Авиация МЧС

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 19:59, реферат

Краткое описание

Авиация МЧС России была образована 10 мая 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 457 «О создании Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России».
Сегодня авиация Министерства выполняет широкий круг задач, главная из которых – авиационное обеспечение экстренного реагирования сил «чрезвычайного» ведомства при возникновении крупномасштабных аварий и катастроф природного и техногенного характера. В рамках этой задачи на место ЧС доставляются спасатели, медики, снаряжение и оборудование.

Оглавление

Авиация МЧС…………………………………………………….3
Помощник министра (начальника авиации) МЧС
Рафаиль Шакурович Закиров…………………………………..7
Авиапарк МЧС……………………………………………………9
"ГЛОБАЛАВИАСПАС" – ПЕРСПЕКТИВА СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕХАНИЗМА СПАСЕНИЯ………………...21

Файлы: 1 файл

1.doc

— 466.00 Кб (Скачать)

Учебно – методические материалы по авиации МЧС России

 

Оглавление

Авиация МЧС…………………………………………………….3

Помощник  министра (начальника авиации) МЧС

Рафаиль Шакурович  Закиров…………………………………..7

Авиапарк  МЧС……………………………………………………9

"ГЛОБАЛАВИАСПАС" – ПЕРСПЕКТИВА СОЗДАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО МЕХАНИЗМА СПАСЕНИЯ………………...21

 

                           

 

 

Авиация МЧС

 

Авиация МЧС  России была образована 10 мая 1995 г. в  соответствии с постановлением Правительства  Российской Федерации № 457 «О создании Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России».

 

Сегодня авиация  Министерства выполняет широкий  круг задач, главная из которых –  авиационное обеспечение экстренного  реагирования сил «чрезвычайного»  ведомства при возникновении  крупномасштабных аварий и катастроф  природного и техногенного характера. В рамках этой задачи на место ЧС доставляются спасатели, медики, снаряжение и оборудование.

 

Другая важная задача – участие авиации в  поисково-спасательных работах, включающих в себя воздушную разведку местности, наведение поисково-спасательных групп на объекты поиска, десантирование спасателей, эвакуацию пострадавших из районов ЧС.

 

Авиация МЧС  выполняет, кроме того, авиационно-спасательные работы, непосредственно связанные  с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций. В первую очередь это относится к тушению пожаров с воздуха, причем как в России, так и за рубежом.

 

В рамках международной  деятельности Министерства авиация  привлекается для доставки гуманитарной помощи и других жизненно важных грузов в зарубежные страны и эвакуации из «горячих точек» российских граждан и подданных стран СНГ.

 

В 1995-2005 гг. авиация  МЧС участвовала более чем  в 300 спасательных и гуманитарных операциях  международного, федерального и регионального  уровней. Многое из того, что было сделано авиацией МЧС за прошедшие 10 лет, было сделано впервые в истории Министерства, России и мира.

 

Основным  авиационным формированием МЧС  России является Федеральное государственное  унитарное авиационное предприятие, которое было создано для оперативного реагирования на возникающие чрезвычайные ситуации, проведения специальных поисково-спасательных операций, своевременной доставки сил и средств в районы аварий, катастроф и стихийных бедствий.

 

Осуществлению экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации способствует развитие современных авиационных технологий спасения как наиболее эффективных способов реагирования на чрезвычайные ситуации и спасения терпящих бедствие людей.

Современный парк специальных самолетов и  вертолетов МЧС России позволяет  создавать авиационную группировку для пожаротушения, спасения людей в труднодоступных местах и на воде, организовывать воздушные пункты управления, ведения инженерной, радиационной и химической разведки, оказывать экстренную медицинскую помощь в крупных мегаполисах и т.д.

Авиация МЧС  России имеет в своем штатном  составе следующие части и  подразделения:

государственное унитарное авиационное предприятие  с парком специальных самолетов  и вертолетов:

6 самолетов  Ил-76ТД (транспортно-десантные и  пожарные), 2 самолета Ан-74П (универсальные транспортные самолеты короткого взлета и посадки), Як-42Д и Ил-62М (воздушные пункты управления), оснащенные специальной связью, а также предназначенные для перевозки людей и выполнения специальных полетов;

отдельную смешанную  авиационную эскадрилью, имеющую в своем составе самолеты Ил-76ТД и вертолеты Ми-26Т и Ми-8МТ;

два отдельных  вертолетных отряда региональных центров  МЧС России, имеющих в своем  составе вертолеты Ми-26Т, Ми-8МТ и  МВТ, Ка-32Т и Ми-2;

базу аэродромного и материально-технического обеспечения.

 

Состав собственной  авиационной группировки сформирован  в соответствии с концепцией авиационного обеспечения деятельности МЧС России на период до 2005 года, согласно которой  эта группировка определена как  силы и средства первого эшелона.

Авиационная группировка оптимизирована в том  составе, который минимально необходим  для обеспечения экстренного  реагирования на чрезвычайные ситуации, для гуманитарных операций, а также  для удовлетворения внутренних потребностей в грузовых и пассажирских перевозках.

Противопожарный самолет Ил-76ТД оснащен двумя  специальными выливными авиационными приборами (ВАП-2). Два бака ВА-2 вмешают 42000л воды или специальной огнегасящей  жидкости.

В последнее  время авиация МЧС России активно  использует при тушении пожаров также водосливные устройства ВСУ-5 и ВСУ-15 емкостью 5 и 15 кубометров на вертолетах Ми-8 и Ми-26 соответственно.

Воздушные суда, как правило, многофункциональны.

Например, Ил-62М, оборудованный в варианте командного пункта, способен выполнять следующие задачи: управлять силами и средствами, привлекаемыми к ликвидации чрезвычайных ситуаций; осуществлять эвакуацию российских граждан из-за рубежа и зон чрезвычайных ситуаций; выполнять перевозки оперативных групп МЧС России, а также экспертов других министерств и ведомств (до 114 человек), доставлять правительственные делегации и осуществлять специальные полеты.

Многочисленные  задачи выполняют и вертолеты  Ми-26Т, Ми-8МТ, Ка-32Т, которые не требуют  специальных аэродромов, могут обслуживать  труднодоступные территории.

Они доставляют в города и поселки страны все  необходимое для нормальной жизнедеятельности  людей, пострадавших в чрезвычайных ситуациях, выполняют поисково-спасательные работы, ведут борьбу с крупными лесными пожарами, участвуют в  гуманитарных и эвакуационных операциях, ведут инженерную, радиационную, химическую и биологическую разведку, осуществляют трансляцию и ретрансляцию информации в опасных для человека чрезвычайных ситуациях, ведут патрулирование лесных массивов и торфяников и т.д. Указанные воздушные суда составляют силы экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации территориального и регионального масштабов, включаются в состав первого эшелона и резерва региональной группировки сил РСЧС.

Это в значительной мере усиливает региональную составляющую сил и средств РСЧС

В вертолетную  эскадрилью ГУАП МЧС России входят вертолеты Бо-105 и Бк-117 (производство франко-немецкой фирмы "Еврокоптер"), которые перевозятся на большие  расстояния самолетами Ил-76ТД для участия  в аварийно-поисковых работах. Время приведения их в готовность после выгрузки составляет не более 30 минут.

Вертолеты Бо-105 и Бк-117 широко используются в Москве для перевозки тяжелобольных  и пострадавших, нуждающихся в  экстренной медицинской помощи. В  перспективе вертолеты Бо-105 могут войти в состав аэромобильного авиационно-спасательного комплекса по поиску и спасению воздушных судов.

Опыт эксплуатации Бо-105 использован при доработке  и корректировке тактико-технических  требований к вертолету Ка-226, предназначаемому для участия в аварийно-поисковых работах в условиях городской застройки или горной местности.

Дальнейшее  совершенствование авиационной  техники МЧС России способствует поддержанию и развитию отечественных  авиационных спасательных технологий.

По заказу МЧС России разработан аварийно-спасательный вертолет легкого класса Ка-226А, который планируется использовать в особо сложных условиях для доставки пострадавших в клиники, патрулирования крупнейших автомагистралей и экологического мониторинга окружающей среды.

Завершен основной этап летных испытаний многоцелевого самолета-амфибии Бе-200ЧС. Этот самолет способен забирать 12 тонн воды в режиме глиссирования, что существенно повысит эффективность пожаротушения.

В соответствии с принятой концепцией авиационного обеспечения деятельности МЧС России предусматривается дальнейшее развитие авиационных технологий. Разработаны и успешно прошли предварительные испытания подвесная корзина для транспортировки пострадавших до 10 человек на внешней подвеске вертолета Ми-8, а также вертолетная система взрывного дробления ледовых заторов с использованием фюзеляжного раскладчика зарядов взрывчатых веществ.

В ходе реформирования авиации МЧС России планируется  до 2005 года в создаваемых региональных спасательных центрах развернуть вертолетные комплексы экстренного реагирования и авиационные комендатуры. Авиапарк пополнится новыми аварийно-спасательными вертолетами и многоцелевыми самолетами.

Все это может  существенно повысить возможности, работоспособность авиации МЧС  России, мобильность спасательных сил, а следовательно, сократить сроки реагирования на чрезвычайные ситуации.

Жизнь показывает, что почти ни одна задача по спасению человека не решается сегодня без  участия авиации.

Авиация –  это та основа, на которой строится мобильность и эффективность действий Чрезвычайной службы России.

 

Помощник  министра (начальника авиации) МЧС

Рафаиль Шакурович Закиров

 

 

Самой крупной операцией  с применением авиации МЧС  России стало тушение в мае 2004 года лесных пожаров в Курганской области. В состав противопожарной авиационной группировки министерства вошли два самолета-танкера Ил-76ТД, три вертолета Ми-26Т и два вертолета Ми-8МТВ, оборудованные специальными выливными приборами.

 

Рафаиль Шакурович  Закиров родился 20 мая 1949 года в городе Казань Татарской АССР. С 1968 по 1972 гг. учился в Сызранском высшем военном авиационном училище. В 1982 году закончил Военно-воздушную академию имени Ю. А. Гагарина.

 

После академии Рафаиль Шакурович был назначен заместителем командира 162-го отдельного вертолетного полка ВВС Туркестанского военного округа. С 1983 по 1988 гг. проходил службу в Группе советских войск Германии в должности командира 225-го отдельного вертолетного полка ВВС. С 1988 по 1992 гг. Р. Ш. Закиров проходил службу на старших командных должностях. В 1992 году был назначен заместителем начальника боевой подготовки Управления командующего авиации cухопутных войск.

 

В МЧС России с 1995 года Рафаиль Шакурович занимал  должности начальника Управления авиации, начальника авиации МЧС России - директора Государственного унитарного авиационного предприятия, а также начальника авиации - начальника Управления авиации МЧС России.

 

Под руководством Рафаиля Закирова Управлением авиации  МЧС России разработаны уникальные технологии тушения пожаров для  вертолетов Ми-8, Ка-32 и Ми-26 с применением водосливных устройств ВСУ-5 и ВСУ-15, борьбы с разливами нефти с помощью ВОП-3, а также технологии тушения крупных природных и техногенных пожаров с применением самолетов Ил-76 и водосливных устройств ВАП-2, не имеющих аналогов в мировой практике.

 

За разработку ВСУ-15 в 1998 году Р. Закиров с группой  авторов разработки удостоен звания лауреата премии МЧС России.

 

Позже, в 2002 году, под его руководством были разработаны  подвесной вертолетный опрыскиватель - ВОП-3, способы борьбы с крупными разливами нефтепродуктов на морских акваториях и способы обеспечения дегазации и дезактивации зараженных участков местности. ВСУ-5, ВСУ-15, ВАП-2, ВОП-3 и работа авиации с ними неоднократно демонстрировались на различных авиасалонах, выставках, учениях и всякий раз получали высокую оценку отечественных и зарубежных специалистов.

 

Возглавляемая Р. Закировым авиация МЧС России в 1995-2004 гг. принимала участие более  чем в 300 спасательных и гуманитарных акциях международного, российского  и регионального характера.

 

С 31 марта  по 30 октября 2004 года Рафаиль Шакурович  работал в должности помощника  министра (начальника авиации) МЧС России. С 1 ноября 2004 года Р. Закиров назначен на должность начальника авиации - начальника Управления авиации и авиационно-спасательных технологий МЧС России.

 

За время  службы Рафаиль Шакурович Закиров  награжден орденами "Красной звезды", "За военные заслуги", Мужества и "За заслуги перед Отечеством" IV степени. За умелое руководство авиацией МЧС России, своевременное и качественное выполнение заданий Правительства по оказанию гуманитарной помощи и ликвидации последствий ЧС, за поднятие авторитета МЧС России в стране и за рубежом Р. Ш. Закиров также награжден именным холодным и огнестрельным оружием.

 

В 2004 году авиация МЧС России выполнила более 11,3 тысячи полетов, в том числе в зоны чрезвычайных ситуаций. В текущем году самолеты и вертолеты "чрезвычайного" ведомства перевезли в общей сложности 17,9 тысячи человек и 14 тысяч тонн грузов.

 

В июне 2004 года под руководством Закирова авиационная группа участвовала в международных учениях "Калининград - 2004" и заслужила самую высокую оценку руководства Министерства и иностранных наблюдателей 22 стран.

 

Самой крупной операцией  с применением авиации МЧС  России стало тушение в мае 2004 года лесных пожаров в Курганской области. В состав противопожарной авиационной группировки министерства вошли два самолета-танкера Ил-76ТД, три вертолета Ми-26Т и два вертолета Ми-8МТВ, оборудованные специальными выливными приборами.

 

В период с 14 по 20 мая авиация МЧС России совершила в Курганской области 145 вылетов на тушение крупных очагов лесных пожаров. На них было сброшено в общей сложности 12 тысяч 789 тонн воды и специальных огнетушащих реагентов. Благодаря оперативным и профессиональным действиям авиаторов МЧС России удалось не допустить подхода огня к 13 населенным пунктам.

 

Авиапарк  МЧС

В настоящее  время авиация МЧС включает в  себя транспортные самолеты Ил-76ТД, которые  могут быть переоборудованы в  пожарные всего за четыре часа. Воздушные пункты управления на базе самолетов Як-42Д и Ил-62М. Самолеты короткого взлета и посадки Ан-74П, незаменимые на аэродромах Сибири и Дальнего Востока. Новый многоцелевой самолет Ан-3 с турбовинтовым двигателем.

Информация о работе Авиация МЧС