Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2012 в 01:10, курсовая работа
Стиль модерн – одно из сложных и даже загадочных явлений в истории культуры. Суть его своеобразия и необычности была осмыслена и понята исследователями и теоретиками искусства не сразу. В связи с этим процесс вычленения стиля модерн в качестве самостоятельного исторического явления был достаточно длинным и вызывал долгие споры.
Все, что говорилось, может быть отнесено ко множеству других первоклассных мастеров прикладного искусства модерна — к Лалику, Тиффани, Беренсу, ван де Вельде, Римершмиду, Макинтошу и многим другим.
Таким образом, можно увидеть , что в образовании арсенала приемов художника стиля модерн принцип уподобления и ориентация на органические жизненные формы явились важными стимулирующими моментами. С этими двумя исходными точками была связана еще одна особенность модерна которую можно квалифицировать как саморазвитие форм .
В динамике форм модерна
есть спонтанность, стихийность, самопроизвольность.
Разумеется, динамическое равновесие
нередко встречается и в
В качестве примера можно привести стол Гимара. сделанный им для его собственного дома (ок. 1903). Казалось бы, он построен по принципу обычного письменного стола, опирающегося своей доской на две тумбы, содержащие внутренние ящики. Как и в других случаях (например, в письменном столе ван де Вельде 1899 года), поверхность доски изогнута; при этом тумбы развернуты друг к другу перпендикулярно. Но в столе ван де Вельде, в общем, соблюден принцип симметрии, что достаточно традиционно для данного вида мебели. Что же касается стола Гимара, то в нем мы находим существенное нарушение традиционного типа. Левая тумба значительно больше, объемней правой, доска к левому краю расширяется, как бы соответствуя величине тумбы. Вся левая часть массивнее, но значительно короче, чем правая часть. Длина, вытянутость правой части стола уравновешивает этот более мощный объем левой части. Идея равновесия развертывается не просто "в плоскости", а с учетом ряда разных факторов — массы, объема, длины, ширины, местоположения (ведь левая тумба "вывернута" по отношению к основным линиями стола).
Из рассмотренной
В орнаменте модерна также существенно изменяется понимание фона. Он становится чрезвычайно активным и подчас получает характер фигуры, изображения, как это случилось в рисунке для обоев Войзи "тюльпаны и птицы". Фактически фона здесь уже нет. То, что изображено сзади предмета первого плана, становится в свою очередь изображением. Орнамент особенно хорошо приспособлен для подобного рода метаморфоз.
Яркий гладкий фон часто
применяется мастерами модерна.
Не тронутый рисунком, он знаменует
любовь мастеров модерна к пустоте.
Плоский гладкий фон был знаком
оцепенения, остановки, паузы; одновременно
он намекал на бесконечность, беспредельность,
которая так интриговала
1.5 Орнамент и его роль в модерне
В XIX веке орнамент утратил
способность обновлять
Один из историков стиля, Райнер Грюнтер, пишет: "Орнамент модерна не украшает, он сам украшение. Орнамент модерна — не орнамент на предметах, он орнаментализирует предметы". Животные, птицы (лебедь, павлин, фазан), цветы (орхидея, лилия, тюльпан, подсолнух), листья, деревья — излюбленные мотивы в орнаменте модерна. Раппортом орнамента становится человеческая фигура или какая-то ее часть. Чаще всего это женская фигура, женские груди, волосы. Разумеется, все эти "объекты" переходят в орнамент стилизованными, сильно преобразованными сравнительно с тем, какими они выступают в натуре.
В своих произведениях Макинтош чаще всего применяет этот же принцип, используя уже формы более строгие, геометрические, простые.
Как работают эти принципы можно увидеть в произведениях других представителей стиля модерн, о которых пойдёт речь во второй главе.
2 Русский модерн в интерьере
2.1 Рассвет модерна в России
В своем развитии стиль модерн прошел три основных этапа: ранний - 80-е годы, зрелый - 90-е годы и поздний - начало XX столетия. В России, предыстория модерна совпала с начальным этапом его истории. Стали проявляться новые тенденции — обнаруживалось тяготение к модерну, его постепенное становление, а в некоторых случаях и полное обретение, например у М. Врубеля. Нельзя также не отметить такого яркого представителя нового стиля, как Ф. Шехтель. Не случайно его называют «отцом русского модерна».
Жилой дом, точнее особняк или загородный дом - основная тема и самое полное воплощение идей модерна. Преобразование среды начинается с преобразования сферы ежедневного пребывания человека — его вещей, его дома - декларировали мастера модерна. Новое направление не ставит себе целью выработать определенный идеальный тип жилища. Такая задача как раз противоречила бы основной сущности направления, которое провозглашает принцип индивидуализации форм. Вновь создаваемые формы должны в каждом отдельном случае соответствовать индивидуальным вкусам, привычкам и образу жизни заказчика. Приемы планировки особняков модерна бесконечно многообразны, но это—многообразие воплощения единого принципа.
Все возможности современной строительной техники и комфорта, виртуозность и мастерство архитекторов направляются на создание атмосферы, полной изысканной чувственности. тонких неуловимых настроений, лиризма и одухотворенности.
Возвышенность, устремленность в надзвездные выси, с одной стороны, высокий уровень бытового комфорта, функциональность, с другой, — качества, слитые в модерне воедино.
В модерне происходит чудо
преобразования — поэтизация обыденного.
Новое понимание архитектуры
как целесообразно
С другой стороны, стремление связать воедино стилистически декоративное решение интерьеров, мебель, предметы прикладного искусства и чисто утилитарные элементы, придавало совершенно новый оттенок интерьерам модерна. Здесь впервые наблюдалось зримое единство стиля в окружении человека.
Но даже если ни один предмет
в убранстве типичного для
модерна бытового интерьера не достигал
уровня подлинного искусства, то их визуальная
слитность рождали новое
Модерну были присущи та же новизна и смелость в использовании разнообразных. Мастера модерна экспериментируют со стеклом, теряющим прозрачность и хрупкость, приобретающим видимую тягучесть, вязкость, упругость. Так же ведутся поиски выразительных сочетаний формы, линий и цвета в фарфоре и керамике, широкое введение кованой меди, смальты, майолики, эмали в отделку люстр и часов, мебели и каминов, посуды. Все это придавало совершенно особый характер интерьерам модерна. Стремление к «культуре деталей» придавало стилевую цельность жизненной среде эпохи модерна, которую нельзя спутать ни с какой другой.
Типичным и наиболее совершенным образцом раннего модерна в России является особняк Рябушинского (приложение 14) в Москве, построенный Шехтелем в 1900-годы. Архитектор утверждает в планировке здания принцип свободной асимметрии. Каждый из фасадов особняка скомпонован по-своему. Это свободное развитие объемов в пространстве демонстрирует свойственный модерну принцип уподобления архитектурной постройки органической форме. Вместе с тем оно тяготеет к монолитности, вызывая ассоциации с небольшим замком, как бы символизируя тем самым принцип частного жилища: «Мой дом — моя крепость». Характерным приемом модерна является применение в застеклении окон цветных витражей.
Важную роль играет линейно-ритмическая структура. Прихотливо-капризные извивы линий орнаментальных мотивов многократно повторяются в рисунке. Особенно богато этот мотив разыгран в декоративном убранстве интерьера, достигая своего апогея в причудливой форме перил мраморной лестницы, трактованных в виде взметнувшейся и опадающей волны. Мотив волны, вздымающейся у нижних ступеней и постепенно оседающей при подъеме, придает особую «упругость» рисунку перил, превращая композицию лестницы в грандиозную скульптуру, парящую в пространстве и рассчитанную на восприятие в движении, в острых неожиданных ракурсах.
Оформление интерьеров — мебель и декоративное убранство также выполнены по проектам Шехтеля. Чередование сумрачно-затемненных и светлых зон, разнообразие фактурных контрастов, обилие материалов, наполняющих пространство игрой отраженного света (мрамор, стекло, полированное дерево), окрашенный свет оконных витражей и наконец, причудливая конфигурация пространственных ячеек и асимметричное расположение дверных проемов, многократно изменяющееся направление светового потока — все это превращает бытовую среду в род архитектурного спектакля, где мир предстает в аспекте своей способности к непредвиденным метаморфозам, вовлекая обитателя в неуловимо-зыбкую игру меняющихся настроений.
В другой работе Ф.О. Шехтеля начала 1900-х годов - особняке А.И.Дерожинской эти приемы еще более гипертрофируются. Нарочитое смещение масштабных соотношений в архитектуре холла подчеркнуто размерами камина, почти вдвое превышающего обычные и воспринимающегося как грандиозное символическое воплощение «домашнего очага». В отделке интерьеров этого особняка Шехтель придерживается строгой простоты, четкой геометричности плоскостей стен, тщательно продумывая все детали, вплоть до рисунка декоративных тканей, форм мягкой и встроенной мебели, осветительных приборов, орнаментальной лепки и росписи и в особенности - пластических форм каминов, сочетающих строгий геометризм с чисто скульптурной выразительностью.
Архитекторы зачастую прибегают к мотивам, стилизующим природные формы. Используемые ими декоративные элементы, несомненно, ассоциируются с этими формами и включают в себя сложный символический подтекст. Травы, похожие на языки пламени, цветы на длинных стеблях, словно колышущиеся под порывом ветра, гребни волн, морские мотивы -воплощают и символизируют вечно возобновляемое, неисчезающее. рождающееся вновь и вновь движение и жизнь природы. Часто встречается женская фигура, тонкая и бесплотная, почти скрытая ниспадающими длинными волосами, сливающимися с мягко струящимися складками одежд, олицетворяющая «вечную женственность», жизнедающее и жизнетворящее начало.
Стебли тростника, кувшинки, лилии, ромашки, маки, орхидеи, многие другие виды цветов на тонких гибких стеблях: тема воды и морской жизни, обитатели морского дна - медузы, осьминоги, морские звезды; птицы, пресмыкающиеся, улитки, все это - обычная тема обоев, тканей, орнаментики раннего модерна. Часто повторяемы изображения павлинов - эмблемы красоты, лебедя -гордости и целомудрия, листвы - вечной жизни, подсолнуха -верности, маков - опьянения и грез. Распространены были мотивы, напоминающие кости скелета, сухожилия, пучки нервов. Бесконечны вариации змеевидных, скользящих, извивающихся, подвижных,
Но все перечисленное выше было еще подступом к новому стилю.
2.2 Русский модерн и неорусский стиль
В 1890-е — начале 1900-х годов стиль модерн переживает зрелость. Он окончательно утверждается и дает существенные результаты почти во всех национальных школах.
Заметными событиями в истории русского модерна стали две выставки (1902—1903 годов) в Петербурге и Москве— «Современное искусство» и «Выставка архитектуры и художественной промышленности нового стиля». В первой преимущественно принимали участие мирискусники — А. Бенуа, Л. Бакст, А. Головин, К. Коровин, Е. Лансере (приложение 14). Московская выставка в качестве наиболее интересных примеров нового стиля дала интерьеры Фомина, а также работы иностранных мастеров, среди которых выделялись И. Ольбрих и Ч. Макинтош.
По проектам Фомина, например, были созданы столовая серого клена с декоративным бассейном и две жилые комнаты с каминами и мебелью. Сохранились только фотографии столовой и фрагментов ее отделки. Интерьер достаточно строгий, массивная, тяжелых пропорций мебель. Гладкие стены венчались живописным фризом. В интерьере были использованы вычеканенные по рисункам Фомина панно из меди. Очень характерны использованные в декоре сюжеты: русские богатыри в витражах и панно, мозаики с павлинами и т.д. В целом, уже в этой работе Фомин использует обязательный для модерна и потом перешедший и в его неоклассические работы принцип целостности решения ансамбля, стремление подчинить все элементы художественному единому началу.