Особенности рассмотрения дел о несостоятельности, банкротстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Имеющаяся динамика реформирования российского законодательства, все более широкое вовлечение в сферу имущественного оборота юридических лиц, увеличение и изменение состава их участников, востребованность института банкротства в современных рыночных условиях диктуют повышенный интерес к правовому регулированию банкротства.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Общие положения о рассмотрении дел о несостоятельности 5
1.1. Специальный характер правового регулирования судопроизводства по делам о несостоятельности (банкротстве) 5
1.2. Участники производства по делам о несостоятельности (банкротстве) 8
Глава 2. Порядок судопроизводства по делам о банкротстве 17
2.1. Возбуждение производства по делам о банкротстве в арбитражных судах 17
2.2. Проблемы подачи иска о несостоятельности (банкротстве) 22
2.3. Полномочия арбитражного суда по делам о несостоятельности (банкротстве) 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
Список литературы 36

Файлы: 1 файл

1597 Курсовая, (доработка).doc

— 162.00 Кб (Скачать)

     В науке основным признаком лиц, участвующих  в деле, принято считать наличие  у них юридической заинтересованности в исходе процесса. Однако применительно к рассматриваемым категориям участников производства по делам о несостоятельности данный признак не играет роли классифицирующего, поскольку может применяться как к одной, так и к другой группе субъектов. [22; 5]

     Например, В.В. Залесский указывает, что лицами, участвующими в деле о банкротстве, считаются те участники дела, которые  имеют непосредственный материальный интерес в его исходе. Выделение  же в ст. 35 Закона о банкротстве  указанной категории участников арбитражного процесса необходимо для предоставления им определенных процессуальных полномочий. Эти полномочия меньше, чем полномочия лиц, участвующих в деле о банкротстве. Тем не менее участники арбитражного процесса по делу о банкротстве вправе заявлять жалобы на действия арбитражного управляющего, решения собрания кредиторов или комитета кредиторов, нарушающие их права и законные интересы (п. 3 ст. 60 Закона о банкротстве). [18; 53]

     Таким образом, из приведенного примера следует, что лица, участвующие в арбитражном процессе по делу о банкротстве, всегда имеют заинтересованность в исходе процесса хотя бы потому, что при рассмотрении дела могут быть затронуты их права и законные интересы.

     Анализ  правового положения лиц, участвующих  в деле о банкротстве, и лиц, участвующих в арбитражном процессе по делу о банкротстве, позволяет прийти к выводу о том, что приведенные признаки имеют существенное значение для определения характера полномочий указанных категорий участников производства по делам о несостоятельности, но все-таки не позволяют конкретно разграничить данные понятия.

     Наибольшее  внимание Закон о банкротстве  уделяет правовому статусу должника, конкурных кредиторов и арбитражному управляющему.

     Понятие "должник", употребляемое в  Законе о банкротстве, существенно отличается от традиционно принятого в гражданском праве. Согласно ст. 307 ГК РФ термином "должник" обозначается сторона во всяком гражданско-правовом обязательстве, которая должна совершить определенные действия по требованию кредитора: передать товар, выполнить работу, оказать услуги, уплатить денежную сумму. В соответствии со ст. 2 Закона о банкротстве под должником понимается гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов только лишь по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного этим законом.

     Таким образом, несостоятельными (банкротами) могут быть признаны:

     все юридические лица (за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций);

     граждане (зарегистрированные в качестве индивидуального  предпринимателя; не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя; главы крестьянских (фермерских) хозяйств - с 1 января 1995 г. глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем вследствие самого факта государственно регистрации фермерского хозяйства).

     В соответствии с гражданским законодательством кредитором признается лицо, в пользу которого должник обязан совершить определенное действие: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги, - наделенное правом требовать от должника исполнения его обязанности (ст. 307 ГК РФ). Однако участниками процесса банкротства могут быть только кредиторы по денежным обязательствам, являющие стороной в денежном обязательстве должника и обладающие имущественными (денежными) претензиями к потенциальному банкроту.

     В случае неисполнения обязанности по уплате обязательных платежей Закон о банкротстве называет кредиторами налоговые органы и иные уполномоченные органы. Но данные органы в этом случае выступают как субъекты публично-правовых отношений, а не как кредиторы в собственном смысле этого слова.

     Между тем именно уполномоченные органы чаще всего выступают инициаторами процесса банкротства.

     Требования  кредиторов удовлетворяются в порядке  очередности, установленной Законом  о банкротстве. Требования кредиторов третьей очереди, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, удовлетворяются после погашения всех очередных требований. Во внеочередном порядке удовлетворяются текущие платежи, т.е. требования по обязательствам должника, возникшим после возбуждения производства по делу о банкротстве.

     Одной из ключевых фигур любого дела о  банкротстве на всех его стадиях  является арбитражный управляющий, на которого возложено непосредственное проведение процедур банкротства должника, а при осуществлении внешнего управления и конкурсного производства на него возлагаются также функции руководителя соответствующей организации.

     Арбитражный управляющий (временный управляющий, административный управляющий, внешний  управляющий или конкурсный управляющий) - гражданин Российской Федерации, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства и осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций (ст. 2).

     В Законе о банкротстве 2002 г. статус арбитражного управляющего подвергся существенным изменениям. Так, арбитражный управляющий (в зависимости от процедуры банкротства он может именоваться временным, административным, внешним или конкурсным) - это гражданин РФ, утверждаемый арбитражным судом для проведения процедур банкротства, осуществления иных установленных Законом о банкротстве полномочий и являющийся членом одной из саморегулируемых организаций.

     К кандидатуре арбитражного управляющего предъявляются два вида требований: обязательные, несоответствие которым влечет для лица невозможность заниматься арбитражным управлением, и факультативные, выдвигаемые конкурсными кредиторами, уполномоченными госорганами или собранием кредиторов и предусматривающие дополнительные, более жесткие требования к претендентам.

     Итак, арбитражным управляющим может быть гражданин РФ, который соответствует следующим требованиям:

     - имеет высшее образование;

     - имеет стаж руководящей работы  не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организации

     - сдал теоретический экзамен по  программе подготовки арбитражных  управляющих;

     - не имеет судимости за преступления  в сфере экономики, а также  за преступления средней тяжести,  тяжкие и особо тяжкие преступления;

     - является членом одной из саморегулируемых  организаций.

     Перечень  дополнительных требований является исчерпывающим. Конкурсный кредитор или уполномоченный орган (собрание кредиторов) могут заявить  о наличии у кандидата высшего  юридического, экономического образования или образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника, а также определенного стажа работы на должностях руководителей организаций в конкретной отрасли экономики и установить количество проведенных им процедур банкротства.

     На  практике возникает проблема: при  осуществлении процедуры конкурсного  производства в отношении отсутствующего должника, балансовая стоимость имущества  которого является достаточно высокой, выясняется, что фактически имущество  должника отсутствует. Таким образом, утвержденный арбитражным судом конкурсный управляющий, застраховавший свою ответственность с учетом балансовой стоимости имущества должника, будет вынужден понести убытки (в связи с фактическим отсутствием имущества), что, в свою очередь, может повлечь отсутствие согласия арбитражных управляющих занимать должность конкурсного управляющего отсутствующего должника.

     В соответствии со ст. 20.3 Закона о банкротстве 2002 г. арбитражным судом не могут быть утверждены арбитражные управляющие на должности временного, конкурсного, внешнего или административного управляющего:

     которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам;

     в отношении которых введена процедура  банкротства;

     которые не возместили убытки, причиненные  должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего;

     которые дисквалифицированы или лишены в  порядке, установленном федеральным  законом, права занимать руководящие  должности и (или) осуществлять предпринимательскую  деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет кредиторов (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц;

     которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями Закона о банкротстве  договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве.

     Арбитражный управляющий действует на всех судебных стадиях процесса соответственно в  виде временного, административного, внешнего, конкурсного управляющих. Каждый последующий  является процессуальным правопреемником предыдущего. Не исключены ситуации, когда одно и то же лицо будет последовательно назначаться каждым из названных управляющих (в этом случае ему каждый раз необходимо будет пройти процедуру избрания и утверждения).

     Важная  роль в Законе о банкротстве отводится саморегулируемым организациям арбитражных управляющих.

     В соответствии со ст. 21 Закона с банкротстве  статус саморегулируемой организации  приобретается некоммерческой организацией с даты включения указанной организации  в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражный управляющих, для чего требуется иметь в своем составе не менее 100 арбитражных управляющих, каждый из которых должен внести взнос в компенсационный фонд соответствующей организации в размере не менее 50 тыс. руб., а так же участие ее членов не менее чем в ста (совокупности) процедурах, применяемых в делах о банкротстве.

     Теперь  саморегулируемые организации (а не кредиторы, как это было раньше) предлагают кандидатуры арбитражных управляющих, контролируют профессиональную деятельность арбитражных управляющих на основании представляемых ими отчетов, рассматривают жалобы на действия арбитражных управляющих и т.д.

     Повышение роли саморегулируемых организаций  сопровождается более полным учетом интересов должников. Раньше арбитражный управляющий назначался судом без учета мнения должника - по представлению собрания кредиторов (кроме временного управляющего), утвердившего соответствующую кандидатуру. Теперь саморегулируемая организация предлагает арбитражному суду три кандидатуры арбитражных управляющих. Должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре. Оставшийся кандидат утверждается арбитражным судом (за исключением случаев нарушения процедуры отбора или несоответствия требованиям законодательства).

     Таким образом, представляется, что если и  не полностью устраняется, то существенно  ослабляется зависимость арбитражного управляющего от предложивших его кандидатуру  кредиторов. А должник наряду с  кредитором обладает "правом голоса" при определении кандидатуры арбитражного управляющего, представляемой к утверждению арбитражному суду.

 

      Глава 2.  Порядок судопроизводства по делам о банкротстве

2.1. Возбуждение производства  по делам о банкротстве  в арбитражных  судах

     Вопрос  о возбуждении производства по гражданскому делу в процессуальной теории традиционно  рассматривается в контексте  права на обращение в суд по конкретному делу, его предпосылок  и условий реализации. Подобный подход сохраняет свою актуальность и практическое значение в делах о банкротстве.

     Касательно  производства по делу о банкротстве  право на обращение в арбитражный  суд с заявлением о признании  должника банкротом - это право на судопроизводство в арбитражном  суде по заявлению о признании  должника банкротом, право на деятельность суда по рассмотрению и разрешению такого требования.

     Судья возбуждает производство по делу о  банкротстве, вынося определение о  принятии заявления о признании  должника банкротом, если лицо, обращающееся в суд, имеет право на обращение с таким заявлением и реализовало его в установленном законом порядке. Отсутствие такого права по Закону о банкротстве влечет отказ в принятии заявления о признании должника банкротом (ст. 43 Закона о банкротстве) или прекращение производства по делу о банкротстве При несоблюдении порядка его реализации следует оставление заявления без движения и(или) возвращение заявления (ст. 44 Закона о банкротстве, ст. 129 АПК). Ранее Закон о банкротстве до внесения в него изменений ФЗ от 30 декабря 2008 г. N 296-ФЗ предусматривал вместо оставления заявления без движения его возвращение.

Информация о работе Особенности рассмотрения дел о несостоятельности, банкротстве