Содержание
Введение………………………………………………...2
1 Архитектура
Гомеровского периода.…………………4
2 Архитектура
архаического периода.………………….5
3 Греческие
ордера……..…………………………………8
4 Архитектура
«Классической Греции».……………….10
5 Архитектура
эпохи эллинизма.……………………….14
Заключение…………………………………………......16
Список используемой литературы…………………….17
Введение.
Архитектура античной Греции, охватывающая
в своём развитии в основном
VIII-I века до н.э., делится на
три периода: архаический, классический
и эллинистический. Им предшествовали
периоды крито-микенской культуры на территории
южной Греции и островах Эгейского моря.
(III тыс. - XII в. до н. э.) и так называемый
Гомеровский период (XII – VIII вв. до н. э.)
– это время разложения родового строя
и возникновения ранних классовых отношений,
что привело в VIII – VII вв. до н. э. к формированию
античных рабовладельческих государств.
Период архаики (VIII – начало V в. до н. э.)
совпадает со временем окончательного
сложения полиса и формирования основных
типов культовых и общественных зданий.
Из
второго периода, охватывающего
время с 480 г. до конца IV в. следует
выделить время наивысшего рассвета
полисов (480-400 гг.),
к которому
применяют название «классического
периода». Ведущее место в эту эпоху
принадлежит Афинам, где в «золотой век»
правления Перикла достигает своей высшей
точки развитие рабовладельческой демократии,
а в месте с нею – искусство и архитектура.
Третий период — эпоха эллинизма
(320-е годы IV в.— I в. н. э.) — время возникновения
греко-восточных монархий и интенсивной
экспансии эллинской культуры в новые
города Малой Азии и Египта, ставшие крупными
центрами торговой и культурной жизни.
Если говорить о самой архитектура,
то в Древней Греции она
развивалась быстро и многосторонне.
В растущих греческих городах создаются
жилые каменные здания, укрепления, портовые
сооружения, но самое важное и новое появилось
не в жилых и хозяйственных постройках,
а в каменных общественных зданиях. Именно
здесь, и, прежде всего в архитектуре храмов,
сложились классические греческие архитектурные
ордера.
Прямоугольное в плане, строгое
и величественное сооружение, возвышающееся
на трех ступенях цоколя, обнесенное
строгой колоннадой и покрытое
двускатной кровлей, — вот
что всплывает в памяти, как только
мы произносим слова «архитектура Древней
Греции». И действительно, построенный
по правилам ордера греческий храм был
самой значительной постройкой в городе
и по своему назначению, и по тому месту,
какое занимала его архитектура во всем
ансамбле города. Ордерный храм царил
над городом; он господствовал над пейзажем
в тех случаях, когда храмы сооружались
в каких-либо других важных местностях,
например, в местах считавшихся у греков
священными. Потому что ордерный храм
был своего рода вершиной в греческой
архитектуре, и потому что он оказал огромнейшее
воздействие на последующую историю мировой
архитектуры, мы обратились именно к особенностям
ордерных построек, пожертвовав многими
другими видами и направлениями архитектуры
и строительства Древней Греции. Итак,
запомним сразу — ордер в Древней Греции,
принадлежал не массовой архитектуре,
а архитектуре, имеющей исключительное
значение, обладающей важным идейным смыслом
и связанной с духовной жизнью общества.
Как было сказано выше архитектура
Древней Греции в основном охватывает
VIII – I вв. до н. э. и получает своё наивысшее
развитие в основном в так называемый
«классический период» и в архаике, в
принципе об этом периоде и пойдёт речь
в данном реферате, но сначала обратимся
к более ранним временам и посмотрим как
же обстоит дело там.
Я
выбрал эту тему реферата так как
мне нравится культура и быт древних
Греков, а также потому что и
по сей день архитектурные строения
тех времен привлекают множество
туристов и вызывают восхищения огромного
количества людей из-за их величественности
и красоты.
1
Архитектура Гомеровского периода
Некоторые представления об архитектуре
гомеровской эпохи дают: эпос, немногие
остатки древнейших построек, терракотовые
модели храмов, найденные при
раскопках так называемых священных
участков. Скудость археологических данных
не позволяет воссоздать архитектурный
облик городов того времени. В отдельных
местах “Илиады” и “Одиссеи” встречаются
описания древних святилищ - священных
рощ и пещер с примитивными алтарями, дается
характеристика жилой усадьбы, группировавшейся
вокруг двора (“ауле”), разделенной на
мужскую и женскую половины и включающей
специальные помещения для рабов; главным
помещением жилого дома был примыкавший
ко двору “мегарон”- прямоугольный зал
с очагом в центре, отверстием для выхода
дыма в потолке и входным портиком, образуемым
выступающими концами продольных стен
(“антами”) и столбами между ними.
Мегарон был исходным архитектурным
типом в развитие греческого
храма. Судя по раскопанным
фрагментам зданий, строительная техника
гомеровской эпохе заметно уступает микенской
и критской. Постройки возводились из
глины или сырцового кирпича (редко из
плитняка) на фундаментах из бута, скрепленного
глиняным раствором; вытянутые в плане,
они завершались криволинейной апсидой.
В IX – VIII вв. до н. э. Начали применять деревянный
каркас, укрепляющий стерцовую постройку
(храм Артемиды Орвали в Спарте), что способствовало
переходу к прямоугольным планам. Глиняная
модель храма VIII в. до н. э. из Герайона
близ Аргоса свидетельствует о развитие
двуматной кровли и появлением потолка
и фронтонов; столбы образуют самостоятельный
портик. Позже возникает портик вокруг
всего храма, защищающий сырцовые стены
от дождя(1й храм Геры в Герайоне близ Самоса,
ныне Тигани, здание в Гермоне).
Описание в “Одиссее” дворца Алкиноя
позволяет угадать эстетические воззрения
той эпохи, когда архитектура еще не отделилась
от ремесел , a представления о красоте
- от восхищения мастерством, по словам
Гомера, сияющим, подобно солнечному отсвету,
на всех продуктах человеческого труда.
Это сияние и делает “лучезарным” сказочный
дворец, при виде которого сердце Одиссея
забилось сильнее; он чарует не столько
специфическими средствами архитектуры,
сколько искусными металлическими деталями
и обшивками, резьбой по дереву, росписями,
декоративными тканями; путника манят
богатый дом, искусно орошенный сад, прохлада
помещений, продуманная организация всей
усадьбы, наполненной творениями человеческих
рук. [3,27-34;2,83-97]
2
Архитектура архаического периода
В то время город обычно
располагался вокруг укрепленного
холма-“акрополя”, на вершине кoторого
находилось святилище с храмом, посвященным
богу-покровителю полиса. У подножия
акрополя размещались живые кварталы;
их планировка складывалась стихийно;
ремесленники каждой профессии селились
отдельными слободами. Центром нижнего
города была торговая площадь “агора”
- место политических собраний граждан.
В связи с возникновением новых
форм общественной жизни складываются
различные темы зданий общественного
назначения; среди них ведущее место принадлежало
храмам.
Наряду с храмами сложились
другие типы общественных зданий:
“булевтерий” – дом для собрания совета
общины; “Пританей”- дом со священным
очагом общины, предназначенный для официальных
приемов и торжественных трапез. Рано
появились “ста”- портики, открытые спереди,
а часто и с других сторон, служившие местом
отдыха и прогулок. К числу общественных
зданий относились также “лесхи” (своего
рода клубы), фонтаны, театры, стадионы.
Целые комплексы сооружений отводились
для “палестр” и “гимназий”- школ для
физического и общего воспитания молодежи.
Большинство общественных сооружений
свободно размещалось вокруг агоры.
Начало поисков более долговечных, чем
известных прежде, более внушительных
и соответствующих требованиям новой
эпохи архитектурных форм знаменует храм
Аполлона Терепиоса в Гермоне и храм Геры
в Олимпии.
Эти храмы в большей мере
свидетельствуют о поисках, чем
об успехах зодчества архаики.
Его крупнейшие достижения были
связаны с созданием и последовательным
применением ордерных принципов. Ордер
представляет особый тип архитектурной
композиции, характерными чертами которого
является трехчастность (стереобой, колонны
и антаблемент), четкое разделение частей
на несомые и несущие, нарастание сложности
построения снизу вверх. Ордер возник
как важный элемент архитектуры общественного
здания.
Дорический ордер сложился на
базе строительного опыта дорийских
племен, заселявших греческую метрополию.
Он встречается уже в первых
сооружениях, построенных из камня, как
в метрополии (ст. храм Афины Пронайи и
ст. фолос в Дельфах), так и в дорийских
колониях (храм Артемиды в Керпире, храм
Аполлона в Сиракузах). На первых порах
дорические постройки имели много местных
особенностей. Со временем стерлись различия
в плане. Исчезли и резкие колебания в
пропорциях колонн, первоначально весьма
значительных. Вышла из употребления керамическая
облицовка, бессмысленная в каменных сооружениях,
но иногда применявшаяся по традиции (сокровищница
илоян в Олимпии).
Примерами сложившейся архаической
дорике служит храм Афины на острове Эгида,
сокровищница афинян в Дельфах, храм Аполлона
в Коринфе, “базилика” и храм Деметры
в Пестуме.
Важным элементом архаической
архитектуры был декор: cкульптура,
заполнявшая поля метол и фронтонов, и
раскраска фасадов (восковыми красками
по тончайшей мраморной штукатурке или
прямо по камню). В дорических храмах фоны
для скульптуры окрашивались в синий или
красный цвет. Мутулы, триглифы и регулы
– в синий, нижние поверхности карниза,
тении, под капителями – в красный. Основные,
“работающие” части здания (архитрав,
колонна) не окрашивались. Раскраска подчеркивала
конструкцию и в то же время придавала
архитектуре праздничный, мажорный характер.
Легкий в пропорциях декоративно-изящный
ионический ордер сформировался в богатых
торговых городах островной и малоазийской
Греции, испытавших воздействие культуры
Востока. Конструктивным прототипом ионического
антаблемента была плоская, совмещенная
с потолком глинобитная кровля, уложенная
по сплошному накату из мелкого леса. В
этой конструкции и находит свой прообраз
высокая ионическая сила и зубчики, расположенные
поверх архитрава. Ионический ордер встречается
впервые в больших малоазийских диптерах
середины VI в до н. э., возведенных из известняка
и мрамора. Среди них наиболее прославлен
храм Артемиды (архитекторы Херсифон и
Метаген) в Эфесе.
В VI в до н. э. греческие
зодчие добились крупных успехов
и в создании архитектурных
ансамблей. Важнейшим типом ансамбля,
наряду с опорой и акрополем, было святилище.
В ансамбле святилище в Дельфах, определившиеся
в основных чертах в VI в до н. э., важным
элементом архитектурного образа является
пейзажное окружение. Композиция святилища
была рассчитана на восприятие человека,
который в составе торжественной процессии
поднимался по зигзагам освещенной дороги,
обрамленной сокровищницами и мотивными
статуями; на одном из поворотов перед
его взором возникали неожиданно крупные
и потому особенно впечатляющие массы
главного храма, стоявшего на высокой
террасе. [2,105-113;1,59-65;]
3
Греческие ордера.
В древнегреческом ордере существует
ясный и стройный порядок, согласно
которому сочетаются друг с
другом три основные части
постройки: основание — стереобат,
несущие опоры — колонны и несомую
конструкцию — антаблемент.
Дорический
ордер (возник в начале VII в. до н.э.) имел
три основные части (см. выше). Ему свойственны
колонна, рассеченная желобками-каннелюрами,
сходящимися под острым углом, стоящая
без базы и завершенная простой капителью,
архитрав в виде ровной балки и фриз из
чередующихся триглифов и метоп.
Ионический ордер (сложился в середине
VI в. до н.э.) резко отличается от дорического
стройной колонной, стоящей на базе и завершенной
капителью с двумя завитками-волютами,
трехчастным архитравом и лентообразным
фризом; каннелюры здесь разделены плоской
дорожкой.
И дорический и ионический
ордера использовались в Древней
Греции в широком диапазоне
построек — от небольших галерей
жилых зданий до грандиозных портиков
храмов.
Но помимо дорического и ионического
ордеров в Древней Греции существовали
и другие. Вот некоторые из
них.
Коринфский ордер похож на ионический,
но отличается от него сложной капителью,
украшенной растительными узорами (самая
древняя коринфская колонна известна
в храме Аполлона в Басах, ныне — Вассе
в Пелопоннесе, сооруженном около 430 года
до
н.э.
знаменитым зодчим Иктином).
Эолийский ордер (известен по нескольким
постройкам VII в. до н.э. — в Неандрии в
Малой Азии, в Ларисе, на острове Лесбос)
имеет тонкую гладкую колонну, стоящую
на базе и завершенную капителью, большие
волюты и лепестки которой воспроизводят
растительные мотивы.