Органы законодательной власти Республики Беларусь: их структура и полномочия

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 00:40, реферат

Краткое описание

ЗЗаконодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент — Национальное собрание. Нижняя палата — Палата Представителей, верхняя — Совет Республики.
Национальное собрание было создано в 1996 году в связи с изменением Конституции, когда прекратились полномочия Верховного Совета Республики Беларусь, бывшего парламентом до этого. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.

Файлы: 1 файл

Шпоры по политологии.doc

— 239.00 Кб (Скачать)

Органы законодательной  власти Республики Беларусь: их структура  и полномочия

ЗЗаконодательную власть осуществляет двухпалатный Парламент — Национальное собрание. Нижняя палата — Палата Представителей, верхняя — Совет Республики.

Национальное собрание было создано  в 1996 году в связи с изменением Конституции, когда прекратились полномочия Верховного Совета Республики Беларусь, бывшего парламентом до этого. Срок полномочий Национального собрания — 4 года.

Состав Палаты представителей — 110 депутатов. Избрание депутатов осуществляется на основе всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы происходят по одномандатным округам. Палата представителей первого созыва (1996—2000) формировалась из депутатов распущенного Верховного Совета. Палата представителей второго созыва действовала в 2000—2004 годах, третьего — с 2004 года. Основные полномочия Палаты представителей:

рассматривает и принимает проекты  законов;

назначает выборы Президента;

даёт согласие Президенту на назначение премьер-министра;

выражает вотум недоверия правительству;

выдвигает обвинения против Президента.

Совет Республики является палатой  территориального представительства. Он состоит из 64 членов: по 8 членов избирают областные и Минских городской совет при тайном голосовании, ещё 8 членов назначает Президент. Основные полномочия Совета Республики:

одобрение или отклонение проектов законов, принятых Палатой представителей;

избирает шесть судей Конституционного Суда и шесть членов Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов;

дает согласие на назначение Президентом  Председателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда и других высших должностных  лиц;

контролирует работы местных советов депутатов, может отменять их решение или распустить в случае нарушения законодательства;

рассматривает указы Президента о  введении чрезвычайного и военного положения;

принимает решение об отрешении  Президента от должности.

 

Органы исполнительной власти Республики Беларусь: их структура  и полномочия.

Совет Министров Республики Беларусь — высший орган исполнительной власти, осуществляющий руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов в Беларуси.

Главой Совета Министров является Премьер-министр, который назначается Президентом Республики Беларусь с согласия нижней палаты Парламента Республики Беларусь.

Совет Министров Беларуси в своей  деятельности подотчётен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед Национальным собранием Республики Беларусь. Заместителями Премьер-министра являются Первый заместитель Премьер-министра и заместители Премьер-министра [1].

В Совет Министров Беларуси входят[1]:

Премьер-министр Республики БеларусьЗаместители Премьер-министра Республики БеларусьГлава Администрации Президента Республики БеларусьПредседатель Правления Национального банка Республики Беларусь

Министры председатели государственных комитетов

Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси

Председатель Правления  Белорусского республиканского союза  потребительских обществ

иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.

·  ласти;

·  разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики и принимает меры по их реализации;

·  разрабатывает и представляет Президенту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет о его исполнении;

·  обеспечивает проведение единой экономической, финансовой, кредитной и денежной политики, государственной политики в области науки, культуры, образования, здравоохранения, экологии, социального обеспечения и оплаты труда;

·  принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, национальной безопасности и обороноспособности, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; выступает от имени собственника в отношении имущества, являющегося собственностью Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;

·  обеспечивает исполнение Конституции, законов и декретов, указов и распоряжений Президента;

·  отменяет акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

·  осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и актами Президента.

 

Органы судебной власти Республики Беларусь: их структура  и полномочия.

Судебная власть принадлежит судам, судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов запрещается. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе. Судебная система состоит из районных и городских судов — суды первой инстанции; областных и города Минска, Верховного суда, Высшего хозяйственного суда. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону.

Верховный Суд Республики Беларусь действует в составе:

Пленума Верховного Суда Республики Беларусь

Президиума Верховного Суда Республики Беларусь

судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь

судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь

судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности  Верховного Суда Республики Беларусь

Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь

Верховный Суд Республики Беларусь возглавляет систему общих судов и является высшим судебным органом, который осуществляет правосудие по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, осуществляет надзор за судебной деятельностью общих судов и реализует иные полномочия в соответствии с законодательными актами.

Конституционный Суд  Белоруссии осуществляет контроль за конституционностью нормативных актов  в государстве. Конституционный  Суд Республики Беларусь формируется  в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судей Конституционного Суда назначаются Президентом Республики Беларусь, шесть судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Президент Республики Беларусь: полномочия и место в  политической системе

резидент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина.

Президент олицетворяет единство народа, гарантирует реализацию основных направлений внутренней и  внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими  государствами и международными организациями. Президент принимает  меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осуществляет посредничество между органами государственной власти.

Президентом  может  быть  избран гражданин Республики Беларусь по рождению,  не  моложе  35  лет,  обладающий  избирательным правом  и  постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами.

Президент избирается на пять лет непосредственно народом  Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого  избирательного права при тайном голосовании.

Обладает широким кругом полномочий, основными из которых  являются:

определяет структуру  Правительства Республики Беларусь, назначает на должность и освобождает  от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства;

принимает решение об отставке Правительства или его  членов;

назначает руководителей республиканских органов государственного управления и определяет их статус;

подписывает законы;

имеет право в порядке, установленном Конституцией, возвратить закон или отдельные его положения  со своими возражениями в Палату представителей;

имеет право отменять акты правительства;

является Главнокомандующим  Вооруженными Силами Республики Беларусь;

назначает республиканский  референдум;

может издавать декреты, имеющие силу закона.

 

Формы государственного правления: монархия и республика

Форма правления характеризует способ организации государственной власти, включающий порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением. Формы правления в значительной мере различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае, согласно сложившемуся представлению, имеет место монархическая форма правления; во втором – республиканская.

Мона́рхия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д.) и передаётся по наследству. Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха. При абсолютной монархии возможные существующие органы власти полностью подотчётны монарху, а воля народа официально может выражаться максимум через совещательный орган (в настоящее время Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар).

Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Япония 1889—1945 гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентарная монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

Парламентарная монархия — вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию. При парламентарной монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).

Дуалистическая монархия (лат. Dualis — двойственный) — вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.

Респу́блика— форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (в том числе и другими органами). Парла́ментская респу́блика — разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства

 

Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности. ри определении признаков тоталитаризма у ученых наибольшей популярностью пользуется модель, предложенная американскими политологами К. Фридрихом и З. Бжезинским, включающая в себя шесть базовых характеристик: 
- централизованное руководство и управление экономикой; 
- всеобщий контроль над поведением индивида в социальной сфере; 
- признание руководящей роли одной партии в политической сфере и осуществление ею своей диктатуры (государственные и партийные структуры сливаются и формируется феномен "партия-государство"); 
- господство официальной идеологии; 
- сосредоточение в руках государства и партии всех средств массовых коммуникаций;  
- концентрация в руках партии и государства всех средств вооруженного насилия.  
 Таким образом, государство осуществляет тотальный контроль над всеми сферами жизнедеятельности общества в целом и отдельного индивида в том числе. Среди политологов утвердилось и более краткое определение тоталитаризма - это закрытая система, в которой все - от воспитания детей до выпуска продукции - контролируется из единого центра.

Авторитаризм (от лат. auctor - зачинатель, основатель, творец и auctoritas - мнение, решение, право) определяют как  режим, смысл правления при котором  заключается в концентрации власти в руках одного или нескольких лидеров, не уделяющих внимания достижению общественного согласия относительно легитимности их власти. Иногда тоталитаризм рассматривается как крайняя форма авторитарного режима.  
 Современные авторитарные режимы имеют ряд черт переходного режима, занимая промежуточное положение между демократией и тоталитаризмом. Авторитарный режим может выступать в форме диктатуры и быть более либеральным. Последние формы авторитаризма представляют собой своеобразный симбиоз автократических и демократических тенденций. Такие гибридные режимы получили различные наименования: Демократический политический режим. В переводе с греческого "демократия" означает "власть народа" (demos - народ, cratos - власть). Более развернутое определение демократии было дано американским президентом А. Линкольном - правление народа, избранное народом и для народа.  
 Суверенитет народа ,периодическая выборность основных органов власти , Всеобщее, равное и тайное избирательное право. Конституция Принцип разделения властей арантия основных прав человека Политический плюрализм Свобода выражения политических суждений

Информация о работе Органы законодательной власти Республики Беларусь: их структура и полномочия