Современность и архитектура площади

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2011 в 10:47, контрольная работа

Краткое описание

Исключительная ценность Петербурга заключается в подлинности, универсальности и общечеловеческой значимости его культурного достояния. Археологическое наследие - бесценная летопись «скрытого» города и предшествовавших поселений. Цель работы заключается в рассмотрении ансамбля Театральной площади в современное время. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- рассмотреть историю строительства Театральной площади;

- провести анализ ансамбля площади в современное время;

- сделать выводы о градостроительной политике Петербурга и его культурном наследии.

Оглавление

Введение 3
1. Краткая историческая характеристика 4
2. Ансамбль площади Островского 7
3. Современность и архитектура площади 11
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

130372(ансамбли петербурга).doc

— 328.50 Кб (Скачать)

     Строительство ансамбля началось в 1828 г. (кроме павильонов Аничковского дворца, построенных в 1817-1818 гг.). Театр, библиотека и два симметричных корпуса за театром возводятся (без отделочных работ) одновременно менее чем за 4 месяца.

     В 1829 г. за такой же срок застраивается  Театральная ул. (ул. Зодчего Росси), а в 1830 г. - пл. Чернышева у моста. К 1832 г. заканчивается застройка улиц и площадей ансамбля. Вскоре открывается и перестроенная по проекту Росси публичная библиотека5.  

     Все здания театрального комплекса возведены  из кирпича и оштукатурены. Первоначально  они были окрашены в светло-серый  цвет с белыми архитектурными деталями и скульптурами, тонированными под  бронзу. Желтый цвет театра появился позже.  

     Композиция  ансамбля основана на виртуозном сочетании ритмических повторений однопипных элементов и контрастных сопоставлений. Во второй половине XIX в. века были осуществлены внутренние переделки, исказившие планировку и уничтожившие декоративную отделку большинства помещений.

     Ряд участков был застроен впоследствии такими зданиями, как дом архитектора  Н.П. Васина па углу Толмазова переулка (ныне переулок Крылова), расположенное рядом с ним здание Городского кредитного общества, и другими, выпадающими по характеру архитектуры из ансамбля. Несмотря на эти частичные искажения, ансамбль площади Островского остается одним из высших достижений русского градостроительного искусства.

     Для постройки площади и прилегающих  к ней улиц Росси составил проекты  обывательских домов, подобные Театральной улице. К сожалению, это не было выполнено, и сооруженные дома гораздо скромнее проектированных. В общем, Михайловский дворец является противоположностью Александринского театра. В последнем Росси стремился к возможной пышности и пользовался приемами барокко, доведя их до почти классического совершенства.

       В Михайловском дворце он исходил  из классических приемов Гваренги, но придал им такой колоссальный  размах, что довел до силы самых  торжественных сооружений барокко.  В этом сооружении не осталось  следов того холода, который всегда веет в произведениях Гваренги. Одновременно с переделкой Михайловского дворца Росси пришлось переделать фасад Михайловского манежа, при постройке которого он состоял еще юношей. Многого достичь было нельзя в законченном здании, и пришлось ограничиться пышной декорацией из военных арматур.

     Постройку Александринского театра зодчий в основном закончил, но после этого он, будучи в расцвете творческих сил, уже не привлекался к значительным работам. Ему пришлось уйти в отставку, он подал прошение, мотивируя его своей болезнью. 25 октября 1832 года просьба была удовлетворена. Лицемерная резолюция гласила: «уволить его от всех занятий по строениям, дабы мог воспользоваться свободою для облегчения расстроенного его здоровья».

     Даже  после пожара Зимнего дворца в 1837 году Росси не был приглашен участвовать в восстановлении созданных по его проектам знаменитой галереи 1812 года и других дворцовых помещений. У него лишь затребовали прежние чертежи. 
Талантливый зодчий оказался не у дел. В 1843 году ему, правда, сообщили решение министра двора о назначении его «членом по искусственной части в существующих при Кабинете строительных комиссиях».

     Но  это решение, объявленное, кстати, более  чем с годовым опозданием, было лишь номинальным. Фактически Росси привлекли только к перестройке зрительного зала Александринского театра в 1849 году. Это был последний «заказ», выполнить который ему целиком уже не удалось.

 

  1. Современность и архитектура  площади

     С декабря 1988 года Екатерининский сад состоит под государственной охраной. В 1989 - 2001 году в здесь была проведена реконструкция, с коренным переустройством и возвращением планировки, существовавшей в 1878 году. В 1990 – е годы с бронзовой груди Екатерины сняли много килограммовую цепь и орден, у вельмож, сидящих в ногах царицы, украли различные аксессуары — например, Суворов в очередной раз остался без шпаги. Оперативникам по горячим следам удалось найти хулиганов, и во время последней реставрации в 2003 году предметы вернули на место.

     В 1992 году Указом президента Российской Федерации Государственную публичную библиотеку имени М. Е. Салтыкова-Щедрина переименовали в Российскую национальную библиотеку с одновременным повышением её статуса до особо ценного объекта национального наследия, историческое и культурное достояние народов Российской Федерации. С этого момента на Российскую национальную библиотеку возлагается обязанность хранения обязательного бесплатного федерального экземпляра всех изданий.

     В 2005 - 2006 годах в Александринском театре проведена генеральная реконструкция, в результате которой воссоздан исторический облик интерьеров здания. Одновременно Александринка стала одной из самых совершенных в инженерном плане современных сценических площадок. 30 августа 2006 года состоялось торжественное открытие театра после реконструкции.

     На  площади Островского (на участке  между Екатерининским садом, зданием  Российской национальной библиотеки и зданием Александринского театра) проводится ежегодный Петербургский молочный фестиваль, устраиваемый петербургскими молочными заводами. На этих ярмарках устраивается тир, аттракционы и другие развлечения. Ежегодно с 14 декабря по 7 января на площади проходит Рождественская ярмарка.

     Она включает в себя традиционный рождественский базар с ёлочными игрушками и новогодними сувенирами, праздничные угощения, «игровое поле» с аттракционами и конкурсами, выступления фольклорных коллективов, а также ежегодные благотворительные акции, например, «Рождественская азбука» (ежедневно в импровизированной художественной мастерской, размещённой на главной ярмарочной сцене, известные люди страны пишут картины, которые впоследствии продаются на благотворительном аукционе). 

     С 2005 года ведётся строительство новой семиэтажной гостиницы на участке между садом Аничкова дворца и Зданием Управления Октябрьской железной дороги. Для этого снесён участок исторической стены между садом Аничкова дворца и площадью.

     В 1996-м Евгений Герасимов впервые  показал свои наработки на заседании  совета, который тогда носил имя  научного совета по сохранению культурного  наследия. Он представил стилизованное в духе «классицизма» здание, которое должно было перекликаться с находящимся напротив зданием РНБ.

     Специалисты жестко раскритиковали его проект, заявив что «подделки под Росси» недопустимы. Спустя 7 лет Герасимов показал совету по сохранению культурного наследия при КГИОП новый вариант. Теперь это было выполненное в современном стиле сооружение, с остекленными стенами, и облицованным серым неполированным камнем фасадом. Любопытно, что при этом количество номеров в гостинице уменьшалось почти в два раза.

     Одним из главных оппонентов новой идеи Евгения Герасимова был архитектор Лисовский, заявлявший что ни стилизации, ни нового строительства ансамблю Карла  Росси не надо. Тогда Лисовский  произнес пошедшую в народ фразу, о том что «не надо дополнительно городить к тому, что воротиловы уже наворотили» (архитектор имел в виду Воротилова – автора одного из корпусов РНБ). Однако, как ни странно, и КГИОП, и КГА проект отеля согласовали.

     В 2005 году, когда началось строительство, им неожиданно заинтересовались депутаты ЗакСа. Они направили письмо губернатору города Валентине Матвиенко, с просьбой остановить работы. «Очевидно, что нашему городу нужны новые гостиницы, в том числе и в исторической части города, степень оправданности выбора для строительства гостиницы данного места может оцениваться по-разному. Однако однозначно неприемлемым является архитектурное решение…», – написали они6
Однако прореагировали на это возмущение не городские власти, а инвесторы. В июле 2005 года договор на финансирование строительства отеля с ЗАО “Ренессанс” заключила индонезийская компания Sampoerna. Индонезийцы решили внести еще серию изменений в проект.

 

      Евгений Герасимов и партнеры собирались построить восьмиэтажное здание из серого неполированного камня  высотой 30 метров, два верхних этажа которого должны были быть полностью застеклены. Теперь сооружение стало семиэтажным, высота его 28 метров, фасады стилизовали под «итальянское палаццо», а камень стал светлым известняком.

     Cлава Богу, сам ансамбль площади пока что уцелел. Но вид на него с Ленинского проспекта уже успели «улучшить». Словно гвозди разной величины, вбитые то там, то сям, торчат по обеим сторонам проспекта новые высотки, понижая архитектурную значимость творения

     Подобных  примеров можно привести множество. Это и застройка «элитными высотками» Московского проспекта, и уничтожение знаменитого Кировского стадиона (композиционный центр Приморского парка Победы), и снос ДК Первой Пятилетки, и «коттеджное строительство» на островах.

     Почему  же при царях и большевиках создавали ансамбли, а теперь их только портят, внося в композицию элементы хаоса? Во-первых, можно предположить, что создание или сохранение ансамблей не входит в сферу интересов современного бизнеса. Во-вторых, законодательство в вопросе градостроительства часто бывает несовершенным и допускает двусмысленные толкования. В-третьих, оно применяется избирательно, в зависимости от воли чиновника, согласовывающего тот или иной проект. Наконец, еще одна причина - это разрыв с традицией.

     Советская архитектура использовала принципы, унаследованные у старой петербургской школы. Особенностью петербургской школы была ориентация на античную традицию, восприятие города/полиса как единого целого. Правила городской застройки в Петербурге подчинялись строгому регламенту. За тем, как они соблюдались, следил сам император.

     Хрущевский  период ознаменовался явным упадком  в сфере архитектуры. Было решено не заниматься «украшательством», а  строить больше дешевого жилья. Тем  не менее, даже в «хрущевских» кварталах  можно усмотреть некий намек на классическую традицию: здания были соразмерны человеку (как правило, не выше деревьев), плотность застройки была невелика, а сама она велась по единому плану.

     Окончательное размывание «устоев» произошло уже  в брежневскую эпоху, когда появились огромные безразмерные «корабли», «точки», однообразные кинотеатры и т.д.

 

Заключение

     Архитектурные ансамбли XVIII - XX веков завораживают, навсегда оставаясь в памяти: Петропавловская  крепость, Александро-Невская лавра, Смольный институт, Дворцовая площадь с Зимним дворцом, Адмиралтейство, Невский проспект, стрелка Васильевского острова со зданием Биржи, Сенатская площадь с памятником Петру I, улица Зодчего Росси и площадь Островского, площадь Искусств, Исаакиевская площадь, площадь Восстания. Это город трех революций, блокады и голода Великой Отечественной войны; город истории и памятных событий.

     Исторически – культурное наследие России является частью световой культурной сокровищницы. Поэтому России необходимо неуклонно  придерживаться условий международных соглашений о сохранении культурного наследия. Есть бесчисленное количество объектов, которые пребывают под угрозой уничтожения: они требуют не только оставаться доминантными в ансамбле города, но и реставрации!

     Ведь  все европейские государства  не позволяют себе вести себя так брутально  с историческими памятниками, наследием, которое оставили выдающиеся представители их народа. Давайте вспомним, практически в каждой европейской столице сосуществуют так называемые старые и новые города: Старая Прага, Старая Рига, старая Варшава…

И, вообще, существует понятие старый город.

     Нельзя  переделывать древний Царь –город в экспериментальную площадку для  архитекторов – неудачников, которые  только на шедеврах известных памяток  прошлого, разрушая их, ругаясь над  именами Зодчих, способны создавать собственные «шедевры». История не раз доказывала печальность такой практики.

     Возможно, через несколько десятилетий  от историко-архитектурного наследия останутся лишь аккуратные образы, до которых никому нет дела, тем  более туристам.

Информация о работе Современность и архитектура площади