Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:36, лекция
Понятие «человеческий фактор» (ЧФ), хотя и является достаточно многосторонним и многозначным понятием, традиционно в первую очередь связывается с проблемой аварийности. Поскольку именно человек-оператор, как правило, является тем самым «слабым звеном» в технологической цепи современного производства, которое рвется и сводит на нет все самые хитроумные конструкторские решения.
Таблица 2
Результаты обследования лиц летного состава и студентов
различных специальностей с помощью теста «т86»
(по отдельным психологическим дихотомиям)
Специальность | Общее количеств | По признаку пола | Р/И | Л/Э | С/И | Э/И | ||||||
Р | И | Л | Э | С | И | Э | И | |||||
Летная | 175 | Муж | 131 | 44 | 158 | 17 | 150 | 25 | 99 | 76 | ||
75% | 25% | 90% | 10% | 86% | 14% | 57% | 43% | |||||
Техническая | 59 | Муж 50 | 32 | 18 | 46 | 4 | 40 | 10 | 17 | 33 | ||
64% | 36% | 92% | 8% | 80% | 20% | 34% | 66% | |||||
Жен 9 | 8 | 1 | 7 | 2 | 7 | 2 | 5 | 4 | ||||
89% | 11% | 78% | 22% | 78% | 22% | 56% | 44% | |||||
Гуманитарная | 30 | Муж 3 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 0 | 2 | 1 | ||
67% | 33% | 33% | 67% | 100 | 0 | 67% | 33% | |||||
Жен 27 | 10 | 17 | 12 | 15 | 13 | 14 | 17 | 10 | ||||
37% | 63% | 44% | 56% | 48% | 52% | 63% | 37% | |||||
Техническая (всего) | 59 | Муж + жен | 40 | 19 | 53 | 6 | 47 | 12 | 22 | 37 | ||
68% | 32% | 90% | 10% | 80% | 20% | 37% | 63% | |||||
Гуманитарная (всего) | 30 | Муж + жен | 12 | 18 | 13 | 17 | 16 | 14 | 19 | 11 | ||
40% | 60% | 43% | 57% | 53% | 47% | 63% | 37% | |||||
Всех специальностей | 264 | Муж 228 | 165 | 63 | 205 | 23 | 195 | 35 | 118 | 110 | ||
72% | 28% | 90% | 10% | 85% | 15% | 52% | 48% | |||||
Жен 36 | 18 | 18 | 19 | 17 | 20 | 16 | 22 | 14 | ||||
50% | 50% | 53% | 47% | 56% | 44% | 61% | 39% | |||||
Всего | 264 | Муж + жен | 183 | 81 | 224 | 40 | 213 | 51 | 140 | 124 | ||
69% | 31% | 85% | 15% | 81% | 19% | 53% | 47% |
Это позволяет разработать стратегию подбора и формирования экипажей. В ТСК применение тестов «АСТ» и «ММ-1» позволяет правильно сформировать команды для одного из центральных упражнений — «Стелс», которое позволяет на практике отработать эффективное взаимодействие при решении конкретной задачи.
6. НОВИЗНА И ПРИОРИТЕТНОСТЬ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА
Разработанная программа CRM России не имеет аналогов и кардинально отличается от западных программ подобного назначения.
К основным новым результатам следует отнести:
1. Создание программы по CRM в форме тренинга, с учетом основных черт российского менталитета.
2. Разработку количественных критериев эффективности тренинга и отдельных его упражнений, полностью отсутствующую в западных программах по CRM.
3. Применение математического аппарата теории катастроф для оценки потенциальной экстремальной работоспособности пилота.
4. Разработку упражнения «Особая ситуация», позволяющего повысить эффективность действий пилота в ОС.
5. Применение систематического аппарата теории нечетких множеств для создания принципиально новых соционических тестов и соционических моделей пилота и экипажа.
6. Разработку нового подхода к проблеме формирования оптимального экипажа.
Программа внедрена Приказом ФАС № 139 от 09.06.99.
Литература
1. Клюев А.В., Качалкин А.Н., Диденко Э.Б., Овчаров В.Е., Горбач Н.Г. Психологические аспекты проблемы «человеческого фактора» в авиационной аварийности: анализ и стратегия профилактики. — М. Межгосударственный авиационный комитет. Комиссия по расследованию авиационных происшествий на воздушном транспорте. — НТЦ, 1996. — 85 с.
2. Полтавец В.А. Исследование опасных ошибок экипажа по работе с системами самолета и предотвращение их конструктивными мерами // ВИНИТИ — Проблемы безопасности полетов. — 1998, № 6. — с.3-13.
3. Рыжков В.П. Анализ состояния безопасности полетов и профилактической работы в частях армейской авиации за последние 10 лет (1988-1997 гг.) // ВИНИТИ — Проблемы безопасности полетов. — 1998, № 6. — с.45-57.
4. Подготовка летного экипажа; оптимизация работы экипажа в кабине (CRM) и летная подготовка в условиях, приближенных к реальным (LOFT) / Циркуляр ИКАО 217-AN/132. — Канада, Монреаль, 1989. — 72 с.
5. Морино Д.И. Поправка к приложению ИКАО предусматривает обязательную подготовку летных экипажей авиакомпаний в области человеческого фактора // ИКАО — 1995, № 3. — с.19-20.
6. Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в 2001 году / Утвержден Начальником УГНБП ФСВТ России А.С.Рудаков 16.02.2000. — M;: ФСВТ России, 2000 — 85 с.
7. Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в 1999 году Утвержден Начальником УГНБП ФАС России А.В.Нерадько 15.02.99. — М.: ФАС России, 1999.
8. Руководство по профессиональному психофизиологическому отбору в ГА / Под ред. И.В. Ряполова. — М.: Воздушный транспорт, 1986. — 102 с.
9. Рекомендации по комплектованию летных экипажей и обеспечению оптимального морально-психологического климата (части I и II). — М.: ГосНИИГА, 1985. — 43 с.
10. Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации за 1996 год / Утвержден Начальником Главной инспекции по безопасности полетов гражданских воздушных судов Российской Федерации Ю.Кореневским 18.02.97. — М.: ФАС России, 1997.
11. Михайлик Н.Ф., Малишевский А.В. Концепция национальной системы специальной психологической подготовки летного состава . Прикладная психология. — № 4 — 1999. — с.30-44.
12. Отчет о НИР № гос. рег. 01980010491 (шифр 72.2.7.96) — СПб.: Академия ГА, 1998. — 185 с.
13. Михайлик Н.Ф., Малишевский А.В., Романенко В.В. Способ повышения профессиональной подготовки летного состава — Патент РФ № 2119357 от 24.01.97. Опубликован 27.09.98 — Бюллетень № 27.
14. Михайлик Н.Ф., Малишевский А.В., Романенко В.В. Способ повышения профессиональной подготовки летного состава — Заявка на изобретение № 2000104895 от 18.02.2000.
15. Михайлик Н.Ф., Джафарзаде Р.М., Малишевский А.В. Способ оценки работоспособности членов экипажа воздушного судна — Патент РФ № 2128006 от 26.08.97. Опубликован 27.03.99 — Бюллетень № 9.
16. Мухтаров М.А., Малишевский А.В., Михайлик Н.Ф. Способ оценки эффективности взаимодействия членов экипажа воздушного судна. — Патент РФ № 2128471 от 14.05.98. Опубликован 10.04.99. — Бюллетень № 10.
17. CRM России: Тренинг сильного командира (пятая редакция). Памятка участнику тренинга / Составйтелй А.В. Малишевский, Н.Ф.Михайлик.— СПб.: Академия ГА, НЛМК, ЦСПАП, 2000. — 82 с.
18. Карапетян Г.С., Михайлик Н,Ф., Пичко С.П., Прокофьев А.И. Предупреждение неблагоприятных событий в полете, обусловленных деятельностью экипажа. — М.: Транспорт, 1989. — 173 с.
19. Михайлик Н.Ф., Цитцер В.А. Исследования возможности использования теории катастроф для оценки работоспособности пилота в особой ситуации // Оптимизация летной эксплуатации и профессиональной подготовки летного состава. Психофизиологические проблемы профессиональной работоспособности специалистов гражданской авиации. — СПб.: Академия ГА, 1994.— с.98-106.
20. Постон Т., Стюарт И. Теория катастроф и ее приложения. — М.: Мир, 1980. — 607 с.
21. Джафарзаде Р.М., Ленгаров А.О., Малишевский А.В., Михайлик Н.Ф. Методика определения экстремальной работоспособности члена ЭВС // Безопасность полетов и человеческий фактор. — СПб.: Академия ГА, 1998.— с.17-28.
22. Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. — М.: 000 «Фирма «Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 1998. — 448 с.
23. Юнг К.Г. Психологические типы. — СПб.: Ювента; М.: Издательская фирма "Прогресс-Универс", 1995. — 716 с.
24. Малишевский А.В., Михайлик Н.Ф., Мухтаров М.А. Новый подход к определению профессионально важных качеств члена экипажа воздушного судна // Безопасность полетов и человеческий фактор. — СПб.: Академия ГА, 1998. — с.61-66.
25. Малишевский А.В., Михайлик Н.Ф., Мухтаров М.А. Соционическая характеристика экипажа (СХЭ): Понятие и способ определения // Безопасность полетов и человеческий фактор. — СПб.: Академия ГА, 1998. — с.53-60.
2
Информация о работе Человеческий фактор и безопасность полетов