«Новый курс» Рузвельта

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – изучить, как проводилась программа «нового курса» и его последствия.
Задачи исследования – 1) изучить биографию Ф.Рузвельта; 2) его работу на посту президента; 3) развитие его новой политической программы; 4) итоги его деятельности.

Оглавление

Введение
Глава 1.
США в годы правления Франклина Рузвельта
1.1. Краткая биография и первые годы политической деятельности Ф.Рузвельта ………………………………………………………………….5
1.2. Внутренняя и внешняя политика Ф.Рузвельта………………………..7
Глава 2.
«Новый курс» президента Ф.Рузвельта
2.1. Экономический кризис………………………………………………..11
2.2. «Новый курс» Рузвельта и его итоги………………………………...15
2.3. Выводы для России……………………………………………………26

Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовик.doc

— 164.50 Кб (Скачать)

Введение

      Для своей курсовой работы я выбрала данную тему так, как считаю ее весьма интересной и актуальной. Действительно, этот бесценный опыт не имеет прецедентов не только в американской, но и мировой истории и экономической политике. В первой четверти XX века США были в числе ведущих государств мира и наиболее благополучной в экономическом отношении стороной.

В течение  того времени, которые отделяют нас  от периода Нового курса Ф. Рузвельта, оценка его роли в истории Соединенных  Штатов все время была и остается до сих пор предметом ожесточенной идейной борьбы различных социально-политических групп американского общества. Реформы, проведенные администрацией Ф. Рузвельта в 30-х годах, стали крупнейшим рубежом в истории США в XX веке, определили преобладающую тенденцию в эволюции социально-экономической и политической структуры современного общества.

       Острая борьба по вопросу об оценке реформ Нового курса развернулась и в американской исторической науке. Многие историки того времени считают, что историческое развитие Америки идет по пути неуклонного развития и расширения либеральной традиции и прогрессивного приспособления капитализма к потребностям общественного развития. Одно из центральных мест в этом процессе они как раз и отводят Новому курсу Ф. Рузвельта.

Важным  следствием политики "Нового курса" явилось усиление влияния демократических  и либеральных элементов в  жизни общества. Демократы умело  использовали эти силы в своих  целях, но им пришлось принять и их требования. В итоге в 30-е годы демократия США заметно укрепилась. Реакционным и консервативным кругам пришлось потесниться, но это была небольшая цена за укрепление власти буржуазии. Явно преувеличивая, в 1944г. Рузвельт говорил, что народ мог обратиться к фашизму или коммунизму, но расширение демократии спасло положение. "Новый курс" помог правящему классу выбраться из экономического и политического кризиса. Более того, именно в 30-е годы были заложены основы современного регулируемого капитализма, испробованы механизмы приспособляемости и самообновления, которые полностью заработали в 70-80-е годы.1

      Величайший президент США 20 столетия, один из крупнейших лидеров своей эпохи. Франклин Рузвельт дал вдохновляющий пример решений именно тех проблем, которые и сегодня определяют суть человеческого бытия, сердцевину политики, экономики и общественной жизни – проблем, которые служат для нас как источником величайших надежд, так и причиной глубочайших страданий. Два предельно острых кризиса – Великая Депрессия и Великая война – выпали на его долю, и он сумел совладать с ними.

Объект  исследования – Соединённые Штаты  Америки в период правления Ф.Рузвельта.

Предмет исследования – идеология «нового  курса» Ф.Рузвельта.

Цель  исследования – изучить, как проводилась  программа «нового курса» и его  последствия.

Задачи  исследования – 1) изучить биографию  Ф.Рузвельта; 2) его работу на посту  президента; 3) развитие его новой  политической программы; 4) итоги его  деятельности. 
 
 
 
 
 
 

     

  Глава 1.

США в годы правления  Франклина Рузвельта

                                                                                                                                                1.1 Краткая биография и первые годы политической деятельности Рузвельта

        Франклин Делано Рузвельт родился 30 января 1882 года в Гайд-парке в штате Нью-Йорк в семье состоятельного землевладельца и предпринимателя, имевшей родственные связи с семействами миллиардеров Дюпонов и Асторов.    
Окончив Гарвардский университет и юридический факультет Колумбийского университета, Рузвельт занялся коммерческо-финансовой и политической деятельностью. 
     В 1905 году женился на своей дальней родственнице Элеоноре Рузвельт, племяннице Теодора Рузвельта (1858-1919) – государственного деятеля и президента США.  
     В 1907-1910 годах Рузвельт работал в юридической фирме. Он рано включился в активную политическую деятельность в рядах Демократической партии. В 1910 году Рузвельт был избран в сенат штата Нью-Йорк.  
Уже в 1913-1920 годах он был помощником морского министра в правительстве президента Вильсона, выступал за усиление военно-морской мощи США, что было насущно необходимо для осуществления политики «большой дубинки» в глобальном масштабе. 
      В 1920 году Рузвельт – кандидат на пост вице-президента США от Демократической партии. Но, потерпев поражение, он вернулся к частной юридической практике и предпринимательству.  
С августа 1921 года в результате полиомиелита Рузвельт на всю жизнь стал инвалидом и потерял способность свободно передвигаться, в связи, с чем до 1928 года оставался «в тени», не заявлял о себе на широкой общественной или политической арене, но становился все более заметной фигурой в руководстве Демократической партии. 2 
     В 1928 году он был избран губернатором влиятельного в экономическом и политическом отношении штата Нью-Йорк, что открывало дорогу в Белый дом. Пробыв два срока на посту губернатора, Рузвельт приобрел весьма ценный опыт, пригодившийся ему в годы президентства. В 1931 году, в момент обострения экономического кризиса, он создал в штате Временную чрезвычайную администрацию по оказанию помощи семьям безработных. Традиция общения с избирателями посредством радио (знаменитые "беседы у камелька") также восходит ко временам губернаторства Рузвельта.

       В президентской кампании 1932 года  Рузвельт одержал внушительную победу над Г. Гувером, не сумевшим вывести страну из экономического кризиса 1929-1933 годов ("Великой депрессии"). В ходе избирательной кампании Рузвельт изложил основные идеи социально-экономических преобразований, получившие по рекомендации его советников ("мозгового треста") название "Нового курса". В первые сто дней своего президентства (начавшегося в марте 1933 года) Рузвельт осуществил ряд важных реформ. Была восстановлена банковская система. В мае Рузвельт подписал закон о создании Федеральной чрезвычайной администрации помощи голодным и безработным. Был принят Закон о рефинансировании фермерской задолженности, а также Закон о восстановлении сельского хозяйства, который предусматривал государственный контроль за объемом производства сельскохозяйственной продукции. Рузвельт считал наиболее перспективным Закон о восстановлении промышленности, который предусматривал целый комплекс правительственных мер по регулированию промышленности. В 1935 году были проведены важные реформы в области труда, социального обеспечения, налогообложения, банковского дела и т. д. Впечатляющая победа на выборах 1936 года позволила Рузвельту в 1937-1938 годах продвинуться в области гражданского строительства, заработной платы и трудового законодательства. Принятые Конгрессом по инициативе президента законы являлись смелым экспериментом государственного регулирования с целью изменения распределительного механизма экономики и социальной защиты населения. Предвоенная внешняя политика Рузвельта отличалась, с одной стороны, гибкостью и реализмом, а с другой, противоречивостью и крайней осторожностью. Одной из внешнеполитических инициатив в первые месяцы после прихода Рузвельта к власти явилось дипломатическое признание СССР в ноябре 1933 года. В отношениях со странами Латинской Америки была провозглашена политика "доброго соседа", способствовавшая созданию межамериканской системы коллективной безопасности. Однако опасение за судьбу внутриполитических реформ и нежелание связывать США какими-либо обязательствами в сложной международной обстановке способствовали тому, что внешнеполитический курс Рузвельта носил характер нейтралитета (т. е. игнорировал различия между агрессором и жертвой). В результате невмешательства в итало-эфиопский конфликт (1935) и гражданскую войну в Испании законные правительства были лишены возможности закупать американское оружие и боеприпасы в борьбе с хорошо вооруженными державами "оси Берлин-Рим". Лишь в ноябре 1939 года, когда уже полыхала война в Европе, Рузвельт добился отмены статьи об эмбарго на продажу оружия и стал проводить политику помощи жертвам агрессии.3

1.2 Внутренняя и внешняя политика Ф.Рузвельта 

     В первые годы правления Рузвельт был связан боязнью правящего класса Америки, напуганного опытом Версаля, перенапрячь силы во внешнеполитической борьбе. Насколько мрачны были перспективы положения США в мире, можно судить по прогнозу высшего военного органа – Объединенного комитета начальников штабов, который на рубеже 30-х и 40-х годов не исключал возможности поражения США в войне и даже потере независимости. В параграфе восьмом документа, подписанного в середине 1941 года председателем Объединенного комитета начальников штабов генералом Маршаллом и адмиралом Старком, прямо говориться, что, «если Германии удастся покорить всю Европу, она сможет пожелать затем установить мир с Соединенными Штатами на несколько лет, чтобы закрепить свои завоевания, восстановить свою экономику и увеличить свои военные силы, с тем чтобы завоевать Южную Америку и одержать военную победу над Соединенными Штатами. Весьма вероятно, что в течении такого периода «мира» Германия будет стараться подорвать экономическую и политическую стабильность стран Южной Америки и создать марионеточные режимы, благоприятно относящиеся к закреплению на этом континенте германской военной мощи. При этих условиях у Германии будет больше шансов разгромить Соединенные Штаты».4

      Власть под руководством Рузвельта получила необычайные полномочия и возможности. Во времена Джорджа Вашингтона президент мог осуществлять только свои функции (да еще и жаловаться на скуку, как это делал первый президент) с небольшим числом помощников. Депрессия 30-х годов и, конечно же, начало мировой войны показали недостаточность прежнего аппарата исполнительной власти. Акт реорганизации 1939 года способствовал созданию гораздо более масштабной исполнительной службы президента. Хозяин Белого дома обзавелся такими мощными рычагами власти, как Бюро федерального бюджета, Служба экстренного управления и Отдел военной мобилизации и реконверсии. Государственная машина США начала приспосабливаться к колоссальным задачам нового времени. Огромный аппарат федеральной власти находился в полном подчинении хозяина Белого дома. Централизация процесса принятия внешнеполитических решений стала беспрецедентной. Причем Франклин Рузвельт контролировал исполнительную власть дольше, чем кто-либо другой в американской истории, - двенадцать с лишним лет.

     Рузвельт дал Америке социальный мир внутри страны и главенствующее положение вовне, новый социальный порядок и новую международную систему. Он обновил страну, сохранив все лучшее от прежних поколений. Этот человек создал Организацию Объединенных Наций. «У него был дар делать нужное дело в нужное время. И величайший дар вкладывать душу в наиболее позитивные импульсы своего времени», - сказал великий историк Алан Невинс.

В условиях нестабильности капиталистической  экономики безработицы, прогрессирующей  инфляции, необеспеченности неимущих и малоимущих слоев населения  сохраняется потребность в государственном  регулировании, одной из форм которого вступает деятельность буржуазного государства в социальной сфере.5

     «Новый курс» - это время интенсивного роста государственного аппарата, усложнения его структуры и функций. Только за первые два года рузвельтовского руководства число федеральных служащих увеличилось почти на 25 процентов, было 35 крупных самостоятельных ведомств (независимых министерств) и множество более мелких в составе традиционных министерств.                         Под влиянием «нового курса» деформировалась система отношений центрального правительства с субъектами федерации и их политическими подразделениями. В этом его социальные программы сыграли ведущую роль. Так же как принятое конгрессом законодательство, как правило, влекло за собой встречное законодательство штатов, условием выполнения программ являлось взаимодействие федеральных, штатных и местных органов. Отсюда широкий выход Вашингтона на периферию, усиление его диктата федерализма. Наблюдающийся в ХХ веке процесс превращения местного самоуправления в разновидность государственного управления шел в годы «нового курса» форсированными темпами. Параллельно ему развивались унитарные тенденции.6            

    В США о «новом курсе» постоянно пишут и много – историки, специалисты в области политических наук, экономисты, социологи, юристы. Естественно, профиль работы в каждом конкретном случае накладывает свой отпечаток на освещение темы, но есть и общие моменты, в значительной мере нивелирующие «ведомственные» различия в подходах к ней. В их числе – взгляд на «новый курс» как на период становления в США «государства благоденствия». Разногласия по этому поводу, как их суммирует бывший советник президента Рузвельта Р. Моли, касаются лишь того, каким этапом «нового курса» - первым (1933-1935 гг.) или вторым (1935-1938 гг.) – датировать превращение США в общество, где «сильные» через систему налогообложения и государственных расходов помогают «слабым», снабжая их «всем необходимым для жизнеобеспечения». В свою очаредь историки, главным образом из числа неолибералов (А. М. Шлезингер-младший, У. Э. Лехтенберг, Ф. Фридел и др.), уделяют повышенное внимание личности 32-го президента. Всемирно подчеркиваются его способности принимать решения, «чувство ситуации и перспективы», «иммунитет против доктринерства» и т.п. и, напротив, оттесняются на задний план или вовсе игнорируются его объективные чины «нового курса». Смещению акцентов способствует засилье биографического жанра в исторической литературе о «рузвельтовской эре».

Информация о работе «Новый курс» Рузвельта