Понятие, функции и типы политических партий

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:56, контрольная работа

Краткое описание

Формирование новой политической системы Республики Беларусь именно в том виде, в котором она существует сегодня, является следствием целого комплекса взаимосвязанных причин, имеющих корни еще в советском прошлом. Практика показывает, что политическая система демократического общества не может функционировать без такого элемента, как политические партии.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….….2
Глава 1. Понятие, функции и типы политических партий…………….…3
1.1. Понятие политических партий………………………………………...3
1.2. Функции политических партий……………………………….……….4
1.3. Типы политических партий……………………………………………5
Глава 2. Понятие и типы современных партийных систем………………7
2.1. Понятие партийных систем……………………………………………7
2.2. Типы партийных систем……………………………………………….7
Глава 3. Формирование партийной системы в Республике Беларусь…...12
Заключение……………………………………………………………….....18
Список использованных источников и литературы………………………20

Файлы: 1 файл

Контрольная.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

    - избиратель, голосуя за такую  партию, часто не знает, за что  именно он голосует в конечном  итоге, так как небольшие партии  вступают в коалиции в представительном  органе, он голосует как бы  за «полуфабрикат» программы;

    - многопартийность нередко ведет к отсутствию стабильного парламентского большинства, на которое могло бы опереться правительство. Часто формируются коалиционные правительства, где возникают конфликты (например, в Италии, где существует такая система, порой менялось до 4-5 правительств в год).

    - неумеренная многопартийность не  способствует интеграции общества, поскольку партии порой представляют  несовместимые даже по основным  ценностям программы.

    1 а) Умеренная многопартийность (выделять  ее предложил французский политолог  Р-Ж Шварценберг) характеризуется тем, что в государстве существует большое количество партий, но они склонны заключать между собой долговременные союзы, которые выступают в качестве субъектов партийной борьбы. Классическим примером здесь может служить Франция, где традиционно существует блок левых и блок правых.

    2) Двухпартийная система.

    О ее существовании можно говорить, когда в стране существует две  крупных партии, каждая из которых  имеет шанс завоевать большинство  на выборах. Классический пример –  США (кстати, американцы утверждают, что это самая стабильная система)

    Двухпартийность не означает, что существуют только две партии. Не исключается возможность  существования еще нескольких мелких партий.

    Французский политолог Ж. Шарло выделяет совершенную  и несовершенную двухпартийность.

    Совершенной двухпартийностью он считает такую  партийную систему, при которой  две политические партии в сумме собирают более 90% голосов на выборах (такая система существует в Великобритании).

    Несовершенная двухпартийность – это так  называемая «система двух с половиной партий", когда две ведущие партии собирают на выборах менее 90% голосов, поэтому победа зависит от третьей более мелкой партии (от того, к кому она примкнет). (Например, ХДС – ХСС в Германии и СДПГ как третья партия).

    Итак, рассмотрим основные преимущества данной системы:

    - двухпартийность упрощает процесс  агрегирования интересов граждан.  Чтобы завоевать большинство, каждая партия уже не может ориентироваться на узкие социальные слои, в программы включаются весьма обобщенные требования, поэтому различия в них сглаживаются;

    - избиратель тут голосует не  за «полуфабрикат», а за готовый  и вполне конкретный продукт; 

    -двухпартийность  гарантирует большую стабильность, чем многопартийная система;

    - двухпартийная система, как правило,  ориентирует общество на одни и те же ценности (поскольку каждая партия стремится консолидировать под своим знаменем все общество), тем самым происходит интеграция социума, сближаются позиции различных социальных групп.  

    Недостатки  данной системы:

    - при двухпартийной системе в своей агитации партии нередко делают акцент на критике оппонента, а не на содержательной части программы;

    - большое внимание уделяется театрализованной, внешней стороне политики;

    - отсутствие серьезных различий  в программе партий, претендующих на охват всего общества, снижает возможность выбора для граждан;

    - некоторые интересы граждан периодически  вообще не защищаются.

    3) Многопартийная система с доминирующей  партией. 

    Согласно  Морису Дюверже, такая система характеризуется  двумя основными чертами:

    - одна партия явно опережает  своих конкурентов в течение  длительного времени;

    - партия стремится отождествить  себя со всем обществом.

    К примеру, в Индии на выборах долгое время побеждал Индийский национальный конгресс, в Японии – ЛДПЯ (только в 1993 году ее смогла одолеть коалиция из 8 партий). Подобные примеры были в Скандинавский странах, в Италии, Исландии и др.

    В такой системе есть свое преимущество – она обеспечивает стабильность, предсказуемость и преемственность. Но есть и не менее очевидные минусы: отсутствие оппозиции и серьезной критики, закрытость, игнорирование проблем определенных слоев населения (интересы которых отражают мелкие партии)

    II. Неконкурентные партийные системы. 

    К таковым относятся партийные  системы, где конкуренция между  партиями невозможна по каким-либо причинам.

    Тут тоже могут быть многопартийные системы (как было в некоторых странах  социалистического блока, например, в ГДР, Венгрии и др.). Но за одной  из партий в Конституциях таких стран закреплялась руководящая роль, что сводило конкуренцию на нет.

    Объективно  неконкурентной является однопартийная  система. Здесь партия берет на себя государственные функции и фактически контролирует весь государственный аппарат.

 

Глава 3. Формирование партийной  системы в Республике Беларусь.

    Фактически  начало формирования политических партий Беларуси связано с появлением и  становлением в 1986–1987 гг. различного рода дискуссионных клубов и неформальных организаций («Талака», «Спадчына», «Тутэйшыя», «Мартыралог Беларусі» и др.).

    В октябре 1988 г. на базе неформальных объединений  был создан оргкомитет Белорусского народного фронта (БНФ) за перестройку «Адраджэньне», учредительный съезд которого состоялся в июне 1989 г. в Вильнюсе. После II съезда (март 1991, Минск) БНФ преобразовался в партию с вертикальной организационной структурой, индивидуальным членством, уплатой взносов, образованием своих ячеек в трудовых коллективах.

    В условиях общественного подъема  начала 1990-х гг., сложных социально-экономических процессов, противостояния власти и оппозиционных сил создавались политические партии различных идеологических направлений, формировалась многопартийность. В 1991 г. в республике фактически  существовало несколько партий, в том числе Коммунистическая партия Белоруссии и стоявшие в оппозиции к ней.

    В августе 1991 г. после провала путча  ГКЧП Верховный Совет Республики Беларусь приостановил деятельность Компартии Белоруссии. В декабре 1991 г. была создана Партия коммунистов Белорусская (ПКБ), зарегистрированная в мае 1992 г. В феврале 1993 г. парламент отменил свое решение о приостановке деятельности КПБ, после чего в республике существовали две коммунистические партии.

    Важную  роль в становлении партийной  системы в стране сыграли президентские выборы в июле 1994 г., а также Закон «О политических партиях», принятый Верховным Советом РБ в октябре 1994 г. В Законе впервые в истории белорусского законодательства был закреплен порядок образования и деятельности политических партий. На основании Закона минимальное количество членов, необходимое для регистрации политической партии, было увеличено со 100 до 500 человек. После вступления Закона «О политических партиях» (1994 г.) в силу была проведена их перерегистрация, которую прошли все 24 существовавшие в то время политические партии.

    После референдума 1996 г. и роспуска Верховного Совета 13-го созыва численность политических партий в республике сократилась, шел  интенсивный процесс их реорганизации. Вместе с тем некоторые партии числились лишь на бумаге, не имели среди населения серьезной социальной поддержки, организационных звеньев на местах, не вели никакой работы. Согласно постановлению Верховного Суда Республики Беларусь стали считаться недействующими Гуманитарная партия, Белорусский научно-производственный конгресс, Белорусская партия «Очищение», Белорусская партия любителей пива и др.

    На  процесс формирования многопартийности в Беларуси значительное влияние оказал Декрет Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов и общественных объединений», в соответствии с которым была проведена их перерегистрация. Декрет увеличил минимальное количество членов партии, необходимое для регистрации, с 500 до 1000 от большинства областей республики и города Минска. В результате из 28 существовавших на момент издания Декрета политических партий прошли перерегистрацию 17. В 2007 г. Верховный Суд страны принял решение о ликвидации Белорусской экологической партии зеленых «БЭЗ» и Белорусской партии женщин «Надзея».

    Таким образом, на момент 2008 г. партийная система Беларуси включает в себя 15 официально зарегистрированных политических партий.

    В зависимости от политической ориентации, идеологических доктрин, отношения к государственности республики, к проблемам национально-культурного возрождения белорусские партии можно условно разделить на несколько групп.

    К первой группе относятся «левые»  партии: Компартия Беларуси (КПБ), Аграрная партия, Белорусская патриотическая партия, Республиканская партия труда и справедливости, Партия коммунистов Белорусская (ПКБ). Данные партии отстаивают социалистический путь развития страны, создание планомерных и регулируемых государством товарно-денежных отношений. В социальной сфере они выступают за реализацию права на труд, обеспечение бесплатного среднего и высшего образования, бесплатной медицинской помощи, благоустроенного жилья, доступного отдыха, социальной справедливости, благополучие и безопасность граждан страны.

    Что касается Партии коммунистов Белорусской, то в отличие от Компартии Беларуси, поддержавшей проводимый в стране курс и государственную идеологию, ПКБ в настоящее время утратила свое влияние в обществе, вошла в коалицию с «правыми» партиями (Объединенной гражданской и БНФ) и выступила  против существующей власти, ее внутренней и внешней политики.

    Ко  второй группе (социал-демократические  и социалистические партии) можно  отнести Белорусскую социал-демократическую  партию (Грамада), Социал-демократическую  партию народного согласия. Они выступают за социально ориентированную рыночную экономику, проведение реформ при сильной социальной защите населения со стороны государства и стремятся выразить позицию, объединяющую национальные традиции с мировым опытом, который избегает крайностей «правого» и «левого» радикализма. Первая  считает себя носителем социал-демократических традиций в Беларуси.

    Социал-демократическая  партия народного согласия, не примыкая к оппозиции, выступает за объединение умеренных общественно-политических сил, консолидацию белорусского общества. Сущность идеи народного согласия заключается в отказе от революционных скачков в пользу эволюционного развития на основе продуманных и последовательных реформ. В то же время партия не исключает политической борьбы, но ограничивает ее строгими рамками закона и нормами морали.

    Третью  группу составляют партии либерально-консервативной ориентации – Объединенная гражданская партия (ОГП) и Либерально-демократическая партия (ЛДП). Они подчеркивают приверженность либеральным ценностям, рыночным отношениям, демократии, многопартийности, гарантии гражданских прав и свобод. ЛДП, провозглашая себя конструктивной оппозицией к власти, в то же время выступает в поддержку Президента Республики Беларуси и с критикой действий ряда оппозиционных партий. Это самая многочисленная в стране политическая партия.

    Основной  задачей ОГП, как подчеркивалось на состоявшемся в апреле 2008 г. ХI съезде партии, является усиление влияния  партии в обществе, привлечение в ее ряды профессионалов и авторитетных людей, укрепление и развитие региональных структур. Это тем более важно, учитывая, что делегаты съезда подвергли резкой критике руководящий центр ОГП за то, что он «оторвался от регионов», от активной деятельности отошли политические менеджеры и технологи, способные привлекать в партию новых членов.

    К четвертой группе (национально-демократические  партии) относятся Консервативно-христианская партия – БНФ и Партия БНФ –  одна из старейших партий в республике. Разделение партии на две самостоятельные организации было вызвано резким падением ее авторитета в общественно-политической жизни страны, а также противоположными взглядами лидеров на происходящие в обществе и в партии процессы. Разногласия внутри БНФ были вызваны нежеланием З.Позняка и его сторонников менять стратегию и тактику в национально-демократическом движении, идти на компромиссы с потенциальными союзниками. Раскол БНФ, идейное и организационное размежевание, срыв сотрудничества с политическими партиями демократического направления, претензии на политическую обособленность, слабость организационных структур – все это привело к резкому падению рейтинга обеих партий.

    К пятой группе принадлежат Белорусская  партия «Зеленые», Республиканская партия и Белорусская социально-спортивная партия. У данных партий нет системообразующих идеологических принципов, четкой опоры на определенные социальные слои и возможности существенно повлиять на политическую жизнь в стране.

Информация о работе Понятие, функции и типы политических партий