Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 01:10, курсовая работа
Стиль модерн – одно из сложных и даже загадочных явлений в истории культуры. Суть его своеобразия и необычности была осмыслена и понята исследователями и теоретиками искусства не сразу. В связи с этим процесс вычленения стиля модерн в качестве самостоятельного исторического явления был достаточно длинным и вызывал долгие споры.
Стиль модерн получил в творчестве
русских архитекторов и художников
черты национального
В кабинете Николая II обшивка стен и потолка была выполнена панелями полированного красного дерева, из которого была сделана и встроенная мебель: угловые диваны, книжные шкафчики, стойка для бильярдных киев. Мраморные колонны на антресоли, камины, лампы с абажурами из цветных стекол, цветные стекла в окнах и т.д. завершали убранство кабинета. Кленовая гостиная и Парадный кабинет – пример внедрения модерна в сложившуюся систему дворцовых помещений.
Настоящей ансамблевости мастера русского модерна достигают в создании частных домов и дорогих квартир в доходных домах, где все – от общего архитектурного решения до всех элементов внутреннего убранства, включая мебель, – решается в едином стилевом ключе. Так выполнена, например, меблировка будуара и гостиной частной квартиры (1899–1900 гг.). Мебель будуара имеет простые, слегка волнистые формы и фанерована деревом «птичий глаз» (разновидностью клена), которое протравлено в серый цвет, считавшийся модным в мебели стиля модерн. Обивка мебели и драпировки дверных проемов выполнены из английского бархата с рисунком, изображающим крупные стилизованные маки с пышными листьями. Ансамблевость интерьеру придают изделия декоративно-прикладного искусства из фарфора, керамики, стекла и т.д. Для их расстановки в интерьерах модерна предназначались всевозможные шкафчики, полочки, этажерки, камины, что хорошо видно по деревянной отделке камина будуара. Вся верхняя часть камина с зеркалом представляет собой сложную систему полок и ниш для размещения ваз, статуэток и других украшений. Камин, изготовленный на фирме Ф. Мельцера, помимо обшивки деревянными панелями из клена, декорирован бронзой и кафельной плиткой. Меблировку будуара дополняют дамский письменный столик-бюро из серого клена с поднимающейся крышкой и выдвигающимся бюваром с письменными принадлежностями, кушетка, маленький диванчик и стоящий перед ним столик.
Стены гостиной комнаты окрашены в разбелённый розовый цвет, типичный для времени модерна, и обшиты деревянными панелями серого мореного клена. Из такого же материала выполнен мебельный гарнитур. Интересны решения дивана с большим зеркалом и рамой искривленных форм и стульями с веерорасходящимся резным средником спинок. Обивка дивана и стульев выполнена французским шелком. Диван и стулья изготовлены фирмой Ф. Мельцера.
Другую зону гостиной образует уголок у небольшого дивана с высокой спинкой, перед которым стоят небольшой столик на кабриольных ножках и стулья с высокими спинками, верхней части которых придана форма стилизованного тюльпана. Еще одна зона гостиной организована с помощью мягкой кушетки, маленького столика и ящика с пальмой, украшенного изразцовыми плитками. Существует в гостиной и уголок у камина, украшенного панелями серого мореного клена, кафельными плитками и бронзой. Над каминной полкой установлено овальное зеркало на плоском щите-подставке. Перед камином поставлены круглый столик типа «геридон», два кресла мореного клена с щитообразными спинками с обивкой кретоном и высокая декоративная подставка для ваз и цветов. Еще один уголок меблирован этажеркой и двумя резными креслами мореного клена с высокими спинками производства Ф. Мельцера. Вся обстановка интерьера гостиной дополнена живописными картинами, скульптурой, декоративным стеклом и фарфором, фотографиями, разнообразными светильниками.
Отмечая общность русского модерна со многими чертами западноевропейского искусства того времени, современники уже тогда обращали внимание на его ярко выраженные национальные черты, рожденные культурной традицией и общественной атмосферой русской жизни рубежа веков.
Наиболее самобытным направлением в рамках русского модерна следует считать такое национально-романтическое течение в искусстве как неорусский стиль. Увлечение искусством Древней Руси и её народным творчеством совпадает со становлением стиля модерн, что и стало определять своеобразие этого течения модерна в России. Крупнейшими центрами по возрождению традиций и стилистики русского народного творчества стали мастерские, организованные в усадьбах С. Мамонтова в Абрамцеве под Москвой и М. Тенишевой в Талашкине под Смоленском. Увлечение многих художников русского модерна театром сказалось на некоторой театральности неорусского стиля, которая стала характерной чертой русского модерна этого течения – от интерьера и мебели. Эта тяга к театрализации, в т.ч. и форм мебели, возникла в начале сложения неорусского стиля в рамках модерна
Неорусский стиль становится своеобразным вариантом русского модерна. Неслучайно мебель проектировали не только архитекторы, которые создавали интерьеры, но и художники-живописцы и графики, начиная с Е. Поленовой, В. и А. Васнецовых, К. Коровина, Я. Головина, С. Малютина и заканчивая мирискуссниками А. Бенуа и Е. Лансере, которые задавали самый высокий уровень этому стилю. Начало зарождения новой эстетики мы находим уже в 1880-х гг. в работах художников абрамцевского кружка, в их попытках воссоздания и актуализации народного, декоративного творчества и древнерусского зодчества. В Абрамцеве была собрана уникальная коллекция народной гончарной посуды, , образцов крестьянской мебели и декоративной резьбы. Примером использования народных мотивов крестьянской резьбы стали расписные резные шкафчики. Они были по эскизу Поленовой в 1880-е гг. С целью расширения выпуска изделий в неорусском стиле члены абрамцевского кружка в 1885 г. организовали столярно-резчицкую мастерскую, а в 1889 г. – керамическую мастерскую-студию.
Художники В. Васнецов и С. Малютин тоже делают в неорусском стиле два нарядных мебельных объекта: буфет «Теремок» и шкафчик «Феникс». В том же неорусском стиле художником А. Васнецовым был создан шкаф-буфет (1859–1937 гг.) тяжёлых пропорций с изысканными витражами застекленных верхних створок. Так же он был украшен крупными металлическими накладными коваными петлями и ручками на нижних дверках и ящиках.
С. Малютин, работая в стиле модерн, создал большое количество произведений в области архитектуры, живописи, графики, театральных декораций, костюма, декоративно-прикладного искусства и мебели. Например, созданный по эскизам Малютина дом П. Перцева в Москве украшен цветными плитками майолики. В 1900–1903 гг. Малютин становится руководителем столярных мастерских в селе Талашкино, где он спроектировал в 1903 г. мебельный столовый гарнитур, который был изготовлен в мастерских Кустарного музея Талашкина в 1912 г. При изготовлении мебели использовано хвойное дерево, липа, фанеровка и резьба в сочетании с матовой полировкой. Например, стулья простых прямоугольных форм имеют высокие спинки, украшенные резьбой в виде цветочного орнамента, как бы вписанного в квадраты и прямоугольники.
Руководство Талашкинской столярной мастерской после ухода Малютина было возложено на А. Зиновьева. Он проработал там с 1903 по 1905 гг. По эскизу Зиновьева был сделан необычный дубовый стул простых форм с весьма причудливой по конфигурации спинкой, которая шла донизу и опиралась на два колеса. Стул декорирован резьбой, имеет подкраску и матовую полировку.
В Москве один из основоположников неорусского стиля архитектор И. Ропет спроектировал дубовое кресло в стилистике XVII в. с точеными ножками и локотниками, гладким сиденьем и дискообразной резной спинкой. Все детали кресла имели матовую полировку. В усадьбе Абрамцево в 1877 г. Ропет построил деревянную «Баню-Теремок», украшенную резьбой. Примерно в это же время по эскизу В. Шутова, который владел в Петербурге мебельной мастерской, было сделано также известное кресло под названием «Дуга, топор и рукавицы» (1871 г.). Это был пример переосмысления формы и конструкции скамьи с переметом – изделия русской меблировки XVII века. Спинка, выполненная в виде дуги, была покрыта резным орнаментом невысокого рельефа. В её центральной части была вырезана шутливая надпись: «Тише едешь – дальше будешь». Задний край сиденья опирался на две точеные ножки и опорную деталь, выполненную в форме балалайки. Локотниками служили вырезанные из дерева топоры с топорищами.
Врубель также увлекается проектированием
мебели. Для парка в Абрамцеве
он сделал скамью, покрыв её сиденье
и спинку зеленой майоликой с
фантастическими птицами и
2.3 Стилистические особенности позднего модерна
Стилистические особенности позднего модерна нашли наиболее последовательное воплощение в производственных, торговых и банковских сооружениях. В этих постройках несущим конструктивным элементом становится каркас — железный или железобетонный, что позволило освободить интерьеры от массивных каменных стен, создать обширные внутренние помещения и хорошо осветить их.
Рождается новое понимание красоты - красоты строгости, целесообразности, знаменующее медленный процесс освобождения от представлений о прекрасном как о чем-то внешнем по отношению к предмету или зданию, придаваемом ему в виде декора.
Скупость в применении декоративных средств влечет за собою концентрацию переживания, приводит к своеобразной концентрации выразительности. Каждая деталь необходима и существенна, отказ от нее означает невосполнимые потери.
Поздний модерн, исходит из нового представления о психологии восприятия. Он рассчитан на творческое восприятие произведения, которое следует разглядывать внимательно, расшифровывать намеки и восполнять недосказанное.
Модерн в целом эволюционирует от несколько нарочитого декоративизма к строгости форм, от капризной уникальности формы к определенной стандартности ее, от криволинейных и трапециевидных силуэтов к горизонтальным и вертикальным, от пластичности к линеарности, легкости и невесомости колеблющихся линий, то полных энергии и силы, то вялых и расслабленных, нервных и напряженных.
С наступлением XX века стиль модерн достигает своего апогея, после чего в прикладном искусстве все более усиливаются тенденции функционализма: формы предметов упрощаются, все больше соответствуют назначению изделия, а волнистые линии декора заменяются геометризированным орнаментом.
Закат Модерна как всеобщего стиля в интерьере и архитектуре приходиться на 1910-е года. Обусловлено это несколькими причинами. Во-первых, стиль носил очень ярко выраженный декоративно - прикладной характер, что, как и любое ярко выраженное явление имело не только своих сторонников, но и противников. Кроме того, технически изготовление предметов интерьера в стиле Модерн было сложным и дорогим. А в свете нарастающей мощи промышленных предприятий это было важно. Появление технической возможности ставить на поток дешевые массовые изделия пошатнули позиции стиля Модерн. Последний удар по уже затухающему стилю нанесла Первая мировая война, начавшаяся в 1914 году, окончательно низложив Модерн.
Заключение
Анализируя весь материал, можно сделать вывод, что формирование стиля модерн было закономерным явлением развития искусства, когда были постепенно выработаны не только стилистические элементы, приемы, методы нового стиля, но и важнейшие теоретические идеи, повлиявшие на дальнейшее развитие искусства и архитектуры в XX веке. Не смотря на бесспорную ценность созданных произведений искусства модерна, множество оригинальных находок в области композиционного формообразования и декоративной орнаментации, индивидуальность решений, как высший критерий качества, ограничивала достижения модерна, делая его лишь элитарным искусством.
Развитие и формирование стиля модерн в интерьере демонстрирует следующие важные принципы: динамичность, традиционность и преемственность. Вышеперечисленные принципы основаны на закономерностях развития стиля модерн конца XIX — начало XX века, связанных с культурно-историческими, социально-экономическими и другими особенностями, отразивших поиски: нового стилевого направления в интерьере.
В России принципы стиля модерн аналогичны Западноевропейскому. Русский модерн впитал многие европейские стилистические идеи и приемы, в переработанном и осмысленном виде, основываясь на традициях и преемственности национальной русской архитектуры.
.
Список использованных источников