Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 11:26, реферат
В толковых словарях есть множество определений государственного долга, например:
Сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам. Различают внешний государственный долг и внутренний государственный долг. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.
При этом здесь возможно также получение дисконта, если цена приобретения облигаций при первичном размещении или на вторичных торгах - будет меньше цены их реализации, в том числе при погашении облигаций по их номиналу:
облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) в этом случае размеры всех купонов определяются как постоянная величина на весь период до погашения;
облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ-ФД) в данном случае величина купонного дохода устанавливается при выпуске как фиксированная величина, которая может различаться для различных периодов выплат;
облигации
федерального займа с амортизацией
долга (ОФЗ-АД). Впервые были выпущены
в мае 2002г. Главная особенность
ОФЗ-АД в том, что погашение номинальной
стоимости облигаций
ГСО - государственные сберегательные облигации с индексированным по уровню инфляции доходом. Сравнительно новый вид облигаций, имеющих специфические особенности по размещению, обращению, расчету купонного дохода и объему.
Реформирование
и развитие пенсионной реформы, начатое
Правительством Российской Федерации
в 2002 году, и развитие страховых институтов
вызвало необходимость выпуска
привлекательных рублевых ценных бумаг
для размещения накапливаемых
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 6 января 2001 года №771 "Вопросы эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций" и приказа Минфина России от 19 августа 2004 года №68н "Об утверждении условий эмиссии и обращения государственных сберегательных облигаций" Минфин России приказом от 10 января 2006 года №1н утвердил Положение об обслуживании государственных сберегательных облигации. В соответствии с нормами указанных документов владельцами облигаций могут быть юридические лица, являющиеся резидентами Российской Федерации (инвесторы): страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды, Пенсионный фонд Российской Федерации, иные государственные внебюджетные фонды Российской Феде-рации (в случае если инвестирование средств фондов в государственные ценные бумаги Российской Федерации предусмотрено законодательством Российской Федерации).
Основным отличием государственных сберегательных облигаций от облигаций федеральных займов является то, что ГСО на вторичном рынке не обращаются, залог облигаций не допускается.
Инвестирование средств в ГСО дает институциональным инвесторам ряд преимуществ по сравнению с другими низкорискованными инструментами размещения средств, в частности позволяет избежать переоценки таких вложений при изменении рыночной стоимости, а также соответствует зарубежной практике использования подобными категориями инвесторов аналогичных нерыночных инструментов.
Инвесторы имеют право на предъявление облигаций к выкупу в даты, определенные в решении о выпуске облигаций, и к обмену на федеральные государственные ценные бумаги в соответствии с решением о выпуске облигаций и в порядке, предусмотренном утвержденным Положением, при этом предъявление инвесторами облигаций к выкупу осуществляется на добровольной основе.
Размещение облигаций осуществляется на аукционе либо по закрытой подписке. Размещение облигаций по закрытой подписке осуществляется путем заключения договора купли - продажи облигаций между эмитентом - Минфином России и инвестором.
Минфин России может проводить аукцион по размещению облигаций как по различным ценам, так и по единой цене. Процентные ставки купонного дохода могут быть постоянными (для всех купонных периодов процентная ставка совпадает) или фиксированными (для всех купонных периодов процентная ставка определена, но не совпадает). Для краткосрочных облигаций могут быть установлены нулевые процентные ставки купонного дохода.
Облигации выпускаются специально для консервативных инвесторов, являются специальным финансовым инструментом, привлекательным для инвесторов, которые ориентированы на долгосрочное инвестирование и держат, как правило, ценные бумаги в своем портфеле до наступления срока их погашения, бумаги средне - и долгосрочные.
Сбербанк России выполняет функции агента и депозитария по обращению ГСО. Первое размещение ГСО-ФПС (фиксированная процентная ставка на каждый купонный период) было проведено Сберегательным банком Российской Федерации по закрытой подписке в июле 2006 года. Ставка купонного дохода составила от 8,55% до 6% годовых. А в декабре 2006 года был проведен аукцион по размещению ГСО-ППС (постоянная процентная ставка по всем купонным периодам).
Рынок
внутреннего долга не может считаться
уникальным явлением в мировой практике
- почти все страны мира, где финансовая
сфера присутствует в более или
менее оформленном виде и имеются
хотя бы приблизительные очертания
финансовых рынков, выпускают государственные
ценные бумаги. Учреждение российского
рынка внутреннего долга было
призвано ликвидировать практику прямого
(эмиссионного) кредитования Центральным
Банком РФ Министерства финансов РФ. Одновременно
решалась задача создания значительного
по размерам рынка государственных
ценных бумаг, который характеризовался
бы высокой ликвидностью и низкими
рисками федеральных облигаций.
Развитие российского рынка внутреннего
долга было непосредственно связано
с эволюцией национальной финансовой
сферы, действиями денежных властей, как
в области осуществления
Основное
увеличение внутреннего долга произошло
в предкризисный период с 1993 по 1998
годы, когда бурно рос рынок
государственных ценных бумаг, выпускаемых
для покрытия дефицита бюджета. Тогда
же задолженность различных
За последние 10 лет после кризиса 1998 года внутренний долг увеличился на 186,57% или на 841,38 млрд. рублей, что соответствует планам правительства в долгосрочной перспективе, что наглядно представлено в приложении на рисунке 2.3
Эволюцию рынка государственных ценных бумаг можно вполне логично разбить на этапы которые отражают его интенсивное развитие, появление ресурсных ограничений, открытие рынка для внешнего капитала, возникновение глубокого кризиса и, наконец, посткризисную историю рынка.
На
текущий момент можно выделить 5
этапов развития российского рынка
внутреннего долга. Этап 1 связан с
переходом российских денежных властей
от прямого финансирования Центральным
банком РФ дефицита федерального бюджета
к созданию рынка федеральных
облигаций. Этап 2 обусловлен возникновением
ресурсных ограничений для