Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2015 в 22:30, реферат
Неотъемлемой частью политической системы современного демократического общества являются политические партии. Партия- это политическая общественная организация, которая борется за власть или за участие в осуществлении власти. Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в Соединенных Штатах не ранее начала 19 века. Например, в тексте американской Конституции. Декларации прав и свобод гражданина, в других политических документах конца 18 в. нет даже упоминания о политических партиях
Оглавление:
I Функции, структура и классификация политических партий.
II Классификация российских политических партий.
III Характеристика ведущих российских партий власти.
IY Заключение.
Теперь необходимо перейти к рассмотрению политических партий в отдельности.
III Характеристика ведущих
"Партия власти” - это условное обозначение группы партий и движений, обслуживающих интересы высшего чиновничества и крупного капитала России.
Ее костяк составляют главы субъектов федерации, руководители крупнейших промышленных предприятий и групп предприятий, криминальные лидеры, которые за ними стоят, и партийные деятели, которые лоббируют их интересы. Внутри костяка существует кругооборот - партийные деятели становятся чиновниками, крупные предприниматели - депутатами, депутаты - предпринимателями и пр. Собственно партия власти включает в себя 3-4 тысячи человек, возможно, меньше. Она отличается от остальных трех категорий тем, что обслуживает интересы только и исключительно этих 3-4 тысяч, используя для этого весь имеющийся в ее распоряжении государственный аппарат и капитал.
Социальную базу партии власти составляют, чиновничество, жители мегаполисов и привилегированных субъектов федерации, МВД, частично - армия и разведслужбы. Электорат партии власти гораздо шире, чем социальная база, и включает в себя множество людей, материальная ситуация которых никак не зависит от усиления партии власти, но которые придерживаются общедемократических, умеренных социал-демократических или государственнических взглядов, часть националистов.
Для работы с разными категориями электората внутри партии власти есть разные политические движения. Тем не менее, есть основания отнести их в одну категорию, т.к. в своей деятельности они руководствуются общим интересом: стремлением сохранить существующее положение вещей. Как ни парадоксально, но это стремление характерно не только для “капиталистических” партий, но и для левого фланга партии власти. Подробнее мы рассмотрим этот вопрос ниже. Отметим только, что внутри партии власти идет постоянное перемещение, но при всей сложности и разнонаправленности этого движения четко выделяется “подводное течение” вправо. Практически все партии и движения приходят в партию власти слева (вспомним, что в 1990 г. будущие СПСники считались левыми) и за время нахождения в ней постепенно дрейфуют вправо.
ПРАВЫЙ ФЛАНГ ПАРТИИ ВЛАСТИ
1) МЕДВЕДЬ
Вопрос о месте “Медведя” в классификации партий является, пожалуй, самым интересным. “Медведь”, или “Единство” – это аморфная структура, созданная несколькими второстепенными партиями и губернаторами, которые в массовом порядке дезертировали туда из ОВР (как до этого дезертировали из НДР), сообразив, что это теперь и есть партия власти.
На первый взгляд “Медведь” – это болванка, которую Путин формирует по своему образу и подобию и наполняет каким ему угодно содержанием. Однако действительность гораздо интереснее.
Предвыборная программа “Единства” составлена из популистских лозунгов, сформулированных так искусно, что после одного-двух прочтений вспомнить оттуда практически ничего невозможно. При внимательном же рассмотрении среди стандартных обкатанных клише удается выделить следующее: в случае прихода “Единства” к власти сохраняется президентская республика, причем объем полномочий президента если и будет пересмотрен, то, скорей всего, в сторону расширения (что мы и видим в данную ситуацию – укрепление вертикали власти, новый порядок формирования Совета Федерации); номенклатурный капитализм остается неизменным; полного пересмотра результатов приватизации не предвидится; при некоторой либерализации экономики (снижение налогов, поощрение мелкого производителя) контроль со стороны государства, в частности, налоговый, ужесточается и т.д.
Во внутренних вопросах России “Медведь” занимает очень слабую националистическую позицию, в отличие, скажем, от более левого «ОВР». Тем не менее, многие полагают, что “Единство” может представлять собой основу (пока очень аморфную, так сказать, грунт) для общего ужесточения государственного контроля за жизнью граждан в России, при котором права и свободы граждан будут ограничиваться.
Состав самого “Единства” неоднороден, но вряд ли там есть действительно случайные люди, как об этом пишут. В целом, верхушка “Единства” – своеобразный второй эшелон проельцинских сил октября 1993г. Возможно, что умелое раскручивание “Единства” в столь короткие сроки и большие возможности, которые открылись для него теперь, – это награда второстепенных участников расстрела Белого дома в 1993 г. или тех, кто тогда поддержал Ельцина. Социальная база “Единства”, то есть те слои, интересы которых оно выражает, - несомненно, основная часть губернаторов, в том числе А. Руцкой, и их аппарат, связанные с этими губернаторами крупные предприниматели, часть крупного криминала, в частности, ОПС “Уралмаш”, и связанный с “Уралмашем” Исламский культурный центр (часть движения “Рефах”). Об электорате говорить сложно, поскольку цифры, полученные “Единством” на выборах, были в “медвежьих” регионах, видимо, подкорректированы, но насколько сильно, никто не знает.
2) ЛДПР
Изучение результатов выборов по регионам обнаружило интересную корреляцию между “Единством” и ЛДПР. В тех регионах, где “Медведь” набирал больше среднероссийского показателя, “росло” и ЛДПР, причем часто – на столько же процентов. Соответственно, низкие показатели “Медведя” неизбежно означали низкий уровень ЛДПР. При том, что нельзя с уверенностью говорить ни об электорате “Единства”, ни о численности этого электората, можно предположить, что по основным признакам он сходен с электоратом ЛДПР. Это люди, голосующие за “сильную руку”, за умеренные национал-популистские лозунги, скорее противники, чем сторонники реформ, однако на долю ЛДПР достаются из этой группы подростки и молодые мужчины 20-33 лет (они и гарантируют ЛДПР на всех выборах не менее 3% голосов).
Предвыборные тезисы ЛДПР - это тезисы “Медведя”, только изложенные утрированнее. В свое время ЛДПР была леворадикальной партией, блокировавшейся в Госдуме по многим вопросам с КПРФ. Именно ЛДПР принадлежала и идея амнистии участникам событий 1993 г. Однако, начиная с 1994 г., партия все больше превращалась в коммерческую структуру, соответственно, при оппозиционном имидже ее взгляды дрейфовали вправо.
Следует отметить, что отделения ЛДПР на местах, как правило, ближе к социал-демократии, чем центр партии, а Жириновскому в свое время пришлось “вычищать” из партии про-КПРФных депутатов. В целом можно сделать вывод, что электорат ЛДПР - это потенциальный левый и даже радикально-левый электорат (не случайно из ЛДПР вышла НБП), который не “охвачен” соответствующей пропагандой. ЛДПР часто обвиняют в связях с криминалом, тогда как это характерно для многих партий. Но с ЛДПР проще работать криминалу средней руки, тогда как в “Единство” и ОВР могут попасть только крупные рыбы - там место или возможность влиять стоят гораздо дороже и не всегда исчисляются в денежном эквиваленте.
3) ОВР
ОВР, несомненно, – партия номенклатурного капитализма, созданная для защиты нескольких групп интересов - московской, петербургской, казанской, уфимской и пр.
В вопросах собственности ОВР выступает за сохранение существующей системы, за расширение собственных возможностей под предлогом прихода неких “хозяйственников”, которые и спасут Россию, за сохранение сильной президентской власти под видом ограничения ее действиями парламента. Социальная база ОВР - жители мегаполисов и интеллигенция Москвы и Петербурга.
Электорат ОВР - люди всех возрастов и уровней образования, неуютно чувствующие себя в мире свободной конкуренции, тоскующие по сильной руке, с местечковой психологией.
ОВР - яркий образец партии номенклатурного капитализма. Общественный строй, устраивающий ОВР, - нечто вроде голландских буржуазных городов-коммун XVII века или деревенских общин 1910-х годов, когда в них уже начали проникать раннекапиталистические элементы. Свобода предпринимательства в Москве (зеркале ОВР) ограничена “сословным” неравенством; она существует только для своих, т.е. для принятых, признанных в лучшем обществе города предпринимательских и криминальных (часто это в России одно и то же) структур. Лидера ОВР часто обвиняют в национализме и дискриминации по этническому признаку, но тесные связи Лужкова с чеченской, азербайджанской и т.д. национальными московскими мафиями свидетельствуют, что это не так. Этнические чистки в Москве - обыкновенная политика протекционизма в местных масштабах, защита экономического пространства своего города от чужих, защита своих капиталистов, своих рабочих рук, своих преступных групп от чужих капиталистов, чужих рабочих рук, чужих, преступных групп. Предвыборным списком ОВР (как он был до появления “Единства”) можно иллюстрировать процесс зарождения буржуазии в обществе; это коалиция местных князьков, удачливых купцов, удачливых бандитов и обломков аристократии (Примаков). В этом коренное отличие ОВР от “Единства”, которому соответствует развитый капитализм, но при сильной милитаризованной государственной власти.
4) СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ
Коалиционная организация младореформаторов первой половины перестройки имеет, едва ли не самую разработанную экономическую программу среди всех российских партий. В этом смысле с СПС может соперничать только “Яблоко”. Основа экономической программы СПС: либеральная рыночная экономика (преобладание частной собственности, включая частную собственность на землю и оборот земли; разрушение номенклатурного капитализма, борьба с коррупцией, поощрение свободной конкуренции; налоговая реформа, направленная на поощрение предпринимательства; отмена всех ненужных ограничений свободы предпринимательства, эффективная защита собственности, эффективная антимонопольная политика) с резким сокращением социальных программ (переход к адресной системе социальной помощи, к накопительной пенсионной системе и сильной системе частного страхования, реформа трудовых отношений и пр.) и переходом к “эффективному и недорогому” государству (сокращение государственных расходов, сокращение налоговой нагрузки за счет сокращения государственных обязательств, ограничение прав президента, укрепление конституционного строя, защита прав и свобод, судебная реформа и пр.).
Электорат у СПС общий с “яблочным” – это интеллигенция, служащие, высокооплачиваемые наемные рабочие, мелкие и средние предприниматели, студенты, в основном, в больших городах. Однако СПС удалось привлечь на свою сторону наиболее агрессивную и активную часть этой группы, которой номенклатурный капитализм сильно мешает жить. Настоящая социальная база СПС – активные молодые предприниматели и чиновники, что пирог поделили без них. Что касается голосующей за “демократов” интеллигенции и низкооплачиваемых служащих, это – классический пример того, как люди, не желая правильно оценить свой социальный статус, исповедуют чуждые им ценности.
ЛЕВЫЙ ФЛАНГ ПАРТИИ ВЛАСТИ
КПРФ
В августе 1996 г. секретарь ЦК РКРП В. Тюлькин направил Зюганову открытое письмо, в котором писал: “Зная программу КПРФ, учитывая последние действия вашей партии.., признавая право вашей организации на свое особое место в сегодняшней политической системе, вместе с тем прошу Вас рассмотреть вопрос о снятии слова “коммунистический” из названия вашей партии, дабы не дискредитировать саму теорию и не вводить в заблуждение людей труда”... Обращение совершенно риторическое, но некоторые формулировки удачны. КПРФ действительно не имеет сейчас ничего общего с коммунистической идеологии и занимает свое особое место в сегодняшней политической системе - на левом фланге партии власти.
Надо сказать, что это место досталось КПРФ где-то в начале 1995 г. КПРФ в том виде, в котором она существует ныне, появилась сравнительно поздно, - в начале 1993 г., на базе нескольких небольших коммунистических партий и актива бывшего ЦК КП РСФСР.В октябре 1993 г. она столкнулась с первым серьезным испытанием, но сохранила, более-менее, лицо и перед властью, и (меньше) перед оппозицией, не принимая участия в обороне Белого дома, но осуждая действия президента. В результате КПРФ прошла с хорошим результатом в Думу 1993 г. Однако партии и движения, с которыми КПРФ блокировалась в конце 1993 г., к 1995 г. уже продрейфовали вправо, став мелкими спутниками партии власти (“Женщины России”, ряд депутатских групп), от КПРФ откололся будущий лидер проправительственных социалистов Иван Рыбкин. ЛДПР же руководствовалась своими коммерческими интересами. В преддверии выборов КПРФ была вынуждена занять очень осторожную позицию, чтобы не дать повод к срыву.
Предвыборная президентская кампания Зюганова отличалась метаниями от умеренной антиправительственной риторики к фактически проправительственной позиции (например, по вопросу о Чечне). В 1995-1996 КПРФ окончательно оформилась как часть партии власти, “присматривающей” за коммунистической частью российского электората (особенно ярко это проявилось между двумя турами президентских выборов 1996 г.).
Позиции, которые КПРФ занимала в Думе 1995 - 1999 гг.: КПРФ отказалась от рассмотрения вопроса о частной собственности и стала считать возможным сосуществование государственной, общественной и частной собственности “в одном флаконе”. Сейчас она выступает только против частной собственности на землю, считая, что земля должна оставаться в общенародной собственности. Но “может передаваться общественным, фермерским и крестьянским хозяйствам в постоянное, вечное, наследуемое и арендное владение и пользование. В частную собственность могут передаваться только приусадебные и дачные участки земли”.
В качестве своей основной программы КПРФ выдвигает восстановление в РФ народовластия в форме Советов, возвращение социальных гарантий и загадочное “равенство, основанное на ликвидации социального паразитизма, эксплуатации человека человеком”. Достигнуто все это будет после мирного перехода власти к “коалиционному правительству народного доверия” (после выборов 1999 г. КПРФ ратовала за некий пакт общего согласия; надо полагать, ее теперешняя трогательная дружба с “Единством” и есть этот самый пакт, хотя еще три месяца назад планировалось дружить с ОВР). КПРФ не исключает гражданского сопротивления, но - "предусмотренного международными конвенциями о правах человека". После перехода власти к правительству народного доверия частная собственность будет сохранена, чтобы “экономика развивалась” (“...Будучи последователями Ильича, ... мы выступаем за многоукладность в экономике”. Г. Зюганов), но при этом КПРФ собирается как-то “наладить самоуправление и контроль трудовых коллективов над производством и распределением” в условиях частной собственности. В вопросах государственной политики КПРФ занимает умеренную национал-патриотическую позицию, выдвигая своим основным лозунгом "державность, народовластие, равноправие, духовность и справедливость". Выступая за соблюдение прав и свобод и ограничение парламентом полномочий президента, КПРФ тем не менее ратует за “наведение порядка” и жесткие действия в Чечне (отказавшись от небезызвестного права наций на самоопредление).
В целом программу КПРФ нельзя назвать даже социал-демократической, т.к. какая-либо стройная система в них напрочь отсутствует. Это сборная солянка, надерганная отовсюду (из Бердяева, Ильина, Флоренского, Дугина и, больше всего, Подберезкина), какой-то порозовевший вариант “православия, самодержавия, народности”. Таким образом. КПРФ - оппортунистическая партия социал-демократической направленности, левый фланг партии власти. Ее основная цель в политической борьбе - сохранить свое широкое представительство в парламенте и (иногда) - лоббировать интересы прокоммунистически настроенных бизнесменов.