Человеческий фактор и безопасность полетов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:36, лекция

Краткое описание

Понятие «человеческий фактор» (ЧФ), хотя и является достаточно многосторонним и многозначным понятием, традиционно в первую очередь связывается с проблемой аварийности. Поскольку именно человек-оператор, как правило, является тем самым «слабым звеном» в технологической цепи современного производства, которое рвется и сводит на нет все самые хитроумные конструкторские решения.

Файлы: 1 файл

ЧФ и БП.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

 

Таблица 2

Результаты обследования лиц летного состава и студентов

различных специальностей с помощью теста «т86»

(по отдельным психологическим дихотомиям)

 

Специальность

Общее количеств

По признаку пола

Р/И

Л/Э

С/И

Э/И

Р

И

Л

Э

С

И

Э

И

Летная

175

Муж

131

44

158

17

150

25

99

76

75%

25%

90%

10%

86%

14%

57%

43%

Техническая

59

Муж

50

32

18

46

4

40

10

17

33

64%

36%

92%

8%

80%

20%

34%

66%

Жен

9

8

1

7

2

7

2

5

4

89%

11%

78%

22%

78%

22%

56%

44%

Гуманитарная

30

Муж

3

2

1

1

2

3

0

2

1

67%

33%

33%

67%

100

0

67%

33%

Жен

27

10

17

12

15

13

14

17

10

37%

63%

44%

56%

48%

52%

63%

37%

Техническая (всего)

59

Муж + жен

40

19

53

6

47

12

22

37

68%

32%

90%

10%

80%

20%

37%

63%

Гуманитарная (всего)

30

Муж + жен

12

18

13

17

16

14

19

11

40%

60%

43%

57%

53%

47%

63%

37%

Всех специальностей

264

Муж

228

165

63

205

23

195

35

118

110

72%

28%

90%

10%

85%

15%

52%

48%

Жен

36

18

18

19

17

20

16

22

14

50%

50%

53%

47%

56%

44%

61%

39%

Всего

264

Муж + жен

183

81

224

40

213

51

140

124

69%

31%

85%

15%

81%

19%

53%

47%

 

 

Это позволяет разработать стратегию подбора и формирования экипажей. В ТСК применение тестов «АСТ» и «ММ-1» позволяет правильно сформировать команды для одного из центральных упражнений — «Стелс», которое позволяет на практике отработать эффективное взаимодействие при решении конкретной задачи.

 

 

6.     НОВИЗНА И ПРИОРИТЕТНОСТЬ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА

 

Разработанная программа CRM России не имеет аналогов и кардинально отличается от западных программ подобного назначения.

К основным новым результатам следует отнести:

1. Создание программы по CRM в форме тренинга, с учетом основных черт российского менталитета.

2. Разработку количественных критериев эффективности тренинга и отдельных его упражнений, полностью отсутствующую в западных программах по CRM.

3. Применение математического аппарата теории катастроф для оценки потенциальной экстремальной работоспособности пилота.

4. Разработку упражнения «Особая ситуация», позволяющего повысить эффективность действий пилота в ОС.

5.       Применение систематического аппарата теории нечетких множеств для создания принципиально новых соционических тестов и соционических моделей пилота и экипажа.

6.       Разработку нового подхода к проблеме формирования оптимального экипажа.

          Программа внедрена Приказом ФАС № 139 от 09.06.99.

 

 

Литература

1.       Клюев А.В., Качалкин А.Н., Диденко Э.Б., Овчаров В.Е., Горбач Н.Г. Психологические аспекты проблемы «человеческого фактора» в авиационной аварийности: анализ и стратегия профилактики. — М.  Межгосударственный авиационный комитет. Комиссия по расследованию авиационных происшествий на воздушном транспорте. — НТЦ, 1996. — 85 с.

2.       Полтавец В.А. Исследование опасных ошибок экипажа по работе с системами самолета и предотвращение их конструктивными мерами // ВИНИТИ — Проблемы безопасности полетов. — 1998, № 6. — с.3-13.

3.       Рыжков В.П. Анализ состояния безопасности полетов и профилактической работы в частях армейской авиации за последние 10 лет (1988-1997 гг.) // ВИНИТИ — Проблемы безопасности полетов. — 1998, № 6. — с.45-57.

4.       Подготовка летного экипажа; оптимизация работы экипажа в кабине (CRM) и летная подготовка в условиях, приближенных к реальным (LOFT) / Циркуляр ИКАО 217-AN/132. — Канада, Монреаль, 1989. — 72 с.

5.       Морино Д.И. Поправка к приложению ИКАО предусматривает обязательную подготовку летных экипажей авиакомпаний в области человеческого фактора // ИКАО — 1995, № 3. — с.19-20.

6.       Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в 2001 году / Утвержден Начальником УГНБП ФСВТ России А.С.Рудаков 16.02.2000. — M;: ФСВТ России, 2000 — 85 с.

7.       Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в 1999 году  Утвержден Начальником УГНБП ФАС России А.В.Нерадько 15.02.99. — М.: ФАС России, 1999.

8.       Руководство по профессиональному психофизиологическому отбору в ГА / Под ред. И.В. Ряполова. — М.: Воздушный транспорт, 1986. — 102 с.

9.       Рекомендации по комплектованию летных экипажей и обеспечению оптимального морально-психологического климата (части I и II). — М.: ГосНИИГА, 1985. — 43 с.

10.   Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации за 1996 год / Утвержден Начальником Главной инспекции по безопасности полетов гражданских воздушных судов Российской Федерации Ю.Кореневским 18.02.97. — М.: ФАС России, 1997.

11.   Михайлик Н.Ф., Малишевский А.В. Концепция национальной системы специальной психологической подготовки летного состава . Прикладная психология. — № 4 — 1999. — с.30-44.

12.   Отчет о НИР № гос. рег. 01980010491 (шифр 72.2.7.96) — СПб.: Академия ГА, 1998. — 185 с.

13.   Михайлик Н.Ф., Малишевский А.В., Романенко В.В. Способ повышения профессиональной подготовки летного состава — Патент РФ № 2119357 от 24.01.97. Опубликован 27.09.98 — Бюллетень № 27.

14.   Михайлик Н.Ф., Малишевский А.В., Романенко В.В. Способ повышения профессиональной подготовки летного состава — Заявка на изобретение № 2000104895 от 18.02.2000.

15.   Михайлик Н.Ф., Джафарзаде Р.М., Малишевский А.В. Способ оценки работоспособности членов экипажа воздушного судна — Патент РФ № 2128006 от 26.08.97. Опубликован 27.03.99 — Бюллетень № 9.

16.   Мухтаров М.А., Малишевский А.В., Михайлик Н.Ф. Способ оценки эффективности взаимодействия членов экипажа воздушного судна. — Патент РФ № 2128471 от 14.05.98. Опубликован 10.04.99. — Бюллетень № 10.

17.   CRM России: Тренинг сильного командира (пятая редакция). Памятка участнику тренинга / Составйтелй А.В. Малишевский, Н.Ф.Михайлик.— СПб.: Академия ГА, НЛМК, ЦСПАП, 2000. — 82 с.

18.   Карапетян Г.С., Михайлик Н,Ф., Пичко С.П., Прокофьев А.И. Предупреждение неблагоприятных событий в полете, обусловленных деятельностью экипажа. — М.: Транспорт, 1989. — 173 с.

19.   Михайлик Н.Ф., Цитцер В.А. Исследования возможности использования теории катастроф для оценки работоспособности пилота в особой ситуации // Оптимизация летной эксплуатации и профессиональной подготовки летного состава. Психофизиологические проблемы профессиональной работоспособности специалистов гражданской авиации. — СПб.: Академия ГА, 1994.— с.98-106.

20.   Постон Т., Стюарт И. Теория катастроф и ее приложения. — М.: Мир, 1980. — 607 с.

21.   Джафарзаде Р.М., Ленгаров А.О., Малишевский А.В., Михайлик Н.Ф. Методика определения экстремальной работоспособности члена ЭВС // Безопасность полетов и человеческий фактор. — СПб.: Академия ГА, 1998.— с.17-28.

22.   Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. — М.: 000 «Фирма «Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 1998. — 448 с.

23.   Юнг К.Г. Психологические типы. — СПб.: Ювента; М.: Издательская фирма "Прогресс-Универс", 1995. — 716 с.

24.   Малишевский А.В., Михайлик Н.Ф., Мухтаров М.А. Новый подход к определению профессионально важных качеств члена экипажа воздушного судна // Безопасность полетов и человеческий фактор. — СПб.: Академия ГА, 1998. — с.61-66.

25.   Малишевский А.В., Михайлик Н.Ф., Мухтаров М.А. Соционическая характеристика экипажа (СХЭ): Понятие и способ определения // Безопасность полетов и человеческий фактор. — СПб.: Академия ГА, 1998. — с.53-60.

 

2



Информация о работе Человеческий фактор и безопасность полетов