Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 01:10, курсовая работа
Стиль модерн – одно из сложных и даже загадочных явлений в истории культуры. Суть его своеобразия и необычности была осмыслена и понята исследователями и теоретиками искусства не сразу. В связи с этим процесс вычленения стиля модерн в качестве самостоятельного исторического явления был достаточно длинным и вызывал долгие споры.
Введение
Стиль модерн – одно из сложных и даже загадочных явлений в истории культуры. Суть его своеобразия и необычности была осмыслена и понята исследователями и теоретиками искусства не сразу. В связи с этим процесс вычленения стиля модерн в качестве самостоятельного исторического явления был достаточно длинным и вызывал долгие споры.
Однако на сегодняшний день можно констатировать постоянный и устойчивый исследовательский интерес к стилю модерн и к проявлению его типологических черт в разных видах искусства. Причина интереса к стилю модерн, прежде всего, коренится в его особенностях, оригинальности художественно-эстетической концепции, двоякой функции - итога по отношению к предшествующим историческим стилям и прозрения в будущее, искусство ХХ века.
На фоне мирового интереса к культуре,
искусству и архитектуре
Своим разнообразием вариаций и таинственностью наибольшее внимание притягивает именно интерьер модерна. Погрузиться в прошлое, собрать по крупицам новые факты - необычайно захватывающе, тем более, что настоящее время интерьер достаточно редко выступает объектом исследований. Тема жилища, истории его интерьера неисчерпаема, что послужило мотивами избрания мной данной темы для написания курсовой.
Целью данной работы являлось не только описание интерьера модерна, но и анализ особенностей этого стиля. В процессе изучения материала была выявлена проблема "разброса" вариантов, внутренняя двойственность стиля, которая отражает и выражает сложность ситуации рубежа столетий. Одной из главных задач данной курсовой работы является углубленное изучение всех вариаций на основе анализа литературы по теме для того, чтобы определить их особенности.
Не менее важным вопросом является и идея теории модерна, его философия, как основа его стиля. Какую миссию выполняли мастера модерна, какие трудности возникали на их пути и какой вклад, каждый из них внес в художественное развитие общества – еще одна из поставленных задач данной работы.
Предметом изучения был выбран: Интерьер модерна в Европе, США, а также России. Особое внимание уделялось ведущими мастерами этого стиля, а также мебели и предметам интерьера, которые были ими созданы.
Курсовая работа имеет две главы, в каждой из которых решается определенная группа поставленных задач.
Первая глава ставит перед собой задачу изучить понятие стиля модерн, предпосылки его зарождения, его идею, философию и проблемы этого стиля.
Во второй главе рассматриваются история и динамика развития стиля модерн в интерьере в Западной и Восточной Европе, США, а также в России. Центром внимания станут выдающиеся представители стиля модерн и их произведения.
При разработке курсовой работы наиболее наибольшую пользу принесло обращение к литературным источниками, таких авторов, как Барташевич А. А. Ермакова, А. Фар-Беккер. При поиске изобразительного материала в основном были использованы электронные ресурсы.
1 Общая характеристика стиля модерн
1.1 Понятие стиля модерн
Модерн (от фр. «moderne» — современный) —период развития имеет достаточно четкие хронологические границы: от конца 1880-х гг. до 1914 г. начала Первой мировой войны, оборвавшей естественное развитие искусства в большинстве стран Европы.
Стиль модерн включает в себя художественные различные течения и школы, представителей которых объединяло антиэклектическое движение – стремление противопоставить свое творчество эклектизму предыдущего периода.
Период Модерна относительно короток, «Мы гребень вставшей волны», - писал Валерий Брюсов. Художники Модерна дерзко ломали привычные нормы и границы.
Сначала это стиль получил название «Ар Нуво», оно было использовано бельгийцами в 80-е годы в журнале «Современное искусство». Но более широкое хождение он получает в 1895 году, после того в Париже открывается знаменитый магазин «Ар Нуво». Во Франции оно закрепилось окончательно, хотя там и были другие названия «стиль Гимар», «стиль метро», «стиль Муша» - эти названия даны по именам художников. В Англии чаще в этой стране употребляли название «новый стиль». Иногда в названиях как бы ссылались на другие страны. «Английский стиль» — такой термин был, например, в ходу во Франции. В Италии утвердилось название "стиль Либерти" — по имени владельцев английской фирмы, насаждавших модерн. В Германии утвердился термин «Югендстиль» по имени журнала «Jugend», который начал выходить в 1896 году. В Австрии он получил название «стиль сецессион» «Sezessionstil»— вид объединения художников. Такие объединения существовали в Вене, в Берлине, в Мюнхене. Такое же название стиля было в Польше и в Чехии. В Польше модерн называли также «новым стилем», «модернизмом». В России распространение получило название «стиль модерн» или просто «модерн», а также «новый стиль». В Испании употребляли слово «модернизмо». В США это стиль назывался «тиффани» по имени Л.К. Тиффани, «Nieuwe Kunst» в Голландии и «еловый стиль» в Швейцарии. Кроме всех этих основных названий были многочисленные, подчас достаточно экзотические наименования — «яхт-стиль», «стиль вермишель» и т.п., хотя практически речь идет о едином стиле, который получил различные имена. Всё это - модерн, хотя и со своими национальными вариациями.
Стилистической особенностью модерна стал отказ от прямых линий и углов в пользу более естественного плавного движения изогнутых линий. Стилевая оригинальность модерна базировалась на орнаментальной волнистости линий природных форм растительного и животного мира. Линии модерна часто напоминают танцующие, волнистые арабески, проникнутые органической энергией и жизненной силой растений.
Другой особенность нового стиля стало стремление архитекторов и художников создать единый синтетический стиль, в котором все элементы
архитектурного объекта, убранства его интерьеров были бы связаны в единое художественное целое. При этом возрождалась старая традиция, когда архитектор рисовал все «до последнего гвоздя»: от общего эскиза сооружения до рисунков дверных ручек, оконных переплетов, светильников и каминов. Причем в качестве основного мотива мог быть выбран любой завиток или иной небольшой формальный элемент. Фирменным знаком линии Ар нуво стала знаменитая вышивка Г.Обриста «Удар бича» на портьере 1895 г. (см. приложение 1)
1.2 Зарождение стиля модерн
В 80—90-е годы XIX века не было целостного господствующего стиля. Беда заключалась в том, что исторические стили прошлого уже исчерпали внутренние возможности своего развития и были не способны более к естественному существованию.
Художники, критики, заказчики
чувствовали необходимость
Считается, что подтверждением подлинности стиля является принцип его независимого от воли художника происхождения, но в исключительных случаях стиль создавался волевым усилием конкретных лиц. Таким исключительным случаем и стало появление стиля модерн. Модерн был стиль желаемым, вожделенным, наконец - изобретенным.
Искусство модерна – это было время предчувствия дикой энергии грядущих перемен. В течение короткого срока стиль модерн захватил искусство почти всех цивилизованных стран. Но, разумеется, стиль модерн рождался не только волевым усилием. Его рождала сама действительность, жизнь того времени, новая философия. В воздухе того периода витали утопические идеи.
1.3. Эстетический утопизм модерна
В лучших своих проявлениях стиль модерн связан с утопическими представлениями о судьбе человечества и о возможности эстетическими средствами эту судьбу исправить. Утопия нередко была путеводной звездой для искусства. Целые эпохи и великие стили проходили и формировались под воздействием утопических идей о возможности искусства «совершенствовать реальность». Но только в модерне эта утопия выступила в виде программы художественной деятельности.
Разумеется, эта надежда была иллюзорна. Но творчество мастеров модерна ценно тем, что оно питалось мыслью о возможности переустройства мира по законам человечности и красоты. И это позволяет высоко оценить вклад, который внес в художественное развитие общества эстетический утопизм модерна.
Красота превратилась во всеобщую, глобальную категорию, в предмет обожествления. "Красота — вот наша религия",— заявлял в одном из своих писем М. Врубель. Стоит вспомнить, что в основу деклараций модерна была положена знаменитая фраза Ф. М. Достоевского: «Красота спасет мир». В этой ситуации красота наделялись способностью преобразовывать жизнь, строить ее по некоему эстетическому образцу, на началах всеобщей гармонии и равновесия. Здесь как бы была площадка, на которой соединялись польза и красота. Художники — творцы красоты превращались в выразителей главных устремлений времени. Они украшали жизнь, наполняли среду, в которой обитает человек, красивыми предметами, едиными в своих стилевых параметрах, удобными для глаза и для тела. Общедоступность красоты становится лозунгом времени. Проблемы, которые порождали такие устремления мы, и рассмотрим далее.
1.4 Принципы формообразования
В модерне, как правило, произведение
искусства уподобляется органической
форме или предмету. Но это, скорее,
не подражание, а подделка, имитация.
Иногда эти примеры кажутся причудами
стиля, но эти причуды последовательно
выражают его сущность. Формы в
модерне уподоблены частям живого организма.
Поэтому они растут как бы сами,
завершаясь там, где естественно
может завершиться процесс
Одним из наиболее красноречивых примеров этой тенденции является туалетный столик Антонио Гауди (1885—1889). Стремление мастера к парадоксальности сказалось в странной форме зеркала, поставленного на угол, вернее, прилепленного к цилиндрическим стойкам на различных уровнях справа и слева. В расположении деталей нет никакой симметрии, абсолютно разрушено равновесие частей. Но главная деталь, которая способствует этому разрушению. — "идущие" ножки стола с одной его стороны. Кривые, изогнутые, они имитируют походку крадущегося человека. Другие — "стоящие на месте" ножки столика, хотя и никуда не идут, но тоже подчиняются тому же закону подражания природным формам: они уподоблены ногам какого-то фантастического животного — с маленькими копытцами у оснований, суставами повыше и бахромой волос наверху, в том месте, где ножка уже соединяется с несомой плоскостью стола. Кстати. Гауди в своих произведениях прикладного искусства часто применяет такой прием, создавая звероподобные ножки, колонки и другие детали.
Иногда предмет, имеющий функциональную задачу, приобретал форму цветка или листа. Примером может служить чаша неизвестного немецкого мастера (ок. 1900) с четырьмя стилизованными листьями лотоса. Причем, это самые рядовые вещи, предметы массовой продукции, которые были широко распространены в быту. Для изготовления этих предметов не нужно было обладать особенно значительным художественным даром, богатой фантазией и тонким вкусом. Однако те же самые принципы лежат в основе произведения больших мастеров.
Удивительных имитаций, превращений
добивался Эмиль Галле в своих
произведениях прикладного