Современность и архитектура площади

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2011 в 10:47, контрольная работа

Краткое описание

Исключительная ценность Петербурга заключается в подлинности, универсальности и общечеловеческой значимости его культурного достояния. Археологическое наследие - бесценная летопись «скрытого» города и предшествовавших поселений. Цель работы заключается в рассмотрении ансамбля Театральной площади в современное время. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

- рассмотреть историю строительства Театральной площади;

- провести анализ ансамбля площади в современное время;

- сделать выводы о градостроительной политике Петербурга и его культурном наследии.

Оглавление

Введение 3
1. Краткая историческая характеристика 4
2. Ансамбль площади Островского 7
3. Современность и архитектура площади 11
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

130372(ансамбли петербурга).doc

— 328.50 Кб (Скачать)

 
Содержание 

 

      Введение

     Произведения  русского классицизма составляют не только важнейшую главу  
истории русской и европейской архитектуры, но и наше живое художественное  
наследство. Это наследство продолжает жить не в качестве музейной ценности,  
но и как существенный элемент современного города. К зданиям и ансамблям,  
созданным в XVIII и начале XIX века, почти невозможно приложить  
наименование памятников архитектуры—настолько прочно сохраняют они  
творческую свежесть, свободную от признаков старости.

     Строительство новой столицы явилось для XVIII столетия не только  
громадным политическим, военным и народно-хозяйственным предприятием, но и  
великим общенародным делом, в том же смысле, в каком в XVI столетии  
национальным делом русского народа было созидание и укрепление Москвы.

     С петровского времени строительный процесс регулировался жесткой  системой законодательных актов. Регламентировались ширина улиц, разбивка кварталов, модуль и характер застройки, включая типовые проекты зданий. Со второй половины ХVIII в. закреплен принцип уличной застройки «единою фасадою», внутри кварталов развивалась брандмауэрная система. В середине ХIХ в. определены высотные ограничения: не больше ширины улицы, не выше 11 саженей (23,5 м) - карниза Зимнего дворца. Установленные параметры определяли объемно-пространственную целостность города.

     Уникальная  степень сохранности исторической застройки Санкт-Петербурга обусловлена  тем, что новое строительство  советского периода велось вне исторического ядра города. В центральных районах проводились локальные преобразования, а в новых - получила развитие архитектура конструктивизма, который стал главным вкладом России в мировую архитектуру ХХ в.

     Исключительная  ценность Петербурга заключается в подлинности, универсальности и общечеловеческой значимости его культурного достояния. Археологическое наследие - бесценная летопись «скрытого» города и предшествовавших поселений. Цель работы заключается в рассмотрении ансамбля Театральной площади в современное время. Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

     - рассмотреть историю строительства  Театральной площади;

     - провести анализ ансамбля площади  в современное время;

     - сделать выводы о градостроительной  политике Петербурга и его культурном наследии.

  1. Краткая историческая характеристика

     В мае 1703 года Петр I Великий оказался в дельте реки Нева. У него был  план сделать из России морскую державу. Для достижения этой цели 27 мая на этом месте был основан город  Санкт-Петербург. Город появился на берегу Финского залива. Как извесно, Финский залив принадлежит бассейну Балтийского моря. Санкт-Петербург стал в последствии столицей Российской империи. По-прежнему, Санкт-Петербург является культурной столицей Российской Федерации. Санкт-Петербург - второй по величине город России, после Москвы.

     Театральная площадь - одна из старейших в Санкт-Петербурге. Она появилась всего спустя три  десятилетия после основания  города, в 1730-х годах. В начале 18 века ее обычно называли Брумбергская, или Брумбергова, по фамилии владельца находившихся поблизости пильных мельниц Брумберга.

     Раскинувшаяся между двумя каналами большая Театральная площадь, как бы предназначалась для формирования городского ансамбля, даже получив два крупных здания театров, не была сформирована как архитектурный ансамбль. В городе существует несколько таких площадей.

     Центральный элемент всего ансамбля - Александринский  театр, теперь Театр драмы имени  А. С. Пушкина. В этот ансамбль включился  Аничковский дворец с оставшейся частью своего сада и двумя «павильонами Росси», корпуса Публичной библиотеки - угловой (1796 - 1800 года, архитектор Е. Т. Соколов) и центральный (1828 - 1834 года, архитектор К. Росси), поставленный на продолжении оси Аничковской усадьбы1.

     Чернышёв  мост вошёл в ансамбль предмостной площади, которая должна была стать симметричной не только в плане, но и в объёмном решении. Позднее на площадях грандиозного ансамбля разбиваются скверы, в которых устанавливают памятники Екатерине 11 и М. В. Ломоносову. К Невскому проспекту примкнул созданный Росси ансамбль Михайловской площади и Михайловской улицы, в створе которой раскрывается центральная часть главного элемента ансамбля - Михайловского дворца.

     На  плане 1829 года площадь обозначена как  Аничковская площадь. Название площади связано с тем, что расположено на территории, принадлежащей в то время Аничковому дворцу.

     13 августа 1832 года присвоено название  Александринская площадь, связанное  с тем, что на площади находится  Александринский театр. В 1851—1858 годах параллельно существовало наименование Театральная площадь. На плане 1899 года обозначено как площадь Александринского Театра.

     6 октября 1923 года площадь переименована  в площадь Писателя Островского  в честь русского драматурга  А. Н. Островского (1823—1886). Хотя он не жил в Санкт-Петербурге, но был тесно связан с культурной жизнью города. С 1859 года почти все пьесы Островский печатал в «Современнике» и «Отечественных записках», а на сцене Александринского театра ставились многие пьесы драматурга. Название просуществовало до 1929 года. Параллельно в 1925 году появляется название площадь Островского2.

     Площадь представляет собой архитектурный  ансамбль, возникший по проекту архитектора  К. И. Росси в XIX веке. На площади находятся  памятники истории и культуры федерального значения: Александринский театр, Российская национальная библиотека, Аничков дворец, Памятник Екатерине ΙΙ, Здания Министерства народного просвещения и Дирекции императорских театров по улице Зодчего Росси, Здание Санкт-Петербургского городского кредитного общества.

     Несмотря  на то, что К. И. Росси не удалось  воплотить весь замысел, ансамбль площади  Островского остаётся одним из высших достижений русского градостроительного искусства.

     Для каждого из открытых ансамблей петербургской архитектуры характерна явно выраженная ось симметрии, одновременно служащая главной осью композиции. Но в отдалении от таких осей ансамбли несимметричны и как бы растворяются в окружающей рядовой застройке.

     Несмотря  на то, что для создания архитектурной  выразительности единство стилей всех её элементов необязательно, формирование этих ансамблей всё же облегчалось родством стилей ордерной архитектуры, единством масштаба и архитектурного модуля. Ансамбли классицизма в Санкт-Петербурге были созданы в основном всего за треть века (1801 - 1834 года). 

 

     Рисунок 1. Театральный ансамбль по замыслу К. Росси

     Единым  замыслом зодчего было организовано пространство от Невского проспекта  до площади Ломоносова и от Садовой  улицы до Фонтанки. Росси работал  над проектом и воплощением его  в жизнь с 1816 по 1834 год. Центром ансамбля стал Александринский театр, построенный Росси в 1832 году. Фасад здания украшен лоджией с колоннами коринфского ордена и нишами с помещенными в них статуями музы танца Терпсихоры и музы трагедии Мельпомены. Венчает здание аттик с колесницей Аполлона.

       Композиция выполнена скульптором  С. Пименовым. Зал театра отличается  великолепной акустикой - шепот  со сцены слышен в любом  углу зала. Свое название театр  получил в честь супруги императора  Николая I императрицы Александры Федоровны. Александрийской же называлась и площадь до переименования ее в площадь Островского в 1923 году.

     Перед главным фасадом театра был разбит сквер, а за театром Росси была создана одна из красивейших улиц мира - улица Зодчего Росси. Улица  Зодчего Росси - средоточие театральной жизни. Здесь и Театральная библиотека, и Театральный музей и Академия русского балета. Тихая и красивая улица поражает своей пропорциональностью. И не случайно: ширина улицы равна высоте зданий на ней.

     Площадь открыта к Невскому проспекту Екатерининским сквером, в центре которого установлен памятник Екатерине II в окружении ближайших помощников. Открытие памятника состоялось в 1873 году. По обе стороны сквера находятся: слева - Павильоны Аничкова дворца, построенные Росси еще в 1810 году, справа - в 1828-1834 годах архитектором Росси было возведено здание Российской национальной библиотеки. Здание украшено колоннами и нишами со статуями античных ученых и поэтов.

  1. Ансамбль площади Островского

     Еще в 1816 г., работая Комитете строений и гидравлических работ СПб, в обязанности которого входило рассмотрение проектов новых построек, планировка площадей и улиц, строительство мостов и каналов, Росси и Модюи составили проект реконструкции площади у Малого театра  и перепланировки всего района между Невским пр., Чернышовым пер. (ул. Ломоносова), Садовой ул. и наб. Фонтанки. Первоначально утвердили план Модюи, ему же поручили проектирование театра. Но Модюи не справился с задачей, и к работе был привлечен К. Росси3

     Каждое  сооружение создавалось зодчим как  взаимосвязанный элемент ансамбля. Росси упорно в многочисленных вариантах  искал оптимальное решение. Композиция сформировалась в результате четырех этапов проектирования, работа продолжалась около 20 лет. В результате зодчий создает уникальный театральный ансамбль - Александринская пл. (пл. островского), Чернышева пл. (пл. Ломоносова), соединяющая их Театральная ул. (ул. Зодчего Росси) и сеть новых улиц. В комплекс включены: театр, публичная библиотека, Министерство народного просвещения, Министерство внутренних дел4

      Отвергнув навязываемую ему идею сделать  Аничков дворец главным в ансамбле, архитектор отдает предпочтение театру, который становится архитектурной доминантой ансамбля

     Театр, расположенный в глубине площади, открытой к Невскому пр. Задний фасад  театра замыкает перспективу ул. Зодчего  Росси, по которой проходит главная  ось ансамбля, начинающаяся на пл. Ломоносова. Протяженность ансамбля вдоль основной оси около километра.

  Колоннада главного фасада вдвинута в стену  здания так, что образован глубокий балкон. В угловых выступах остались ниши для статуй. (Последние были, но по непонятным причинам исчезли).

  На  этих стенах нет окон, и вся стена кажется грандиозной декорацией, правда, вполне соответствующей внутренней распланировке здания. Колоссальные размеры колонн, стоящих на сравнительно низком первом этаже-цоколе, гладь стен, пышный и в то же время строгий до жуткости фриз из трагических масок и гирлянд, отсутствие фронтона над колоннадой и квадрига делают этот театр как бы предназначенным для античных трагедий в переводе ложно классиков XVIII века.

  Боковые фасады не менее торжественны. Колоннады  их поставлены на въезды и таким  образом отодвинуты от здания. Если бы боковые стороны площади были обстроены так же, как ее глубина, то эффект, и без того потрясающий, был бы еще более усилен.

  Внутри  театра вся сила украшений сосредоточена  в зрительном зале, хотя последний, к сожалению, не доведен до той красоты отделки, какую задумывал Росси. Он предполагал в верхнем ярусе поместить кариатиды (сходные с теми, что в куполе Итальянского зала Павловского дворца) и на них опереть потолок. Это не сделано. Зато в убранстве царской ложи Росси далеко превзошел всех мастеров эпохи Империи.

  Такой красоты плана, такой спокойной  уверенности, с какой Росси оставил  не прикрашенными уверенно взятые формы  арки в глубине, не достигал никто, как  никому близко не удавалось подойти  к царственной пышности орнаментов парапета и навеса. Одноглавые орлы, шлемы, щиты, копья и мечи густо сплетены, как в лучших композициях Пиранези.

  В боковых царских ложах Росси  отступил от монументальности и сильно вытянул колонны, придав боковым  отверстиям полуготический вид. Барьеры  лож украшены более легкими орнаментами (особенно хороши орнаменты первого этажа со свирелями и в третьем ярусе с бабочками). В целом зал своими золотыми по белому фону орнаментами и красными драпировками производит величественное впечатление, соответствующее не ложно классике того времени, а чеканному совершенству самого Пушкина. 

     Сооружения  на площади вокруг театра объединены общностью архитектурных приемов. Въезд со стороны Невского пр. парадно  оформлен с одной стороны зданием  Публичной библиотеки, с другой - павильонами Аничкова дворца. 

 

      От библиотеки и павильонов вдоль  площади до современного пер. Крылова тянулись каменные ограды. Вдоль оград до конца площади были высажены аллеи. От переулка до границы площади предполагалось построить два однотипных жилых корпуса. Шестиколонные портики римско-дорического ордера, украшали их фасады, обращенные к Невскому проспекту.

Информация о работе Современность и архитектура площади