Органы законодательной власти Республики Беларусь: их структура и полномочия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:40, реферат

Краткое описание

ЗЗаконодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент — Национальное собрание. Нижняя палата — Палата Представителей, верхняя — Совет Республики.
Национальное собрание было создано в 1996 году в связи с изменением Конституции, когда прекратились полномочия Верховного Совета Республики Беларусь, бывшего парламентом до этого. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.

Файлы: 1 файл

Шпоры по политологии.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

Типы. Американский политолог  Роберт Такер выделяет три типа политических лидеров:

Консерваторы. Позиция консерваторов состоит в сохранении  статус-кво общества. Активность  и программа политического лидера и его действия направлены на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде.

Реформаторы. Эти лидеры стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведения широкомасштабного реформирования властных структур.

Революционеры. Они ставят целью быстрый, скачкообразный переход (как правило, через вооруженное насилие) к принципиально иной общественной системе.

Политическая  элита: понятие и типология. Системы  формирования политических элит.

Политическая  элита (от фр. "elite" – лучший, избранный) – это привилегированный слой общества, стоящий у руля государственного управления и влияющий на него. Имеет сложную систему и внутренне дифференцирована.

Элиты формируют цели и перспективы развития общества. Они принимают стратегически важные решения и используют ресурсы государственной власти для их реализации. Виды политической элиты: высшая, средняя и административная элиты.

Элита, непосредственно  обладающая государственной властью, называется правящей. Отличительной чертой правящей элиты является то, что именно она определяет политический курс, принимает наиболее важные политико-управленческие решения и контролирует политические ресурсы. К правящей элите принадлежит та часть политической элиты, которая оказывает ей поддержку, не находясь непосредственно у власти.

Выделяют традиционную и современную элиту. В традиционную элиту входят религиозные элиты, аристократия, военное руководство  развивающихся стран.

Существуют две основные системы рекрутирования элит: система гильдий и антрепренерская система. В чистом виде они встречаются довольно редко, однако можно выделить характерные черты этих систем.  Для системы гильдий характерны:

Закрытость. Отбор на более высокие посты осуществляется из нижестоящих слоев самой элиты. Медленный, постепенный путь наверх.

Высокая степень процесса отбора, наличие многочисленных фильтров формальных требований для занятия должностей (партийность, возраст, стаж, образование, характеристики и т.п.).

Небольшой, относительно закрытый круг селектората, т. е. тех, кто  проводит отбор. Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего органа или даже один первый руководитель.

Тенденция к воспроизводству  уже существующего типа лидерства.     

Антрепренерскую систему рекрутирования элит отличают:

Открытость. Претендентом на занятие руководящей должности может быть представитель любой общественной группы. Небольшое число формальных требований, институциональных фильтров.

Широкий круг селектората. Им могут выступать даже все избиратели.

Высокая конкурентность отбора, острое соперничество за занятие руководящих позиций.

Первостепенное значение индивидуальности (яркая личность, значимые личные качества, умение найти  поддержку широкой аудитории, увлечь ее, наличие интересных предложений  и программ).

Типология политических кризисов. Способы выхода из политических кризисов.

Политический кризис - это состояние политической системы  общества, выражающееся в углублении и обострении имеющихся конфликтов, в резком усилении политической напряженности.

Правительственный кризис -  выражается в потере правительством авторитета, в невыполнении его распоряжений исполнительными органами.

Парламентский кризис -  это изменение соотношения сил в органах законодательной власти, когда решения парламента расходятся с волей большинства граждан страны. Результат - роспуск парламента и назначение новых выборов. Парламентский кризис может возникнуть и в том случае, когда основные противоборствующие фракции в нем примерно равны по силе, и это мешает принятию решений и парализует работу законодательной власти. Конституционный кризис -  связан с фактическим прекращением действия Основного закона страны. Прежняя конституция утрачивает легитимность, то есть правомочность, и требуется ее качественный пересмотр. Наиболее опасным для власти оказывается социально-политический, общенациональный кризис. Он может включать (почти всегда включает) в себя и три предыдущих, демонстрируя кризис власти. Этот кризис затрагивает сам фундамент общественного здания и вплотную подводит к смене власти.

Этнополитическим конфликтом называется спор, в котором, по крайней мере,  одна сторона, опирающаяся на этнический (национальный) принцип социальной солидарности, рассматривает возможность или демонстрирует желание и готовность применить вооруженную силу для реализации своих интересов.

Общим условием выхода из политического кризиса является доступность системы для критики со стороны общества, ее открытость к источникам информации, гибкость, подвижность системы, ее способность изменяться применительно к новым вызовам мирового развития. Анализ развития политических конфликтов и кризисов показывает, что продуманные усилия, направленные на их преодоление и регулирование, достигают своей цели. Люди могут и должны научиться разрешать конфликты и кризисные ситуации, раз уж они неизменные и неизбежные участники их жизни

Формы административно-территориального устройства государства.

Основные формы административно-территориального устройства стран мира: унитарные и федеративные государства.

Унитарное государство — форма государственного или национально-государственного устройства, при котором территории государства подразделяется на административно-территориальные единицы (области, круга, районы, департаменты и т.п.).

В унитарном государстве, в отличие от федерации, имеется  одна конституция, один высший представительный орган государственной власти, одно правительство и т.д., что создает  организационно-правовые предпосылки  для усиления влияния центральной  власти на территории всей страны.

В отдельных случаях  в состав унитарного государства  могут входить одна или несколько  территориальных единиц, пользующихся особым статусом автономных государственных  образований.

Федерация — форма государственного устройства, при которой наряду с едиными (федеральными) законами и органами власти существуют самоуправляющиеся административные единицы, обладающие собственными органами законодательной и исполнительной власти. Такое деление необходимо для управления страной, проведения экономических и социальных мер, решения вопросов региональной политики, сбора информации, осуществления контроля на местах и пр.

В федерации действует  единая конституция, единые органы власти, устанавливается единое гражданство, денежная единица и т.д.

Понятие и типология политических партий. Партийные системы.

Политическая  партия – добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими социальными интересами и идеалами, для завоевания государственной власти, либо участия в ней. Партийная система представляет собой совокупность реально участвующих в политической деятельности политических партий,  а также отношения между ними и государством по поводу завоевания, удержания и осуществления государственной власти. Партийные системы традиционно различаются в зависимости от количества политических партий. Обычно выделяют 3 основных типа партийной системы: однопартийные, двухпартийные, многопартийные. В однопартийной системе единственная партия монополизирует государственную власть.

В двухпартийной – несколько партий, но, как правило, преобладают 2 наиболее влиятельные. Преимущество этой системы – формирование стабильного правительства. Недостаток – в случае поражения партии на выборах возможна смена политического курса страны.

В многопартийной системе  несколько партий действуют на политической арене. Это негативно влияет на стабильность правительства и общества. 

Консервативные партии ( Это республиканцы и демократы  в США). Все их объединяет положение  о том, что управлять должны профессионалы - элита.  Конфессионные политические партии.. В основном, они ориентируются на средний класс, выступают за внедрение религиозных заповедей в политику. В большинстве своем такие партии борются за преобладание духовной власти над светской). Либеральные партии. Однако это категория самая условная. Многие либералы также выступают за элитарное видение политики. Социально-демократические (лейбористы в Великобритании и др.) Они ориентированы на людей наемного труда. Их идеалы – справедливость, солидарность. Порой их группируют по странам Северной Европы (в скандинавских странах – социал-демократы по воззрениям) и Южной ( Франция, Испания, Португалия – здешние социал-демократы ближе к либералам) Мелкобуржуазные (аграрные) Защищают социальные группы в связи с определенным видом занятий. Коммунистические. После событий в восточной Европе и СССР в 80-90 гг. произошел кризис коммунистических партий. Выступают за приоритет государства и общества перед личностью. В России довольно много коммунистических партий ( РКРП, КПРФ, ВКПб и др.) Транснациональные (Европейские партии, которые ведут борьбу против ядерного оружия. за экологию и др.) Националистические Зеленые (хотя имеют черты правых) Курьезные (партии любителей пива и др.)

 

Понятие, сущность и функции политической идеологии. Государственная идеология РБ.

Политическая идеология  – это социально-значимая теоретически оформленная система идей, в которой  отражаются интересы определенных слоев, и которая служит обоснованием политических действий. Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, отношение к различным политическим институтам. В политической идеологии фиксируется отношение к партийным массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общие идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества. 1. Функция объяснения действительности 
2. Формирование общественного мнения 
3. Оправдание приемлемых для господствующего класса ценностей 
4. Легитимация власти, определение политических сил и режимов. 
5. Интеграционную и мобилизирующую функцию, объединяющую людей в социальное целое. 
6. Критическая функция 
7. Конструктивная функция, проявляется наиболее четко при принятии политических программ, которые реализуются затем на практике. 
8. Компенсаторская функция. Вселяет надежды на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсирую социальную неудовлетворенность.Идеология Белорусского государтсва- юридически оформленная система идей, идеалов и ценностей которая отражает цели и особенности белорусского пути общественного развития. Базовые принципы и цели развития бел. Гос. Закреплены в Конституции РБ , которая является правовой основой идеологии РБ. 

Наиболее значимые приоритеты бел. Идиолог..: суверинетет, принцип верховентсва права, народовластие, веротерпеимость и свобода совести, патриотизм, человек – высшая общественная ценность

 

 

 

 

 

 

Политическое  поведение и участие, формы политического  участия.

Политическое поведение  – достаточно широкая по своему содержанию категория, включающая различные формы и виды действий человека в политике

Политическое участие - осознанные, преимущественно добровольные действия граждан, имеющие целью  оказание влияния на власть любого уровня. 1. Личность с высокой политической активностью, принимающая постоянное участие в политической жизни:

а) лица, профессионально  занимающиеся политикой (политические лидеры, профессиональные политики, для  которых политика стала не только профессией, источником существования, но и главным смыслом жизни);

б) лица, не занимающие ответственных  постов в политических учреждениях  или организациях. Это так называемая политическая деятельность “по совместительству”.

2. Личность, принимающая  эпизодическое участие в политике (выборы, референдумы, выдача наказов и т.п.).

3. Личность, проявляющая  интерес к политике, но лично  практически не участвующая в  ней.

4. Личность пассивная  в политике.

Аполитичная и отчужденная  личность, негативно относящаяся  к своему участию в политике.

Беларусь в  мировой политике. Приоритеты внешней политики Республики Беларусь.

Придерживаясь единых подходов к развитию отношений со всеми  зарубежными партнерами без исключения, Беларусь в то же время, как и любое другое государство, концентрирует свои внешнеполитические усилия на ряде наиболее важных и перспективных векторов. Среди таких приоритетных направлений, прежде всего, – государства-соседи: (Россия, Украина, Европейский союз), Содружество Независимых Государств, мирового Юга, США, а также многосторонняя дипломатия. Республика Беларусь заинтересована в максимальной реализации потенциала стратегического партнерства в отношениях с Российской Федерацией. Обширная двусторонняя повестка дня обусловлена географическими, геополитическими, историческими и иными факторами, взаимной дополняемостью экономик двух государств, тесными кооперационными связями между предприятиями.

Ключевые внешнеэкономические  задачи на российском направлении –  наращивание объемов белорусского экспорта, эффективное использование  потенциала прямых связей между регионами двух стран, углубление кооперации, расширение белорусской товаропроводящей сети, привлечение инвестиций. Беларусь намерена укреплять и расширять дальнюю «внешнеполитическую дугу» союзников и партнеров в азиатском, латиноамериканском, ближневосточном и африканском регионах, выводить сотрудничество с ее опорными точками на уровень стратегического партнерства.  

Информация о работе Органы законодательной власти Республики Беларусь: их структура и полномочия