летной деятельностью и внесистемные факторы (природные факторы). Выделяются следующие виды управления летной деятельностью:

- Регламентирующее  (управление высшего уровня)

- Организационное  (управление производственной деятельностью)

- Управление  полетом осуществляемое экипажем.

   Внешняя  среда, являющаяся системным фактором, имеет переменные во времени  и пространстве параметры состояния  воздуха и включает очаги с активной грозовой деятельностью и включает неравномерно распределенные в пространстве объекты. Интенсивность воздействия внешней среды определяется географическими, климатическими и погодными условиями.

   Система  обеспечения полетов имеет свои структурные и функциональные особенности, различное техническое оснащение, специфику работы и состав специалистов. Ног вместе с тем, с позиции системного анализа можно назвать общие для всех служб факторы, определяющие эффективность их функционирования. Они включают в себя уровень технического оснащения службы, уровень организации работ и их обеспечение, функциональную эффективность технических средств, надежность технических средств, профессиональный уровень специалистов служб, уровень дисциплины специалистов, уровень контроля качества каждой службы и всей системы в целом.

   Функциональные  связи и особенности взаимодействия  различных служб системы обеспечения  полета с системой «Э-ВС» определяются  спецификой работы каждой из  наземных служб. 

Биотехнические  системы.

  В этой  человеко-машинной системе осуществляется  функциональная зависимость человека-оператора  и машины.

   Есть  несколько биотехнических систем: «Э-ВС» «УВД».

   Биотехническая система  «Э-ВС» наиболее важна в обеспечении полета, т.к. она функционирует в наиболее неблагоприятных условиях. Здесь очень важно разграничить функции человека-оператора и машины. Это происходит с учетом  специфических особенностей человека и машины. В области отбора информации человек сильно опережает машину, имея широкие и гибкие связи с окружающей средой. В полете экипаж получает информацию непосредственно из связи с окружающей обстановкой, используя показания средств контроля и связь с наземными службами. Благодаря этому экипаж способен проводить анализ и прогнозировать состояние В.С. и условия полета не только по конкретным сигналам, но и по косвенным признакам: запах в кабине, изменение звука работающего двигателя, изменение метеорологической обстановки и т.д. По мере накопления опыта повышается квалификация специалиста.

   Автоматические  устройства принимают лишь конкретные, адресованные им сигналы. Вход  их жестко ограничен заданными  условиями.

   В области  переработки информации человек  так же имеет ряд преимуществ.  Он может воспринимать разнородные  образы, формировать случайные представления отдельных явлений, ориентируется в непредвиденных ситуациях и прогнозирует их развитие, а так же человек в состоянии воспользоваться ранее полученным опытом, что машина сделать не в состоянии. Но автоматические системы намного превосходят человека по скорости получения и переработки информации, а также они не имеют чувства страха, утомления, иллюзии или чувства опасности. Наиболее выгодно использовать сочетание человека и машины. К примеру при вынужденной посадке из-за погодных условий машина будет ориентироваться при выборе места посадки лишь расстоянием до нее, тогда как пилот ориентируется на следующие факторы: состояние полосы, уровень сервиса для пассажиров и т.д. А точное расстояние до аэродрома он определит по данным, которые выдаст ему машина.

Общие понятия безопасности и надежности.

   Свойства  АТС могут быть представлены следующими параметрами (ВС, экипаж, служба обеспечения полетов и т.д.). Обозначим вектор этих параметров через . Вектор параметров воздействия на самолет внешней среды включает: барометрическое давление, плотность, температуру и влажность, направление и скорость ветра, горизонтальные и вертикальные порывы ветра и их градиенты, электрические воздействия, обледенение, град и т.д. Под эксплуатационными параметрами подразумевается экипаж, класс и категория аэродромов и т.д. Их мы обозначим Z. Вектор параметров полета

Есть еще неблагоприятные  факторы, которые обозначим как  X(t).

Выведем формулу уровня риска:

Понятия.

Надежность – это комплексное свойство объекта, которое в зависимости от условий эксплуатации объекта может включать: безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохранность, как объекта в целом, так и его частей.

Безотказность – свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течении некоторого времени или некоторой наработки.

Долговечность – свойство объекта сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе технического обслуживания и ремонта. Критерии предельного состояния устанавливаются нормативной документацией.

Ремонтопригодность – свойство объекта, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению неисправностей и отказов, повреждений и устранению их последствий путем проведения технического обслуживания и ремонта. Наиболее часто используемый термин в авиации «эксплуатационная технологичность»

Работоспособность – это важнейшая характеристика любого механизма. Под ним понимается состояние объекта, когда он способен выполнять заданные функции, сохраняя значения заданных параметров, в заданных пределах.

Исправность – состояние объекта при котором он соответствует всем требованиям, установленным нормативно технической документацией. В зависимости от типа эксплуатационного объекта и характеристик, определяющих его исправность или работоспособность в заданных условиях принимаются один или несколько параметров.

Особая  ситуация – ситуация возникающая в полете в результате воздействия неблагоприятных факторов или их сочетаний и приводящих к снижению безопасности полетов. К таким факторам относятся: отказы и неисправности отдельных элементов функциональных систем, воздействие неблагоприятных внешних условий, недостатки в наземном обеспечении полета, ошибки и нарушения правил эксплуатации функциональных систем и пилотирования, проявление неблагоприятных особенностей аэродинамики, устойчивости, управляемости и прочности.

Усложнение  условий полета – особая ситуация характеризующаяся незначительным увеличением психофизиологической нагрузки на экипаж или незначительным ухудшением аэродинамических характеристик, влияющих на устойчивость и управляемость. Не приводит к необходимости изменения плана полета и не препятствует его благополучному завершению.

Сложная ситуация – особая ситуация характеризующаяся заметным повышением психофизической нагрузки на экипаж или заметным ухудшением аэродинамических характеристик, а также выход одного или нескольких параметров полета за эксплуатационные ограничения, но без достижения предельных ограничений.

Аварийная ситуация – аварийная ситуация характеризующаяся значительным повышением психофизической нагрузки, на экипаж, ухудшением летных характеристик, устойчивости и управляемости и приводящая к превышению предельных ограничений и расчетных условий.

Катастрофическая  ситуация – особая ситуация, при возникновении которой предотвращение гибели людей и потери ВС практически невозможна. 
 
 
 
 
 
 

Понятие и виды отказов. 

      Отказ -  это событие, связанное с потерей работоспособности объекта.

При отказе система  прекращает свое функционирование или  при наличии резервирования она  выполняет свои функции с использованием резерва. В более общих случаях  и при анализе сложных систем отказа могут различаться на полные и частичные. По связи между ними они подразделяются на зависимые и независимые.

Зависимый – это отказ объекта или элемента объекта, обусловленный повреждениями или отказами других элементов.

Независимый – это отказ не зависящий от выхода других элементов и способный работать автономно от них.

   По характеру  проявления отказы делятся на  внезапные и постепенные.

Внезапные – характеризуются резким понижением работоспособности элемента ниже установленного предела.

Постепенный – характеризуется постепенным выходом за пределы показателей и характеристик агрегата.

По характеру  причин отказы могут подразделятся  на закономерные (детерминированные) и случайные.

Детерминированные – являются следствием дефектов объекта или системы, допущенных при проектировании или изготовлении техники, недоученности или неподготовленности оператора. Эти отказы характерны тем, что при установлении их истинной причины, они устраняются с достаточно высокой эффективностью. В практике летной эксплуатации к ним можно донести соответствующие доработки авиатехники, совершенствования профессионального мастерства членов экипажа.

Случайные – это отказы в работе системы вызванные случайными факторами. Предотвращение таких отказов затруднено необходимостью проведения комплекса мероприятий по их прогнозированию и предупреждению.

Функциональная  эффективность биотехнической системы.

   Функциональная  эффективность членов экипажа  определяется многими факторами, в том числе и личностными. К ним относятся: психоэмоциональная восприимчивочть, утомляемость и скорость реакции на внешние раздражители, уровень профессиональных знаний и навыков, дисциплинированность, чувство долга, ответственность. Чем выше эти качества, тем выше функциональная эффективность биотехнической системы в процессе работы.

   У личного состава эффективность обеспечивается и повышается комплексом научно обоснованных норм и методов подготовки к работе в экспериментальных условиях. На эффективность биотехнической системы отрицательно влияют некоторые факторы. Вот некоторые из них: снижение функциональной эффективности экипажа ниже допустимого уровня, снижение функциональной эффективности ВС ниже допустимого уровня, выход параметров положения ВС в пространстве за допустимые пределы, выход параметров движения ВС за допустимые пределы, выход внешних условий за допустимые ограничения, полет в особых условиях.

Информация о работе Структура авиационной безапасности