Государство и общественные блага

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:10, курсовая работа

Краткое описание

Результаты функционирования общественного сектора воплощаются главным образом в общественных благах. Доходы и расходы государства должны как можно точнее соответствовать предъявляемым гражданами потребностям в конкретных общественных благах и целенаправленно использоваться для удовлетворения этих потребностей. Понимание особенностей общественных благ, умение их распознавать, находить оптимальные варианты обеспечения ими потребителей и анализировать возможности замещения общественных благ частными, а также навык сопоставления бюджетов всех уровней с реальным спросом и фактическим предложением общественных благ принципиально важны для обоснования социально-экономической политики.

Оглавление

Введение……………………………………………………………… 2
1.Государство……………………………………………………………3
1.1 Признаки государства……………………………………………….3
1.2 Функции государства………………………………………………..4
2. Общественные блага, их свойства и классификация ………………...5
2.1 Характерные особенности общественных благ………..……..............5
2.2 Виды общественных благ…………………………….……………...6
3.Несостоятельность рыночного равновесия на рынке общественных благ……………………………………………………………………….8
3.1 Спрос на общественные блага……………………………………......8
3.2 Эффективный объем и проблема безбилетника………………….......9
4. Роль государства в предоставлении общественных .………………...13
4.1 Формы государственного участия………………………………........13
4.2 Причины неэффективности государства…………………………….15
Заключение……………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 195.00 Кб (Скачать)

      В соответствии  со вторым критерием выделяются такие признаки благ, как избирательность (конкурентность) и неизбирательность (неконкурентность). Избирательность в потреблении означает, что получение определенных выгод от потребления блага одним субъектом делает невозможным то же самое для другого субъекта. Суть данного свойства состоит в том, что потребители вынуждены конкурировать за право потребления блага. Неизбирательность в потреблении означает, что получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможность получения тех же выгод для других. Множество людей совместно и одновременно пользуются защитой от пожаров и военного нападения, и нельзя сказать, кто из них «основной» получатель услуги, а кому достается внешний эффект. Численность пользователей может расти при стабильном уровне производства общественных благ. Например, нет надобности возводить дополнительный маяк рядом с построенным ранее, если возрастает число судов, проходящих мимо места, где расположен последний. Следовательно, несоперничество порождает необычные для рыночной экономики ситуации: если имеется индивид, желающий воспользоваться благом, но не готовый за него платить, оптимальное использование ресурсов предполагает предоставление ему данного блага даром.

Так для общественных благ характерны два свойства:

    • увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижения полезности, доставляемой каждому, из них;
    • ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно.

Необходимо отметить, что свойства, характерные для общественных благ, могут проявляться с разной степенью интенсивности.

 

 

2.2 Виды общественных  благ

 

      Необходимо отметить, что для очень немногих благ, таких, как, например, законодательство  или стратегические ядерные вооружения, численность индивидов, извлекающих  преимущества из их наличия, может едва ли не беспредельно увеличиваться без дополнительных затрат, а ограничение доступа к этим благам, если и осуществимо, то для целых групп, но не для отдельного лица персонально. На практике чаще встречаются несколько иные ситуации.

      Чистое частное благо – благо, которое обладает признаками избирательности и исключаемости. Потребление такого блага одним субъектом препятствует тому же для других и приносит полезность только его владельцу. Покупка порции мороженого кем-либо исключает ее доступность для других, а заключенная в ней полезность потребляется исключительно покупателем. Иначе говоря, чистое частное благо – благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу. Такие блага могут быть оценены и проданы поштучно и, в этом смысле, наиболее отвечают требованиям рыночного обмена.

      Чистое  частное благо – благо, доступное  в потреблении и приносящее  полезность только его владельцу.

      Чистое общественное  благо – благо, которое обладает  признаками неизбирательности и неисключаемости. Никто не может быть исключен из числа потребителей такого блага, а потребление его одним субъектом не ограничивает его полезность для других. Каждый отдельный гражданин пользуется выгодами от национальной обороны, не ущемляя при этом полезности, извлекаемой из нее другими. Одновременно никто не может быть исключен из числа потребителей этого блага. Следовательно, чистое общественное благо – благо, которое не может быть предоставлено кому-то отдельно и потребляемое только сообща.

       Чистые общественные  блага обладают рядом специфических  характеристик. Присущая им абсолютная  неизбирательность означает, что:

  • любое потребление кем-либо чистого общественного блага не влияет на предоставление его количества другим.
  • включение в потребление блага дополнительных потребителей не уменьшает выгод, извлекаемых от потребления блага существующими потребителями
  • предельные издержки предоставления блага дополнительному потребителю равны нулю

 

       Характерная для  чистых общественных благ полная неисключаемость указывает на то, что:

1.Данные блага  обладают неделимостью, следовательно, 2. не могут быть раздроблены  на единицы индивидуального потребления  и проданы поштучно, а значит 3. потребляются сообща.

       В силу указанных  особенностей чистые общественные блага не могут производиться посредством рынка. Типичные примеры чистых общественных благ – национальная оборона, пожарная служба, органы правопорядка, меры по защите окружающей среды, уличное освещение, беспроводные радио- и телепередачи.

       Можно сделать  вывод, что разным общественным  благам в неодинаковой мере  присущи свойства несоперничества  в потреблении и неисключаемости.  Те, которые в высокой степени обладают обоими свойствами, называются чистыми общественными благами. Те, у которых хотя бы одно из свойств выражено в умеренной степени, называются смешанными общественными благами. В связи с этим выделяют еще несколько видов благ, которые в той или иной степени обладают признаками и частного, и общественного блага.

      Блага  совместного потребление (общие блага) – это блага, характеризующиеся высокой степенью избирательности и низкой степенью исключаемости. Например, места парковки автомобилей на общественной стоянке доступны всем и в этом смысле являются неисключаемым благом. Однако использование парковочного места одним лицом делает невозможным то же для других, что придает благу признак избирательности. Специфика общественных благ состоит в том, что, несмотря на высокую степень конкурентности в потреблении, ограничение доступа к благу связано с высокими издержками. Чаще всего это блага, предоставляемые муниципалитетами, - общественные парки, пляжи, другие места общественного пользования, отчего их еще называют коммунальными. Совместный характер потребления таких благ обуславливает высокую степень конкуренции в отношении их использования, которое осуществляется по принципу «первый пришел – первый воспользовался».

        Коллективные блага (исключаемые  общественные блага) – это  блага, обладающие высокой степенью  исключаемости и низкой степенью избирательности. Прием телевизионного сигнала по кабельному телевидению одним субъектом не уменьшает возможности того же для других пользователей, притом с нулевыми предельными издержками. Поэтому конкурентность в потреблении этого блага является низкой. Однако данному благу можно без труда придать признак исключаемости, введя плату за подключение к сети кабельного телевиденья. То же относится к такому благу, как образование.       

В некоторых случаях степень  неизбирательность блага снижается  по мере роста числа его потребителей, и с определенного момента («точка перегрузки») предоставление такого блага дополнительному потребителю связано с ростом предельных издержек предоставления, то есть со снижением полезности для существующих потребителей. Такого рода общественные блага называют перегруженными. Перегружаемые общественные блага – это блага, неконкурентность в потреблении которых сохраняется только в рамках определенного числа потребителей. Типичными примерами таких благ являются объекты транспортной инфраструктуры (дороги, мосты) и культурного назначения (библиотеки, музеи). Суть здесь в том, что дополнительные пользователи не уменьшают доступности блага для других только для определенного момента. Так, по мере увеличения числа пользователей загруженность проезжей части дороги растет и скорость движения (полезность) снижается.

       Количество смешанного  общественного блага, доступного  для потребления, обычно поддается  увеличению; например, перегруженную  дорогу можно расширить. Однако  для этого требуются средства точно так же, как и для увеличения производства частных благ. Избегая чрезмерных затрат, пользователи нередко предпочитают мириться с довольно высокой степенью переполнения. При этом они делят между собой как издержки, так и выгоды. При прочих равных условиях желательно делить выгоды с относительно небольшим числом партнеров, а затраты — как можно с большим их числом.

       В некоторых  случаях, во избежание перегрузки, доступность к благу может  быть ограничена узким кругом  потребителей. Для этого создается особое объединение (клуб), которое обеспечивает совместное потребление блага ограниченным кругом лиц. Блага, доступность к потреблению которых ограничена членством в особых организациях, называются клубными благами. Экономическое содержание клубного блага состоит в том, что потребители блага имеют возможность извлекать желаемую полезность при меньших индивидуальных затратах. Охотничьи хозяйства, теннисные корты, поля для гольфа типичные примеры клубных благ.

       Следовательно,  необходимо искать оптимум, сопоставляя издержки и выгоды, причем оптимальная численность пользователей смешанного общественного блага не обязательно совпадает с численностью, при которой не ощущается перегрузка.

        Закономерно  возникают два тесно взаимосвязанных вопроса: при какой численности потребителей обеспечивается наиболее эффективное использование данного количества смешанного общественного блага (с учетом затрат на его производство) и какое количество блага наилучшим образом соответствует данному числу потребителей? Ответ на эти вопросы дает теория клубов. Задаваться подобными вопросами приходится, например, когда частному клубу надо определить для себя, с одной стороны, наиболее приемлемое число членов, а с другой — подходящие размеры помещений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Несостоятельность рыночного  равновесия на рынке общественных  благ

 

3.1 Спрос на общественные блага

 

     Общественные  блага не становятся объектами  обычных рыночных сделок; соответственно, предпочтения не проявляются  в привычных формах спроса. Спрос на общественные блага может, однако, существовать латентно, как восприятие потребителем полезности каждого из них в сопоставлении с другими благами, иными словами, как оценка того количества иных благ или денежных сумм, от которых потребитель согласился бы отказаться ради получения дополнительной единицы данного блага. Спрос на общественное благо, как и на частное, по сути, подразумевает цену, которую индивид потенциально был бы готов за него уплатить при том или ином объеме потребления. Формирование индивидуального спроса на чистое общественное благо подчиняется тем же принципам, что и спрос на чистое частное общественное благо. Прежде всего, это касается действия принципа убывающей предельной полезности. Так как предельная выгода от потребления дополнительной единицы общественного блага является убывающей, то кривые индивидуального спроса на чистое общественное благо имеют нисходящий наклон, как и в случае с чистым частным благом.

     Спрос на  чистое общественное благо определяется  уровнем его предельной полезности для потребителя при каждом данном уровне его цены, однако за этим внешним сходством скрываются существенные особенности.

     Во-первых, являясь  неделимым, чистое общественное  благо потребляется всеми потребителями  совместно и целиком. Это означает, что все потребители чистого общественного блага в данный момент времени потребляют одинаковое количество блага. Другими словами, объем потребления этого блага каждым отдельным потребителем равен объему предложения блага. Если, предположим, речь идет о национальной обороне, то отдельный гражданин страны потребляет объем блага, в точности равный тому, который обеспечивается ядерными силами сдерживания. При этом все граждане потребляют один и тот же объем данного блага.

     Во-вторых, при  потреблении чистого общественного блага величина предельной выгоды, извлекаемой одним потребителем, не снижает предельной выгоды блага для других потребителей. Причем все потребители получают выгоды одновременно. Это означает, что для каждого данного объема чистого общественного блага предельная общественная полезность его потребления представляет собой сумму индивидуальных предельных полезностей всех потребителей.

     Размер получаемых  предельных выгод можно оценивать  по разному. Предположим, женщины  оценивают предельные выгоды (МВж) от противоракетной обороны выше, чем мужчины (МВм). Однако, как бы ни различались их оценки предельных выгод, при каждом данном объеме предложения благ (Q) соответствующий этому объему размер предельных выгод будет получен и женщинами, и мужчинами. Следовательно, общественная, то есть получаемая обеими группами граждан, величина предельных выгод (МВо) будет определяться путем сложения размеров предельных выгод, которые получает каждая группа от каждого данного объема предложения благ:

                                                   (МВо = МВж+МВм)

    Совокупный спрос  на чистое общественное благо  формируется как сумма предельных  выгод каждого индивида, представленных  линиями спроса на общественное  благо каждого из них. Индивидуальному потребителю нет надобности целиком брать на себя «цену», по которой благо поставляется сообществу, достаточно внести некоторый вклад, соответствующий персональной готовности платить, причем оптимум достигается в том и только в том случае, если сумма определенных таким образом вкладов равна альтернативной стоимости ресурсов, которые нужны для получения единицы общественного блага.

    Анализируя особенности  формирования спроса на чистое  общественное благо, следует обратить  внимание на ряд существенных  обстоятельств:

- во-первых, потребление  чистого общественного блага  (в отличие от чистого частного  блага) не может быть скорректировано  соответственно потребностям потребителя;

- во-вторых, потребители  имеют разную готовность платить  за потребление одного и того же объема чистого общественного блага – соответственно уровню их индивидуальных предельных выгод;

- в-третьих, при спросе  на чистое общественное благо  цена, отражающая готовность потребителя  платить за единицу блага, не  является переменной величиной;

-в-четвертых, в случае  с чистыми общественными благами  (в отличие от чистых частных  благ) не существует соответствия  между издержками производства  единицы блага и ценой, которую  готов заплатить отдельный потребитель  блага.

Информация о работе Государство и общественные блага