Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 13:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Авиационная безопасность"
1.Основные понятия и общие положения.
Транспортная безопасность – это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры, авиации от АНВ. Под АНВ понимается противоправные действия или бездействия угрожающие безопасности деятельности ГА, повлекшие за собой материальный ущерб, несчастные случаи с людьми, угон ВС, либо создание таких последствий.
Уровень безопасности – степень защищенности транспортного комплекса, соответствующий степени угрозы совершения АНВ.
Категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – это отнесения их к определенным категориям, с учетом степени АНВ .
Оценки уязвимости ТО и ТС – определенной степени защищенности и объектов и ТС от угроз АНВ.
Субъекты в транспортной инфраструктуре – физические или юридические лица, являющиеся собственником ТО или ТС, и использующие их на законном основаниях.
Авиационная безопасность – состояние защищенности ГА от незаконного вмешательства в ее деятельность (термин риска). Вероятность отсутствия риска связан с возможностью нанесения ущерба от незаконного вмешательства в её деятельность.
2.Международные
правовые акты по АБ. Документы ИКАО.
Обеспечение Авиационной безопасности
- многоаспектная проблема актуальность
ее эффективного решения возрастает с
каждым годом.
Мировые сообщества своевременно отреагировали
на опасность воздушного терроризма, разработаны
программы по борьбе с АНВ. С этой целью
ИКАО разработано 5 правовых документов,
направленных против незаконного захвата
и угона ВС.
Начало международно-правового регулирования
было положено в 1963 г. (Токийская Конвенция
о преступлениях и некоторых других актах,
совершаемых на борту). В ней была впервые
сделана попытка дать юридическую квалификацию
незаконного захвата ВС или незаконного
вмешательства в его эксплуатацию.
Вторым актом в области борьбы с АНВ стала
Конвенция о борьбе с незаконным захватом
ВС, подписана в Гааге 1970 г., которая впервые
квалифицировала акт незаконного захвата
ВС как преступление, сопровождаемое насилием
либо угрозой применения насилия. При
этом ВС должно находится в полете, а преступление
должно быть совершено на борту ВС.
Монреальская конвенция (1971г.) о борьбе
с незаконными актами, направлена против
безопасности ГА, предназначена для предотвращения
и предупреждения актов саботажа и насилия,
направленных против какого-либо конкретного
ВС. Значительно расширен перечень признаков,
определяющих те или иные действия в качестве
актов незаконного вмешательства в деятельность
гражданской авиации. В ней указано, что
любое лицо совершает преступление, если
оно незаконно и преднамеренно: совершает
акт насилия в отношении лица, находящегося
на борту ВС в полете, если такой акт угрожает
безопасности этого ВС.
Протокол о
борьбе с незаконными актами насилия
в аэропортах, обслуживающих международную
гражданскую авиацию(1971г.)
В 70 г. появилась необходимость создания
руководящих принципов, которые стандартизировали
положения АБ.
СОВЕТ ИКАО в соответствии 38;39;54 принял
приложение №17 «Безопасность. Защита
М.Г.А. от АНВ» была создана основа для
дальнейшего совершения технико-юридических
норм, регулирующих эту сферу.
ИКАО разработал руководства для защиты
ГА ОТ АНВ(8973), которое предназначено для
оказания помощи государствам в осуществлении
национальных программ по Аб, предусматриваемых
технические требования приложений Чикагской
Конвенции инструктивный, рекомендательный
материал по большинству вопросов ОАБ.
Целью руководства является оказание
помощи государству, путем оказания правовых
рамок по мобильности материальных, технических,
людских ресурсов для предотвращения,
а при необходимости принятия в случае
АНВ.
В конечном результате каждое
государство должно приянть национальную
программу для АБ, своих обязанностей
по конвенциям, участниками которых они
являются.
Для того, чтобы государство располагало
исчерпающими. Элементами ,ИКАО разработана
техн.инструкции по перевозке опасных
грузов по воздуху. И ПАНС относит действий,
которые должны предприниматься государствами
для борьбы с АНВ.
3. Целями системы ОАБ
в ГА яв-ся:
-предупреждение нападения
- сведение к минимуму ущерба при нападении
- поддержание системы обшей безопасности
аэропорта в экстремальных ситуациях
(пожар, стихийные бедствия, отказ аварийных
систем и т. п.).
Основные принципы ОАБ яв-ся:
-системный подход ,управление риском,
учет чел.фактора
-упрощение формальностей(нормы админ.права,применяемые
в аэропортах)
Основные НПА.
Вк содержит осн. положения, касающиеся
ОАБ, которое получили свое развитие в
НПА. - ЗАКОН О ПОЛИЦИИ (ФЗ №3 от 07.02.11)позволил
создать правовые и организационные основы
для осуществления взаимных органов Внутренних
Дел, подразделение САБ. Законадатель
в а/п устанавливает, что полеты в а/п право.уч.
САБ закон не конкретизировал, что породило
размывание ответственности. - ФЗ№16 от
09.02.07 « О транспортной безопасности» яв-ся
документом по созданию правовой основы
антитеррористических действий в обеспечении
национальных интересов в сфере транспорта.
Основные положения закона ризваны объединить
правовые нормы, регулирующие вопросы
обеспечения транспортной безопасности
для различных видов транспорта, в единый
институт законодательства, устранить
пробелы и противоречия в действующем
законодательстве, конкретизировать нормы
законодательства по противодействию
терроризму применительно к транспортному
комплексу с учетом его специфики. Он установил
понятийный аппарат в области транспортных
услуг, установил различные уровни без-ти
в транспортном комплексе, как недостаток
в отношении таких положений носят бланкетный
(отсылочный) характер и требуют разр.целой
системы.
Состав о преступлениях,
правонарушениях, опеределены в административном,
уголовном зак-ве. ФС обеспеч. Защиту ГА
от АНВ, утв.посредтством правительства
от 30.04.94 № 897 разработано в соответствии
с рук-ом ИКАО по Аб, представляет собой
совокупность правовых, организационных
мер, направленных на пресечение. Меры,
применяемы как к иностранному так и национальному
ГВС и эксплуатантов, выполняющих внутренние
международные перевозки в отношении
аэропортов.
Программа Авиационной Безопасности утверждена
Минтрансом от 18.04.08 № 62,опеределяет политику
в области защиты ГА, орг.меры ее реализации.
Реализация самой программы обеспечивается
федеральной системой, в этой программе
учтены треб. Международных обязательств,
она предусматривает соблюдение САПСОВ,
разрешений ИКАО
Межведомственная комиссия по авиационной
безопасности и безопасности полетов
гражданской авиации образована в целях
обеспечения согласованных действий заинтересованных
федеральных органов исполнительной власти,
других организаций по совершенствованию
государственного регулирования и системы
обеспечения авиационной безопасности
и безопасности полетов гражданской авиации.
Комиссия является координационным,
коллегиальным органом и
Рассмотрев НПА по ОАБ можно сделать выводы:
-нормативная база должна быть ориентирована
на создание превентивное мер, направлена
на нейтрализацию действий, устранение
причин и условий на распространение террора
-при подготовки национальных НПА необходимо
учитывать САПСЫ, их системность, условия
-подзаконные НПА должны учитывать интересы
различных субъектов в …………, т.к правовые
….. создают непреодолимые барьеры для
правоприменений.
-позиция органов исполнительной власти
в части определены в НПА задач, функций,
полномочий субъектов и процедур обеспечения
транспортного процесса должна быть приоритетной.
-законные акты этой сферы должны разработать
кон с учетом всех субъектов
- анализ международных авиационных регламентов,
регулирующих вопросы обеспечения авиационной
безопасности, указывает на необходимость
повышения их роли и статуса.
Поэтому прилагается внести ст 12 аналогичного содержания, касающиеся стандартов по АБ и введения статьи ……………………………..
4.Система обеспечения безопасности в ГА.
На междунар. уровне вопросами обеспечения безопасности занимается ИКАО (комитет по незаконному вмешательству), ИАТА, Евроконтроль и другие международные организации.
На уровне гос-ва, в РФ вопросами обеспечения безопасности определены федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Управление транспортной безопасности)
Международная национальная статистика свидетельствует, что наиболее вероятным местом, где происходит АНВ и другие кризисные ситуации в аэропорту и его окрестностях.
Под безопасностью аэропорта понимаются состояние защищенности этого предприятия, его партнеров, клиентов, материальных ценностей и интересов.
Под системой обеспечения
БА подразумевается комплекс мер (правовых,
организац. режимных, технических, технологических)
направленный на противодействие ………………………………………………………………………………
Выбор мер и управление ресурсами ОБА должна базирована на оценке факторов риска: типа, характера, и уровня потенциальной угрозы меняющ. с конкретной ситуации.
Основными целями АБ является: - предотвращения угроз аэропорту, охрана жизни, здоровья персонала; - предотвращение утечки и не санкционированного доступа к служебной информации.
Основными целями Аб является прогнозирование, выявление, устранение угроз безопасности, ограничение и контроль доступа к объектам и ресурсам аэропортов, эффективное применение мер ………………………………. ослабления негативного влияния последствий нарушения безопасности.
Объектами защиты являются
пассажиры, посетители, багаж, груз, почта,
персонал, а так же партнеры осуществляющие
свою деятельность в аэропорту, ВС. Меры
защиты - создание контрольных зон, их
охрана, контроль доступа в них, охрана
ВС, структуры аэропорта, досмотр, применение
технических средств аэропорта, обучение
персонала мерам безопасности и планированию
действия по защите. Требование авиационной
безопасности к аэропортам и к Авиационной
безопасности:
В соответствии с международными стандартами
все структурные подразделения аэропорта
и авиакомпании должны соблюдать эти требования,
а так же выполнять особые требования
установленные рук-ом аэропорта.
АБ обеспечивается службами авиационной
безопасности (САБ)
подразделения ведомственной охраны минтранса,
органами внутренних дел,так же законадателсьтвом.
САБ ,является службами с особыми уставными
задачами. В соответствии с типовыми положениям,о
САБ, авиапредприятия (эксплуатанта), которые
утверждены ФАС РФ от 15.07.98 № 222
Задачами САБ являются:
- предотвращение и пресечение
(совместно с органами ФСК
- осуществление в установленном порядке
досмотра членов экипажей, обслуживающего
персонала, авиапассажиров, ручной клади
и багажа, почты, грузов и бортовых запасов
(бортпитания) в целях предотвращения
доставки на борт воздушного судна оружия,
боеприпасов, взрывных устройств, взрывчатых,
отравляющих, легковоспламеняющихся и
других веществ, которые могут быть использованы
для совершения акта незаконного вмешательства;
- обеспечение охраны территории
аэропорта и расположенных на
ней объектов, включая авиационную
технику, зоны рабочих
- организация контролируемых зон в аэропортах
и обеспечение пропускного режима;
- разработка программ и организация обучения
членов экипажей воздушных судов, сотрудников
подразделений и служб эксплуатантов
воздушных судов и других организаций,
расположенных на территории аэропорта,
мерам по обеспечению авиационной безопасности;
- осуществление надзора за соблюдением
норм, правил и процедур по авиационной
безопасности эксплуатантами воздушных
судов и организациями, базирующимися
на территории аэропорта или пользующимися
его услугами;
- предоставление эксплуатантам воздушных
судов дополнительных услуг по авиационной
безопасности (охрана ВС, дополнительный
досмотр ВС и др.) на договорных условиях.
В осуществление поставленных
задач САБ аэропорт
Органом осуществления координацию
мер по АБ в аэропорту с другими
ведомствами является аэропортовая
комиссия по АБ.Ее основной цель разработка
и координация мер, процедур, касающаяся
мер АБ в аэропорту.Ее основные функции:1)
контроль за составление и выполнение
программы безопасности а/п и соответствие
ее международным стандартам. 2) выполнение
решений принимаемые в межведомственной
комиссии 3) проверка анализа,состояние
безопасности в а/п. и разработка корректирующих
действий
Организация по вопросам обеспечения
АБ:
Приказом Минтранса от 5.03.20 №72 утверждена
программа контроля качества которые
определяют мероприятия по контролю за
осуществлением комплекса мер предусмотренной
фед системой:
Задача-контроль выполнения требований
законадательства;контроль САПС;организация
проверок качества по АБ.
В соответствии с этой программой
аэропортовая комиссия разрабатывает
все мероприятия, а руководством
внутренняя система контроля качества
АБ,а мероприятия по контролю качества
по АБ включает гос.контроль в виде плановой
проверки 1 раз в 3 года, внутренняя аудитория
контроля качества организуется рук-ми
АБ на основе разработок программ контроля
и качества АБ.…………………………………
По проведению всех этих мероприятий осуществляется
:
Оценка качества
1)Отвечает требованиях фед. системы.
2) Не отвечает требованиям, так как имеет
отдельные некритичные недостатки не
оказывающие прямого воздействия по обеспечению
АБ.
3) не отвечает требованиям, так как имеет
критичные недостатки, оказывающие прямое
воздействия по обеспечению АБ.