Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение инноваций как фактора конкурентоспособности компаний.
Объектом курсовой работы является система инноваций (на примере организации ОАО Газпром).
В соответствие с озвученной выше целью были поставлены следующие задачи, впоследствии вошедшие в основу структуры курсовой работы:
- изучение понятия «инновация» и «инновационная деятельность», а также видов инноваций;
- рассмотрение путей стимулирования инновационной деятельности;
- анализ возможностей повышения конкурентоспособности путем внедрения инновационных технологий на примере ОАО Газпром.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………3
Понятие и виды инноваций…………………………………………..6
Повышение инновационного потенциала, как фактор обеспечения конкурентоспособности………………………………………………………....11
Система использования и внедрения инноваций в «ОАО Газпром»...........................................................................................................17
Заключение…………………………………………………………...27
Список используемой литературы………………………………....29
Приложения…..…………………

Файлы: 1 файл

Курсовая (Автосохраненный).docx

— 66.46 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ 

РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ»

Кафедра аналитического управления и оценочной  деятельности 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Экономика организации»

Тема: «Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности» 
 
 
 
 

Автор курсовой работы                                                                Гилязеев Р.И.

Группа                                                                                                             251

Научный руководитель                                   ассистент Мухаметзянова Г.М.

                                                                     «___» __________________ 2010 г. 
 
 

Казань 2010

    Содержание

  1. Введение ………………………………………………………………3
  2. Понятие и виды инноваций…………………………………………..6
  3. Повышение инновационного потенциала, как фактор обеспечения конкурентоспособности………………………………………………………....11
  4. Система использования и внедрения инноваций в «ОАО Газпром»...........................................................................................................17
  5. Заключение…………………………………………………………...27
  6. Список используемой литературы………………………………....29
  7. Приложения…..……………………………………………………...30

 

    

    Введение.

    Мы  живем в мире высоких технологий и прогресса. Почти все, что нас  окружает – достижение умственной деятельности человека, результат долгой и упорной работы. Мы сами делаем свой мир лучше и решаем, как  нам развиваться. Помогают нам в  этом такие, казалось бы, таинственные и непонятные на первый взгляд инновации. Ведь если бы не инновации, мы бы до сих  пор печатали на печатных машинках, а расчёты можно было бы произвести только с помощью счётов.

    Нововведения  всегда имели большое значение в  развитии производства. В современной  экономике роль инноваций значительно  возрастает с каждым днем.  Именно инновации становятся основополагающими  факторами экономического роста. Опыт развитых стран свидетельствует  о том, что коренные преобразования в области производительных сил  в эпоху НТР, быстрая сменяемость  ее волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение  нововведений стали нормой современной  экономической жизни. И если инновационный  подход играет возрастающую роль в  развитых странах, то в современной  России эта роль особенно велика.

    В условиях рыночной экономики и конкуренции  никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям.

      Актуальность предлагаемой курсовой  работы заключается в том, что  на основе нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций. На сегодняшний день возрастающая роль инноваций обусловлена, во-первых, самой природой рыночных отношений, во-вторых, необходимостью глубоких качественных преобразований в экономике России с целью выхода на траекторию устойчивого роста. 

    Повышение эффективности национальной экономики  и обеспечение конкурентоспособности  выпускаемой продукции зависит  от уровня развития инновационной деятельности, науки и технологий. Обеспечение устойчивого сбалансированного экономического развития и повышение качества возможны на основе создания условий для роста инновационного уровня и конкурентоспособности производства, выхода инновационной продукции на внутренний и внешний рынки,  импортозамещения на внутреннем рынке.

      Для достижения выше сказанного  необходимо решение следующих  вопросов, направленных на формирование  целостной эффективной инновационной  системы:

    - интеграция имеющихся ресурсов  и организационных структур и  их сосредоточение на приоритетных  направлениях развития инновационной сферы.

    - обеспечение условий для формирования  прогрессивного технологического  уклада и привлекательности инновационного  пространства путем создания  инновационной инфраструктуры, реализации  институциональной, ресурсно-кредитной,  налогово-бюджетной и тарифной политики.

    -повышение  спроса на инновации и привлечение  частного капитала к финансированию  отраслевых проектов технологического  перевооружения промышленности и других отраслей производства.

    - вовлечение научно-технического  кадрового и промышленного потенциала в процесс инноваций.

    - сокращение транзакционных издержек инновационных процессов в республике, в том числе путем минимизации рисков при реализации инновационных проектов за счет привлечения механизмов страховой защиты.

    -обеспечение  инновационного развития наукоемких  сфер народного хозяйства республики  путем создания и развития  отраслевой технико-технологической  базы для разработки и внедрения  высокотехнологичной и наукоемкой  продукции и технологий в производство  в форме  промышленных округов,  технополисов, технопарков .

    Целью работы является изучение инноваций  как фактора конкурентоспособности  компаний.

    Объектом  курсовой работы является система инноваций  (на примере организации ОАО Газпром).

    В соответствие с озвученной выше целью  были поставлены следующие задачи, впоследствии вошедшие в основу структуры курсовой работы:

    -  изучение понятия «инновация» и «инновационная деятельность», а также видов инноваций;

    - рассмотрение путей стимулирования инновационной деятельности;

    - анализ возможностей повышения конкурентоспособности путем внедрения инновационных технологий на примере ОАО Газпром.

 

    

    Понятие инновации и инновационной деятельности. 

    Инновация, с точки зрения Д.И. Кокурина,  — это коммерциализованное новшество, обладающее высокой эффективностью. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Она характеризуются введением на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. 

    Борисов А.Б. рассматривает понятие инновации как вложение средств в экономику, обеспечивающее смену техники и технологии; и в то же время это новая техника, технология, являющаяся результатом достижений научно-технического прогресса. Определяющим фактором инновации является развитие изобретательства, рационализации, появление крупных открытий.

    Сущность  понятия инновация заключается  в том, что — это не всякое новшество  или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность  действующей системы.

    Термин  «инновация» происходит от латинского «innovato», что означает «обновление» или «улучшение». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «новационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.

      Инновационная деятельность - процесс, направленный на обеспечение интенсивного и расширенного воспроизводства результатов интеллектуальной деятельности и их вовлечение в экономический и гражданско-правовой оборот для создания и реализации нового или усовершенствованного продукта (технологий, товаров, услуг), включая связанную с этим процессом подготовку (переподготовку) специализированных кадров путем обеспечения необходимыми материальными, финансовыми, интеллектуальными, информационными и иными ресурсами[2,c.11].

    Осуществление инновационной деятельности предполагает наличие соответствующего механизма  реализации ее целей и задач, базовый  элементом которой, позволяющей оценить принципиальную возможность такого осуществления, является инновационный потенциал.

    Для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие совокупности различных ресурсов, включая:

    - интеллектуальные (патенты, лицензии, инновационная программа предприятия);

    - материальные (технологическое оборудование, ресурс площадей);

    -  финансовые (собственный, заемные,  инвестиционные);

    - кадровые (персонал, заинтересованный  в инновациях, партнерские и личные  связи сотрудников, опыт управления  проектами);

    - инфраструктурные (собственные подразделения  НИОКР, отдел главного технолога,  отдел конкурентной разведки);

    - иные ресурсы, необходимые для  осуществления инновационной деятельности.

    Кроме того, представляется целесообразным классифицировать виды инноваций.  Рассмотрим виды инноваций и их особенности в таблице №1.

    Таблица №1

Вид инновации Сущность, особенности  инновации
Технологические Деятельность  организации, связанная с разработкой  и внедрением технологически новых  продуктов и процессов, а также  значительных технологических усовершенствований в продуктах и процессах; технологически новых или значительно усовершенствованных  услуг, новых или значительно  усовершенствованных способов производства (передачи) услуг. Технологическими инновациями  могут быть как те продукты, процессы, услуги и методы, которые организация  разрабатывает впервые, так и  те, которые перенимаются ею у других организаций.
Социальные Процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).
Продуктовые Разработка и внедрение технологически новых и технологически усовершенствованных продуктов. Технологически новый продукт - это продукт, чьи технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) или предполагаемое использование являются принципиально новыми либо существенно отличаются от аналогичных ранее производимых организацией продуктов. Такие инновации могут быть основаны на принципиально новых технологиях, либо на использовании или сочетании существующих технологий, либо на использовании результатов исследований и разработок.
Организационные Процесс реализация нового метода в ведении бизнеса, организации рабочих мест или организации внешних связей. Данные инновации направлены на повышение эффективности деятельности организации путем снижения административных и трансакционных издержек, путем повышения удовлетворенности работников организацией рабочих мест (рабочего времени) и тем самым повышения производительности труда, путем получения доступа к отсутствующим на рынке активам или снижения стоимости поставок.
Маркетинговые Процесс реализации новых или значительно улучшенных маркетинговых методов, охватывающих существенные изменения в дизайне и упаковке продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий. Направлены на более полное удовлетворение потребностей потребителей продуктов, открытие новых рынков сбыта, расширение состава потребителей продуктов и услуг с целью повышения объемов продаж.

Информация о работе Инновации как фактор обеспечения конкурентоспособности