Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 11:30, статья
Государственный долг и его регулирование - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики. В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране
Нужнова Инна Александровна Учетно-финансовый факультет, специальность «Финансы и кредит»
Ставропольский Государственный Аграрный Университет
Клишина Юлия Евгеньевна, кандидат экономических наук
Тема: «Анализ современного внутреннего долга Российской Федерации»
Государственный долг и его регулирование - одна из наиболее актуальных и сложных проблем для современной российской экономики. В настоящий момент проблема обслуживания государственного долга - один из ключевых факторов макроэкономической стабильности в стране Подавляющее число стран, таких как США, Япония, Германия, испытывает недостаток собственных ресурсов для осуществления внутренних вложений, покрытия дефицита государственного бюджета, проведения социально-экономических преобразований и выполнения долговых обязательств по внешним заимствованиям. Одни из них являются в большей мере кредитором, чем заемщиком, другие наоборот. Но практически во всех этих странах сложилась долговая экономическая система. Финансовая неустойчивость стала характерной чертой глобальной экономики и носит системный характер. На приток и отток капиталов, как правило, влияют финансовые условия в ведущих промышленно развитых странах мира, то есть внешний фактор. Однако особенности новой ситуации должным образом не учитываются в связи с чрезмерной верой в рынок как таковой. Причиной возникновения и нарастания государственного долга является постоянный дефицит государственного бюджета. Государственный долг вызван использованием государственных займов в качестве одной из форм привлечения денежных ресурсов для расширения воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. К примеру , сейчас в России, несмотря на дефицит бюджета, правительство продолжает политику наращивания государственных расходов. Страна активно занимает деньги на внутреннем рынке, так как поведение внутренней валюты более предсказуемо, чем колебания курсов мировых валют, что показали потрясения 2008-2010 годов. Но наращивание объема государственных заимствований несет угрозу для долговой устойчивости России.
Эксперты счетной палаты отмечают, что за 2011г. государственный внутренний долг РФ, выраженный в ценных бумагах вырос на 44% - до 3 трлн 546,4 млрд руб. по состоянию на 1 января 2012г. Об этом говорится в материалах Министерства финансов РФ. На 1 января 2011г. внутренний госдолг составлял 2 трлн 461,6 млрд руб. В декабре 2011г. этот показатель вырос на 0,3% по сравнению с предыдущим месяцем. При этом проект федерального бюджета на 2012-2014гг. предусматривает последующее удвоение объема государственного долга[1]. Государственный внутренний долг России в 2011 году вырос на 42,5% и составил на начало 2012 года 4 трлн. 190,55 млрд. руб., говорится в опубликованных материалах Минфина[2]. Более значительный рост внутреннего госдолга за год был зафиксирован в предыдущий раз в 1996 году, когда он повысился на 94% и достиг 364,46 млрд. руб. До этого он рос скачками на 330, 460 и 113% с 3,57 млрд. руб. в 1993 году до 187,74 млрд. руб. в 1995 году[3]. Однако Россия входит в число стран с низким уровнем долговой нагрузки. В настоящее время отношение госдолга к ВВП и доля расходов на его обслуживание пока далеки от пороговых значений в расходах федерального бюджета. По мнению экспертов госдолг может вырасти до 17% ВВП уже к 2013 году. В лучшем случае этот уровень будет достигнут ближе к 2014 году. По итогам прошлого года госдолг находился на уровне 9,9% ВВП. Если вспомнить параметры бюджета, то становится очевидно, что не позднее чем через два года уровень госдолга составит не менее 11 трлн. руб. Такой рост уровня госдолга, даже если он будет происходить только за счет внутреннего долга, может негативно повлиять на экономическую стабильность страны. Вряд ли такой объем средств можно будет привлечь только за счет внутренних ресурсов, поскольку они очень ограниченны, и рост внешнего госдолга также будет достаточно интенсивным. Это может привести к тому, что рейтинги России будут снижены международными рейтинговыми агентствами, что отпугнёт иностранных инвесторов. На данный момент на одного россиянина приходится всего 1 тыс. долларов государственного долга. По этим показателям Россия занимает 93-е и 74-е места соответственно из 97 проанализированных стран. В то же время, значения показателей, характеризующих отношение объема государственного долга или годовой суммы платежей по погашению и обслуживанию долга к доходам федерального бюджета, приближаются к пороговому значению. Такая тенденция свидетельствует о высоком риске недостаточности бюджетных доходов для покрытия заимствований федерального правительства, планируемого в перспективе. Общее ускорение динамики роста внутреннего госдолга России соответствует политике, которую анонсировало Правительство. Министерство финансов предложило, а кабинет министров утвердил утроение госдолга: с нынешних 4,6 трлн. рублей (9% ВВП) до 12 трлн. рублей (17% ВВП) на конец 2014 года. Правительство России готовится к беспрецедентным займам: госдолг должен вырасти более чем в три раза. Его размеры в любом случае будут значительно опережать развитые и развивающиеся страны. Так например, у Японии госдолг равен 220% ВВП, у США — 92%, у Бразилии — 66%. Планируется, что в 2012-2013 годах дефицит бюджета составит 2,7% ВВП, в 2014 г. — не превысит 2,3% ВВП. Также Министерство финансов рассчитывает в 2012-2014 годах за счет внутренних займов закрывать 90% дефицита, который составит 1,57 трлн. рублей в 2012 году, 1,74 трлн. рублей — в 2013-м и 1,65 трлн. рублей — в 2014 году. Однако пополнять суверенные фонды является крайне трудной задачей, потому что почти все нефтегазовые доходы тратились и будут тратиться. В Резервный фонд доходы от нефти и газа предполагается направлять в весьма небольшом объеме и недолго: в 2012 году — 3,3% доходов, в 2013 году — 1%, а на 2014 г. вообще не запланирован. Долговая стратегия России зависит от цены нефти. Если нефть подешевеет до 60 долларов (критический минимум был достигнут 1 марта 2009 года - 43,38 доллара) за баррель, дефицит достигнет 5% ВВП, что было оговорено в разработанном Минфином документе под названием «Основные направления долговой политики РФ на 2012-2014 годы» [4]. В современной России появление долга связано исключительно с ухудшением экономической ситуации не только в стране, но и в мире. В данной ситуации необходимо не только усиление внимания к отдельным, хотя и важным проблемам долговой политики, а комплексный подход к решению всех макроэкономических проблем, включая повышение доходов и эффективности расходов средств госбюджета. В настоящий момент данная ситуация может привести к тому, что фондовый рынок России будет стремительно падать, так как интерес к нему со стороны инвесторов существенно снизится. Также это повлияет на очень многие промышленные предприятия и на финансовый сектор, поскольку привлекать заемные средства им станет дороже и сложнее. Кроме того, может вырасти и долговая нагрузка как у бизнеса, так и у населения. Однако не в любом случае государственный долг является отрицательным показателем, более того грамотно распорядившись возможностью привлечения заемных средств (и как следствие увеличив государственный долг) станет возможным не только улучшить экономическую ситуацию в стране и решить остро вставшие социальные проблемы, но и просто использовать его как источник финансирования в соответствии с принципами грамотного финансового менеджмента с большой пользой для своей страны.
Список литературы
Информация о работе Анализ современного государственного внутреннего долга