Органы законодательной власти Республики Беларусь: их структура и полномочия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:40, реферат

Краткое описание

ЗЗаконодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент — Национальное собрание. Нижняя палата — Палата Представителей, верхняя — Совет Республики.
Национальное собрание было создано в 1996 году в связи с изменением Конституции, когда прекратились полномочия Верховного Совета Республики Беларусь, бывшего парламентом до этого. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.

Файлы: 1 файл

Шпоры по политологии.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правовое государство, его основные принципы и условия  его формирования.

Правовое  государство - это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной властей.

Принципы:

1. Верховенство  права   и  закона.

2. Обеспечение гарантий  прав и свобод граждан, высокий  уровень защищенности личности.

3. Взаимная  ответственность   гражданина и  государства.

4. Разделение  властей.

5. Равенство  всех  перед законом и судом.

6. Самостоятельность,  независимость  суда, подчиненного  только  закону.

о всей видимости, постиндустриальное общество вне специфики тех или  иных стран имеет общие черты, которые предопределяют следующие  основные социальные предпосылки формирования правового государства.

Высокий уровень материального  обеспечения населения

Высокий уровень культуры

В данном случае речь идет как о духовной культуре населения, так и о политической, правовой культуре, как элементах культуры демократии.

Демократия и политический плюрализм

Деидеологизация общества и управления

Гражданское общество, его структура и условия формирования.

Гражданское общество –  это сфера свободной и самостоятельной  деятельности граждан. К гражданскому обществу относят: экономику, культуру, церковь, образование, политические партии, профсоюзы, общественные организации, СМИ. Оно имеет разветвленную систему независимых от государства общественных институтов, реализующих повседневные индивидуальные и коллективные потребности. Поскольку интересы граждан неравнозначны, постольку и сферы гражданского общества имеют определенную соподчиненность, которую можно выразить следующим образом. Базовые человеческие потребности в пище, одежде, жилье и т.д., обеспечивающие жизнедеятельность индивидов, удовлетворяют производственные отношения. Они составляют как бы первый уровень межличностных взаимосвязей. Эти потребности реализуются через такие общественные институты, как профессиональные, потребительские и иные объединения и ассоциации.

Потребности в продолжении  рода, здоровье, воспитании детей, духовном совершенствовании и вере, информации, общении и т.д. реализует комплекс социокультурных отношений, включающий семейно-брачные, религиозные, этнические и иные взаимодействия. Они образуют уже второй уровень межличностных взаимосвязей. Потребности данного уровня удовлетворяются в рамках таких институтов, как семья, церковь, образовательные и научные учреждения, творческие союзы, спортивные общества и т.д.

Наконец, третий, высший уровень межличностных отношений  составляют политико-культурные отношения, которые способствуют реализации потребности в политическом участии, связанных индивидуальным выбором на основе политических предпочтений и ценностных ориентаций. Этот уровень предполагает сформированность у индивида конкретных политических позиций. Политические предпочтения индивидов и групп реализуются с помощью групп интересов, политических партий, движений и т.д.

Возникновение гражданского общества обусловило разграничение  прав человека и прав гражданина. Права  человека обеспечиваются гражданским обществом, а права гражданина - государством.

Основа гражданского общества - цивилизованный, самодеятельный, полноправный индивид, поэтому естественно, что сущность и качество общества зависят от качества составляющих его  личностей. Формирование гражданского общества неразрывно связано с формированием идеи индивидуальной свободы, самоценности каждой личности.

 

Понятие и типы избирательных систем. Избирательное  право и система в РБ. 
Избирательная система - порядок организации и проведения выборов в правительственные учреждения или индивидуального руководящего представителя (например, президента страны), закрепленный в юридических нормах, а также сложившейся практикой деятельности государственных и общественных организаций.

Мажоритарная система основана на принципе большинства. Побеждает тот, то получит большинство голосов избирателей округа или всей страны. Она делится на 2 разновидности:

• абсолютного большинства, чаще используется на президентских выборах, при которой победитель должен получить больше половины голосов (50 % + 1 голос). Чаще всего проводится второй тур (РБ);

• относительного большинства (США, Великобритания, Канада, Франция, Япония и др.), где побеждает тот, кто получит большинство голосов. Нижнего предела явки нет.

При мажоритарной системе  в выборах участвуют как представители  партий, так и независимые кандидаты. Вся страна делится на округа по числу мест в парламенте.

При пропорциональной системе в выборах участвуют только политические партии.  Вся страна – один избирательный округ. Каждая партия выдвигает свой список кандидатов и люди голосуют за этот список. После выборов определяется избирательная квота – min количество голосов для избрания 1 депутата. Места между партиями распределяются по числу полученных квот. Существует избирательный порог – установленный min голосов избирателей для прохождения в парламент (4-5 %). Главное достоинство этой системы – представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет активизировать участие граждан в выборах и политике в целом.

Смешанная система (Германия) сочетает элементы мажоритарной и пропорциональной избирательных систем. Каждый избиратель имеет 2 голоса. Один он подает за конкретного кандидата по округу, второй – за ту или иную партию по общегосударственному списку. Первые голоса подсчитываются и места распределяются по мажоритарной системе, вторые – по пропорциональной.

Принципы избирательного права, т.е. в РБ закреплено всеобщее, равное, свободное, прямое избирательное право при тайном голосовании. 1) возрастной. Избирать - 18 лет, быть избранным в палату представителей – 21 год, совета республики – 30 лет, президентом – 35 лет. 
2) Оседлости. Президент – проживать на территории РБ не менее 10 лет перед выборами, в совет республики – на территории области или г. Минска не менее 5 лет. 
3) Гражданство. Избирается только гражданин РБ 
4) Рождения. Президент – только гражданин РБ по рождению.

Сущность, режимы и стадии политического процесса.

Под политическим процессом понимается вся совместная деятельность граждан, групп, институтов власти по обеспечению формирования, изменения, преобразования и функционирования политической системы. Политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы, изменение её состояний во времени и пространстве.

Различают следующие стадии политического процесса:

1) конституирование, становление политической системы – совершается в момент создания качественно новой государственности, политической системы (в результате политической революции или радикальных реформ), всё время возобновляется через постоянное и действительное выражение согласия социальных объектов с установившейся политической системой;

2) функционирование  существующей политической системы – совпадает со стабильным периодом общественного развития, когда господствующие социальные группы занимают прочное положение среди других социально-политических сил;

3) развитие  политической системы – происходят частичные изменения в системе органов государства, реформирование деятельности политических партий и общественных организаций;

4) этап упадка, распада политической системы – совпадает с ростом социальных сил, заявляющих о себе новыми формулами организации политической жизни и общества.

Режим функционирования политическая система воспроизводит сложившиеся, повторяющиеся отношения между гражданами и государством, элитой и массами. Режим развития власти пытаются вывести политику на новый уровень, применить методы управления, отвечающие происходящим переменам как внутри общества, так и на международной арене.

Режим упадка, распада политической целостности характеризуется преобладанием центробежных тенденций над интеграцией. Принимаемые властями решения не выполняются, сами власти теряют легитимность, доверие масс.

 

 

Понятие, функции  и типы политической культуры. Политическая культура в РБ.

Политическая  культура – система исторически сложившихся, относительно устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственной деятельности субъектов политического процесса и воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

Познавательная  функция – формирование у граждан необходимых общеполитических знаний, взглядов, убеждений и политической компетентности.

Интегративная функция – посредством общих стереотипов мышления и образцов политического поведения обеспечивается интеграция различных социальных групп, слоев и общностей в единое целое.

Коммуникативная функция – посредством составляющих ее политического языка, символов, норм, ценностей, образцов смыслового восприятия политических явлений и стереотипов поведения обеспечивается взаимопонимание различных субъектов политических отношений.

Регулятивная функция – благодаря устойчивым формам политического мышления и общепринятым нормам политического поведения обеспечивается определенный порядок в действиях различных субъектов политических отношений.

Воспитательная функция формирует определенный тип политического поведения, адекватный данной политической системе.

Традиционный тип политической культуры характерен для африканских племен или автономных местных общин. В этих обществах не существует специализированных политических ролей, подданные не ожидают никаких изменений со стороны политической системы и, не имеют установок на ее изменение.

В подданической политической культуре члены общества, зная о существовании специализированных политических институтов и испытывая к ним определенные чувства, весьма слабо ориентированы на активное участие в функционировании политической системы.

В политической культуре участия члены общества ориентированы на соответствующую политическую систему, на активное участие в деятельности всей системы. а нынешнем этапе развития еспублики Беларусь как никогда актуальной видится задача формирования подлинно демократической культуры участия граждан в поли-тике. В этом плане функционирование механизмов политической жизни, а в особенности системы выборов центральных 
и местных органов государственной власти и их отчетности перед избирателями, должно укреплять у граждан уверенность в возможности реально влиять на направленность 
развития страны, на решение вопросов, затрагивающих их повседневные интересы и нужды.

Конфликт в  политике, его виды, стадии, функции  и способы разрешения.

Политический  конфликт – это столкновение противоположных сил, интересов, мнений, взглядов по поводу политической власти, ее функционирования и использования.

Горизонтальные политические конфликты. В них борьба  за  власть  и

властные полномочия ведется в рамках существующего  режима.  Например,  между

правительством  и  парламентом,  различными  политическими  группировками  в

правящей элите, государством и отдельными  субъектами  политики  (личностью,

группой, институтом) и  т. д.  Цели   и   причины   возникновения   горизонтальных    конфликтов    —совершенствование существующей системы  власти

Вертикальные политические конфликты. В них конфронтация проходит по

линии  «власть  –  общество». Различные социальные слои, классы и этнические группы  в

этой структуре занимают различные позиции 

Ф-ии. Положительные.

-  объективного  выражения   неудовлетворенности;-  разрядки   напряженности; 

-  достижения  внутригрупповой   сплоченности;-  коммуникативно-информационная;

- стимуляция  социальных  изменений.Отрицательные.

-  создает  угрозу  интеграции  общества, ликвидации  данной  политической  системы;

-  может   отрицательно   влиять  на   авторитет   и  функционирование  власти;

-  материально-разрушительная и жизненно-опасная;- духовно – деградирующая.

Решения:

 1) подавление соперника с позиции силы;

2) компромисс, когда обе  стороны идут на согласованные  уступки и ни одна из противоборствующих  сторон не остаётся ни в  выигрыше, ни в проигрыше;

3) взаимный выигрыш, когда устанавливается консенсус или интегрированное взаимодействие

Политическое  лидерство: природа, функции, типология.

Политическое  лидерство - личностная способность влиять на политическое поведение и политическую деятельность людей, обусловленная системой социально-политических и психологических   взаимоотношений   и  ориентаций  в группе, организации, обществе.

Природные качества политического  лидера: сила характера, воля, обаяние (магнетизм) личности, решительность, гипнотические  способности, тонкая интуиция.

Функции полит лидера.Интегративная: объединение и согласование различных групп и интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных обществом.Ориентационная: выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности  групп населения.

Инструментальная: определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач.Мобилизационная: инициирование необходимых изменений с помощью создания развитых стимулов для населения.Коммуникативная: поддержание связей власти и масс с целью предупреждения отчуждения граждан от власти.

Информация о работе Органы законодательной власти Республики Беларусь: их структура и полномочия