Большие успехи зодчества периода
Российской империи (18-первая
половина 19 вв.), как и всей русской
экономики и культуры в целом,
связаны с деятельностью Петра
1 . В его царствование, в частности,
было значительно расширено производство
кирпича и других строительных материалов
и изделий, стандартизировалось их изготовление;
были введены различные законоположения,
инструкции и кодексы по строительству;
началась систематическая подготовка
архитектурных кадров, издание литературы
по строительству и архитектуре, а так
же изучение опыта зарубежного строительства;
в Россию стали приглашать
западноевропейских зодчих.
Крупным вкладом в сокровищницу
русского и мирового зодчества
было возведение Петербурга с
его ансамблями, общественными зданиями,
городскими и загородными дворцами, улицами,
парками.
Строительство его осуществлялось
по заранее разработанному генеральному
плану, основанному на принципах
регулярной планировки. Сооружение
жилых домов в Петербурге велось
с обязательным условием выхода
их фасадов на улицу, а не в усадьбу, как
это делалось раньше. Строго регламентировалась
также высота домов. Новым в архитектуре
Петербурга было то, что застройка его
производилась не только по генеральному
плану, но и по «образцовым» (типовым) проектам,
в которых различались дома для именитых,
зажиточных и др.
Одним из первых монументальных
сооружений Петербурга был собор
Петропавловской крепости (1712-1733 гг.)
с огромной колокольней, увенчанной
34-метровым золоченым шпилем, символизировавшим
величие новой русской столицы. Характерным
в этом соборе было то, что по архитектуре
он больше походил на светское здание
типа западноевропейских городских ратуш.
Сердцем же Петербурга, символом
морского могущества России стало
Адмиралтейство с его 72-метровойбашней
со шпилем, увенчанным кораблем (1704 г. заново
возведено зодчим И.К.Коробовым в 1732-1738
гг. и перестроено затем А.Д.Захаровым).
От здания, как лучи, расходятся три крупных
проспекта города.
Существенным отличием Петербурга
от Москвы и других городов России является
то, что зодчество в нем носило утилитарный
характер. Строительство культовых зданий
было ограничено – их возводили лишь в
случаях крайней необходимости.
Сдержанная и монументальная
в петровскую эпоху архитектура
в последующие годы под влиянием стиля
барокко становится пышной и торжественной.
Образцы архитектуры русского барокко
представлены
дворцовыми зданиями,
дворцово-парковыми ансамблями, триумфальными
арками, которые носили характер показной
парадности, роскоши и должны были демонстрировать
богатство и могущество дворянства.
Крупнейшим мастером русского
барокко петербургской школы
был зодчий В.В.Растрелли, создавший
такие памятники русской архитектуры,
как Екатеринский дворец в
Царском Селе (1752-1762 гг.), Зимний дворец
(1754-1762 гг.) и Смольный монастырь в Петербурге
(1748-1757 гг.), Андреевский собор в Киеве (1747-1762
гг.) и другие. Особенностями внешней архитектуры
зданий В.В.Растрелли, как, впрочем, и всего
русского зодчества, являются протяженность
зданий, ясность и простота их плана, членение
на выступающие и западающие объемы, применение
ордеров с раскрепованными антаблементами,
украшение фасада скульптурами, позолоченными
белым лепным декором на цветном, чаще
голубом фоне стены. Для интерьеров зданий
характерно наличие парадных залов, просторных
вестибюлей, а так же богатство отделки.
Типичным сооружением дворцового
зодчества этого периода является
грандиозный по протяженности
(около 500 м.) Екатеринский дворец
в Царском Селе. Здание его состоит
из центральной части и четырех флигелей,
связанных между собой в единый корпус
промежуточными вставками. Дворец примыкает
к большому регулярному парку, застроенному
различными увеселительными павильонами.
Расположенные анфиладой на втором этаже
дворца парадные помещения – огромные
залы – имеют большую ширину и двухстороннее
освещение, а некоторые устраивались и
двусветными, то есть имеют два яруса оконных
проемов. Стены и потолки помещений отделаны
золоченой резьбой, картушами*, вензелями
и др.
Великолепен по национальному
колориту динамичный, парящий над
днепровскими кручами на высоте
более ста метров над уровнем
реки бело-голубой Андреевский
собор в Киеве. Это произведение
В.В.Растрелли, помимо своих изумительных
художественных качеств, имеет большое
градостроительноеное значение благодаря
исключительно удачной постановке на
местности. Откуда ни посмотришь на храм
– с близкого ли расстояния, находясь
у подножья горы, вдалеке от нее, - отовсюду
он поражает удивительной стойкостью
силуэта, великолепно вписанного в окружающий
ландшафт и неразрывно с ним связанного.
Архитектура собора отличается
четкостью плана (он имеет форму
четырех сторон креста), исключительной
пластикой объема, легкостью архитектурных
элементов и деталей. Украшенный нарядными
люкарнами** легкий центральный купол,
кусты стройных колонн, несущих изящные
декоративные боковые главы, замечательных
пропорций ордер с раскрепованным антаблементом,
опоясывающий здание, в сочетании с хорошо
прорисованными лепными золочеными и
белыми деталями на голубой поверхности
стен придают храму необычайную живописность
и выразительность.
Андреевский собор – самое
совершенное и зрелое произведение
В.В.Растрелли. Он по праву относится
к наиболее прославленным шедеврам
архитектурного наследия.
Архитектурная школа В.В.Растрелли
нашла в России многочисленных
последователей. Вторым архитектурным
направлением барокко была московская
школа Д.В.Ухтомского, воспитавшего
таких выдающихся мастеров архитектуры,
как М.Ф.Казаков, А.Ф.Кокоринов и другие.
Известные работы Д.В.Ухтомского
– триумфальная арка Красные
ворота в Москве (1753-1757 гг.), колокольня
Троице-Сергиевой лавры в Загорске
(1741-1770 гг.) и ряд других дворцовых
и культовых сооружений. В своих
проектах Д.В.Ухтомский развивал традиции
отечественной архитектуры. Его произведения
отличаются национальным своеобразием
и художественной целостностью.
Д.В.Ухтомский сочетал практическую
работу с теоретическим обучением
многочисленных учеников. Задолго до
открытия Академии художеств им была создана
особая школа – «Команда Ухтомского»,
- в которой обучались русские зодчие.
Во второй половине 18 в. барокко
и рококо были вытеснены пришедшим
с Запада стилем классицизма,
под влиянием которого созданы
замечательные творения русского искусства
– величественные городские и загородные
ансамбли, монументальные высокохудожественные
светские здания и др. При этом русский
классицизм, как и русское барокко, был
глубоко отличен по своему идейно-художественному
содержанию от этого стиля в других странах.
Обладая рядом прогрессивных особенностей,
русский классицизм способствовал созданию
сугубо национальных, самобытных архитектурных
произведений, поставивших русское зодчество
на одно из ведущих мест в мире.
Основоположниками русского классицизма
были выдающиеся зодчие В.И.Баженов,
М.Ф.Казаков, И.Е.Старов, А.Ф.Кокоринов,
воздвигнувшие замечательные памятники,
в которых гениально сочетались классические
принципы античной архитектуры, мировой
классики и русского архитектурного наследия.
Зданиям этих архитекторов присуще основанные
на классических ордерах простота
и строгость объемно-планировачных схем,
четкость и ясность форм, сдержанность
в применении декоративных элементов
и деталей.
Большие успехи в этот период
достигнуты в области реконструкции
и планировки городов. По размаху
градостройства Россия далеко
опередила другие европейские
государства: реконструкции подвернулись
многие города и населенные места. Применяя
регулярную систему, русские мастера избегали
свойственному Западу схематизма,
чисто геометрической планировки, широко
использовали национальные традиции,
умело сочетали планировку с особенностями
рельефа местности и окружающей природы.
При планировке они мастерски вписывали
в общий план исторически сложившиеся
системы застройки, памятники архитектуры
и другие. Площадям обычно придавали простую
форму и застраивали их главным образом
административными и общественными зданиями,
а так же капитальными каменными домами
дворян и купечества. Улицы делали прямыми
и широкими. Прямоугольная сетка улиц
в большинстве городов удачно сочеталась
с радикальной. При планировке улиц, в
том числе в провинциальных городах и
сельских местностях, широко использовались
«образцовые проекты».
Лучшими творениями зодчества
раннего классицизма является
здание Петербургской академии
художеств, построенное по проекту
А.Ф.Кокоринова при участии Валлена
Деламота в 1764-1788 гг.; произведения В.И.Баженова
-- выстроенный в 1784-1786 гг. дом Пашкова в
Москве и неосуществленный проект грандиозного
Кремлевского дворца в царской резиденции
в Царицыне; Московский сенат в Кремле
(1776-1787 гг.), Голицинская больница в Москве
(1796-1801 гг.), выстроенные М.Ф.Казаковым;
Таврический дворец в Петербурге (1783-1789
гг.) И.Е.Старова; Камеронова галерея в
Царском Селе ( 1783-1786 гг.) Чарльза Камерона;
Смольный институт в Петербурге (1806-1808
гг.) Джакомо Кваренги и другие.
Среди немногочисленных сохранившихся
произведений В.И.Баженова особенно
выделяется дом Пешкова – одно
из красивейших зданий Москвы.
Он отличается исключительной
композицией и изумительными
пропорциями. Фасад дома имеет
типичное для многих русских усадебных
дворцов того времени объемное построение
– членение здания на три объема. Центральный
трехэтажный объем и связанные с ним посредством
одноэтажных галерей двухэтажные боковые
объемы оформленные разными ордерами.
При этом чем выше по фасаду здания расположен
орден, тем он стройнее и изящнее. Этим
подчеркивается нарастающая к центру
динамичность силуэта здания. Боковые
объемы здания приземистые, оформлены
портиками*** ионического ордера грузных
пропорций. Портик центрального главенствующего
объема более тонких пропорций и поднят
на рустованном цокольном этаже. Центральный
объем, кроме того, увенчан ротондой****
с колоннами тонких пропорций.
Здание это сильно пострадало
во время пожара 1812 г. и восстановлено
в несколько искаженном виде.
И все же оно остается одним из примечательных
в Москве. Поставленный на холме дом, особенно
его центральная часть, хорошо воспринимается
с различных сторон, выглядит величаво
и свидетельствует о высоком композиционном
мастерстве автора, его таланте как градостроителя.
При проектировании зодчий здесь подошел
к отдельному зданию, как к составной части
ансамбля.
Наиболее заметный след в истории
архитектуры конца 18 в. оставил
замечательный зодчий, сочетавший
в себе талант художника и
инженера, М.Ф.Казаков. В отличие от зданий
В.И.Баженова произведения М.Ф.Казакова
дошли до наших дней в большом количестве
и в хорошей сохранности. Архитектура
его творений отличается строгостью общей
композиции, логичным выявлением в наружных
формах внутренней структуры здания, сдержанностью
архитектурных форм.
Сооружением, в котором более
ярко проявился широкий диапазон
мастерства зодчества, считается
здание Сената в Московском
Кремле. Помимо блестящего архитектурного
решения, в нем применена технически
смелая конструкция кирпичного купала
диаметром около 25 м. (наибольшего в те
годы в Европе) толщиной всего в один кирпич,
которым увенчан цилиндрический объем
зала заседаний.
Среди общественных сооружений
М.Ф.Казакова выделяется ансамбль
Голицынской больницы в Москве – усадьба
с открытым парадным двором – курдонером*****
и парком, расположенным за центральной
частью корпуса на склоне Москва-реки.
Доминирующим в композиции здания является
его центральный объем с портиком, за которым
размещен торжественный купольный зал-ротонда,
являющийся лучшим образцом интерьера
классицизма. Купол органически связан
как с внутренним пространством зала,
так и с наружной архитектурой всего здания
– пример единства наружных форм и внутренней
структуры здания, единства художественного
и технического замысла.
Однако такое ансамблевое строительство
проводилось только в центральных
районах; окраины по-прежнему, бессистемно
застраивались убогими деревянными
и глинобетонными домами бедноты,
в чем сказалась классовая ограниченность
градостроительства.
Картуш* – орнамент с завитками
по сторонам и полем по середине
с вензелями, эмблемой, надписями.
Люкарн** - окно для освещения чердака,
в данном случае подкупольного
пространства.
Портик*** - открытая колоннада, установленная
у наружной части стены.
Ротонда**** - круглое в плане строение,
обычно перекрытое куполом.
Курдонер***** - парадный двор, образуемый
выступающими боковыми объемами
здания П-образной формы.
Николай Антонович
Черкасов
Архитектура (издание 2-е, переработанное)
Издательство
“Будiвельник” Киев – 1968 год