Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:40, реферат
ЗЗаконодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент — Национальное собрание. Нижняя палата — Палата Представителей, верхняя — Совет Республики.
Национальное собрание было создано в 1996 году в связи с изменением Конституции, когда прекратились полномочия Верховного Совета Республики Беларусь, бывшего парламентом до этого. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.
Правовое государство, его основные принципы и условия его формирования.
Правовое государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.
Принципы:
1. Верховенство права и закона.
2. Обеспечение гарантий
прав и свобод граждан,
3. Взаимная ответственность гражданина и государства.
4. Разделение властей.
5. Равенство всех перед законом и судом.
6. Самостоятельность, независимость суда, подчиненного только закону.
о всей видимости, постиндустриальное общество вне специфики тех или иных стран имеет общие черты, которые предопределяют следующие основные социальные предпосылки формирования правового государства.
Высокий уровень материального обеспечения населения
Высокий уровень культуры
В данном случае речь идет как о духовной культуре населения, так и о политической, правовой культуре, как элементах культуры демократии.
Демократия и политический плюрализм
Деидеологизация общества и управления
Гражданское общество,
его структура и условия
Гражданское общество –
это сфера свободной и
Потребности в продолжении рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют уже второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.
Наконец, третий, высший
уровень межличностных
Возникновение гражданского общества обусловило разграничение прав человека и прав гражданина. Права человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - государством.
Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому естественно, что сущность и качество общества зависят от качества составляющих его личностей. Формирование гражданского общества неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности.
Понятие и типы
избирательных систем. Избирательное
право и система в РБ.
Избирательная система - порядок организации
и проведения выборов в правительственные
учреждения или индивидуального руководящего
представителя (например, президента страны),
закрепленный в юридических нормах, а
также сложившейся практикой деятельности
государственных и общественных организаций.
Мажоритарная система основана на принципе большинства. Побеждает тот, то получит большинство голосов избирателей округа или всей страны. Она делится на 2 разновидности:
• абсолютного большинства, чаще используется на президентских выборах, при которой победитель должен получить больше половины голосов (50 % + 1 голос). Чаще всего проводится второй тур (РБ);
• относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.), где побеждает тот, кто получит большинство голосов. Нижнего предела явки нет.
При мажоритарной системе
в выборах участвуют как
При пропорциональной системе в выборах участвуют только политические партии. Вся страна – один избирательный округ. Каждая партия выдвигает свой список кандидатов и люди голосуют за этот список. После выборов определяется избирательная квота – min количество голосов для избрания 1 депутата. Места между партиями распределяются по числу полученных квот. Существует избирательный порог – установленный min голосов избирателей для прохождения в парламент (4-5 %). Главное достоинство этой системы – представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.
Смешанная система (Германия) сочетает элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Каждый избиратель имеет 2 голоса. Один он подает за конкретного кандидата по округу, второй – за ту или иную партию по общегосударственному списку. Первые голоса подсчитываются и места распределяются по мажоритарной системе, вторые – по пропорциональной.
Принципы избирательного
права, т.е. в РБ закреплено всеобщее,
равное, свободное, прямое избирательное право при тайном голосовании.
1) возрастной. Избирать - 18 лет, быть избранным
в палату представителей – 21 год, совета
республики – 30 лет, президентом – 35 лет.
2) Оседлости. Президент – проживать на
территории РБ не менее 10 лет перед выборами,
в совет республики – на территории области
или г. Минска не менее 5 лет.
3) Гражданство. Избирается только гражданин
РБ
4) Рождения. Президент – только гражданин
РБ по рождению.
Сущность, режимы и стадии политического процесса.
Под политическим процессом понимается вся совместная деятельность граждан, групп, институтов власти по обеспечению формирования, изменения, преобразования и функционирования политической системы. Политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменение её состояний во времени и пространстве.
Различают следующие стадии политического процесса:
1) конституирование, становление политической системы – совершается в момент создания качественно новой государственности, политической системы (в результате политической революции или радикальных реформ), всё время возобновляется через постоянное и действительное выражение согласия социальных объектов с установившейся политической системой;
2) функционирование существующей политической системы – совпадает со стабильным периодом общественного развития, когда господствующие социальные группы занимают прочное положение среди других социально-политических сил;
3) развитие политической системы – происходят частичные изменения в системе органов государства, реформирование деятельности политических партий и общественных организаций;
4) этап упадка, распада политической системы – совпадает с ростом социальных сил, заявляющих о себе новыми формулами организации политической жизни и общества.
Режим функционирования политическая система воспроизводит сложившиеся, повторяющиеся отношения между гражданами и государством, элитой и массами. Режим развития власти пытаются вывести политику на новый уровень, применить методы управления, отвечающие происходящим переменам как внутри общества, так и на международной арене.
Режим упадка, распада политической целостности характеризуется преобладанием центробежных тенденций над интеграцией. Принимаемые властями решения не выполняются, сами власти теряют легитимность, доверие масс.
Понятие, функции и типы политической культуры. Политическая культура в РБ.
Политическая культура – система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.
Познавательная функция – формирование у граждан необходимых общеполитических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности.
Интегративная функция – посредством общих стереотипов мышления и образцов политического поведения обеспечивается интеграция различных социальных групп, слоев и общностей в единое целое.
Коммуникативная функция – посредством составляющих ее политического языка, символов, норм, ценностей, образцов смыслового восприятия политических явлений и стереотипов поведения обеспечивается взаимопонимание различных субъектов политических отношений.
Регулятивная функция – благодаря устойчивым формам политического мышления и общепринятым нормам политического поведения обеспечивается определенный порядок в действиях различных субъектов политических отношений.
Воспитательная функция формирует определенный тип политического поведения, адекватный данной политической системе.
Традиционный тип политической культуры характерен для африканских племен или автономных местных общин. В этих обществах не существует специализированных политических ролей, подданные не ожидают никаких изменений со стороны политической системы и, не имеют установок на ее изменение.
В подданической политической культуре члены общества, зная о существовании специализированных политических институтов и испытывая к ним определенные чувства, весьма слабо ориентированы на активное участие в функционировании политической системы.
В политической культуре участия члены общества ориентированы на соответствующую
политическую систему, на активное участие
в деятельности всей системы. а нынешнем
этапе развития еспублики Беларусь как
никогда актуальной видится задача формирования
подлинно демократической культуры участия
граждан в поли-тике. В этом плане функционирование
механизмов политической жизни, а в особенности
системы выборов центральных
и местных органов государственной власти
и их отчетности перед избирателями, должно
укреплять у граждан уверенность в возможности
реально влиять на направленность
развития страны, на решение вопросов,
затрагивающих их повседневные интересы
и нужды.
Конфликт в политике, его виды, стадии, функции и способы разрешения.
Политический конфликт – это столкновение противоположных сил, интересов, мнений, взглядов по поводу политической власти, ее функционирования и использования.
Горизонтальные политические конфликты. В них борьба за власть и
властные полномочия ведется в рамках существующего режима. Например, между
правительством и парламентом, различными политическими группировками в
правящей элите, государством и отдельными субъектами политики (личностью,
группой, институтом) и т. д. Цели и причины возникновения горизонтальных конфликтов —совершенствование существующей системы власти
Вертикальные политические конфликты. В них конфронтация проходит по
линии «власть – общество». Различные социальные слои, классы и этнические группы в
этой структуре занимают различные позиции
Ф-ии. Положительные.
- объективного выражения неудовлетворенности;- разрядки напряженности;
- достижения внутригрупповой сплоченности;- коммуникативно-информационная;
- стимуляция социальных изменений.Отрицательные.
- создает угрозу интеграции общества, ликвидации данной политической системы;
- может отрицательно влиять на авторитет и функционирование власти;
- материально-разрушительная и жизненно-опасная;- духовно – деградирующая.
Решения:
1) подавление соперника с позиции силы;
2) компромисс, когда обе
стороны идут на согласованные
уступки и ни одна из
3) взаимный выигрыш, когда устанавливается консенсус или интегрированное взаимодействие
Политическое лидерство: природа, функции, типология.
Политическое лидерство - личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и психологических взаимоотношений и ориентаций в группе, организации, обществе.
Природные качества политического лидера: сила характера, воля, обаяние (магнетизм) личности, решительность, гипнотические способности, тонкая интуиция.
Функции полит лидера.Интегративная: объединение и согласование различных групп и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных обществом.Ориентационная: выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения.
Инструментальная: определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач.Мобилизационная: инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения.Коммуникативная: поддержание связей власти и масс с целью предупреждения отчуждения граждан от власти.
Информация о работе Органы законодательной власти Республики Беларусь: их структура и полномочия