Органы законодательной власти Республики Беларусь: их структура и полномочия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:40, реферат

Краткое описание

ЗЗаконодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент — Национальное собрание. Нижняя палата — Палата Представителей, верхняя — Совет Республики.
Национальное собрание было создано в 1996 году в связи с изменением Конституции, когда прекратились полномочия Верховного Совета Республики Беларусь, бывшего парламентом до этого. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.

Файлы: 1 файл

Шпоры по политологии.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

 

Система современных  международных отношений. Мировая  политика и глобальные проблемы.

  Международные отношения — это совокупность экономических, политических,

правовых, идеологических, дипломатических, военных, культурных и других связей

и взаимоотношений  между субъектами, действующими на мировой арене.

Ушло в прошлое  противостояние двух сверхдержав —  СССР и США. Разрушилась

старая система международных отношений, которая получила название биполярной

Первая тенденция  развития современных международных  отношений — 

рассредоточение власти. Идет процесс становления мультиполярного

(многополюсного) мира. Сегодня все большую роль  в международной жизни

приобретают новые  центры. На мировую арену все активнее выходит Япония,

которая уже  сегодня является «экономической сверхдержавой». Идут

интеграционные  процессы в Европе. В Юго-Восточной  Азии возникли новые

постиндустриальные государства — так называемые «Азиатские тигры». Есть

основания думать, что в обозримом будущем в  мировой политике сильнее всего

заявит о себе Китай. Второй тенденцией развития современных  международных отношений стала  их

глобализация (С1оЬе — земной шар), заключающаяся в интернационализации

экономики, развитии единой системы мировой связи, изменении и ослаблении

функций национального государств, активизации деятельности транснациональных

негосударственных образований. На этой основе формируется все более

взаимозависимый и целостный мир; взаимодействия в нем приняли системный

характер, когда  мало-мальски серьезные сдвиги в  одной части мира неизбежно дают

отзвук в других его частях, независимо от воли, намерений участников таких

процессов.

В международной  области эта тенденция стремительно реализуется в форме

взрывоопасного  роста международного сотрудничества, влияния международных

институтов —  политических, экономических, гуманитарных, — а также создания по

Третьей тенденцией развития международных отношений  стало нарастание

глобальных проблем, а соответственно стремление государств мира к

совместному их решению. Четвертой тенденцией современных  международных отношений является усиление

разделения мира на два полюса — полюса мира, благосостояния и демократии и

полюса войны, брожения и тирании.

Шестой тенденцией стала демократизация как международных отношений, так и

внутриполитических  процессов

 

Государственная политика и управление, ее направления  в Республике Беларусь.

Главные принципы нашей государственной политики: планомерность, последовательность, постепенность, преемственность.

Главные принципы государственной  политики нашей страны определены Президентом  Республики Беларусь А.Г.Лукашенко

Планомерность государственного курса находит свое выражение  в поэтапном повышении жизненного уровня народа. Беларусь первая из стран СНГ восстановила уровень промышленного производства 1990 года и опережает страны СНГ по рейтингу индекса развития человеческого потенциала. Беларусь сделала выбор в пользу эволюционного развития и отказалась от рецептов Международного валютного фонда в виде шоковой терапии и обвальной приватизации. Преемственность в политике - важнейший принцип руководства страны. Приоритеты в деятельности руководства страны также основаны на принципе преемственности, прежде всего потому, что нам в наследство от СССР досталась экономика, ориентированная на экспорт. Преемственность государственного курса выражается в целенаправленной политике на развитие интеграционных процессов со странами СНГ и, в первую очередь, с Россией. ринцип последовательности находит свое выражение в реализации сильной государственной власти. В стране создана эффективная президентская власть, которая не проводит политику двойных стандартов, в каких бы сложных условиях не приходилось работать.

В социальной сфере - сохранение наиболее ценного, использование в новых условиях принципа социальной справедливости без отказа от накопленного опыта. Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. В сфере культуры и общественной жизни нашей республике присущ не агрессивный национализм, а государственная поддержка исторически сложившемуся двуязычию, возрождению духовности и сохранению традиционных религиозных конфессий, искусства во всех формах. В сфере внешней политики.

Подходы к социально-экономическому развитию государства, основывающиеся на взаимном учете интересов общества и граждан, общественном согласии, социально-ориентированной экономике, главенстве закона, пресечении национализма и экстремизма, находят свое логическое продолжение во внешнеполитическом курсе страны: не конфронтация с соседними государствами и территориальный передел, а миролюбие, многовекторное сотрудничество, Союз с Россией - вот ее принципы.

 

 

 

 

Государство как  основной институт политической системы: его признаки, структура и функции.

Государство - основной институт политической системы, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения индивидов, общественных групп, классов.

Черты:

- территория- население-  публичная власть- суверенитет- монополия  на легальное применение силы

- исключительное право на издание законов- всеобщность- право на взимание налогов и сборов с населения

Территория – это физическая, материальная основа государства. Территорию государства составляет та часть мирового пространства, на которой действует власть данной правящей политической группы. В нее входят также недра, воздушное пространство, территориальные воды.

Население – человеческое сообщество, проживающее на территории данного государства и подчиняющееся его власти.

Власть является определяющим элементом государства. Государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения, что выражается в виде юридических норм (законов). Обязательность соблюдения населением юридических норм обеспечивается исполнительно-распорядительными государственными органами.

Функции государства – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние  функции:

• экономическая –  регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики; • социальная – удовлетворение потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья; предоставление социальных гарантий; • организаторская;

• правовая – обеспечение  правопорядка, установление правовых норм; • политическая – обеспечение политической стабильности, выработка  политического  курса;

• образовательная; •  культурно-воспитательная – создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения.

Внешние: обеспечение целостности, безопасности и суверенитета страны; защита интересов государства на международной арене; развитие взаимовыгодного сотрудничества с другими странами.

Политическая  система: понятие, структура и типология.

Политическая  система общества— организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом. Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны. Выделяют следующие компоненты политической системы:

политическая организация  общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы.

политическое сознание, характеризующее психологические  и идеологические стороны политической власти и политической системы.

социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти.

политические отношения, складывающиеся между элементами системы  по поводу политической власти.

политическая практика, состоящая из политической деятельности.

Структура — важнейшее  свойство системы, поскольку указывает на способ организации и соотношение её элементов.

По характеру социальной среды можно выделить тоталитарные, либерально-демократические и переходные политические системы.     

 Тоталитарные политические  системы закрытого характера формирует социальная среда распределительного типа. В таких политических системах у власти находится одна господствующая партия (ядро системы), другие общественные организации (профсоюзные, молодежные и даже детские) выступают проводниками государственной идеологии. Индивид полностью подчинен коллективу. Государство в лице чиновников полностью распределяет результаты коллективного труда в зависимости от места в системе распределения.

Либерально-демократические  системы открытого характера  формирует социальная среда рыночного типа.  
    рыночные отношения, наличие частной собственности, которые обеспечивают экономической свободой субъектов политических отношений;  
— в многопартийность, плюрализм, приход к государственной власти демократическим путем.  
— приоритет личности, ее прав и свобод над интересами коллектива. Индивид, его права и свободы становятся выше коллективных интересов;

 
Политология как наука: объект, предмет, функции и методы политологии.

Политоло́гия— наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно-политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами, действие которых призвано обеспечить функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством. В первую очередь Объектом изучения политологии как науки является политическая власть, основы её правовой системы, определение основ её легитимности, выяснение механизмов обеспечения её стабильности и оптимальности с точки зрения правления. Кроме этого, Объектом изучения политической науки является политика, политическая сфера общественной жизни. Предметом политологии являются закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти. Первая группа — общелогические методы, используемые политологией как одной из обществоведческих наук (философия, социология, экономика). Это — не собственно методы политической науки. Сюда входят:анализ и синтез;индукция и дедукция;аналогия;моделирование;классификация;

абстрагирование и восхождение от абстрактного к конкретному;сочетание исторического и логического анализов;мысленный эксперимент.

Вторая группа — методы эмпирических исследований, получения первичной информации о политических фактах. Сюда относятся:использование статистики (прежде всего электоральной);

анализ документов (количественный и качественный контент-анализ);опрос (анкетный и экспертная оценка);интервьюирование;лабораторные эксперименты;теория игр;

современные компьютерные технологии, включая методы искусственного интеллекта, геоинформационные системы[6] и другие.

Гносеологическая. Политология  позволяет получать новые знания и формализовывать существующие.Аксиологическая. Политология формирует систему  ценностей, позволяет давать оценки политическим решениям, политическим институтам, политическим событиям.

Теоретико-методологическая. Политология разрабатывает теории и методологии исследования политических явлений.

Социализирующая. Позволяет  людям разобраться в сути политических процессов.

Мотивационная. Политология  может формировать мотивы и действия людей.

Практико-политическая. Экспертиза политических решений, теория политических реформ.

Прогностическая. Политология  прогнозирует политические процессы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Политическая власть: субъект, объект и ресурсы. Легитимность политической власти.

Политическая власть – способность одних людей навязывать свою волю другим людям с помощью авторитета, насилия, права, принуждения, традиций. Политическая власть осуществляется через деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов государства.

Понятие «политическая власть»  тесно связано с понятием «легитимность». Власть бывает легитимной или нелегитимной. Применительно к политике легитимность означает ее признание, объяснение, оправдание.

Типы легитимности власти:

• традиционный основан на обычаях, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость установленного порядка (монархия);

• харизматический основан на вере в исключительные качества и величие личности вождя, требует от человека слепой веры;

• рационально-легальный – власть основана на законах, служит законам, потому им и подчиняется (рациональная бюрократия).

Субъект – это воплощение активного, направляющего начала власти (актор), т.е. это источник целенаправленной деятельности, направленной на объект. Субъект политической власти имеет сложный многоуровневый характер. Первичными действующими лицами (акторами) выступают индивидуумы, социальные группы, нации. Вторичными являются созданные ими политические институты – государства, партии,

Информация о работе Органы законодательной власти Республики Беларусь: их структура и полномочия