«Новый курс» Рузвельта

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить, как проводилась программа «нового курса» и его последствия.
Задачи исследования – 1) изучить биографию Ф.Рузвельта; 2) его работу на посту президента; 3) развитие его новой политической программы; 4) итоги его деятельности.

Оглавление

Введение
Глава 1.
США в годы правления Франклина Рузвельта
1.1. Краткая биография и первые годы политической деятельности Ф.Рузвельта ………………………………………………………………….5
1.2. Внутренняя и внешняя политика Ф.Рузвельта………………………..7
Глава 2.
«Новый курс» президента Ф.Рузвельта
2.1. Экономический кризис………………………………………………..11
2.2. «Новый курс» Рузвельта и его итоги………………………………...15
2.3. Выводы для России……………………………………………………26

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

      В марксисткой литературе «новый курс» рассматривается в единстве двух его важнейших сторон: во-первых, как политическая линия, которая несла известные уступки трудящимся, формировалась под сильным воздействием их борьбы, и, во-вторых, как метод управления страной, не выходивший за рамки приемлимых для господствующего класса средств осуществления своей гегемонии. Именно такой подход присущ ленинскому пониманию буржуазного реформизма. Исходя из него, историки-марксисты видят в «новом курсе» не только систему государственных мероприятий, но и время широких народных движений, стремительно развивавшихся в антимонополистическом, а иногда и в антикапиталистическом направлениях.

      Создание убедительной концепции «нового курса» является крупным достижением советских историков. Монографии В. И. Лана, В. Л. Малькова, Д. Г. Наджафова, Н. В. Сивачева, Н. Н. Яковлева выявлены его истоки и классовый смысл; частным вопросам внутренней политики этого периода посвящены исследования В. П. Золотухина, Е. Ф. Язькова и других. Основное внимание авторы этих работ уделяют социально-политической истории предвоенного десятилетия: рабочему и общедемократическому движениям, борьбе фермеров, мелкобуржуазных городских слоев – тем самым, благодаря которым стало возможной связанная с «новым курсом» полоса реформаторской деятельности.

     Успехи отечественной историко-правовой науки намного скромнее. Статья Б. С. Громакова – едва ли ни единственная работа о рузвельтовских реформах, выполненная историком-юристом. Правда, к отдельным государственно-правовым сюжетам «нового курса» обращались гражданские историки, но их усилия в этой области, сами по себе успешные, были направлены преимущественно на изучение трудового законодательства и движения за введение социального страхования, что, разумеется, не исчерпывает его государственно-правовую проблематику. Таким образом, государственно-правовой аспект «нового курса», в отличии от социально-политического, остается слабо исследованным в советской американистики. Социальные программы администрации Рузвельта относятся к темам, не получившим освящение в историко-правовой науке.7

      Социальное обслуживание в том виде, в каком оно существует в современных США, включает регулирование трудовых отношений, социальное обеспечение (страхование и вспомоществование), жилищное строительство, охрану интересов потребителей и т.д.

      В 30-е годы, когда обозначились в большинстве своем эти направления, правительственные социальные программы, независимо от области, в которой они реализовались, так или иначе служили инструментом помощи, нуждающимся и сокращении безработицы. По словам С. Ленса, это была «первая в истории США организованная война с бедностью».

Глава 2.

«Новый  курс» президента Ф.Рузвельта

2.1 Экономический кризис

      После кратковременного промышленного бума 1919 года, когда США значительно увеличили экспорт, американская экономика столкнулась с серьезными трудностями.  
Летом 1920 года началось падение производства, которое достигло самой низкой точки весной 1921 года. Объем внешней торговли сократился вдвое. Реальная заработная плата рабочих снизилась на 25-50%, все увеличивалась   безработица.  
     Однако этот экономический кризис, являясь чисто американским,  не был продолжительным. Уже в 1922 году в США начался промышленный подъем.  
В интересах предпринимательства был принят закон Фордни-Маккамбера, на основе которого импортные товары облагались высокими протекционистскими пошлинами. Огромная емкость внутреннего рынка, крупные капиталовложения в новые отрасли индустрии, получившие развитие и во время войны, а также увеличение экспорта американских товаров на европейские и другие рынки способствовали выходу США из кризиса. 
Таким образом Соединенные штаты раньше других высокоразвитых стран вступили в полосу относительной стабилизации капитализма. 
В 1922-29 годах происходил бурный рост промышленного производства.

     К концу этого периода США выпускали промышленной продукции больше, чем Великобритания, Франция, Германия, Италия и Япония, вместе взятые. Наиболее интенсивное развитие получили автомобильная, машиностроительная, электротехническая, химическая, авиационная и другие отрасли.  
Генри Форд наладил конвейерный выпуск автомобилей и был запущен лозунг «каждому американцу по автомобилю». В 1929 году один автомобиль приходился на 4,5 жителя. Потомки знаменитого финансиста времен Французской революции Дюпона де Немура, организовавшего после эмиграции в США производство пороха, в 30-е годы порадовали изобретением неопрена и нейлона.   
       Однако в экономике начинали накапливаться проблемы, страна неуклонно сползала к глубочайшему экономическому кризису 1929-1933 годов. 
Для некоторых категорий населения «процветание» между 1922 и 1929 годами так и осталось недостижимым фантомом. Это относится к рабочим некоторых отраслей промышленности (добыча угля, большинство отраслей легкой промышленности), мелким предпринимателям, вытесняемым крупным капиталом и к фермерам. Сельское население нищало под ударами затяжного аграрного кризиса.8  
      Оказавшиеся в тисках кризиса перепроизводства, больше всего заинтересованное в правительственном вмешательстве, фермерство и в целом аграрный сектор экономики были прообразом очень недалекого будущего всей экономики.  
Ущемление прав работников, гонения на их забастовочную и политическую деятельность, безудержная проповедь индивидуализма и расизма, презрение к неудачникам и обездоленным пустило глубокие корни, создавая условия, как выразился Рузвельт, возвращения эпохи «нового экономического феодализма» - абсолютного, ничем не ограниченного произвола олигархической верхушки общества. 
      Стремительное падение курса акций на нью-йоркской бирже в октябре 1929 года возвестило начало экономического кризиса, который потряс весь капиталистический мир.  
По своему характеру он представлял собой циклический кризис перепроизводства, когда вследствие недостаточной покупательной способности населения произведенная масса товара не нашла сбыта и оказалась нереализованной. В итоге нарушился процесс общественного воспроизводства, разорились многие торговые и промышленные предприятия, транспортные компании, банки. 
      Наиболее разрушительное воздействие кризис оказал на экономику США, отбросив ее к уровню 1913 года. Промышленное производство упало до самой низкой точки в июле 1932 года. Число безработных составило 17 млн. человек – почти 14% населения.  
Особенно значительное падение выпуска продукции произошло в тяжелой индустрии. Национальный доход сократился почти вдвое, а объем внешней торговли – втрое. Вывоз капитала был почти полностью прекращен. В США обанкротилось свыше 5 тысяч банков. Десятки тысяч мелких фирм разорились или были поглощены корпорациями.    
Нью-Йорк первым испытал удары кризиса.  Армия безработных быстро росла, катастрофически возрастала социальная напряженность. Росли очереди за бесплатным куском хлеба и чашкой кофе, переполнялись ночлежки для бедняков.9 
     После того, как в 1928 году Рузвельт неожиданно для себя и своих сторонников победил на выборах и стал губернатором штата Нью-Йорк, сделав первый шаг к президентству, он оказался лицом к лицу с серьезным более чем неблагополучным экономическим бедствием. 
Пребывание Рузвельта на посту губернатора штата Нью-Йорк, по мнению многих, не было ознаменовано существенными достижениями. Экономика штата была в столь же плачевном состоянии, как и повсюду, а власть штата занимала такую же выжидательную позицию, как и администрация в Вашингтоне.  
     Лишь в августе 1931 года губернатор создал Временную чрезвычайную администрацию помощи ТЕРА, которая должна была обеспечить неотложную помощь безработным. Однако ТЕРА на фоне полицейских жестокостей, чинимых правительством над безработными, давала Рузвельту психологическое превосходство над президентом Гувером, в котором он нуждался, начиная с ним борьбу за президентское кресло.  
     После дикой расправы над пришедшими летом 1932 года в Вашингтон за помощью ветеранами мировой войны, вызвавшей бурную реакцию во всей стране, Рузвельт возблагодарил собственное благоразумие, удержавшее его от призыва Национальной гвардии для «усмирения» голодных бунтов в штате Нью-Йорк. 
Начало избирательной кампании 1932 года совпало с резким подъемом радикальных настроений широких масс населения. Улицы промышленных городов заполнены возмущенными людьми, поднялись на вооруженную борьбу с полицией и бандами хозяйских наемников шахтерские городки. По стране прокатилась волна голодных походов безработных, выросли численность и активность их организаций.  
В Конгрессе постоянно велись дебаты по вопросу о неизбежной вспышке бунтов и перерастании их в нечто более серьезное. 
Рузвельт сознавал глубже и острее, чем кто-либо другой в Демократической партии, необходимость назревших перемен. Мастерски проведенная Рузвельтом осенью 1930 года кампания по переизбранию его на пост губернатора штата Нью-Йорк убедила скептиков в руководстве Демократической партии, что этот обреченный, как многим казалось, на бездеятельность, физически немощный политик способен спасти саму партию от бесславного развала. 
Весной  1931 года Рузвельт говорит о «новых и не испытанных еще средствах»,  о необходимости экспериментировать, доверить страну новому руководству в силу изменений, происшедших в «экономическом и социальном балансе страны».10 
     Рузвельт рекомендовал законодательному собранию штата программу действий, включавшую ассигнования на помощь безработным и организацию общественных работ. На фоне упорного повторения президентом Гувером тезиса о пагубности правительственного вмешательства в дело помощи неимущим эти заявления звучали почти революционно.  
Весной 1932 года, выступая по радио в ходе предвыборной кампании, Рузвельт произнес свою знаменитую речь о «Забытом человеке». Он объяснял происхождение экономического бедствия низким уровнем потребления масс и перенес внимание на проблемы перераспределения доходов. Экономическая политика Гувера, игнорирующая нужды миллионов простых американцев и целиком ориентированная на оказание помощи имущим классам, была подвергнута критике как проявление обанкротившегося элитарного подхода.  
Рузвельт сумел убедить руководство демократической партии в том, что партии необходимо придать новые черты, символизирующие ее близость к массам, переориентировать партию в свете приближающихся выборов на задачу завоевания большинства избирателей после ее двенадцатилетнего пребывания в оппозиции.  
      Рузвельт призвал партию укрепить ее массовую базу за счет привлечения под знамена партии демократических слоев населения – рабочих, фермерства, средних городских слоев. Он заявил: «В стране нет места для двух реакционных партий». Население ждало альтернативы, нового курса.  
Предложенная Рузвельтом предвыборная программа, направленная на поиск новых путей выхода из кризиса, программа, обращенная к простому человеку, получила название «Новый курс» (new deal).  
Рузвельт заявил, что народ Америки жаждет сделать настоящий выбор. «Мы должны быть партией либеральных принципов, спланированных действий, просвещенного подхода к международным делам и трудиться с максимальной пользой для подавляющего большинства народа».11
 

2.2 «Новый курс» президента Рузвельта и его итоги

    Основной посыл проводимых реформ сводился к социализации капитализма (конвергенции), усилению роли государства, повышению государственных расходов, применению антимонопольных мер. По всей видимости, на характере его реформ отразился также опыт социалистических преобразований, проводимых в СССР - а именно - пенсионное обеспечение, социальное страхование, государственное планирование, организация государственных работ. Рузвельт высказывал по тем временам очень революционные идеи о социальной ответственности государства. Так в своей программной речи в Сан-Франциско 23 сентября 1932 он говорил : “Каждый человек имеет право на жизнь, - утверждал он, - а это значит, что нельзя отрицать и его права на достаточно обеспеченные жизненные условия... Правительство должно дать каждому человеку возможность добиться своим трудом обладания необходимой для его нужд части общественного богатства... Если для обеспечения этого права человека надо ограничить собственнические права спекулянта, манипулятора, финансиста, я считаю такое ограничение совершенно необходимым”. Не менее важным был призыв к социальному миру и общенациональному единству : “Новый курс, - говорилось в одном из них, - стремится сцементировать все наше общество, богатых и бедных, в добровольное братство свободных граждан, сплоченных воедино и стремящихся к общему благу для всех”. Отметим, что политику Президента отличали такие качества, как решительность, лидерство, дипломатизм, реализм.12

 «Новый курс» первые 100 дней

     Вступая в должность 4 марта 1933 года, Ф.Рузвельт в своей речи обещал применить самые энергичные меры по борьбе с кризисом: «единственно, перед чем мы должны испытывать страх,- это сам страх», он призвал страну к национальному единству и потребовал “предоставить исполнительной власти такие же широкие полномочия, какие были бы даны президенту, если бы внешний враг вторгся в нашу страну”. Правительство Рузвельта начало свою работу с применения неординарных мер - 9 марта начала работу специальная сессия конгресса, длившаяся более 3 месяцев, принявшая ряд важнейших законов, серьезно повлиявших на экономику США и заложивших основу «Нового курса». Этот период получил название «первые 100 дней». Важнейшей задачей было спасение и стабилизация финансовой системы США. В основу политики нового курса легли меры по усилению государственного регулирования экономики, дефицитного финансирования бюджета, важнейшие институциональные преобразования.  

    Рузвельт учитывал положение в стране, настроения американского народа и международную обстановку. В предвыборных речах он обещал обратить внимание государства к «забытому человеку» и провозгласил «новый курс».  
 Почти сразу победы на президентских выборах, приступив к исполнению своих обязанностей, Рузвельт добился принятия конгрессом 70 законодательных актов, направленных на «оздоровление» промышленности, сельского хозяйства, торговли, кредитно-денежной системы.  
      Все эти мероприятия и получили название «нового курса», сущность которого заключалась в проведении государственно-монополистического регулирования экономики.13 
   Большое влияние на проведение правительственной политики оказывал «мозговой трест», который состоял из нескольких близких президенту лиц, разрабатывавших проекты реформ. Исходя из прагматических соображений, Рузвельт и его окружение наметили и провели ряд важных реформ в структуре социально-политических институтов США. 
Как правило, в осуществлении «нового курса» Рузвельта историей выделяется два самостоятельных этапа.  
На первом из них администрация Рузвельта осуществила ряд мероприятий, чтобы вывести экономику из кризиса. Прежде всего, была укреплена банковская система. Золотой стандарт был отменен. 
В июне 1933 года Рузвельт добился принятия закона об оздоровлении национальной промышленности. В соответствии с данным законом была создана так называемая Национальная администрация восстановления промышленности (НИРА), которая стала осуществлять принудительное картелирование на основе «кодексов честной конкуренции».  
Разного рода мерами правительству удалось склонить к составлению кодексов подавляющее большинство предпринимателей, что дало свои результаты. Как констатировал известный экономист Кейнс, частнокапиталистическое рыночное хозяйство утратило способность стихийного приспособления к потребностям производства, а значит, стало неизбежным вмешательство в рыночные отношения.14 
    Целями регулирования промышленности объявлялись: обеспечение «всеобщего благоденствия» путем кооперации между отдельными группами предпринимателей, путем достижения сотрудничества между рабочими и работодателями при содействии правительства, устранения «разрушительной конкуренции», ведущей к снижению прибылей, подрыву деловой устойчивости, сокращению инвестиций и занятости. 
В соответствии с законом в американской промышленности, разделенной на 17 групп, устанавливались монопольные цены, определялись условия торгового кредита, объем продукции, распределялись рынки сбыта. 
Основное условие «кодексов честной конкуренции» состояло в запрещении продавать товары ниже установленных ими цен. Это способствовало поддержанию монопольных цен на высоком уровне и увеличению прибылей монополистов.  
      Закон предусматривал установление минимума заработной платы, максимум продолжительности рабочего дня, заключение коллективных договоров, право на создание профсоюзов, оказание помощи многомиллионной армии безработных. Рузвельт создал администрацию общественных работ, которая привлекала безработных на различные работы. Создавались также лагеря для безработной молодежи, использовавшейся на общественных работах с мизерной оплатой. В 1933-1937 годах на общественные работы было выделено 12 млрд.долларов.15 
     Для выхода из сельскохозяйственного кризиса был принят закон о помощи фермерам и учреждена Администрация по регулированию сельского хозяйства (ААА). Этот орган «регулировал» цены на сельскохозяйственные продукты, устанавливал объем производства. Поощрялось сокращение фермерами посевных площадей. В результате этой политики в США были перепаханы миллионы гектаров земли, засеянной хлопчатником и пшеницей, были уничтожены миллионы голов скота, сожжены огромные запасы зерна. И это делалось в то время, когда в стране насчитывались миллионы безработных, не имевших средств к существованию. 
      В 1933 году была учреждена также Администрация сельскохозяйственного кредита, которая предоставила кредит главным образом крупным фермерам на сумму в 2 млрд. долларов. Мероприятия правительства Рузвельта в области сельского хозяйства способствовали его концентрации и разорению мелких фермеров. Эти и другие меры в промышленности и сельском хозяйстве были направлены на вывод страны из экономического кризиса. 
Немалое внимание Рузвельт уделял регулирования отношений между работниками и работодателями. С этой целью было создано специальное Национальное бюро труда, которое, правда, на практике больше заботилось о том, чтобы не допускать забастовок.  
     Правительство Рузвельта провело крупные общественные работы, строительство дорог, мостов и т.д., что привело к некоторому рассасыванию безработицы.16 
      Политика «нового курса» помогла выйти из кризиса с минимальными издержками и упрочить свое положение. Государственно-монополистический капитализм в США получил дальнейшее развитие, а в политике правительства закрепилась функция экономического регулирования.  
В 1933 году кризис начал постепенно переходить в депрессию, которая затем сменилась кратковременным оживлением производства. В изменившейся обстановке законодательство «нового курса», так помогшее крупным монополистам, вдруг вызвало у них откровенное недовольство. Консервативные круги также считали, что реформы «нового курса» стимулирую рост рабочего и профсоюзного движения. В связи с этим в 1935 году Верховный Суд США признал Национальный акт о восстановлении промышленности противоречащим конституции, а в январе 1936 года был отменен и Акт о регулировании сельского хозяйства. 
Подъем рабочего движения в 30-е годы был прямым результатом воздействия экономического кризиса на и без того нелегкое положение рабочих и фермеров.  
В 1934 году состоялись крупные забастовки рабочих на заводе автомобильного оборудования на заводе в Толедо, на текстильных предприятиях Калифорнии.   
Особенно большой размах приняла всеобщая забастовка 1934 года в Сан-Франциско. В сентябре 1934 года вспыхнула всеобщая забастовка текстильщиков, в которой участвовало почти 500 тысяч человек в 22 штатах. Забастовка была сорвана совместными усилиями правящих кругов и  предпринимателей.17 
      В 1934-39 годах в США имели место 16 тысяч забастовок, в которых участвовало свыше 7 миллионов человек. Наряду с забастовочной борьбой развивалось фермерское и общедемократическое движение. 
Рабочие требовали не только повышения заработной платы и сокращения рабочего дня. Они выступали за признание профсоюзов и заключение коллективных договоров с предпринимателями, за введение пособий по безработице и принятие трудового законодательства.  
 В результате многочисленных забастовок рабочих, острой политической обстановки в обществе правительство Рузвельта было вынуждено пойти на удовлетворение ряда требований, таких, как увеличение заработной платы, право на оплачиваемые отпуска, повышение платы за сверхурочные работы. 
 «Новый курс» предусматривал широкое социальное маневрирование с учетом требований рабочих. В 1935 году он вступил во второй этап, характеризующийся проведением ряда социальных реформ, в частности, принятием законодательства о труде.     
 По закону Вагнера (Национальный акт о трудовых отношениях), принятому в июле 1935 года, запрещалось преследование рабочих за создание профессиональных союзов и за участие в забастовках. Закон обязывал работодателей признать профсоюзные организации и заключать с ними коллективные договоры. Предпринимателям запрещалось создавать «компанейские» профсоюзы. 
 В августе 1935 года конгресс США принял закон о социальном страховании, согласно которого устанавливались пенсии для рабочих, достигших возраста 65 лет, водились пособия безработным, инвалидам, сиротам и вдовам. Фонды социального обеспечения по старости, инвалидности и из-за потери кормильца складывались из взносов рабочих и отчислений капиталистов. 
 В июне 1938 года через конгресс был проведен еще один закон – о минимуме заработной платы и максимальной продолжительности рабочей недели. Закон устанавливал оплату сверхурочных работ в полуторном размере и запрещал детский труд. 
    В годы «нового курса» сформировалась функция социальной деятельности государства. Проведенные реформы улучшили условия труда и жизни рабочих. 
 Особенностью движения в 30-е годы стало создание производственных профсоюзов, прежде всего, в автомобильной, сталилитейной и других областях, объединение в них низкоквалифицированных рабочих. В марте 1935 года объявила о самороспуске, а производственные союзы, которые она объединяла, вступили в АФТ.18  
    На выборах 1936 года Рузвельт вторично был избран президентом. Крупного успеха демократы добились на выборах в конгресс.  
 В марте 1937 года объем промышленного производства в США достиг уровня 1929 года, а летом 1937 года начался новый экономический кризис. Промышленное производство уменьшилось на одну треть. В 1938 году в стране было более 10 миллионов безработных. Правительство Рузвельта пыталось всеми возможными способами восстановить производство и наладить экономическую жизнь. Однако фактически только вторая мировая война избавила американскую экономику от кризисных потрясений. 
Рузвельт стал крупным политическим деятелем, стремившимся с помощью государственных реформ укрепить позиции США на мировой политической арене. В период его президентства намного вырос и окреп монополистический капитал, увеличились прибыли крупнейших корпораций.19 
      «Новый курс» Рузвельта стал совокупностью мероприятий его правительства, направленной не только на стабилизацию экономической ситуации и преодоление последствий Великой депрессии, но и поддержку фермерства и рабочих, социальную защиту населения. 
 Первыми мерами Рузвельта после вступления на президентскую должность стали стабилизация банковской системы и организация помощи безработным, а также издание ряда законодательных актов, направленных на улучшение экономической ситуации.20  
     Закон о восстановлении промышленности состоял из трех частей. Первая часть предусматривала введение «кодексов честной конкуренции». Они охватывали 95% промышленности США. Это было принудительное ограничение конкуренции. Второй раздел закона регулировал отношения между предпринимателями и рабочими. Третья часть антикризисных мер предусматривала крупные ассигнования на общественные работы и строительство государственных промышленных, военных и других объектов. Эти меры не только стабилизировали ситуацию, но и стимулировали рост. 
 «Новый курс» фактически завершился достаточно быстро, но он не прошел бесследно. Не отрицая мнений и о его негативных, как считают некоторые исследователи, сторонах, в целом Рузвельт и его администрация сделали важный шаг в сторону создания сотрудничества между государственным аппаратом страны и процессом регулирования экономики и трудовых отношений.  
     Такая политика была вызвана к жизни не только интересами монополий, но и обострением отношений между власть держащими и рабоче-фермерским и безработным населением США. В качестве очевидно положительных моментов для последних можно отметить то, как сокращение продолжительности рабочего дня, легализацию профсоюзов, установление минимального уровня заработной платы, введение институтов пенсионного обеспечения и социального страхования.    
Как считал сам Рузвельт, проблема современного капитализма состояла в перепроизводстве товарной продукции. Однако причину перепроизводства он видел в расстройстве сферы обращения. В связи с этим Ф.Рузвельт при осуществлении политики Нового курса обращал особое внимание на область кредита и торговли.  
 «Проблему реализации», как полагал Рузвельт, можно было разрешить путем сокращения избыточного производства и повышения цен, а также путем достижения «полной занятости», то есть ликвидировав безработицу, благодаря чему увеличился бы покупательский спрос. Однако «полную занятость» возможно было обеспечить, лишь полностью загрузив имеющиеся производственные мощности, что зависело, в свою очередь, от наличия у предприятий необходимых финансовых средств и достаточно емкого внутреннего рынка.  
     Поэтому в системе Нового курса главными мероприятиями стали оказание поддержки пошатнувшейся финансово-банковской системе и гибнущим промышленным и торговым предприятиям при помощи крупных займов и субсидий, стимулирование частных капиталовложений, а также попытки поднять резко упавшие цены путем девальвации доллара и усиления инфляционных тенденций.21  
   Оценивая «Новый курс», необходимо отметить, что он соответствовал исторической эпохе утверждения государственно-монополистического капитализма и отражал тенденцию перехода экономики США на стадию ГМК. Благодаря активной регулирующей роли государства, страна смогла выбраться из кризиса, прибыли американских монополий пошли в гору. 
 Политическая активность рабочих, фермеров, городской мелкой буржуазии, негритянского народа вынудили Рузвельта при проведении политики «Нового курса» проявить гибкость, маневрирование, учесть интересы различных слоев населения и сделать уступки трудящимся. 
      В то же время «Новый курс» нельзя расценивать как переход к социалистическому планированию, поскольку частная собственность оставалась незыблемой, не было национализировано ни одного предприятия или банка. 
 В результате политики «Нового курса» в США укрепились позиции крупной буржуазии, что прослеживается во всех сферах экономики – промышленности, банковской системе, аграрном секторе. Концентрация производства и банков усилилась. Наиболее благоприятные последствия эта политика имела для ведущих групп американского монополистического капитала. 
 В то же время проведение «Нового курса» не было безболезненным. Против «Нового курса» выступали приверженцы старых методов антирабочего законодательства – представители консервативных слоев финансовых монополий. Против Рузвельта были Морган, Дюпон, Рокфеллер, Мэллон. Оппозиция «Новому курсу» усилилась с ослаблением экономического кризиса, что привело к отмене законов о НИРА, ААА, а также нарушению закона Вагнера. Созданная Американская Лига свободы требовала отказа от государственного регулирования, снижения налогов на крупный капитал и перехода к жесткому курсу по отношению к трудящимся. 
 В целом в политике Рузвельта воплотились черты либерально-реформистского варианта развития государственно-монополистического капитализма. Важнейшим инструментом его политического курса стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ.  
Однако к такой политике Рузвельт пришел не сразу, на первых порах он не принимал предложения ученого-экономиста Кейнса о практике дефицитного финансирования.22 
     Впоследствии вокруг «Нового курса» сплотилась широкая коалиция либерально-демократических сил, благодаря чему в 1936 году Рузвельт одержал победу и был выбран на пост президента на второй срок.23

     Следующая таблица демонстрирует динамику выздоровления экономики США. Рузвельту хватило два срока для построения фундамента новой экономики. Несмотря на окончательное восстановление во время второй мировой войны, скорость проводимых преобразований и динамика экономических результатов и выглядит исключительно впечатляюще.24

Показатель 1929 г.  1933 г. 1940 г.
ВНП. млрд.долл 103,9 56 100,4
Уровень от 1929 г., % 100 53,9 96,6
Промышленное  производство, уровень  от 1929 г. 100 64.1 114.3
Объем частных инвестиций, млрд.долл. 16,7 1,6 13,4

 

    

        Согласно принятой в 1933 году 20-й поправке к Конституции США новому президенту предлагалось вступить в должность не в марте, а 20 января следующего после выборов года. В этот день в 1937 г. в Вашингтоне снова пошел дождь. ФДР произнес инаугурационную речь, на этот раз менее запомнившуюся слушателям. Фактически он зашел в тупик в своей политике. Во второй половине 1937 г. начался новый экономический кризис. К следующему году производство сократилось примерно на 1/3. Особенно пострадали металлургия и автомобильная промышленность. Резко упали цены на продукцию фермеров. Уменьшился объем внутренней и внешней торговли. Число безработных повысилось до 11 млн. человек.

      Меры, предпринятые правительством по старым «рецептам» (премии за сокращение на 22% площадей под хлопок и др.), не приносили ожидаемого результата, положение масс ухудшилось. Профсоюзы требовали «оплатить» их голоса на выборах.      Президент пытался провести через Конгресс ряд новых законов, улучшающих положение рабочих и фермеров, но чрезвычайная сессия Конгресса их не приняла. Вторых «ста дней» не получилось. Президент был склонен отступить, подвергаясь непрерывному давлению консервативного крыла буржуазии, но сохранялся размах массового рабочего и демократического движения. Президент снова пошел на реформы, преодолев собственные колебания, он поддержал закон Блэка и Коннори -- Закон о справедливых стандартах труда, принятый конгрессом в июне 1938 года. Закон устанавливал максимальную рабочую неделю в 44 часа и минимальную почасовую ставку в 25 центов. По прошествии ряда лет эти цифры должны были составить соответственно 40 и 40. Устанавливалась высокая оплата сверхурочных, запрещался труд детей. Не все требования трудящихся, как считала профсоюзная пресса, были удовлетворены. Но в целом закон значительно улучшал условия труда и быта большей части работающих. Это было серьезное изменение в жизни рабочего класса.25

Информация о работе «Новый курс» Рузвельта