Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 17:36, лекция
Понятие «человеческий фактор» (ЧФ), хотя и является достаточно многосторонним и многозначным понятием, традиционно в первую очередь связывается с проблемой аварийности. Поскольку именно человек-оператор, как правило, является тем самым «слабым звеном» в технологической цепи современного производства, которое рвется и сводит на нет все самые хитроумные конструкторские решения.
Таблица 2
Результаты обследования лиц летного состава и студентов
различных специальностей с помощью теста «т86»
(по отдельным психологическим дихотомиям)
Специальность  | Общее количеств  | По признаку пола  | Р/И  | Л/Э  | С/И  | Э/И  | ||||||
Р  | И  | Л  | Э  | С  | И  | Э  | И  | |||||
Летная  | 175  | Муж  | 131  | 44  | 158  | 17  | 150  | 25  | 99  | 76  | ||
75%  | 25%  | 90%  | 10%  | 86%  | 14%  | 57%  | 43%  | |||||
Техническая  | 59  | Муж 50  | 32  | 18  | 46  | 4  | 40  | 10  | 17  | 33  | ||
64%  | 36%  | 92%  | 8%  | 80%  | 20%  | 34%  | 66%  | |||||
Жен 9  | 8  | 1  | 7  | 2  | 7  | 2  | 5  | 4  | ||||
89%  | 11%  | 78%  | 22%  | 78%  | 22%  | 56%  | 44%  | |||||
Гуманитарная  | 30  | Муж 3  | 2  | 1  | 1  | 2  | 3  | 0  | 2  | 1  | ||
67%  | 33%  | 33%  | 67%  | 100  | 0  | 67%  | 33%  | |||||
Жен 27  | 10  | 17  | 12  | 15  | 13  | 14  | 17  | 10  | ||||
37%  | 63%  | 44%  | 56%  | 48%  | 52%  | 63%  | 37%  | |||||
Техническая (всего)  | 59  | Муж + жен  | 40  | 19  | 53  | 6  | 47  | 12  | 22  | 37  | ||
68%  | 32%  | 90%  | 10%  | 80%  | 20%  | 37%  | 63%  | |||||
Гуманитарная (всего)  | 30  | Муж + жен  | 12  | 18  | 13  | 17  | 16  | 14  | 19  | 11  | ||
40%  | 60%  | 43%  | 57%  | 53%  | 47%  | 63%  | 37%  | |||||
Всех специальностей  | 264  | Муж 228  | 165  | 63  | 205  | 23  | 195  | 35  | 118  | 110  | ||
72%  | 28%  | 90%  | 10%  | 85%  | 15%  | 52%  | 48%  | |||||
Жен 36  | 18  | 18  | 19  | 17  | 20  | 16  | 22  | 14  | ||||
50%  | 50%  | 53%  | 47%  | 56%  | 44%  | 61%  | 39%  | |||||
Всего  | 264  | Муж + жен  | 183  | 81  | 224  | 40  | 213  | 51  | 140  | 124  | ||
69%  | 31%  | 85%  | 15%  | 81%  | 19%  | 53%  | 47%  | |||||
Это позволяет разработать стратегию подбора и формирования экипажей. В ТСК применение тестов «АСТ» и «ММ-1» позволяет правильно сформировать команды для одного из центральных упражнений — «Стелс», которое позволяет на практике отработать эффективное взаимодействие при решении конкретной задачи.
6. НОВИЗНА И ПРИОРИТЕТНОСТЬ ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА
Разработанная программа CRM России не имеет аналогов и кардинально отличается от западных программ подобного назначения.
К основным новым результатам следует отнести:
1. Создание программы по CRM в форме тренинга, с учетом основных черт российского менталитета.
2. Разработку количественных критериев эффективности тренинга и отдельных его упражнений, полностью отсутствующую в западных программах по CRM.
3. Применение математического аппарата теории катастроф для оценки потенциальной экстремальной работоспособности пилота.
4. Разработку упражнения «Особая ситуация», позволяющего повысить эффективность действий пилота в ОС.
5. Применение систематического аппарата теории нечетких множеств для создания принципиально новых соционических тестов и соционических моделей пилота и экипажа.
6. Разработку нового подхода к проблеме формирования оптимального экипажа.
Программа внедрена Приказом ФАС № 139 от 09.06.99.
Литература
1. Клюев А.В., Качалкин А.Н., Диденко Э.Б., Овчаров В.Е., Горбач Н.Г. Психологические аспекты проблемы «человеческого фактора» в авиационной аварийности: анализ и стратегия профилактики. — М. Межгосударственный авиационный комитет. Комиссия по расследованию авиационных происшествий на воздушном транспорте. — НТЦ, 1996. — 85 с.
2. Полтавец В.А. Исследование опасных ошибок экипажа по работе с системами самолета и предотвращение их конструктивными мерами // ВИНИТИ — Проблемы безопасности полетов. — 1998, № 6. — с.3-13.
3. Рыжков В.П. Анализ состояния безопасности полетов и профилактической работы в частях армейской авиации за последние 10 лет (1988-1997 гг.) // ВИНИТИ — Проблемы безопасности полетов. — 1998, № 6. — с.45-57.
4. Подготовка летного экипажа; оптимизация работы экипажа в кабине (CRM) и летная подготовка в условиях, приближенных к реальным (LOFT) / Циркуляр ИКАО 217-AN/132. — Канада, Монреаль, 1989. — 72 с.
5. Морино Д.И. Поправка к приложению ИКАО предусматривает обязательную подготовку летных экипажей авиакомпаний в области человеческого фактора // ИКАО — 1995, № 3. — с.19-20.
6. Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в 2001 году / Утвержден Начальником УГНБП ФСВТ России А.С.Рудаков 16.02.2000. — M;: ФСВТ России, 2000 — 85 с.
7. Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации в 1999 году Утвержден Начальником УГНБП ФАС России А.В.Нерадько 15.02.99. — М.: ФАС России, 1999.
8. Руководство по профессиональному психофизиологическому отбору в ГА / Под ред. И.В. Ряполова. — М.: Воздушный транспорт, 1986. — 102 с.
9. Рекомендации по комплектованию летных экипажей и обеспечению оптимального морально-психологического климата (части I и II). — М.: ГосНИИГА, 1985. — 43 с.
10. Анализ состояния безопасности полетов в гражданской авиации Российской Федерации за 1996 год / Утвержден Начальником Главной инспекции по безопасности полетов гражданских воздушных судов Российской Федерации Ю.Кореневским 18.02.97. — М.: ФАС России, 1997.
11. Михайлик Н.Ф., Малишевский А.В. Концепция национальной системы специальной психологической подготовки летного состава . Прикладная психология. — № 4 — 1999. — с.30-44.
12. Отчет о НИР № гос. рег. 01980010491 (шифр 72.2.7.96) — СПб.: Академия ГА, 1998. — 185 с.
13. Михайлик Н.Ф., Малишевский А.В., Романенко В.В. Способ повышения профессиональной подготовки летного состава — Патент РФ № 2119357 от 24.01.97. Опубликован 27.09.98 — Бюллетень № 27.
14. Михайлик Н.Ф., Малишевский А.В., Романенко В.В. Способ повышения профессиональной подготовки летного состава — Заявка на изобретение № 2000104895 от 18.02.2000.
15. Михайлик Н.Ф., Джафарзаде Р.М., Малишевский А.В. Способ оценки работоспособности членов экипажа воздушного судна — Патент РФ № 2128006 от 26.08.97. Опубликован 27.03.99 — Бюллетень № 9.
16. Мухтаров М.А., Малишевский А.В., Михайлик Н.Ф. Способ оценки эффективности взаимодействия членов экипажа воздушного судна. — Патент РФ № 2128471 от 14.05.98. Опубликован 10.04.99. — Бюллетень № 10.
17. CRM России: Тренинг сильного командира (пятая редакция). Памятка участнику тренинга / Составйтелй А.В. Малишевский, Н.Ф.Михайлик.— СПб.: Академия ГА, НЛМК, ЦСПАП, 2000. — 82 с.
18. Карапетян Г.С., Михайлик Н,Ф., Пичко С.П., Прокофьев А.И. Предупреждение неблагоприятных событий в полете, обусловленных деятельностью экипажа. — М.: Транспорт, 1989. — 173 с.
19. Михайлик Н.Ф., Цитцер В.А. Исследования возможности использования теории катастроф для оценки работоспособности пилота в особой ситуации // Оптимизация летной эксплуатации и профессиональной подготовки летного состава. Психофизиологические проблемы профессиональной работоспособности специалистов гражданской авиации. — СПб.: Академия ГА, 1994.— с.98-106.
20. Постон Т., Стюарт И. Теория катастроф и ее приложения. — М.: Мир, 1980. — 607 с.
21. Джафарзаде Р.М., Ленгаров А.О., Малишевский А.В., Михайлик Н.Ф. Методика определения экстремальной работоспособности члена ЭВС // Безопасность полетов и человеческий фактор. — СПб.: Академия ГА, 1998.— с.17-28.
22. Аугустинавичюте А. Соционика: Введение. — М.: 000 «Фирма «Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 1998. — 448 с.
23. Юнг К.Г. Психологические типы. — СПб.: Ювента; М.: Издательская фирма "Прогресс-Универс", 1995. — 716 с.
24. Малишевский А.В., Михайлик Н.Ф., Мухтаров М.А. Новый подход к определению профессионально важных качеств члена экипажа воздушного судна // Безопасность полетов и человеческий фактор. — СПб.: Академия ГА, 1998. — с.61-66.
25. Малишевский А.В., Михайлик Н.Ф., Мухтаров М.А. Соционическая характеристика экипажа (СХЭ): Понятие и способ определения // Безопасность полетов и человеческий фактор. — СПб.: Академия ГА, 1998. — с.53-60.
2
Информация о работе Человеческий фактор и безопасность полетов