Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 16:10, курсовая работа
Результаты функционирования общественного сектора воплощаются главным образом в общественных благах. Доходы и расходы государства должны как можно точнее соответствовать предъявляемым гражданами потребностям в конкретных общественных благах и целенаправленно использоваться для удовлетворения этих потребностей. Понимание особенностей общественных благ, умение их распознавать, находить оптимальные варианты обеспечения ими потребителей и анализировать возможности замещения общественных благ частными, а также навык сопоставления бюджетов всех уровней с реальным спросом и фактическим предложением общественных благ принципиально важны для обоснования социально-экономической политики.
Введение……………………………………………………………… 2
1.Государство……………………………………………………………3
1.1 Признаки государства……………………………………………….3
1.2 Функции государства………………………………………………..4
2. Общественные блага, их свойства и классификация ………………...5
2.1 Характерные особенности общественных благ………..……..............5
2.2 Виды общественных благ…………………………….……………...6
3.Несостоятельность рыночного равновесия на рынке общественных благ……………………………………………………………………….8
3.1 Спрос на общественные блага……………………………………......8
3.2 Эффективный объем и проблема безбилетника………………….......9
4. Роль государства в предоставлении общественных .………………...13
4.1 Формы государственного участия………………………………........13
4.2 Причины неэффективности государства…………………………….15
Заключение……………………………………………………………….17
Список литературы……………………………………
В соответствии со вторым критерием выделяются такие признаки благ, как избирательность (конкурентность) и неизбирательность (неконкурентность). Избирательность в потреблении означает, что получение определенных выгод от потребления блага одним субъектом делает невозможным то же самое для другого субъекта. Суть данного свойства состоит в том, что потребители вынуждены конкурировать за право потребления блага. Неизбирательность в потреблении означает, что получение выгод от потребления блага одним субъектом не ограничивает возможность получения тех же выгод для других. Множество людей совместно и одновременно пользуются защитой от пожаров и военного нападения, и нельзя сказать, кто из них «основной» получатель услуги, а кому достается внешний эффект. Численность пользователей может расти при стабильном уровне производства общественных благ. Например, нет надобности возводить дополнительный маяк рядом с построенным ранее, если возрастает число судов, проходящих мимо места, где расположен последний. Следовательно, несоперничество порождает необычные для рыночной экономики ситуации: если имеется индивид, желающий воспользоваться благом, но не готовый за него платить, оптимальное использование ресурсов предполагает предоставление ему данного блага даром.
Так для общественных благ характерны два свойства:
Необходимо отметить, что свойства, характерные для общественных благ, могут проявляться с разной степенью интенсивности.
2.2 Виды общественных благ
Необходимо отметить,
что для очень немногих благ,
таких, как, например, законодательство
или стратегические ядерные
Чистое частное благо – благо, которое обладает признаками избирательности и исключаемости. Потребление такого блага одним субъектом препятствует тому же для других и приносит полезность только его владельцу. Покупка порции мороженого кем-либо исключает ее доступность для других, а заключенная в ней полезность потребляется исключительно покупателем. Иначе говоря, чистое частное благо – благо, доступное в потреблении и приносящее полезность только его владельцу. Такие блага могут быть оценены и проданы поштучно и, в этом смысле, наиболее отвечают требованиям рыночного обмена.
Чистое
частное благо – благо,
Чистое общественное
благо – благо, которое
Чистые общественные
блага обладают рядом
Характерная для
чистых общественных благ полна
1.Данные блага
обладают неделимостью, следовательно,
2. не могут быть раздроблены
на единицы индивидуального
В силу указанных особенностей чистые общественные блага не могут производиться посредством рынка. Типичные примеры чистых общественных благ – национальная оборона, пожарная служба, органы правопорядка, меры по защите окружающей среды, уличное освещение, беспроводные радио- и телепередачи.
Можно сделать
вывод, что разным
Блага совместного потребление (общие блага) – это блага, характеризующиеся высокой степенью избирательности и низкой степенью исключаемости. Например, места парковки автомобилей на общественной стоянке доступны всем и в этом смысле являются неисключаемым благом. Однако использование парковочного места одним лицом делает невозможным то же для других, что придает благу признак избирательности. Специфика общественных благ состоит в том, что, несмотря на высокую степень конкурентности в потреблении, ограничение доступа к благу связано с высокими издержками. Чаще всего это блага, предоставляемые муниципалитетами, - общественные парки, пляжи, другие места общественного пользования, отчего их еще называют коммунальными. Совместный характер потребления таких благ обуславливает высокую степень конкуренции в отношении их использования, которое осуществляется по принципу «первый пришел – первый воспользовался».
Коллективные блага (
В некоторых случаях степень
неизбирательность блага
Количество смешанного
общественного блага,
В некоторых
случаях, во избежание
Следовательно, необходимо искать оптимум, сопоставляя издержки и выгоды, причем оптимальная численность пользователей смешанного общественного блага не обязательно совпадает с численностью, при которой не ощущается перегрузка.
Закономерно
возникают два тесно взаимосвяз
3.Несостоятельность рыночного
равновесия на рынке
3.1 Спрос на общественные блага
Общественные блага не становятся объектами обычных рыночных сделок; соответственно, предпочтения не проявляются в привычных формах спроса. Спрос на общественные блага может, однако, существовать латентно, как восприятие потребителем полезности каждого из них в сопоставлении с другими благами, иными словами, как оценка того количества иных благ или денежных сумм, от которых потребитель согласился бы отказаться ради получения дополнительной единицы данного блага. Спрос на общественное благо, как и на частное, по сути, подразумевает цену, которую индивид потенциально был бы готов за него уплатить при том или ином объеме потребления. Формирование индивидуального спроса на чистое общественное благо подчиняется тем же принципам, что и спрос на чистое частное общественное благо. Прежде всего, это касается действия принципа убывающей предельной полезности. Так как предельная выгода от потребления дополнительной единицы общественного блага является убывающей, то кривые индивидуального спроса на чистое общественное благо имеют нисходящий наклон, как и в случае с чистым частным благом.
Спрос на
чистое общественное благо
Во-первых, являясь
неделимым, чистое
Во-вторых, при потреблении чистого общественного блага величина предельной выгоды, извлекаемой одним потребителем, не снижает предельной выгоды блага для других потребителей. Причем все потребители получают выгоды одновременно. Это означает, что для каждого данного объема чистого общественного блага предельная общественная полезность его потребления представляет собой сумму индивидуальных предельных полезностей всех потребителей.
Размер получаемых
предельных выгод можно
Совокупный спрос
на чистое общественное благо
формируется как сумма
Анализируя особенности
формирования спроса на чистое
общественное благо, следует
- во-первых, потребление
чистого общественного блага
(в отличие от чистого
- во-вторых, потребители
имеют разную готовность
- в-третьих, при спросе
на чистое общественное благо
цена, отражающая готовность
-в-четвертых, в случае
с чистыми общественными